«Не ведая преград, крылатые качели летят, летят…»

Май 15, 2020 в Культура, просмотров: 350

Помните старую добрую песню «Крылатые качели»? «В юном месяце апреле в старом парке тает снег, и крылатые качели начинают свой разбег. Позабыто всё на свете, сердце замерло в груди: только небо, только ветер, только радость впереди!..»

Лишь спустя годы становится ясно, сколько глубокого смысла заложено в этих простых словах.

Ещё в начале ХХ века качели, которые устанавливались у славян на Масленицу, назывались «шаги» или «гигантские шаги». Словарь символов частично раскрывает суть этого многосложного понятия. «Шаги» означают ступени в иерархически организованном мире и связь между ними; тонкую связь между Небом и Землёй; выход за пределы профанного пространства и вхождение в пространство сакральное. Это также ступени, ведущие к алтарю или трону священника или правителя, имеющего власть или небесный мандат на то, чтобы подняться по ступеням, ведущим в Небо. У индейцев Америки, например, месяцы — это «ступени» года. У буддистов семь шагов Будды символизируют восхождение на семь космических стадий, семь планетных Небес, что означает выход за пределы пространства и времени, а также достижение центра на Седьмом Небе, то есть высшего состояния. У египтян Озирис — бог лестниц, ведущих в Небо; девять ступеней к его трону — это дни древнеегипетской недели, а четырнадцать ступеней — период полного роста Луны. В Индии три ступени, или три шага Вишну, символизируют три проявления Света: Солнце, молнию и огонь, а также Землю, Воздух и Небо, и ещё рассветное Солнце, Солнце в зените и на закате. У митраистов семь ступеней из различных металлов, соответствующих основным планетам, есть семь стадий восхождения посвящённого. У парсов три ступени, ведущие на алтарь, означали три шага к статусу адепта.

У славян слово «шаги» также неспроста использовалось по отношению к популярной забаве, больше известной под названием «качели».

Посмотрите на произведение русского художника Николая Ярошенко, которое так и называется: «На качелях» (1888 г.).

На небольшой по формату картине, яркой, радостной и светлой по настроению, изображена влюблённая пара на качелях. Кавалер в военной форме с молодецкими усами ухаживает за деревенской девушкой, лузгающей семечки. Качели уносят влюблённых далеко от земли, ввысь, к самым небесам — чистым, ярко-голубым с белыми кучевыми облаками. Художник слегка посмеивается над своими простодушными героями и в то же время любуется ими, их искренним чувством, их естественным парящим состоянием.

Качели различных видов часто встречались у южных и восточных славянских народностей; реже — у западных. Раскачиванию на качелях славяне с древности приписывали магические функции — апотропическую и продуцирующую. Для молодёжи эта форма времяпрепровождения считалась обязательной и воспринималась как способ подвигнуть парней и девушек к супружеству (то есть к переходу в иной статус, на новую ступень развития). Именно этот мотив выразительно показан на картине Николая Ярошенко.

Южные славяне традиционно возводили качели («шаги») на Масленицу или в Юрьев день. В отличие от хороводов и хорового пения, это развлечение не возбранялось и во время Великого поста, однако прерывалось на период Страстной недели, возобновляясь на Пасху. Петровское заговенье было последним днём, когда можно было качаться на качелях.

На протяжении столетий этот процесс относился к важным ритуальным действиям, способствующим вегетации сельскохозяйственных культур, например, конопли и льна. В Болгарии на Масленицу старшие женщины традиционно клали за пазуху яйцо и качались на качелях — для того, чтобы лён рос высоким. В Сербии пожилые мужчины качались на качелях, чтобы росли высокими посевы пшеницы, ржи и ячменя. В Македонии почтенные старики традиционно качались на качелях в Юрьев день, чтобы быстрее созрел хлопок.

Чтобы обеспечить себе хорошее здоровье на весь предстоящий год, для качелей обычно выбирали зелёное, молодое и крепкое дерево, полагая, что раскачивание на сухом или старом дереве может привести к затяжным болезням и неудачам. Нередко качались на зрелом кизиле, на ветвистой берёзе, на дубе или липе. По верованиям сербов и хорватов, весеннее качание на качелях целый год предохраняло человека от болей в спине.

Качание на качелях и ветвях деревьев считается одним из любимых занятий женских мифологических персонажей. По древним поверьям восточных славян, русалки, обречённые находиться в «междумирье», то есть «между Небом и Землёй», раскачиваются на длинных ветках деревьев, на верёвочных качелях, на колосьях в поле. У сербов и македонцев считалось, что после захода солнца на качелях любит качаться сам дьявол, поэтому люди избегали садиться на качели ночью и даже старались снимать их до утра.

Качели находятся в центре сюжетов многих произведений классической живописи: «Счастливые возможности качелей» (Ж.О. Фрагонар), «На качелях» (Никола Ланкре), «Качели» (Анри Лебаск), «Девушка на качелях» (Г. Семирадский), «Качели Пульчинеллы» (Д.Д. Тьеполо) «Баба на качелях» (Ф. Малявин) и др.

Качелям также посвящается множество стихотворений:

Качайте, качайте, качели,
Мою разноцветную жизнь!
Сияйте, небес акварели!
Мой глобус весёлый, кружись!
Мой вкусный берёзовый ветер
В хрустальной долине я пью,
И нету прекраснее песен на свете,
Чем звоны ручья и заливистый ветер
В родном земляничном краю.
Я нежусь, я плавно качаюсь
В бездонных воздушных морях.
И, горя не зная, всё выше взлетая,
Дышу полной грудью!.. Сомнений не будет:
Я жить буду, в счастье паря!
(Вера Белкина)

Источники:

https://www.inpearls.ru/качели

https://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/979

http://cultinfo.ru/news/2015/9/exhibition-of-zobnina-after-the-sun

https://ru.wikipedia.org/wiki/Качели


Добавить комментарий