Юлия Ромашко: цветочные рассуждения
Январь 21, 2015 в Юлия Ромашко, просмотров: 2175
Когда встречаешь человека с цветочной фамилией, поневоле начинаешь искать в нём «фамильное» сходство с цветком.
И что же получается? Он, оказывается, и сам его ищет! Более того: ищет не от случая к случаю, не под настроение, а постоянно, взращивая в себе цветок буквально ежечасно, ежеминутно! Эта большая творческая работа сродни не только ботанике и флористике, но и живописи, и скульптуре, и психологии, и тонкому искусству ассамбляжа. Есть в этом и что-то волшебное, сказочное, таинственное…
Юлия Ромашко:
— Ромашко – это не творческий псевдоним, как можно предположить по первому впечатлению. Это настоящая фамилия моего папы, то есть наша общая семейная. Папа – Ромашко, мама – Ромашко, я – Ромашко и сестра Аня – Ромашко.
Папа родом из села Степановка Семёновского района Полтавской области. Совершенно особенное место! Там у них откроешь районную газету и словно видишь ромашковое поле: главный редактор – Ромашко, лучший комбайнёр – Ромашко, передовая доярка – тоже Ромашко. В общем, чуть ли не все жители поголовно – Ромашко. Даже странно, почему село называется Степановка, а не какое-нибудь Ромашково. В полях вокруг села, конечно, много ромашек, это очень красиво. Что касается характера, то мой папа вряд ли считает себя похожим на ромашку. Он у нас водитель дальнего следования, дальнобойщик, всю жизнь на КАМАЗе, а это не самая спокойная профессия. Мама работала продавцом, потом телефонисткой в справочной службе «09». Мне кажется, она тоже не слишком задумывалась над своим сходством с цветком.
А вот я всегда ассоциировала себя с ромашкой. Говорю сейчас не об общепринятом литературно-киношном образе «девочки-ромашки», существе наивном, восторженном и бесхитростном. Это не совсем обо мне. Не могу сказать, что я так уж наивна и романтична, «вся в белом». В целом, я натура средне-поэтическая, если можно так выразиться. Когда нужно, умею «заземлиться», легко ориентируюсь в материально-житейских вопросах.
У меня есть другие полезные особенности ромашки. Например, через фамилию ко мне перешли её лекарственные свойства. Моя мама очень любит, когда я делаю ей массаж, говорит, что у неё сразу проходят боли. Неприхотливость – тоже моё. Не напрягаясь, могу жить в спартанских условиях, довольствоваться необходимым минимумом во всём.
Однажды услышала, что на языке цветов ромашка означает «равнодушие». Якобы, в старые времена, чтобы насовсем отказать гостю от дома, достаточно было послать ему букет ромашек. А дамы могли закрепить в причёске ромашку, если хотели отвадить нежелательного кавалера. Что ж, думаю, это довольно любопытно. Прислушалась к себе, поискала. Поняла, что нет, не моё. Я человек эмоциональный, восприимчивый, общительный, никогда не остаюсь совершенно равнодушной ни к людям, ни к обстоятельствам. Это качество в некоторой мере проявляется разве что в процессе достижения какой-то цели. Вот тогда я равнодушна ко всему, что мне мешает! Если у меня есть чёткая цель, я не обращаю внимания на разные внешние факторы, которые противоречат или открыто препятствуют. Иногда, наверное, можно принять за равнодушие мою избирательность: когда что-то мне не подходит, я просто пропускаю это мимо себя и не затрачиваю лишние силы и время на попытки это, всё-таки, как-нибудь принять. Я не зацикливаюсь, только и всего.
В школе меня, благодаря фамилии, всегда быстро и легко запоминали учителя. Многие мои одноклассники сейчас помнят меня исключительно по фамилии! Какими предметами увлекалась Ромашко? Очень любила литературу, это да! Однажды так увлеклась сочинением, что исписала целую ученическую тетрадь в 12-ть страниц. Сочинение было по произведению Грина «Алые паруса»: я объясняла, почему это сказка-феерия. Оценку помню, как сейчас: 5/3. Пятёрка, понятно, за содержание, а трояк за грамотность. Но было не обидно, потому что, на самом-то деле, я так спешила высказать свои мысли, что просто не позаботилась расставить все нужные знаки препинания. У меня не хватило на это времени, я вся была в порыве творческого вдохновения. Конечно, для нашей Этери Шотовны это был не аргумент, делать скидку на «вдохновение» она не собиралась. А я и не гналась за оценками, ни по каким предметам. Если предмет мне не нравился, я его не учила ни при каких обстоятельствах – и точка. Здесь сказывался мой характер. Я по натуре бунтарка, к подчинению не склонна, тем более к «слепому» и формальному. Могут ли ромашки по своей природе бунтовать? Да, могут. Думаю, в этом они не отличаются от других цветов, на которых проводили специальные научные эксперименты. Я где-то читала, что однажды горшок с цветами поместили в хорошую, светлую комнату, включали там классическую музыку, но при этом каждый день громко ругали цветы и говорили им, что они ни на что не годны и вообще представляют собой ошибку природы. Думаете, цветы почернели и завяли? Нет! Они перестали раскрывать лепестки по утрам, а стали распускаться ночью, когда люди их не беспокоили! Фактически, цветы сказали: «Мы не желаем вас видеть и слышать». Вот вам и проявление характера.
По большому счёту, я всегда верила, что у цветов есть свой нрав, свои ощущения и даже мысли. Они во многом похожи на нас, людей. В моих друзьях, например, я отчётливо вижу сходство с тюльпанами — красными, жёлтыми, с красивой бахромой по краю лепестков, с голубоватой серединкой и розовыми прожилочками. С детства воспринимала тюльпан, как друга на все случаи жизни.
В гвоздике я, почему-то, вижу партработника. Есть в ней что-то строгое, неулыбчивое, официально-подтянутое.
Милый одуванчик – это для меня смех Солнца. Кажется, Солнце смеётся и оставляет в зелёной траве брызги своего яркого смеха.
Калы – это высокое начальство, в очках, в классической белой офисной блузе. Калы часто попадают в свадебные букеты и думают, наверное, что они шикарнее других цветов. А на деле-то обыкновенные «свадебные генералы», ни тепла от них, ни веселья, ни аромата. И вообще, вы замечали, что, чем меньше цветы пахнут, тем больше важничают?..
Нарцисс – это немножко потерявшийся юноша. Обратите внимание на его хрупкость и нежность: вряд ли он так уж любуется собой. Скорее, его приучили к этой модели поведения. Он слегка хвастлив, но, точно, не гордец.
Могу долго и много говорить и о разных других цветах. Недаром же о них написано столько сказок и волшебных повестей. Особенно богато цветами творчество Ганса Христиана Андерсена, его даже называли Великим Садовником. Конечно, я радовалась, когда узнала, что у него есть сказка «Ромашка»!
— Помните? «…Неподалёку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зелёной траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её наравне с роскошными цветами, которые цвели на клумбе перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем – жёлтое, круглое, как солнышко, сердечко её было окружено сиянием ослепительно-белых мелких лучей-лепестков… Она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко-высоко в небе жаворонок… Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был всего только понедельник; пока все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников, наша ромашка тоже смирно сидела на своём стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью…»
Я, как ромашка из сказки, тоже не печалюсь, что не могу ни летать, ни петь. Я ведь вижу и слышу всё, «солнышко меня ласкает, ветерок целует», и я счастлива. Жёлтое сердечко ромашки сияет, как золотое, а белое платьице отливает серебром. По утрам я, как цветок, расправляю свои лепестки и протягиваю их к солнцу. Что же может быть прекраснее?
Я очень люблю ходить босиком по траве, особенно в лесу. Люблю обнимать деревья. Часто стою в обнимку с берёзами, соснами. В лесу очень легко впустить в жизнь сказку – когда шелест листьев напоминает тихие слова, а аромат цветов кажется дружеским пожеланием здоровья и радости.
Ко всему этому надо относиться очень бережно. Словно к чуду. Помните, чем закончилась сказка «Ромашка»? Маленький жаворонок умер в клетке от жажды, а засохший цветок выбросили на пыльную дорогу. Люди не сумели оценить их незатейливой прелести и погубили эти неповторимые проявления красоты природы. Самое трогательное в том, что маленькая ромашка всей душой хотела помочь пленённой птичке…Она и думать забыла о том, как хорошо было ей самой в зелёной траве под славно гревшим солнышком: её мучила мысль, что она ничем, ну ничем не может помочь бедному жаворонку.
А мы?… Что же мы, такие большие и сильные?… Мне хочется думать, что большинство людей, всё-таки, склонно к милосердию, сочувствию и заботливости, и не загубит певчую птицу в клетке ради минутного удовольствия.
Я не раз задумывалась над жертвенным поступком ромашки. А смогла бы я поступить так же?.. Я ведь тоже Ромашко. Сумела бы я забыть о собственных неудобствах и думать только о страдании другого человека? Надеюсь, сумела бы. Жертвовать какими-то своими удобствами приходится, по сути, каждый день, это мне привычно. Я всегда отдаю столько, сколько физически могу отдать, не жалею ни сил, ни времени, ни эмоций. Во имя высокой цели, конечно, отдала бы себя всю.
Юлия Ромашко:
— Ещё у Андерсена есть очень красивая сказка «Цветы маленькой Иды». Там описан бал цветов, который обычно устраивается по ночам, когда кругом темно и все люди спят: «…Как только король и придворные переезжают в город, все цветы сейчас же убегают из сада прямо во дворец, и там у них начинается веселье! Две самые красивые розы садятся на трон – это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются – это камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал. Гиацинты и крокусы изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями – голубыми фиалками. А большие жёлтые лилии – это пожилые дамы, они наблюдают за танцами и вообще за порядком».
Я тоже танцующий цветок. В семь лет меня отдали в кружок бальных танцев во Дворце культуры имени Ленина, к преподавательнице Вере Владимировне. Я училась два года, очень нравилось. Столько было ярких впечатлений – выступления на большой сцене, костюмы!.. Я тогда больше всего на свете любила бегать «на танцы», мама даже пугала меня: «Будешь плохо учиться, не пущу в кружок!» И я, конечно, старалась везде успевать. Но всё прекратилось, когда моя Вера Владимировна переехала в центр города. Мне было неудобно ездить на репетиции из нашего старогородского района, так что занятия пришлось оставить. Но само желание танцевать осталось при мне. В 24 года я сделала попытку вернуться к танцам, искала преподавателя для взрослых любителей. На тот момент – безуспешно. Пришлось подождать ещё несколько лет. Наконец, муза танцев Терпсихора улыбнулась мне: около двух лет назад я начала заниматься аргентинским танго. Это просто чудесно! Это волшебная, прекрасная наука!
Почему я полюбила танго? Танго учит быть здесь и сейчас. Одни убегают в прошлое, туда, где было хорошо, другие уносятся мечтами в будущее, путая «есть» и «могло бы быть». А в танце ты слушаешь партнёра, чутко реагируешь на его движения, и нужно быть с ним вместе ни вчера или завтра, а именно здесь и именно сейчас.
Танго учит взаимодействию. Человек слишком многое научился делать сам, забыв, что двое могут больше, чем один. Самостоятельность часто оборачивается одиночеством. Говорим: «Я сделал». И не ценим при этом тех, кто был рядом, — от души считая, что нам никто не помогает. А танец рождается вдохновением и усилием двух человек.
Танго учит доверять людям. Особенно – противоположного пола. Кто обжигался на молоке, дует на воду. Почти у каждого есть такие отметины-ожоги. Вот мы и не пускаем к себе посторонних, боясь позволить им стать нашими близкими. И сами себя обкрадываем. Ведь доверие – роскошь, доступная всем.
Танго учит учиться. Вначале ты думаешь: «Ничего страшного. Тренер сказал, что это просто шаги. Если другие могут, чем же я хуже?..» После нескольких занятий у тебя получается, позже ты уже танцуешь и чувствуешь себя почти профессионалом! Потом смотришь на танцоров с мировым именем – и понимаешь, что тебе до них далековато. Но танцевать очень нравится, это уже стало твоей жизнью, и ты думаешь: «Ничего! Я научусь!»
Танго учит проявлять себя, свои чувства. Психологи давно говорят о таком явлении, как эмоциональный интеллект. Это способность осознавать свои эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению. Часто непонимание возникает из-за недосказанности, из-за неумения говорить о том, что чувствуешь. В танце вы с партнёром начинаете лучше понимать себя, свои чувства, отношение друг к другу. И у вас есть прекрасная возможность рассказать об этом под волшебную музыку нестареющего танго!
Юлия Ромашко:
— Великий Садовник оставил нам в наследство много замечательных сказок, одна другой лучше. Вот, например, ещё одна история, которая очень мне понравилась. Называется «Улитка и розовый куст»: «…Посреди сада цвёл розовый куст… Бутоны распускались, розы цвели, отцветали, а куст выпускал всё новые и новые…
— Я радовался жизни и цвёл – я не мог иначе! – сказал розовый куст. – Солнце так грело, воздух так освежал меня, я пил живую росу и обильный дождь, я дышал, я жил! Силы поднимались в меня из земли, вливались из воздуха, я жил полною жизнью, счастье охватывало меня, и я цвёл – в этом была моя жизнь, моё счастье, я не мог иначе!.. Мне кажется, что все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас! Я могу дать миру только розы… И хотел бы, да не могу замкнуться в самом себе; у меня всё просится наружу, я должен цвести! Розы мои опадают и разносятся по ветру, но я видел, как одну из них положила в молитвенник мать семейства, другую приютила у себя на груди прелестная молодая девушка, третью целовали улыбающиеся губки ребёнка! И я был так счастлив! Вот мои воспоминания; в них моя жизнь!…
… И розовый куст цвёл и благоухал, полный невинной радости и счастья…»
— Я много думала над этой сказкой, вчитывалась в разговоры розового куста с ворчливой улиткой, похожей на засушенного человека «канцелярского», крючкотворного типа характера. Улитка всё старалась допытаться у розового куста, для чего он существует. Какой в нём, собственно, прок? Саму себя она считала очень богатой внутренним содержанием и обещала дать миру «кое-что поважнее этих роз, орехов или молока, что дают коровы и овцы». Куст верил в дотошную улитку и даже называл её «глубокомыслящей, высокоодарённой натурой». Он не спорил, не проявлял заносчивости, не старался казаться умнее и значительнее других. Он просто цвёл, благоухал и украшал собою окружающий мир.
Действительно, зачем спрашивать себя, что именно ты можешь дать миру? Зачем изобретать что-нибудь «этакое»? Просто дари ему то доброе, что есть у тебя в душе и сердце, пусть это всего лишь улыбка или приветливый кивок прохожему. Изливай добро легко и свободно, как солнечный свет. Не задумываясь. Без предисловий, без пафоса и высокоучёных рассуждений. Просто цвети, шелести лепестками, открывай себя навстречу миру — такого, какой ты есть.
Вот это я и стараюсь делать. Стараюсь избавляться от искусственности, от надуманной правильности, от показательной картинности. Очень надеюсь никогда не стать похожей на улитку из этой сказки, которая, в конце концов, заявила: «Пусть себе орешник даёт миру орехи, коровы и овцы – молоко, у них своя публика! Моя же – во мне самой! Я замкнусь в себе самой – и баста! Мне нет дела до мира!..
Юлия Ромашко:
— О цветах пишут и другие известные авторы. Недавно вот познакомилась с замечательной книгой Михаила Пришвина «Зеркало человека». Открыла на первой попавшейся странице и сразу увидела эссе под названием «Ромашка»! Вот послушайте: «Радость какая! На лугу в лесу встретилась ромашка, самая обыкновенная «любит-не любит». При этой радостной встрече я вернулся к мысли о том, что лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. Вот эта первая ромашка, завидев идущего, загадывает: «Любит – не любит?» «Не заметил, проходит, не видя: не любит, любит только себя. Или заметил… О, радость какая: он любит! Но если он любит, то как всё хорошо: если он любит, то может даже сорвать».
— Да… Если любит, то может даже сорвать. Сорвал – значит, любит. Значит, ему нужно приближение, нужно познание, взаимодействие. Хуже, если прошёл мимо и не заметил. Значит, не хочет тратить свои драгоценные силы даже на мимолётный контакт, не ценит саму возможность рассмотреть ближе. Настолько близко, чтобы отразиться в капельке росы на лепестке…
Деревья, лесные цветы, да и вся природа – это ты, твоё зеркало. Ты видишь вокруг то, что есть в самом тебе, собственное отображение. С какой мыслью ты обычно идёшь в лес? Пожарить шашлык? Насобирать лекарственных трав и грибов? Или, может быть, прикоснуться к красоте и открыть красивое в себе, в своей душе?..
Знаете, вспомнила сейчас ещё одну милую сказку о цветах! Сказка детская, но её полезно бы почитать многим взрослым. Я сама читала с большим удовольствием – такая это хорошая, поэтичная сказка. Написал Геннадий Цыферов, цикл называется «Как Лягушонок искал папу». Там, кажется, шесть сказок, и во всех по-своему рассказывается, как главный герой Лягушонок познавал природу. Вот откуда, вы думаете, взялись бабочки? Это цветы без запаха! Утром они расцветают, вечером они осыпаются. Однажды Лягушонок видел на лугу: отцвела голубая бабочка. Её крылья лежали на траве – их гладил ветер. Потом пришёл Лягушонок и тоже погладил: «…Откуда эти голубые лепестки? Наверно, облетает голубое небо. Когда голубое небо облетит – оно станет розовым. Когда голубое небо облетит – расцветёт солнце. А пока мы должны сидеть на лугу и гладить голубые лепестки».
Как замечательно сказано, правда?
А что такое звёзды? Оказывается, это тоже цветы! По крайней мере, так думают маленькие сказочные герои Цыферова: «Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды – это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты им не верь. Большие медведи думают: «Звёзды – это снежинки, что забыли упасть». Но и им ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.
— Да, — сказал Кузнечик. – Это похоже на правду. Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки».
Мне очень приятно соглашаться: действительно, какие же в небе могут быть золотые гвоздики? И разве снежинки могут забыть упасть? Нет, конечно. Большие слоны и медведи что-то путают. Звёзды – это цветы, которые заснули в небе, поджав ножки!
А сколько прекрасных высказываний о цветах можно найти в древней китайской афористике! Меня восхищает тонкая метафора и кружевная образность, дошедшие до нас через тысячелетия в изречениях китайских мудрецов. Вот, например: «С красотою живых цветов не сравнится вышивка ни одна». Это – об искусственности в различных её проявлениях. Вышитый букет может быть великолепным, даже ослепительным, он может быть украшен бисером, жемчугом, золотой нитью, может представлять собой кропотливое, многотрудное, уникальное рукоделие, но никогда, никогда не обрести ему нежности, аромата и беззащитности живых цветов, никогда не привлечь бабочку или пчелу, никогда не собрать в лепестки капли утренней росы. Тронуть сердце способна лишь естественная красота, только она открывает путь к гармонии.
Я не люблю цветы в вазе, в цветном целлофане – люблю, когда они растут в живой земле. Не люблю парики, накладные ресницы. Не люблю наигранность, манерность, слепое следование моде, приспособленчество. Надо стараться украсить собой мир, а для этого нужно оставаться живым цветком.
— «Когда мы ставим цветы в вазу, её размеры должны соответствовать букету, а вот цвет не должен быть таким же, как у цветов».
— Это ещё одна «цветочная» мудрость древнего Китая. Кажется, всё так просто и понятно, а сколько рассуждений о человеческих отношениях здесь, на самом деле, зашифровано. Из слишком маленькой вазы букет вывалится, опрокинув и саму вазу. В слишком большой вазе букет провалится на самое дно, он в ней потеряется.
Так и мы. Бывают отношения, из которых вырастаешь. Бывают и такие, в которых не помещаешься изначально. Соразмерность очень важна. Можно выпасть, можно не поместиться, можно скрыться с головой, потеряв себя. Так часто бывает в отношениях между мужчиной и женщиной: элементарные несовпадения «по размеру» партнёры терпят многие годы, а причиной бывает банальный страх одиночества. О гамме цветов вазы и букета в таких случаях вообще не задумываются. А это, конечно, тоже очень важно. Если один добровольно поддерживает, а другой красуется, то цвет вазы не должен отнимать или приглушать краски цветка – он должен их подчёркивать, оттенять, делать ещё более выразительными.
— «Звуки, кажущиеся мелодичными, а на деле пошлые: выкрики торговцев цветами».
— Это изречение, как мне кажется, тоже об искусственности. Торговцы продают цветы, настырно рекламируя их достоинства. Нередко женщины вызывающим поведением, макияжем, яркой одеждой «рекламируют» себя, «продают» свои достоинства. Им кажется, что это смело, а на самом деле – пошло. Ни костюмом, ни причёской, ни макияжем не подчеркнёшь красоту своих внутренних качеств, да и не получится вот так запросто их продемонстрировать окружающим людям. Это ведь большая работа. Своему милосердию (если оно, конечно, имеется) не намажешь ресницы и не разрисуешь румянами, чтобы все увидели, какой ты человеколюб.
Навязчивость – худшее из всего. Истинно прекрасное не должно быть навязчиво-громогласным. Рассмотреть в тебе прекрасное – это работа другого человека, это он должен понять твою красоту и, может быть, рассказать о ней окружающим. Захочется ли другому человеку присмотреться к тебе ближе – это уж как сложится… Сделай так, чтобы захотелось. Только без назойливости, без настырного влезания в глаза. Если ты навязываешь свою красоту, то одновременно и отталкиваешь другого, и, в определённой степени, обкрадываешь его, не давая проделать познавательную душевную работу.
Сейчас это, к сожалению, очень распространено. Отовсюду слышатся пресловутые выкрики торговцев цветами: «А посмотрите сюда! Ах, какой аромат, какая тонкая красота!…» Нам везде, повсеместно навязывают образ прекрасного, не давая задуматься, а считаем ли мы это действительно прекрасным?.. А следует ли вообще обращать на это серьёзное внимание?…
Словно в продолжение, само собой выплывает ещё одно наблюдение китайских мудрецов: «Рисуя цветок, надо слышать шелест ветра и жужжание пчёл». То есть невозможно представить себе цветок вне его связи с живой природой – солнцем, ветром, травой, бабочками и пчёлами. Цветок – часть единого гармоничного целого, и ты не поймёшь его душу, если забудешь об этом. Нельзя просто рисовать – надо стать цветком, надо ощутить дуновение ветра, тепло солнечного луча, надо перелить в картину свои чувства и ощущения.
Я люблю рисунок. У меня давно появилась потребность рисовать, лет с пятнадцати. Моя повседневная работа не очень творческая: я бухгалтер, имею дело, в основном, с бумагами. А личное творчество – это особая часть меня, художественное проявление моей натуры. Когда я «перетекаю» в колонки цифр – это одно. А когда «перетекаю» в акварельную картину – это совсем другое! Думаю, это проявление моей лучшей части, более гармоничной, теснее соединённой с природой, с живым окружающим миром. Я рисую цветок, мысленно соединяюсь с ним – и слышу шелест ветра и жужжание пчёл…
Кстати, очень люблю рисовать подсолнухи, это мои любимые цветы. А какие цветы – нелюбимые? Таких, пожалуй, и нет. Есть менее понятные, если можно так выразиться. Гвоздики и калы, как я уже говорила. В любом случае, я не позволила бы ослам объедать цветы, никакие. Это тоже из китайской афористики: «Безумное расточительство – позволить ослам объедать цветы в саду». Для этого нужно или души не чаять в ослах, или ненавидеть цветы. Людей, которые ненавидели бы цветы, я до сих пор не встречала. Особенных любителей ослов – тоже. Почему же тогда многие позволяют ослам съедать цветы?..
Это я уже расшифровываю образы, переносный смысл. Цветы не нужны ослам для жизни, не слишком подходят даже для банального удовлетворения голода. Осёл может сожрать цветок просто от нечего делать и попусту уничтожить красоту, только и всего. А ведь всё должно использоваться по назначению. Причём использоваться теми, кто знает в назначении толк. Не следует метать бисер перед свиньями, глупо выпускать ослов в цветущий сад. Ослам вполне достаточно травы на лугу или в поле.
Бывают ли цветы без бабочек? Странствующие китайские мудрецы записали: «Не бывает цветов без бабочек». Совершенно согласна! Ведь бабочки произошли от цветов. Однажды они оторвались от стебельков и решили попутешествовать. Вот такая трансформация! А потом они снова садятся на стебельки, возвращаясь к своим корням. Прекрасное тянется к прекрасному, из прекрасного происходит и к прекрасному же возвращается.
— «Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение, согласное с природой. Согласное с природой означает вечное. Поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности».
Это так естественно – следовать естественному закону жизни. Ты цветок, потом ты бабочка, а потом, после большого дождя, – звезда. У многих народностей бабочка – это символ души. А звёзды, в представлении народов Севера, — это глаза наших ушедших предков, которые смотрят из заоблачной выси и оберегают нас. «Одно из самых прекрасных зрелищ в мире: отражение цветов в спокойной воде». Может быть, наши предки, ушедшие на небо, — это и есть та самая спокойная вода, в которой отражаемся мы, растущие на земле цветы. Спокойная вода не искажает отражение, цветы видятся такими, какие они есть. Хочется даже думать, что их красота становится более глубокой, более таинственной, многомерной, исполненной большого философского смысла. Отражение – это всегда взаимодействие, причём не только с отражающей поверхностью, но и с самим собой. Наблюдая своё отражение, стараешься увидеть себя с другой стороны, глубже разобраться в самом себе.
Какой же, всё-таки, я вижу себя сейчас?..
Начнём с основы. Цветок всегда растёт из почвы, так? Моя родная земля под ногами – это, конечно же, моя семья. По воспоминаниям детства, это настоящая теплица с витаминизированной, полезной почвой. Папа и мама всегда очень любили нас с младшей сестрой Аней, заботились о нас, берегли, баловали. Всегда было много игрушек, дорогие куклы, пупсы. У мамы на чердаке до сих пор хранится целых два ящика. К слову, о ящиках. Какие кукольные дома мы строили из овощных деревянных ящиков, это же любо-дорого вспомнить! Теперь, наверно, никто уже так не играет. Сейчас девочки знают только эти кислотно-розовые пластиковые замки Барби, и всё. А в наше время было не то. Мы громоздили ящики друг на друга, делали этажи, устраивали планировку комнат, вешали занавесочки, расставляли какую-то мебель… Как было интересно и увлекательно! К тому же, нас, девочек, это по-своему развивало, мы учились вести дом, создавать в нём уют. Сейчас понимаю, что наши игры формировали в нас полноценных женщин, умеющих создать тёплую, домашнюю атмосферу. Деревянный ящик – он же тёплый, он напоминает настоящую избушку, в которой всё по-нашему, всё родное! А в холодном, стандартном доме Барби всё уже сделано и закреплено, фабрика обо всём позаботилась. Сиди на балконе и жди принца Кена.
А в день моего рождения родители устраивали для меня, Юли-из июля, целый летний праздник: возили и в Камышеваху кормить лебедей, и в лес, и на ставки. По нашей традиции, дарили подарки и моим гостям – каждый срывал для себя игрушку, подвешенную мамой на верёвочке. Это были большие, памятные праздники. Но помнятся и обычные выходные дни, особенно воскресенья, когда мама нажаривала с утра огромную сковороду картошки на сале. Это был уважаемый традиционный семейный завтрак! За стол садились все – папа, мама, я, сестра, дедушка Степан и бабушка Наташа (это мамины родители). Семья большая, шесть человек, и все вокруг этой сковородки с горячей картошкой! Было очень вкусно! Помню, папа всегда говорил: «Мама у нас невкусно готовить не умеет». Я это запомнила с самого детства! И традицию общего застолья тоже отчётливо помню. В моей семье всегда завтракали, обедали и ужинали все вместе, дружно. У нас часто бывали гости, собирались все наши родственники, а это почти двадцать человек! Наши семейные корни переплелись крепко: получилось так, что папин двоюродный брат женился на маминой родной сестре, моей тёте. У нас с Аней трое двоюродных братьев и сестёр. Иногда это напоминает мне большущий древообразный куст полевой ромашки с берегов ставка в Городещино – множество ответвлений и цветочков на одном стволе.
У нас были частые семейные чаепития с электрическим самоваром, это тоже была традиция. Жаль, что в моей собственной семье она некрепко прижилась. За стол обычно садимся, кому когда удобно, и я, и моя дочка Настя.
А с родителями мы проводили вместе много времени. В летний отпуск ездили всей семьёй на Азовское море. Очень люблю море. Чтоб водная гладь до самого горизонта! А осенью мы традиционно выезжаем в лес – с чаем, с бутербродами. Собираем грибы, маслята. Мы, честно говоря, только их и знаем! У нас в семье так: или маслёнок, или поганка.
Как цветку, мне, наверно, полагается расти на одном месте. Это не совсем так, я по характеру не домоседка. Я — странствующий цветок, люблю путешествия. В юности, в личном поиске «кем быть?», искала иногородний ВУЗ, но не сложилось, осталась дома, окончила ДГМА, факультет «экономика предприятий». Много поездила в 2013-м году: и в соляные шахты Соледара, и на Сорочинскую ярмарку. Попасть за границу ещё не успела, загранпаспорт лежит дома в столе, пока без штампов. Очень хочется поехать куда-нибудь, где много памятников истории, побродить по внутренним дворам старинных замков…
Там, кстати, можно совершенно неожиданно увидеть какой-нибудь цветок, растущий из крошечного клочка земли между булыжниками. Ему составляет компанию всего-то пара травинок, а он растёт себе, и даже, может быть, считает себя большим и самостоятельным!
Трава – это, образно говоря, ближайшее окружение цветка. Думаю, что по натуре я одиночка, но тем не менее испытываю потребность в широком круге знакомых. Сейчас круг моих друзей почти полностью поменялся. В ближайшем окружении, конечно, те люди, с которыми связана по работе. Ещё те, кто разделяет моё увлечение танцами. С ними мы уже почти семья, перед каждым занятием обнимаемся, как родственники! Я, кстати, именно на занятиях танго научилась принимать тактильные контакты, а до этого с трудом переносила даже случайные прикосновения незнакомых людей в общественном транспорте.
В ближайшем моём окружении остаются мама и папа, и мне нравится оставаться для них маленькой девочкой. Во многом благодаря им у меня сильный и довольно гибкий «стебель». Я умею терпеть, могу промолчать, пойти на компромисс. Умею согнуться, чтобы пропустить мимо удар. Я не жёсткая, не железно-непримиримая. Да цветку и не положено быть таким, ведь правда? Цветок не дерево, ему нет нужды в несгибаемом стволе. Он танцует с ветром, качает на стебельке бабочек, играет с каплями дождя.
Вода – моё любимое природное условие. Я, как ромашка, охотнее всего расту возле воды! Я её не то, что люблю – я в ней растворяюсь. По знаку Зодиака я – Рак, родилась 14-го июля, так что вода для меня естественная природная среда. В идеале представляю себе водоём в смешанном лесу – чтобы тень была и запах сосен. Обожаю сосны. Рядом с ними ромашка чувствует себя просто замечательно, у неё раскрываются все лепестки!
«Лепестки» — это мои творческие таланты. Белые – потому, что содержат в себе все цвета! Мои «лепестки» — это и рисование, и умение общаться с людьми, и склонность упорядочивать окружающую среду, и литературные способности, которые я стараюсь развивать. Вот послушайте, это стихотворение я написала в прошлом году:
«Души порывы»
*****
Душа металась, летать хотела,
Но, словно клетка, держало тело.
И даже ночью она не спала,
По звёздным просторам душа тосковала.
И вот однажды всё же взлетела!
Сделала так, как давно хотела.
Сквозь небо в открытый космос прямо.
Души бывают очень упрямы.
Но вдруг поняла, что звуков не слышит,
Свежий ветер волос не колышет,
И солнце, как прежде, не согревает.
Без тела чувств многих она не знает.
Душа испугалась: «Как жить я буду?
Ведь там остались родные мне люди?!»
Раненой птицей мысль металась:
«Что я наделала?! Я же не знала…»
Со скоростью звука, как пуля, летела:
«Только б успела, только б успела…
Вот дом, вот я, мне надо вернуться!
Самое главное – нужно проснуться!..»
Я рано проснулась, стучало в висках,
Тело зажато, словно в тисках…
И лишь на душе было так приятно,
Как с дальней дороги вернуться обратно.
Во рту пересохло. Наверное, мне
Что-то приснилось в кошмарном сне.
Идти на работу пора собираться,
Некогда вместе с мечтами валяться.
Душа размышляла: «Я буду дружить,
В гармонии с телом я стану жить.
Счастье, радость, дети, мечта,
Я вместе с телом смогу летать!
Зачем на борьбу я тратила время,
Считая, что тело – тяжёлое бремя?!
Я научусь в этом теле жить,
и каждой минутой в нём дорожить!»
Сейчас думаю, что размышляла о поиске «золотой середины». Это только так кажется, что жёлтая серединка дана ромашке от природы, что она просто есть, о ней не надо задумываться, к ней не надо идти. На самом деле, всё как раз наоборот. Она только символически обозначена, как маленькое отражение солнца на земле. Чтобы стать «золотым» и во всём знать «золотую» меру, надо много над собой поработать, надо встретить не одну сотню закатов и рассветов.
Я ищу свою «золотую середину» всю жизнь.
Я в поиске прямо сейчас.
Я стараюсь не вдаваться в крайности, не поддаваться жёстким волнам разбалансировки.
Стараюсь достойно выдерживать грозы и суховеи, учусь оживлять и украшать собой любую обстановку.
Хочется быть похожей на циркового жонглёра, который вращает на шестах сразу несколько десятков тарелочек, видели? Все тарелочки вращаются равномерно, только если ты держишь устойчивое равновесие. Вот я и хочу быть настолько уверенной и спокойной, чтобы безостановочно вращать на своём «стебле» десятки разных дел, не запутавшись ни в одном.
Хочу дарить окружающим людям благоухание и пробуждать в них чувство прекрасного.
Хочу, чтобы вы радовались мне и вместе со мной!
«Цветочные рассуждения»
Президента Открытой Ассоциации психологов-практиков
«ПреОбразование» Юлии Ромашко
записала Яна Андриенко.
2015 г.