Художественное наследие Константина Васильева
Август 05, 2016 в Ведическое знание, Культура, просмотров: 1682
Художник-славянист Константин Алексеевич Васильев (1942-1976 гг.) широко известен своими работами на былинно-мифологические темы. Необыкновенное дарование и богатый духовный мир позволили ему оставить свой, ни с чем не сравнимый след в истории живописи. Многоплановое и разнообразное творческое наследие Васильева насчитывает более 400-т произведений живописи и графики: картины на темы древней и современной русской истории, портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, эскизы росписи церкви в Омске. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением — широким использованием серебристо-серого и красного цветов и их оттенков — делают картины Васильева легко узнаваемыми и самобытными.
Родился Константин Васильев в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. С 1949-го года семья жила в посёлке Васильево под Казанью. В 1957-м году Константин поступил в Казанское художественное училище, которое успешно окончил в 1961-м. Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Произведения Васильева, написанные вначале 1960-х годов,явно отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. В конце 1960-х Васильев отказался от формалистических поисков и начал работать в реалистической манере.
Художник сознательно обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Одно за другим, Константин Васильев создавал произведения по мифологическим сюжетам, на героические темы славянского и скандинавского эпосов, на тему Великой Отечественной войны («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине»).
Константин Васильев работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976). Стал автором графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962); графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).
Константин Васильев — участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963 г.), выставок в Зеленодольске (1968-76 гг.). Значительно позже, в 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании.
Его последней работой стало уникальное полотно «Человек с филином» (1976 г.) Это своеобразный вызов всему человечеству, который заставляет разум человека проснуться и глубоко задуматься о смысле бытия на исходе эпохи… Главный герой – убелённый сединой старец, несущий миру знания, полученные за долгую и трудную жизнь. Он одет в шубу с меховой оторочкой, красную рубаху и шаровары. Это настоящий русский мудрец, который прошёл очень непростой путь, сохранив свой дух живым и горячим.
Птица сидит на руке старца: она возвышается над миром, соединяя небо и землю воедино. Филин – грозный, могущественный и мудрый, его зоркое око смотрит в космическую даль, замечая всё происходящее во Вселенной. Старец держит истекающий воском путеводный огонь, под ним — заснеженный северный лес и облака. В материальном мире ему ничего не нужно, он уже повидал в жизни столько, что оставил при себе лишь верного спутника, свечу, которая подскажет истинный путь, и плеть, которая защитит и покажет его мудрую власть. Старец сосредоточен на пламени свечи: он переосмысливает бытие и прозревает дальнейшую дорогу, по которой вслед за ним сможет пройти всё человечество…
Мудрость и решительность в переосмыслении всего сущего представлены именно в таком образе по вдохновенному замыслу художника: умудрённые опытом, просветлённые воители смогут попасть туда, где сливаются воедино все стихии, способные и возродить, и погубить.
Картина была написана в год смерти Васильева. Она стала пророчеством, возвещающим окончание его земного пути. Это подтверждает лежащий у ног старца догорающий свиток с вписанными по кругу инициалами мастера — «КВ». Когда Васильев закончил работу над легендарной картиной, он сказал своей матери: «Теперь я знаю, как надо писать». Через несколько дней его не стало…
Гениальный художник и провидец Константин Васильев трагически погиб на 35-м году жизни — был сбит проходящим поездом на железнодорожном переезде возле станции Лагерная под Казанью. Произошло это 29 октября 1976 года.Похоронили Константина в посёлке Васильево, в берёзовой роще в том самом лесу, где он очень любил бывать. Великий русский дух молодого творца будет вечно жить в его картинах, напоминая нам о величии и самобытности славянского народа.
В наши дни работают Мемориальный музей в Васильево, Картинная галерея в Казани и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке. В его честь названа малая планета (3930) Васильев, открытая в 1982-м году.