К 4-летию ЦГИ «Звезда Крама»
Апрель 22, 2015 в Книги, Мысли вслух, Лара Сазонова, Маргарита Серебрянская, Татьяна Борозенцева, Юлия Ромашко, Юрий Лысенко, просмотров: 2739
Есть книги, которые…
Есть книги, которые хранят между строк секрет счастья. Есть книги, в которых можно найти способ мудро править миром или хотя бы собственным домом.
Есть книги, о которых быстро забываешь. Есть книги, которые много раз открываешь с трепетом и замиранием сердца. А открыв, уже не помнишь о волнениях и заботах повседневности, потому что чувствуешь запах дальних странствий, начинаешь вглядываться в горизонт и различать там очертания неведомых городов, встречаешь удивительных по красоте животных и птиц, знакомишься с мудрыми людьми, обошедшими весь свет и познавшими его тайны.
… А знаем ли мы с вами, зачем читаем? Всегда ли отдаём себе в этом отчёт? Умеем ли правильно прочесть то, что попадает нам в руки? Большинство из нас смотрит на чтение как на единственный, трудный и неизбежный путь к профессиональному образованию. А есть те, для которых чтение – сиюминутное удовольствие, способ убить время. Им, в сущности, всё равно, что читать, лишь бы не одолела скука.
И тот, и другой читатель находят в чтении некоторую пользу, однако во всей своей глубине она им неизвестна, они даже не в состоянии её оценить. А ведь чтение имеет ценность лишь тогда, когда оно побуждает к энергичной жизни. Ни один час чтения не должен быть потрачен впустую. Время, проведённое над книгой, пропало зря, если не вселило в читателя хотя бы немного силы, бодрости, душевной крепости, не стимулировало к мыслительной работе. При чтении надо отдавать себе отчёт, что литература – это прежде всего сосредоточение, собирание воедино разрозненных вещей, что в результате должно привести к особой тонкости вашего понимания прочитанного. Если при чтении у кого-то не возникает воли к тому, чтобы напрягать внимание, наблюдать, запоминать, сочувствовать и сопереживать, то он поверхностный читатель. Значит, и ответа на простые и вечно актуальные вопросы «быть или не быть?» и «что делать?» он не найдёт.
Татьяна Борозенцева: Читая, я учусь. Мне бесконечно интересен мир людей. Интересом к Человеку пропитана вся русская классика. Американский писатель Шервуд Андерсон даже говорил: «До тех пор, пока я не нашёл русских прозаиков – Толстого, Тургенева, Чехова, – я никогда не читал прозы, которая бы меня удовлетворяла… Их сюжеты естественно возникают из переплетений человеческих отношений, и всюду, на каждой странице, чувствуется жизнь…»
На моём книжном столе сейчас тоже Чехов, Толстой, Тургенев. Ещё украинские классики — Иван Франко, Леся Украинка, Пантелеймон Кулиш. Из недавно прочитанного особо выделяю роман «Волкодав» Марии Семёновой. Настоящий, живой, дышащий. Мне очень интересно узнавать, как жили люди в древние века, как были устроены их государства, как принимались решения. В нескольких словах — что и к чему приводило. Я сравниваю их с нами: что у нас общего? Чем мы разнимся? Что нам, потомкам, удалось сохранить, приумножить?.. Очень интересен уклад семьи в старину, отношения мужчин и женщин, детей и родителей. Вчитываясь в книжные строки, я ищу между ними главные ценности: к чему люди стремились, на что надеялись, чем руководствовались? Система ценностей современности и прошедших веков так противоречива. Мне всегда интересен выбор, сам процесс предпочтения одного другому.
Когда читаю, активно представляю себя внутри книги, в самом действии, в образах понравившихся героев. Если я не вхожу в такое состояние, я откладываю книгу — чтобы взять её позже, когда появится ощущение полного внимания и сосредоточенности. Добавлю, что всегда стараюсь сама составить мнение о персонажах истории. Перечитывая «Войну и мир», вдруг заметила, что Толстой с первых же эпизодов формирует моё отношение к его героям. Почувствовала внутреннее недовольство… Я ведь хочу узнавать героев постепенно, добавляя и убавляя разные штрихи, и дать им свою собственную оценку. С другой стороны, по-своему интересно вступать в дискуссию с автором, полемизировать по поводу характеров персонажей.
В целом, литература даёт мне ощущение связи во времени и пространстве с людьми иных времён. Ведь люди были до меня, будут после меня. А я есть сейчас. И чтение помогает мне в поисках ответа на главный вопрос: в чём же моё предназначение? Для чего живу я?..
Юрий Лысенко: Кроме профессионального роста, есть же и рост духовный, верно? Книга очень помогает в этом, помогает строить себя, своё внутреннее здание. На моём журнальном столе дома всегда не меньше десятка книг. Самых разнообразных – от научной литературы до духовной. Поэзия, история. Читаю, к сожалению, только по вечерам, работа занимает много времени. Телевизор в последнее время совсем не смотрю. В любом случае, предпочту ему книгу. Её я, по крайней мере, выбираю для себя сам. А по телевизору вынужден смотреть то, что предлагают. Можно даже сказать, навязывают.
Лара Сазонова: В последнее время читаю всё больше. Осознание того, что хорошая литература – это действительно кладезь вечной мудрости, пришло только сейчас. Очень сожалею об упущенном времени, которое не вернёшь. Стараюсь наверстать хотя бы частично!
Раньше ведь не было телевизора, который многое упростил (если не сказать «довёл до примитивности»), были только книги, делавшие картину жизни значительно глубже, объёмнее, сложнее. Согласитесь, показать изображение значительно проще, чем описать его же словами. В этом отношении чтение оказывает неоценимую услугу – оно пробуждает наблюдательность, обостряет внимание, развивает речь, обогащает словарный запас, учит выстраивать фразы.
Но главное, всё же, не это. Когда читаешь, понимаешь, что ты в этом мире не одинок. Роман, повесть, поэма, рассказ, очерк… Всё это в разное время написано людьми, которые видели то же, что и я, чувствовали так же, как я, и поделились со мной своими ощущениями и настроениями… В описанных героях я нередко узнаю себя — так много у нас общего. Мы будто единое целое. В такие моменты начинаешь чувствовать весь этот огромный, дышащий живой организм – Человечество.
Круг чтения у всех различный. Кто любит фантастику, кто сказки и приключения, кто поэзию, а кто – любовные романы и детективы. Кажется, все мы такие разные. Но в то же время мы продолжаемся друг в друге, один другого дополняем и отражаемся на общем полотне.
Юлия Ромашко: Важность чтения безусловна. На это всегда должно находиться время, потому что важных дел — действительно важных – на самом-то деле, не так уж и много. Чтение – это возможность вырастить себя, как цветок из драгоценного космического зерна, залетевшего на Землю из неведомых далей. Что же может быть прекраснее и значительнее? Твой путь – это только твой путь, никто не пройдёт его за тебя, никто не справится с возникающими сложностями и загадками вместо тебя. Будешь ли ты учиться – это уже вопрос личного выбора. Предпочтёшь ли Экзюпери, Оскара Уайльда, Толстого или Тургенева какому-нибудь стандартному реалити-шоу по телевизору – решай сам.
Маргарита Запорожец: Взрослый человек, как правило, вертится в привычном заколдованном круге «работа-дом-работа-дом». Повседневность выпивает до дна, начинаешь сохнуть, как растение без воды. И чувствуешь: чего-то не хватает. Чего-то важного нет.
Я долго не читала почти ничего, кроме специальной литературы. Не было ни сил, ни времени, крутилась, как белка в колесе. По ходу жизни, конечно, сталкивалась с разными проблемами. Недоумевала, загоняла себя в тупик. Начали возникать вопросы: почему так? Почему все вокруг имеют «по два высших образования», то есть люди развитые, умные, а мир в проблемах по пояс, если не по самую шею?.. Очень захотелось разобраться, хотя бы немного. Я почувствовала острую жажду новых знаний, знаний вне профессии, потянулась к ним, словно к свету.
Начала учиться в философской школе «Новый универсум», попала в окружение людей, стремящихся к науке, к дополнительному самообразованию, как и я. Поняла, что мир можно изменить, только изменив себя.
Книги – это возможность начать жить осознанно, понять, зачем живёшь. Это возможность научиться концентрироваться, да и вообще мыслить. Когда я читаю, я глубже проникаю в собственную сущность, в суть окружающих явлений. Я учусь учиться. Учусь задавать вопросы, получать ответы. Это ведь тоже наука – уметь услышать ответ.
Кто-то рассказывал, что сейчас принято разгораживать пространство в больших помещениях стопками книг. Мол, новая мода, книги вместо ширмы. Если их используют только для интерьера – это, конечно, кощунство. С другой стороны, само присутствие книг создаёт особую атмосферу. Возможно, в этой комнате уже не позволят себе закурить, плюнуть на пол, бросить конфетную обёртку. Писатели, умные, тонкие, незримо присутствуют, как живые люди, ожидающие знакомства… Не верится, что из всех огромных стоп книг ни одна не будет хотя бы однажды пролистана – в качестве приветственного рукопожатия. Мы, к сожалению, живём в разные времена, но благодаря запечатлённым в книгах посланиям мы получаем уникальную возможность личного знакомства, разговора с людьми великого таланта. Стопы книг могут превратиться в настоящий литературный салон, какие были так популярны в 18-19-м столетиях в аристократических кругах.
Важно, чтобы книги просто были рядом. Жили, дышали с нами в унисон…
Когда дочитывала хорошую книгу, всегда (даже в детстве) плакала, до того жаль было расставаться с автором и с героями. Хорошие истории не должны заканчиваться!
Я постоянно веду с книгами внутренний разговор. Тем, до которых ещё не дошла, говорю: «Извини, пожалуйста!» Открываю книги всегда в ожидании чуда! Как правило, получаю совет, очень нужный в настоящую минуту. Так хочется обнять и сохранить старые книги – до того момента, когда они снова понадобятся людям (такое ощущение возникает после посещения букинистических «развалов» на рынке – там продают прекрасные книги старых изданий, много научно-технической литературы, которая сейчас кажется «балластом»). Я верю, что придёт время, когда старые книги снова понадобятся, поэтому сберегаю их.
В книжных шкафах книги нередко стоят в два ряда, пространство же, к сожалению, не резиновое. Очень жаль бывает задвигать кого-то из писателей во второй ряд, будто бы подчёркивая его второстепенность. Когда приходится так делать, я мысленно прошу у авторов прощения. Надеюсь, они слышат и понимают.
Иногда хватаешь книгу в руки, словно старого друга в объятия – мы так истосковались друг по другу, мы так друг другу нужны!.. В такие моменты кажется, что я дружила с автором в какой-то из прошлых жизней, в прекрасные былые времена… С Николаем и Еленой Рерихами, с Григорием Сковородой, с Львом Толстым, с Антуаном де Сент-Экзюпери, с Владимиром Высоцким… В «случайные» книги не верю. Для умного, чувствующего человека каждая книга – это новый урок, который ему необходимо усвоить, чтобы двигаться дальше.
Нет ничего более ложного по отношению к самому себе, чем читать, чтобы «развеяться». Даже чисто внешне это обездвиживающее занятие демонстрирует пустой расход энергии: вы просто застываете над книжкой, превращаясь в придорожный камень. Зачем человеку с нормальной психикой «развеиваться»? Быть может, гораздо разумнее было бы сделать совсем наоборот: быть сосредоточенным и подтянутым всегда и везде, где бы ни находился, чем бы ни занимался, о чём бы ни думал. Современный человек просто обязан быть в гуще событий, всеми силами своего существа реагировать на них и каждый раз интеллектуально и духовно доказывать, что он ЖИВ.
Татьяна Борозенцева: Человек берёт в руки какую-нибудь книжку, садится в кресло, пытается расслабиться, не задумываться, отвлечься… Это просто обидно! Обидно, в первую очередь, за книгу, за счёт которой кто-то «развеивается». Книга – это всегда чьи-то мысли, собранные воедино, это сотни часов жизни, потраченные на размышление, на написание текста. Как же можно над ним «развеяться»?.. Конечно, обидно и за того человека, который зря растрачивает драгоценные часы своей жизни, «развеиваясь». Получается, что он сознательно «выключает» свою сосредоточенность, собранность, способность воспринимать информацию и анализировать её. А это должно быть нормальным, привычным состоянием. В конце концов, умный человек может извлечь полезный урок из любой книги, даже самой незамысловатой. Пусть это будет интересный речевой оборот, какой-нибудь новый для вас эпитет, который вы возьмёте в свой лексикон – это уже немало!
Юрий Лысенко: Конечно, трудно отрицать само существование этого способа времяпрепровождения – чтения «чтобы расслабиться». Все эти бульварные романы, незамысловатые детективы создаются, как вариант релаксации. Хотя это и странно. Разве может существовать мыслительная релаксация?.. В общем, я всегда тщательно подбираю себе литературу для изучения, бульварных книжек не читаю. Почему? Не могу себе позволить тратить на это драгоценное время. У меня его не хватает на чтение самой необходимой, серьёзной литературы (некоторые книги ждут своей очереди уже несколько лет), так что никак не могу себе позволить «развеиваться» над пустыми по содержанию страницами.
Лара Сазонова: Слово «развеяться» звучит унизительно по отношению к книге. Это пустая трата собственных сил и времени. Не останется ведь никакого следа, не прибавится ни новых мыслей в голове, ни новых чувств в душе и сердце. Пустые по сути «книжки-однодневки», или «дорожное чтиво», к которым могло бы подойти определение «чтение, чтобы развеяться», меня не привлекают. На мой взгляд, чтобы развеяться, лучше погулять на свежем воздухе где-нибудь в парке, поехать за город. Любое, даже короткое, общение с природой поможет снять стресс, по-настоящему расслабиться. Обычно стараюсь поступать именно так.
Юлия Ромашко: Чтение, чтобы «развеяться», то есть без существенного содержания… Возможно, это литература «на вырост» — чтобы читать на порах взросления, чтобы выработать у себя литературный вкус, научиться отличать хорошие книги от посредственных. Для подростка это, может быть, и полезно. В 14-15 лет я сама с огромным удовольствием читала любовные романы, перечитала всю «Анжелику» и многое из этой серии! Но что хорошо для подростка, уже не подходит взрослому человеку. Сейчас я чувствую, что выросла из этой литературы. Не буду тратить на неё время, даже чтобы «развеяться».
Маргарита Запорожец: Чтение – это Познание. По-другому и быть не может. Книга должна, в первую очередь, раскрывать устройство мира, показывать взаимодействие человека с окружающей действительностью, становиться зеркалом, магическим шаром, тысячегранным кристаллом, «волшебным фонарём». Мир бесконечно сложен – и в то же время бесконечно прост. Но – не примитивен. Если какой-нибудь автор хочет навязать читателю мысль о примитивности мира, — а именно это и делают фабриканты «дорожного чтива» — он не заслуживает высокого звания писателя. Такой человек попадает в простейшую категорию дельцов, он просто бизнесмен от литературы. Его книги – это даже не книги, а «продукт». Продукт невкусный, пресный, а то и протухший. Жаль бумаги, жаль типографской краски, жаль ушедшего в песок времени, которое упустят читатели.
Хочется затронуть тему современной литературы. С ней сегодня происходят те же метаморфозы, что и с современным обществом. Ложное часто выдаётся за истинное. Посредственные, но весьма ловкие создатели текстов выдаются за лучших писателей современности. Идеи и формы, уже давно открытые, подаются как оригинальные – с той лишь разницей, что уродуются безликой сущностью самого автора, подсовывающего читателям литературную подделку. Коммерциализация литературы оказывает разлагающее влияние на искусство, заставляя писателя думать только о том, удастся ли продать свой талант.
Литература ХХI века – какова она? Сегодня, завтра, через десять лет, через двадцать?.. Приблизиться к этой теме хочется не через сложный анализ, не через сравнительное сопоставление добротной литературы и дурного чтива, а исходя от простого – расспросить тех, кто сегодня читает, придавая этому занятию большое, серьёзное значение.
Татьяна Борозенцева: Думаю, литература 21-го века – это философская литература. Но – написанная сердцем. Философия сердца должна стать фундаментом, основой жизни общества.
Книги такого философского плана сейчас важны, как никогда. Людям нужно ощутить некую ось, опору, за которую действительно необходимо держаться. Искать себя в философской литературе – это значит глубже познавать себя, укреплять свой духовный стержень, развивать свой внутренний мир, строить свой дух. Учиться жить сердцем нужно столь же напряжённо, сколько и разумом.
Юрий Лысенко: Думаю, особым литературным соединяющим звеном, связкой столетий служила, служит и будет служить историческая литература. В моей домашней библиотеке её много, особенно об истории древней Руси, это всегда меня интересовало. В детстве родители подарили мне «Книгу будущих командиров», где были собраны рассказы обо всех великих сражениях – с античных времён до Великой Отечественной войны. Мальчишкой прочитал эту книгу от корки до корки, постоянно перечитывал. С тех пор интерес к истории не угасает.
К сожалению, давно прослеживаю факты фальсификации исторической хроники в различных источниках. Это побуждает к более подробному, скрупулёзному изучению альтернативной истории. Например, история Европы не однажды фальсифицировалась, приукрашивалась, немало «фактов» явно были придуманы лет 200-300 назад, не больше. Причём те, кто этим занимался, не всегда руководствовались логикой и простым здравым смыслом… Об этом в своей книге «Великий обман. Выдуманная история Европы» рассуждает немецкий учёный Уве Топпер. В этом отношении его исследования согласуются с результатами работы российский учёных Фоменко и Носовского. В общем, стараюсь разбираться во всём этом, выстраивать цепь исторических событий в рамках разумного восприятия действительности.
Рад, что книг по истории сейчас становится всё больше и больше, то есть больше и больше возможностей расширить свой угол зрения, узнать новые подробности из разных исторических периодов. Рекомендую работы Александра Бушкова, у него есть замечательный трёхтомник об истории России, включающий исследования событий на территории современной Украины. Кроме Бушкова, в ХХI век беру с собой труды Соловьёва, Иловайского, Льва Гумилёва.
Конечно, новый век невозможно было бы назвать «будущим» в полном смысле этого слова, если бы в нём забыли поэзию. Из всех литературных наслаждений чтение стихов, наверно, самое высокое и чистое. Только в поэзии можно достичь той гармонии формы, которая по силам лишь музыке. Музыкально-поэтическое таинство должно быть с нами всегда. Значение поэзии огромно. Нет, не то слово. Не огромно – космично. Чтобы воспарить душой (извините за пафос), всегда беру томик стихов. Особенно люблю Сельвинского, Иманта Зиедониса. Зиедонис – известный латышский поэт и прозаик. Его «Эпифании» (в переводе с греческого «отражение», «откровение») относятся к литературе малых форм. Это своеобразные стихотворения в прозе, эмоционально-публицистический диалог с читателем, философские раздумья о жизни, о человеческом долге, о морально-этических нормах в обществе. Сам автор говорит, что эпифании – это импульсы, крохотные вспышки, с необычайной яркостью выхватывающие из темноты отдельные моменты жизни…Зиедонис, в основном, излагает от первого лица. Он словно направляет в некую точку луч фонарика –и ты вдруг видишь то, мимо чего тебе столько раз случалось проходить без всякого интереса. Его манера изложения мне очень нравится, да и не могло быть по-другому, ведь Зиедониса переводил талантливый советский поэт Юрий Левитанский, не уронивший ни единой ноты авторской музыкальности.
Поэзия – это наша душа. Уверен, что в ХХI веке она не только не умрёт, а ещё и обогатится гениями, подобными Пушкину, Есенину, Лермонтову. Мы непременно этого дождёмся.
Лара Сазонова: В двадцать первом веке Литература должна жить. Книги – в их настоящем, живом, тёплом виде – должны остаться. Пусть шелестят страницы, пусть пахнет типографской краской… Не должен отмереть ни один классический жанр. Все они дополняют друг друга, каждый по-своему обогащает вдумчивого читателя.
Пожалуй, жду новой научной фантастики. Бредбэри, Саймак, Уэллс, Лем, Стругацкие уже сделали всё, что могли, в отношении прогнозов. Пусть теперь современные писатели-фантасты прозревают будущее и предсказывают новые повороты в развитии человечества.
Юлия Ромашко: В новом веке со мной остаётся «Маленький принц»! Или лучше сказать: остаётся с НАМИ, да? Эту умную сказку я читаю и перечитываю снова и снова, для меня это вечное открытие. Сначала я воспринимала принца как принца – волшебного мальчика с другой планеты. Мысленно я была и розой, и Лисом, и фонарщиком, и географом. Никогда не представляла себя королём, пьяницей, деловым человеком и честолюбцем, хотя пребывание на их астероидах и было поучительно. Чего стоит вывод Маленького принца после общения с деловым человеком: «У меня есть цветок, и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли, что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звёздам от тебя нет никакой пользы».
А сейчас я вижу в образе Маленького принца Душу. В прямом смысле: воплощение нашей Души. Её полёты, её эволюцию. И думаю, что открыла это волшебное произведение ещё далеко не полностью. У меня впереди целый ХХI век! Вернее, у НАС!
Маргарита Запорожец: Книги – это летопись народов. Они передают из века в век богатство опыта, накопленного всем человечеством. Они были и будут обращены не к одним учёным, которые находят в них пищу для научных размышлений. Они приходили и будут приходить на помощь самым скромным из нас, они облегчат работу на любом поприще, утолят любую жажду. И в двадцать первом веке, и во все времена.
Книги имеют своё лицо, у них своя судьба. Как и мы, люди, книги говорят все разом и на всех языках мира. Есть среди них легкомысленные и серьёзные, весёлые и печальные, краткие и многословные. Но среди них не найдётся и двух, абсолютно согласных между собой. Они дискутируют обо всём: о боге, о природе и человеке, о времени, числе и пространстве, о познаваемом и непознаваемом. Они обсуждают, оспаривают, утверждают, отрицают… Сегодня у вас их десять; завтра – сто; послезавтра – тысяча. Это значит, что вы узнаете десять, сто, тысячу различных мнений об одном и том же предмете. Случается, что книги не только противоречат друг другу – они противоречат самим себе. Это доводит до бесконечности варианты суждений и изменчивость мысли. Но это и есть самое лучшее в книгах! Это и есть самое полезное! Именно этим книги оказывают нам неоценимую услугу! Наблюдая бесконечную работу человеческой мысли, постоянные противоречия даже в точных науках, мы начинаем понимать, что красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы без отдыха, без передышки, вечно искать Истину. Преклоняясь перед благородными усилиями разума, мы обретаем самую прекрасную, самую мудрую из добродетелей – терпимость. Вот чему мы должны продолжать учиться в ХХI веке!
Есть книги, которые учат сопереживать. Есть книги, которые учат мыслить. Есть книги, которые помогают глубже понять себя, перестроить, увидеть со стороны. Есть книги, которые открывают читателю музыку слов и удивительный ритм, развивают способность к поэтическому созерцанию.
Есть книги, которые не дают нам стать «истинно современными людьми»: становясь «современными», мы просто приковываем себя к очередному новомодному предрассудку. А литература – вечная, классическая литература – непрерывно напоминает нам об истинах вне моды, уравновешивающих те новые взгляды, которым мы могли бы поддаться.
Есть книги, которые…
Есть книги…
Книги есть.
Интервью подготовила Яна Андриенко
2015