К 125-летию со дня рождения писателя, драматурга и киносценариста Евгения Львовича Шварца: «Рассеянный волшебник»
Ноябрь 16, 2021 в Книги, Культура, просмотров: 678
... Началом литературного творчества Евгения Львовича Шварца стал 1923 год, когда он уехал на лето в Донбасс вместе со своим другом, писателем Михаилом Слонимским. Обоих пригласили поработать в газете «Всероссийская кочегарка» Донецкого губисполкома, выпускавшейся в Бахмуте. Вначале Шварц только обрабатывал письма читателей, потом стал превращать их в небольшие рассказы под псевдонимом «Щур», которые быстро набирали популярность. Вскоре молодого сотрудника сделали редактором литературного приложения, благодаря чему Шварц познакомился с писателем Николаем Олейниковым и впоследствии сблизился с литературной группой ОБЭРИУ.
В 1924 году вышло первое детское произведение Шварца — «Рассказ старой балалайки», опубликованное в июльском номере детского альманаха «Воробей». Ещё через год Евгений Львович уже сотрудничал на постоянной основе со знаменитыми детскими изданиями «Ёж» и «Чиж», а дебютный его рассказ вышел отдельной книжкой. Автор и далее выпускал детские книги, в том числе «Лагерь», «Шарики», «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки» и др.
В 1928 году Шварц создал свою первую пьесу «Ундервуд». Через год она уже шла на сцене Ленинградского ТЮЗа. Публика приняла пьесу хорошо, однако реакция Маршака и Даниила Хармса была прохладной. «Слава нужна была мне не для того, чтобы почувствовать себя выше других, а чтобы почувствовать себя равным другим. Я, сделав то, что сделал, успокоился настолько, что опустил руки», — вспоминал Шварц в дневниках 1950-х годов. Самуил Яковлевич Маршак удивлялся: «Я-то думал, что ты начнёшь писать книжку за книжкой, нельзя останавливаться!» Шварц усилил свою творческую работу в драматургическом жанре. В этот период он создаёт новые пьесы, рассказы и повести (среди них «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Красная Шапочка», «Снежная королева», «Кукольный город», «Тень», «Брат и сестра» и др.), либретто для балетов, репризы для цирка, сатиру, а также сценарии для кинофильмов (среди них поставленные затем «Доктор Айболит» 1938 года, «Золушка» 1947 года, «Дон Кихот» 1957 года). Шварц также продолжал своё сотрудничество с журналами «Ёж» и «Чиж».
Вторую мировую войну Евгений Львович встретил в Ленинграде. Он одним из первых явился записываться в ополчение, однако из-за тремора рук в отправке на фронт ему было отказано. Шварц не хотел покидать город и во время блокады — выступал на призывных пунктах, писал антигитлеровские сценки и пьесы для радио, постоянно дежурил на крыше своего дома, гася «зажигалки». По решению исполкома Ленсовета, в конце 1941 года Шварца вместе с женой всё же эвакуировали в Киров, где он был заведующим литературной частью областного драматического театра. Здесь были созданы пьесы о блокадном Ленинграде — «Далёкий край» (1942 г.), «Одна ночь» (1943 г.). В 1942-1944 годах Евгений Львович писал свою знаменитую пьесу «Дракон», в 1988 году экранизированную Марком Захаровым. Последние годы войны Шварц провёл в Сталинабаде (Душанбе) в качестве заведующего литературной частью временно перебравшегося туда Ленинградского театра Комедии.
В послевоенные годы мастер не оставлял драматургию, создав множество пьес («Сказка о храбром солдате», «Сто друзей», «Два клёна» и др.). К середине 1950-х Евгений Львович написал свою, пожалуй, самую известную пьесу — «Обыкновенное чудо». Премьера состоялась в январе 1956 года в Театре-студии киноактёра. Знаменитой стала одноимённая экранизация пьесы 1978 года под режиссурой Марка Захарова. Устами Эмилии озвучена личная жизненная позиция автора: «Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть я этого не могу!»
Мастер продолжал активную работу над сказками, повестями и киносценариями; за выдающиеся творческие заслуги Евгений Львович Шварц в 1956 году удостоился ордена Трудового Красного Знамени.
«Рассеянный волшебник» — произведение Шварца, которое люди многих поколений с увлечением читали и слушали в детстве. В нём рассказывается о чудесном изобретателе — почти волшебнике. Он знал и умел многое, но, погружённый в свои размышления, частенько бывал рассеянным. Как он выходил из нелепых ситуаций? Кто ему в этом помогал?.. Прочитайте о приключениях рассеянного волшебника. Сказка напомнит, как важно быть внимательным и думать о последствиях своих поступков заблаговременно.
Рассеянный волшебник
Жил-был на свете один учёный, настоящий добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для дома своего чудесные машины, лёгкие как пёрышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли. А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек. Уйдёт Иван Иванович из дому, а машинка эта и на телефонные звонки отвечает, и обед готовит, и двери открывает. Хорошего человека она пустит в дом, поговорит с ним да ещё споёт ему песенку, как настоящая птичка. А плохого прогонит да ещё залает ему вслед, как настоящий цепной пёс. На ночь машинка сама разбиралась, а утром сама собиралась и кричала:
— Хозяин, а хозяин! Вставать пора!
Иван Иванович был хороший человек, но очень рассеянный. То выйдет на улицу в двух шляпах разом, то забудет, что вечером у него заседание. И машинка ему тут очень помогала: когда нужно — напомнит, когда нужно — поправит. Вот однажды пошёл Иван Иванович гулять в лес. Умная машинка бежит за ним, звонит в звоночек, как велосипед. Веселится. А Иван Иванович просит её:
— Тише, тише, не мешай мне размышлять.
И вдруг услышали они: копыта стучат, колёса скрипят. И увидели: выезжает им навстречу мальчик, везёт зерно на мельницу. Поздоровались они.
Мальчик остановил телегу и давай расспрашивать Ивана Ивановича, что это за машинка да как она сделана. Иван Иванович стал объяснять. А машинка убежала в лес гонять белок, заливается, как колокольчик.
Мальчик выслушал Ивана Ивановича, засмеялся и говорит:
— Нет, вы прямо настоящий волшебник.
— Да вроде этого, — отвечает Иван Иванович.
— Вы, наверное, всё можете сделать?
— Да, — отвечает Иван Иванович.
— Ну, а можете вы, например, мою лошадь превратить в кошку?
— Отчего же! — отвечает Иван Иванович.
Вынул он из жилетного кармана маленький прибор.
— Это, — говорит, — зоологическое волшебное стекло. Раз, два, три!
И направил он уменьшительное волшебное стекло на лошадь. И вдруг — вот чудеса-то! — дуга стала крошечной, оглобли тоненькими, сбруя лёгонькой, вожжи повисли тесёмочками. И увидел мальчик: вместо коня запряжена в его телегу кошка. Стоит кошка важно, как конь, и роет землю передней лапкой, словно копытом. Потрогал её мальчик — шёрстка мягкая. Погладил — замурлыкала. Настоящая кошка, только в упряжке. Посмеялись они.
Тут из лесу выбежала чудесная машинка. И вдруг остановилась как вкопанная. И стала она давать тревожные звонки, и красные лампочки зажглись у неё на спине.
— Что такое? — испугался Иван Иванович.
— Как что? — закричала машинка. — Вы по рассеянности забыли, что наше увеличительное зоологическое волшебное стекло лежит в ремонте на стекольном заводе! Как же вы теперь превратите кошку опять в лошадь? Что тут делать?
Мальчик плачет, кошка мяучит, машинка звонит, а Иван Иванович просит:
— Пожалуйста, прошу вас, потише, не мешайте мне размышлять.
Подумал он, подумал и говорит:
— Нечего, друзья, плакать, нечего мяукать, нечего звонить. Лошадь, конечно, превратилась в кошку, но сила в ней осталась прежняя, лошадиная. Поезжай, мальчик, спокойно на этой кошке в одну лошадиную силу. А ровно через месяц я, не выходя из дому, направлю на кошку волшебное увеличительное стекло, и она снова станет лошадью.
Успокоился мальчик. Дал свой адрес Ивану Ивановичу, дёрнул вожжи, сказал: «Но!» И повезла кошка телегу.
Когда вернулись они с мельницы в село Мурино, сбежались все, от мала до велика, удивляться на чудесную кошку. Распряг мальчик кошку. Собаки было бросились на неё, а она как ударит их лапой во всю свою лошадиную силу. И тут собаки сразу поняли, что с такой кошкой лучше не связываться. Привели кошку в дом. Стала она жить-поживать. Кошка как кошка. Мышей ловит, молоко лакает, на печке дремлет. А утром запрягут её в телегу, и работает кошка, как лошадь. Все её очень полюбили и забыли даже, что была она когда-то лошадью.
Так прошло двадцать пять дней. Ночью дремлет кошка на печи. Вдруг — бах! бум! трах-тах-тах! Все вскочили. Зажгли свет. И видят: печь развалилась по кирпичикам. А на кирпичах лежит лошадь и глядит, подняв уши, ничего со сна понять не может. Что же, оказывается, произошло?
В эту самую ночь принесли Ивану Ивановичу из ремонта увеличительное зоологическое волшебное стекло. Машинка на ночь уже разобралась. А сам Иван Иванович не догадался сказать по телефону в село Мурино, чтобы вывели кошку во двор из комнаты, потому что он сейчас будет превращать её в лошадь. Никого не предупредив, направил он волшебный прибор по указанному адресу: раз, два, три — и очутилась на печке вместо кошки целая лошадь. Конечно, печка под такой тяжестью развалилась на мелкие кирпичики. Но всё кончилось хорошо. Иван Иванович на другой же день построил им печку ещё лучше прежней.
А лошадь так и осталась лошадью. Но правда, завелись у неё кошачьи повадки. Пашет она землю, тянет плуг, старается — и вдруг увидит полевую мышь. И сейчас же всё забудет, стрелой бросается на добычу. И ржать разучилась. Мяукала басом. И нрав у неё остался кошачий, вольнолюбивый. На ночь конюшню перестали запирать. Если запрёшь — кричит лошадь на всё село:
— Мяу! Мяу!
По ночам открывала она ворота конюшни копытом и неслышно выходила во двор. Мышей подкарауливала, крыс подстерегала. Или легко, как кошка, взлетала лошадь на крышу и бродила там до рассвета. Другие кошки её любили. Дружили с ней. Играли. Ходили к ней в гости в конюшню, рассказывали ей обо всех своих кошачьих делах, а она им — о лошадиных. И они понимали друг друга, как самые лучшие друзья.
Источники:
https://nukadeti.ru/skazki/rasseyannyj-volshebnik
https://w.histrf.ru/articles/article/show/shvarts_ievgienii_lvovich