Анкета Марселя Пруста

Сентябрь 01, 2016 в Краматорск интеллектуальный, Культура, Мысли вслух, Юрий Лысенко, просмотров: 1394

В девятнадцатом веке в Лондоне появилась новая салонная игра:  гостям предлагался некий стандартный список вопросов, на которые надо было в специальный альбом написать ответы — причём непременно правду. «Какие добродетели Вы цените превыше всего?», «Ваше представление о счастье?», «Кого из исторических персонажей Вы презираете?», «Кто Ваш герой в реальной жизни?», «К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?..»

Это увлечение быстро охватило всю Европу и на удивление долго не выходило из моды. Так вот именно Марсель Пруст, отвечавший на вопросы несколько раз, в различном возрасте, сделал  популярность  анкетирования  непреходящей. Теперь подобный свод вопросов называется «Анкетой Пруста». Весьма любопытные ответы в своё время давали Карл Маркс, Андрей Тарковский, Джон Апдайк, Джозеф Хеллер, Ромен Гари, Эжен Ионеско и другие видные деятели науки, искусства и политики.

Анкету Марселя Пруста сегодня заполняет директор ООО «НИИПТмаш Опытный завод», вице-президент Краматорского Клуба «Русские шахматы» Юрий Лысенко:

— Ваша самая характерная черта?

— Уживчивость.

— Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?

— Надёжность. Сказал – сделал.

— Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?

— Одна из важнейших женских добродетелей – умение понимать своего мужчину.

— Что Вы больше всего цените в Ваших друзьях?

— Искренность. В дружеских отношениях не должно быть никакого подтекста, никаких так называемых «задних» мыслей.

— Что является Вашим главным недостатком?

— Синдром многорукого Шивы! Я обычно пытаюсь делать всё и сразу. А пора бы уже научиться выделять главное и заниматься  в первую очередь важнейшими вопросами.

— Какое Ваше любимое занятие?

— Любимым  становится  практически любое дело, которым я занимаюсь дольше трёх дней. Я погружаюсь в него практически полностью, проникаюсь им до мельчайших нюансов и успеваю полюбить.

— Каково Ваше представление о счастье?

— Быть полезным людям.

— Что Вы считаете самым большим несчастьем?

— Жить в постоянной тревоге.

— Каким Вы хотели бы быть?

— Я обычно бываю доволен своим поведением в стрессовых ситуациях, когда обстоятельства  «прижимают  к стенке». В этих случаях  я не теряюсь, а, наоборот, прихожу в состояние полной сосредоточенности, сфокусирован, скор в принятии эффективных решений. Как показывает опыт, «шторм-сигнальные» действия  всегда верны и результативны. Вот таким мне хотелось бы быть постоянно, вне зависимости от выброса адреналина под влиянием неких препятствий. Хорошо бы, весь арсенал способностей  быстро  раскрывался и удваивался не только в проблемных ситуациях!..

— В какой стране Вам хотелось бы жить?

— В стране лесов, озёр и рек! И гор! Это волшебная страна из моих детских фантазий, с небольшими корректировками. Мальчишкой представлял её себе так: берег реки – и с трёх сторон девственный лес. Огромные вековые деревья, пышные кроны, шелест ветвей, похожий на шёпот. Потом в эту картинку добавились горы и изумрудные озёра. Горы – не до самых облаков, а такие, чтобы можно было без труда по ним путешествовать. В этой стране я гулял, играл, ловил рыбу, охотился, живя там со своими братьями и друзьями. Взрослых в том мире не было — волшебная страна была открыта только детям. Возможно, потому, что время моего детства было непростое: прошло всего-то около тридцати лет после окончания Великой Отечественной войны, все взрослые были по горло заняты  процессом восстановления и обустройства огромного государственного хозяйства, пропадали на работе, уделять достаточно внимания детям было почти невозможно. Например, когда моя мать работала во вторую смену, я её целую неделю вообще не видел. Та же ситуация была у отца, да и у всех родителей. Вольно ли, невольно, но получалось, что дети были предоставлены самим себе, пока старшие жили в их обособленном рабочем мире. Вот я и придумал свой собственный мир, который населяли только дети – и жили так, как хотели, на свободе и просторе. Фантазию мою подстёгивали  рассказы деда Мити, красочные описания  реки Псёл в его родном краю. Я мысленно переносил все лучшие детали в пейзажи  моей заповедной волшебной страны. Там царили тишина, покой и полное умиротворение. Вот в этой стране лесов, озёр, рек и гор мне, наверное, хотелось бы жить сейчас.

— Ваш любимый цвет?

— Определённых цветовых предпочтений у меня нет. Люблю спокойные тона естественной природной палитры.

— Ваш любимый цветок?

— С детства  люблю алоэ. Этот цветок  рос у нас в квартире всегда, помню его столько же, сколько и самого себя. Неприхотливый (неделю не поливаешь — и ничего страшного), с очень полезными медицинскими свойствами. Мама и бабушка активно меня  им лечили, закапывали сок алоэ в нос при простуде, давали пожевать. И цветёт он красиво, некрупным белым цветом. Правда, наблюдать это приходится не так часто, как хотелось бы.

— Ваша любимая птица?

— Голубь. С одной стороны, птица дикая, с другой – абсолютно домашняя, живущая чуть ли не под ногами у людей. Вроде бы, и на воле обитает, но в то же время с ней можно легко и просто общаться, сама идёт в руки, подпускает близко. Для жителей городов, окружённых сплошным асфальтом и почти лишённых общения с живой природой, это очень важно.

Голубь для меня — символ центральной части Краматорска. Не знаю, где ещё, кроме главной площади, они обитают  в таком количестве. Своих детей, пока были маленькие, я всегда водил на площадь покормить голубей, это была часть нашей обязательной программы.  Прошло много лет, но в этом плане досуг краматорцев не меняется: возле ДК и Т НКМЗ всегда можно видеть родителей с детьми, рассыпающих голубям зерно и хлебные крошки.

— Ваши любимые писатели?

— Лермонтов, Владимир Чивилихин, Чингиз Айтматов, Владимир Гиляровский. «Серебряные рельсы» Чивилихина для меня культовая книга, во многом повлиявшая на моё становление.

— Любимые поэты?

— Тот же Михаил Лермонтов (он же и поэт, и прозаик), Пушкин, Илья Сельвинский.

— Ваш любимый литературный герой?

— В школьные годы любимым героем был Печорин. Мне тогда казалось, что у нас с ним есть нечто общее. Чуть позже открыл для себя  образ Александра Михайловича Кошурникова из «Серебряных рельсов» — талантливого советского учёного, инженера, изыскателя. Он, правда, не вымышленный литературный герой, как Печорин, а вполне реальный: занимался трассированием и проектированием железных дорог в сибирской тайге, погиб в 1942-м году на реке Казыр при изыскании трассы от Нижнеудинска до Абакана. Ему было всего 37 лет… Прочитав «Серебряные рельсы», я впервые узнал об интересной и сложной  профессии изыскателя,  мне безумно захотелось эту профессию освоить, и  Кошурников стал для меня примером. И не только на тот момент, но и на всю мою жизнь. Это человек трудового подвига, человек железной воли и несгибаемого духа, готовый к самопожертвованию. О его внутренней силе можно судить по последним строчкам личного дневника, найденного в 1943-м году: «3 ноября, вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог ему я, но вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Передвигаюсь ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замёрзну». Заметьте, ни жалоб, ни слов прощания с родными и близкими.

— Ваша любимая литературная героиня?

— Любимой литературной героини у меня нет, как-то не сложилось.

— Ваши любимые композиторы?

— Микаэл Таривердиев. Классика советского кинематографа имеет особый колорит благодаря его творчеству. Достаточно вспомнить «17 мгновений весны», «Иронию судьбы, или С лёгким паром!», «Ошибку резидента», «Пропавшую экспедицию», «Адам женится на Еве». Особенно мне нравится цикл произведений «Воспоминание о Венеции. Тихая музыка».

— Любимые художники?

— Рембрандт, Микеланджело, Рерих. У меня есть альбомы репродукций лучших картин этих художников, время от времени изучаю. Не могу сказать, что хорошо разбираюсь в живописи, но внутренний отклик чувствовал всегда. Из детской поездки с отцом в Москву помню  громадное впечатление от посещения Третьяковской галереи! Что я испытал, глядя на «Трёх  богатырей», просто невозможно передать словами! Врезалось на всю жизнь!  Потом был  питерский Эрмитаж, целых два дня экскурсий. Колоссально, незабываемо!.. Позже довелось посетить «Галерею старых мастеров» (Дрезденскую картинную галерею), увидеть оригиналы «Шоколадницы» Лиотара, «Сикстинской мадонны» Рафаэля, «Блудного сына в таверне» Рембрандта, «Портрет молодого человека» Дюрера. Был я  и в музеях Берлина. Если есть возможность, я никогда не откажусь посетить музей, изучить новые для меня произведения искусства.  Стараюсь чаще бывать в художественном музее Краматорска, в его фондовых коллекциях много интересного.

— Ваши любимые герои в реальной жизни?

— Мы, люди, обычно возводим в ранг героев тех, кого уже больше с нами нет… А стоило бы почитать их ещё при жизни, пока были рядом.

По моему мнению, можно быть героем в двух проявлениях. Это – героизм как образ жизни  и так называемый эпизодический героизм, то есть один сильный поступок, совершённый под влиянием минуты. Героизм как образ жизни – явление уникальное. Одним из таких героев я считаю журналиста и писателя Олеся Бузину. Отношение к нему у меня на протяжении жизни менялось полярно – от резко негативного к восхищённо-уважительному. Бузина не боялся открыто высказывать своё мнение, не отсиживался на молчаливой «камчатке» в выжидательной позиции. Можно было присоединиться  к управляемому хору большинства и жить припеваючи, можно было затаиться и помалкивать, дожидаясь, пока «всё само закончится». Он выбрал третий путь, отстаивая свои убеждения вслух. Это смелость, решительность, отвага даже, я бы сказал. Его героизм вовсе не определяется его мученическим венцом, героем Бузина стал ещё при жизни, а безвременный уход лишь подтвердил его сущность.

— Ваша любимая (любимый) героиня (герой) в истории?

— Среди государственных деятелей – Иван Четвёртый Васильевич, он же Грозный. Личность во всех отношениях  уникальная, и в столь же уникальных масштабах оклеветанная. По данным новейших исследований, человеком он был редкой степени образованности и выдающихся управленческих способностей. Годы его правления – это целая эпоха.

Из женских персонажей мне интересна княгиня Ольга, бабушка Святослава. Когда князь Святослав разбил хазаров, она, воюя на другом фронте, сделала всё, чтобы он не получил удар в спину от византийцев. Очень верный тактический  ход, говорящий о выдающемся уме.

— Ваши любимые мужские и женские имена?

— Что касается мужских имён, каких-то предпочтений у меня нет. Из женских  особенно  нравится имя  Надежда.

— Что Вы больше всего ненавидите?

— Ненависти в прямом смысле не вызывает ничто и никто. А на уровне неприятия – зазнайство.

— Исторические персонажи, которых Вы презираете?

— На первый взгляд, презрения заслуживают многие. Но в силу того, что мы не знаем всех обстоятельств, при которых они совершали те или иные свои «презренные» поступки, морального права на презрение у нас, потомков, нет. Если бы мы оказались на их месте, или просто  рядом, и в тех же условиях поступили бы иначе, вот тогда была бы возможность осуждать. Отличить правый поступок от сомнительного без учёта времени и места действия вообще сложно, не говоря уже о всевозможных сопутствующих факторах.

— Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?

— Две победы: победа русской армии в войне 1812-го года и победа советской армии во Вторую мировую. В обе эти войны наш народ принёс освобождение Европе.

— Государственная реформа, которую Вы цените особенно высоко?

— Построение социалистических отношений на одной шестой части суши.

— Способность, которой Вам хотелось бы обладать?

— Аккуратность в делах. Но не до педантизма, конечно. Например, такая мелочь, как аккуратно собранные в стопки деловые бумаги, значительно облегчает рабочий процесс и экономит время. Мозги освобождаются для обдумывания иных, более значительных вопросов. Делать это я пока ещё учусь.

— К каким человеческим порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?

— Я живу по принципу: «Жалеть человека – значит, не жалеть его». Если жалеешь, или, другим словом, снисходишь – ты позволяешь человеку оставаться несовершенным, делать те же ошибки и так же от них страдать. Каждый человек должен работать над собой, стараться преодолевать свои недостатки. Снисходя к порокам других, мы лишаем их шанса вырасти.

— Как Вы хотели бы умереть?

— Страх смерти у меня давно миновал, поэтому могу рассуждать свободно. Мне не хотелось бы умереть в бессознательном состоянии, даже во сне, хотя это, наверно, и более лёгкая смерть. По моему мнению, в этом случае человека лишают последнего испытания. Хочется, всё-таки, его пройти, полностью осознавая свой переход в иной мир.

— Ваше состояние духа в настоящий момент?

— Я уже осознаю, что в познании  жизни нужно постоянно стремиться к большему.

— Ваш девиз?

— Только дополняя друг друга, мы становимся Личностями и Человеками!

Подготовила Яна Андриенко

2016 г.


Добавить комментарий