«Все монады, из которых состоит творение, сами избрали свою судьбу в мире, свободно определили себя к бытию в мире…» (Н.А. Бердяев)

Январь 28, 2022 в Маргарита Серебрянская, Культура, Книги, Мысли вслух, просмотров: 1302

Что есть самое сокровенное, что составляет сущность человека? Что является священным началом и главным принципом, который в проявленном мире даёт жизнь всему сущему?..

Понятия об этом священном начале у современных людей или смутные, или превратные. Огромное же большинство, которое отождествляет своё духовное «Я» со своим телом, и вовсе не имеет на этот счёт никаких понятий. Поэтому внесение в эту неведомую область более ясных представлений — дело существенно необходимое.

... В ней всё: Вселенная и атом,

Движенье жизни и покой,

Химеры в Царстве Тридесятом

И красота любви людской.

(В. Самофалов)

Прежде чем рассуждать о человеческой монаде, давайте попытаемся выяснить, откуда и каким образом монады появляются. Когда станет ясным их происхождение, можно будет говорить об их природе, свойствах и качествах.

Опираясь на философский трактат А.Н. Клизовского «Основы Миропонимания Новой Эпохи», представим себе начало мироздания, когда после Пралайи, или великой Космической Ночи (период отсутствия активности), начинается Манвантара — творческий период создания новой, более совершенной Вселенной. Но что в действительности можно сказать о начале созидания мира или, хотя бы, нашей Солнечной системы?.. Кто это видел? Кто из нас лично при этом присутствовал?.. Как было сказано с небес Иову: «Где ты был, когда я полагал основание Земли? Скажи, если знаешь!» (Книга Иова, 38:4). Поэтому говорить о начале мироздания можно лишь словами из священных писаний.

Приведём выдержки из беседы Господа с Арджуной в Бхагавад-Гите:

«Из непроявленного вытекает всё проявленное при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в ТОМ, имя которому Непроявленный.

Это множество существ, снова и снова появляющихся, исчезает при наступлении Ночи; с наступлением Дня они, согласно закону, неизбежно являются вновь, о Партха» (гл. 8).

«Мною — в Моём непроявленном мире — проникнут весь этот мир; все существа имеют корень во Мне, но Я не имею корня в них. »...«

В конце мирового проявления, о Каунтея, все существа поглощаются Моей низшей природой; при начале новой кальпы Я снова произвожу их Моей Эманацией.

Скрытый в Природе, которая произошла от Меня же, её силою Я снова и снова произвожу это множество беспомощных существ. «...»

Под Моим началом природа высылает движущееся и неподвижное; вот отчего, о Каунтея, вращается Вселенная" (гл. 9).

«Познай Мою иную Природу, высшую, которая есть элемент жизни, о мощно вооружённый, посредством которой держится мир.

Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь Источник возникновения Вселенной, и во Мне исчезает она.

Нет ничего выше Меня, о Дхананджая, всё нанизано на Мне, как жемчужины нанизаны на нити» (гл. 7).

«И всё, что есть семя всего сущего, это Я, о Арджуна; и нет ничего движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня!

Нет границ Моим божественным силам, о Парантапа. Всё объявленное тебе лишь пояснение к бесконечной Славе Моей.

Всё, что славно, хорошо, прекрасно и могущественно, познай, что всё это лишь ничтожная часть Моей Славы.

Но к чему тебе знание всех этих подробностей, о Арджуна? Отдав частицу Себя на проявление этой Вселенной, Я остаюсь» (гл. 10).

«В далёком прошлом, когда актом жертвы из Эманации Бога возникли люди, Господь сказал: „Жертвой размножайтесь, да будет она для вас источником желаний“» (гл. 3).

Итак, Источник возникновения всего сущего один. От Единого Источника произошло всё: и Вселенная, и всё, что в ней — видимое и невидимое, подвижное и неподвижное, великое и малое, разумное и неразумное. Одним словом, все существа, все явления и все предметы. Всё, что существует, начиная с мельчайших атомов и заканчивая планетами, имеет элемент жизни, обладает частью Божественного Духа.

Иначе говоря, обладает монадой.

Известно, что всё существующее состоит из различных сочетаний Духа и Материи. Космическое творчество для своего проявления требует наличия этих двух извечных факторов — фактора активного, или Духа, и фактора пассивного, или пластической Материи. С одной стороны находится Великий Дух, который в своём потенциале содержит всю Вселенную, со всем, что будет на ней обитать, а с другой стороны первичная Материя, которая содержит все нужные элементы для создания новой, более совершенной Вселенной. Материя — основа творчества, фундамент и корень будущего Бытия, которую Божественное Начало приводит в движение, оживотворяя всякую создаваемую форму элементом Жизни — зерном Божественного Духа. Но не следует думать, будто от Творца исходят готовые монады — человеческие, животные, растительные и т.д. Нужно принять за аксиому, что из ничего ничто не творится, но всё трансмутируется и совершенствуется. Всё развивается из низших форм жизни в более высокие, из менее совершенных — в более совершенные, поскольку это основной закон развития жизни. Точно так же нужно понять, что в градации миров (или планов творения) физический мир является четвёртым и что прежде него создаются миры невидимые — духовные, на которых творится прообраз будущего физического мира. Поэтому человеческая монада есть результат длиннейших циклов развития трёх царств элементальных, населённых духами природы — ундинами, сильфами, гномами и саламандрами, упомянутыми во многих мифах и легендах, а также трёх царств физического мира — минерального, растительного и животного.

В Тайной Доктрине об эволюции монад сказано: «Итак, монадическая, вернее, космическая сущность, если подобный термин допустим по отношению к минералу, растению и животному, хотя и является тою же самою на протяжении всех серий циклов от элементального царства вплоть до царства Дэв (Ангелов), тем не менее она разнится по мере своего продвижения. Было бы крайне ошибочным представить себе монаду как отдельную сущность, прокладывающую свой медленный путь определённою тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений расцветающую в человеческое существо; как, например, сказать, что монада Гумбольдта произошла от монады атома роговой обманки? Вместо того чтобы сказать — „минеральная монада“, правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение: „монада, проявляющаяся в той форме Пракрити (материи), которая называется минеральным царством“.

Атом, как он представлен в обычной научной гипотезе, не есть частица чего-то, оживлённая психическим чем-то, которой, по истечении эонов, предопределено расцвести в человека. Но это конкретное проявление Вселенской энергии, которая сама ещё не индивидуализировалась; последовательное проявление единого Вселенского Манаса. Океан материи не разделяется на свои потенциальные и составные капли до тех пор, пока волна жизненного импульса не достигает эволюционной стадии человеческого рождения. Склонность к отделению в индивидуальные монады совершается постепенно и в высших животных почти достигает точки. „...“ „Монадическая сущность“ начинает незаметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве. Ибо монады, как их правильно определил Лейбниц, суть вещи несоставные, именно Духовное Естество, оживляющее их в стадиях дифференциации, говоря точно, и составляет монаду».

Великая Творческая Сила, вызывая к бытию идею множественности Своего Естества и как бы распыляясь на отдельные самодовлеющие части монады, но в сущности оставаясь Сама Собой, этим утверждает мировую жизнь, проявляясь в каждой форме бытия сообразно её индивидуальным свойствам. Это разделение Творящего Голоса на бесчисленное множество центров будущего творчества есть зарождение, или генезис, мирового творчества.

Каждая монада как духовное семя, исшедшее из Источника Жизни, должна в окончательном результате своей эволюции проявить всю заложенную в ней потенциальную силу и, идя каждая своим путём, вырасти в подобие своего Творца.

Это веление Космоса и задача жизни каждой монады.

Каждая монада обладает всеми необходимыми данными, но не обладает сознанием. Между тем, весь смысл и цель эволюции есть раскрытие и постепенное углубление сознания. «Монада есть аспект Вселенского Духа, как определённая совокупность тональностей Его Бытия и Сознания. Являясь частью Целого, Его единичной потенцией, она в своей истинной природе не может иметь не только сознания, но и самой идеи о себе как личности, ибо принадлежит иному, Высшему плану. В силу этого монада до эманирования своего сознания во вне своей Небесной Природы представляет собой чистейшую абстракцию, не имеет реального бытия, не обладает и сознанием; в этом виде своём она является лишь безличной частицей Космического Божественного Самосознания». («Священная книга Тота», В. Шмаков).

Поэтому все усилия творческих Сил Космоса направлены на то, чтобы безличную монаду превратить в мыслящее существо, в обладающую самосознанием индивидуальность. В силу этого монады принимают участие во всех фазах эволюции всех царств природы. Они должны пройти бесчисленное множество всевозможных превращений из простых и грубых форм жизни и сочетаний материи в сложные и тонкие, из менее совершенных — в более совершенные, из менее сознательных — в более сознательные.

При создании физического мира первый импульс даётся безличным монадам при развитии цикла царства минерального. Великая мудрость Творческого Разума направляет монады всё в более и более благоприятные сочетания материи, имея в виду высшую цель эволюции — привить материи способность чувствовать внешние воздействия и реагировать на них тем способом, который доказал бы наличие зародыша сознания. Тайная Доктрина говорит о семи глобусах — сферах планетной цепи и семи Кругах, или о сорока девяти местопребываниях деятельного существования, которые предстоят Искре, или монаде, при начале каждого Великого Цикла Жизни.

В результате такого перехода с одного глобуса — сферы планетной цепи — на другой и с одной планетной цепи на другую, в конце Манвантары появляются переходные формы жизни из одного царства природы в другое. Некоторые монады оказываются в таких формах жизни, как лишайники, мхи, грибы, которые являются срединными между минералом и растением. Когда появляются такие переходные формы, то это показатель того, что заканчивается один Великий Цикл и, после обскурации, или частичной Пралайи, начинается другой. Из более удачных переходных форм развивается следующее, более высокое царство природы — растительное, которое получает для этого новый импульс от Логоса. Менее удачные переходные формы погибают.

Точно таким же бесконечным перемещением монад из одних форм жизни растительного царства в другие и точно таким же переходом для дальнейшего развития с одного глобуса на другой и с одной планеты на другую, совершается развитие царств растительного и животного. В растительном царстве впервые обнаруживается тенденция монад дифференцироваться в направлении индивидуального сознания. В сознании животном она выявляется вполне.

Но лишь с появлением человеческого царства природы появляются и человеческие монады. Таким образом, человеческое существо есть результат длиннейшего процесса эволюции низших царств природы, которые готовят человеку условия для его существования. Монада, прежде чем стать человеческой монадой, должна пройти все стадии эволюции, все формы бытия во всех царствах природы на всех глобусах — сферах планетной цепи. Весь ход космической жизни, бесконечное разнообразие её отдельных проявлений, строгая закономерность её осуществлений вытекают из сущности бытия мира как результата самопроявлений отдельных искр Божественной Сущности, иначе говоря, монад, из которых каждая свободна по отношению к самой себе, но вместе с тем связана общностью цели и тождественностью принципов.

«Природа (в человеке) должна стать соединением Духа и Материи, прежде чем он станет тем, что он есть; и Дух, скрытый в Материи, должен быть пробуждён к жизни и сознанию постепенно. Монада должна пройти через свои минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса сможет пробудиться в животном человеке. Потому до такого пробуждения он не может быть назван человеком, а должен быть рассматриваем как монада, пленённая в вечно меняющихся формах». (Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том II).

«Чтобы стать самосознающим, Дух должен пройти через все циклы бытия до своего высочайшего достижения, т.е. самосознания здесь, на земле, в человеке. Дух, сам по себе, несознательная, отрицательная абстракция. Его чистота присуща ему, а не добыта заслугами; потому, чтобы стать высочайшим Дхьяни-Чоханом, для человеческого эго необходимо достигнуть полного самосознания на человеческой ступени, которое синтезируется для нас в человеке». (Е.П. Блаватская, «Тайная доктрина», том I).

«Сознание человека и индивидуальность неразрывно между собою связаны, и даже более того, в отдельности представляются понятиями, лишёнными смысла, ибо индивидуальность есть природа сознания, сознание всегда индивидуально. Сознание и индивидуальность, утверждающие самоё бытие монады как таковой, рождаются с началом утверждения монады как первообраза присущего ей относительного мира. Будучи по природе своей частью Вселенского Духа, монада своим сознанием являет аспект Космического Божественного Сознания; утверждая себя как самостоятельную независимую субстанцию второго рода, монада тем самым утверждает присущее ей сознание». (Е.П. Блаватская, «Тайная доктрина», том I).

Из сказанного вытекает необходимость делать различие между монадой вообще, которая, являясь жизненным принципом, одушевляет всё живущее, и человеческой монадой, которая, помимо своего назначения одушевлять человеческую сущность, является центром самостоятельного и сознательного существования. Первая в своей сущности являет единство, как показывает само значение слова «монада», вторая — составная, поскольку помимо жизненного принципа обладает результатом истекшего развития всех царств природы — сознаниемСознание — первое одеяние монады, которое окутывает её, точно покровом, нарастая, прибавляясь с каждой прожитой жизнью. Когда человек заканчивает свой жизненный путь, дух берёт самое ценное, что человек накопил в течение жизни, самое лучшее, что есть в человеческом уме и чувствах, и, как ветер уносит с погибающего цветка аромат, монада уносит всё с собой в Высший Мир для претворения в опыт и приобщения его к сознанию.

Таким образом, человеческая монада состоит из трёх принципов. Это Атма — дух, Буддхи — сознание, и Высший Манас — высочайшее проявление человеческого разума. Эти три принципа составляют бессмертную сущность человека.

«Атма не прогрессирует, не забывает, не помнит. Она не принадлежит этому плану. Она лишь Луч Света Вечного, который светит через темноту материи, когда последняя желает этого. Буддхи становится сознательным через нарастания, получаемые им от Манаса, при смерти человека после каждого нового воплощения. Манас бессмертен, ибо после каждого нового воплощения он присоединяет к Атма-Буддхи нечто от себя и, таким образом ассимилируясь с монадою, разделяет её бессмертие». (Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том I).

Если человеческий манас прибавляет к монаде, или бессмертной сущности, после каждого воплощения нечто от себя, то для эволюции человека не может быть безразличным, что именно он прибавляет и чем окутывает своё зерно духа. Если тот Источник Света, который есть в каждом из нас, благодаря отрицательному человеческому мышлению и поступкам будет окутываться тёмным покровом из низших видов материи, то хотя сам по себе он не может погаснуть и быть уничтоженным, но будет окутан такой плотной тёмной оболочкой, что свет его не достигнет сознания, и вместо эволюции человек вступит на путь инволюции.

«Нужно человечеству подумать, чем оно окутывает свою монаду; чем покрывается это бессмертное зерно? Слишком мало вникают в эту задачу. На протяжении каждого круга нужно проследить течение кармы и её воздействие. Предопределение следует явлением наслоений предыдущих, совершённых деяний. Эти окружения могут заглушить голос зерна, и путь жизни может изменить явление предназначенное. Зерно космическое, заложенное в каждом существе, должно так бережно облекаться человечеством. На устремлённом зерне строится явленная эволюция. И беспределен путь мощи зерна!» (Цикл «Агни Йога», книга «Беспредельность», ч. I, 353).

«Высшее окружение монады происходит чистым Огнём. Если монада может облечься Огнём, то, значит, она может достичь Высших Сфер. Агни-йог и Архат оба облекают свои монады Материей Люцидой». (Цикл «Агни Йога», книга «Беспредельность», ч. I, 354).

Так как монады принимают участие во всех фазах эволюции и всех явлениях космической жизни, то необходимо знать, что происходит с человеческими монадами во время перерыва творческой деятельности, а также во время Великой Пралайи, когда весь Космос обращается в первичный элемент. Человеческие монады находятся в Нирване и Паранирване, но это не есть покой или уничтожение, как ошибочно объясняют понятие Нирваны люди западного мира. Наоборот — это полное и абсолютное существование.

«Усматривать в Нирване уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погружённом в здоровый, лишённый сновидений сон — который не запечатлевается в физической памяти и мозгу, потому что высшее „я“ спящего находится тогда в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания, — что он тоже уничтожен. Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее материальной; ибо поглощение ни в коем случае не является подобным „сном без сновидений“, но, наоборот, Абсолютным Существованием, безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий язык совершенно и безнадёжно неспособен. Единственное приближение к тому, что можно было бы назвать понятным представлением этого состояния, может быть явлено в панорамических видениях души, вызванных посредством духовных представлений божественной монады. Также ни индивидуальность, ни даже сущность личности, если таковая остаётся, не теряется вследствие поглощения. Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой точки зрения, паранирваническое состояние, всё же оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же монада снова возникает из этого состояния, как ещё более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности. Человеческий ум, в его настоящей стадии развития, не только не может переступить, но едва даже может достичь этого плана мышления. Ум колеблется здесь, на пределе непостигаемой Абсолютности и Вечности». (Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том I).

«В каждой физической клетке имеется зародыш и ядро, которые соответствуют в человеке огненному зерну и ядру духа. Так огненное зерно в человеке, будучи основою чистого Божественного Начала, остаётся неизменным и нерушимым в вечности.

Ядро духа, или высшее эго, в человеке растёт и изменяется в беспредельности при условии, что оно получает нормальное питание от всех центров. То есть если психическая энергия приводит в действие высшие центры человека. И если человеку, носителю ядра духа, удастся здесь, на Земле, одухотворить свою сущность через открытие своих высших центров, то по окончании цикла, или четвёртого Круга, нашей планеты он будет пребывать в соответствующей ему сфере в полном сознании и при всех накопленных им энергиях или способностях. Если и в последующих циклах он проявит ту же неослабную устремлённость к совершенствованию, то он точно так же сохранит своё бессмертие и на последующий междупланетный период, и так в беспредельность. Но нужно помнить, что изменения в ядре духа могут происходить как в сторону восхождения, так и в сторону падения. Но неимоверно труден подъём после длительного падения». («Письма Е.И. Рерих», от 03.12.37).

«Что касается состояния человеческой монады во время Великой Пралайи, или Космической Ночи, то, как было сказано выше, все существа поглощаются ТЕМ, имя которому НЕПРОЯВЛЕННЫЙ, для того, чтобы при начале новой Кальпы вынырнуть из лона НЕПРОЯВЛЕННОГО для продолжения нового цикла жизни. Сначала Буддхи и Манас поглощаются Атмой, а потом Атма, или высшее я человека, погружается в НЕПРОЯВЛЕННОЕ».

«Монада может быть прослежена на протяжении её странствования и в её сменах преходящих оболочек лишь от начала первичной стадии проявленной Вселенной. Во время Пралайи, промежуточного периода между двумя Манвантарами, она теряет своё наименование так же, как она теряет его, когда истинное Единое Я человека погружается в Брахмана, в случае высокого самадхи (экстаза) или конечной Нирваны». (Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том I).

Таким образом, монада, или высшее «я» человека, вечна, бессмертна, беспредельна. Начало каждой человеческой монады уходит в бесконечность прошлого, и о конце существования монады не может быть речи, поскольку Беспредельность, из которой она вышла и к которой всегда принадлежит, не имеет ни начала, ни конца. Миры созидаются и рушатся, но монада живёт в Вечности и Беспредельности. Существование всякой монады и весь цикл её превращений могут быть прослежены от начала и до конца всякой Вселенной, а через сколько Вселенных прошла каждая человеческая монада?.. Кто это знает, кроме Того Источника, из которого она исходит?..

Мы ищем лишь удобства вычислений,

А в сущности не знаем ничего:

Ни ёмкости, ни смысла тяготенья,

Ни масс планет, ни формы их орбит,

На вызвездившем небе мы не можем

Различить глазом «завтра» от «вчера».

Нет вещества — есть круговерти силы;

Нет твёрдости — есть натяженье струй;

Нет атома — есть поле напряженья

(Вихрь малых «нет» вокруг большого «да»);

Струи времён текут неравномерно,

Пространство — лишь разнообразье форм...

(М. Волошин)

«Каждая монада есть искра из луча, эманированного Вечным Светом, и в силу этого является определённым аспектом Божества. Она несёт в себе самой зародыш своего будущего развития, в ней теплится уже всё её будущее величие и все возможности её грядущей жизни. Но целая бесконечность времён должна пройти, прежде чем эта часть Божества осознает себя, осознает свою индивидуальность, свою Божественность и своё место в Целом.

Человек не знает своей истинной сущности, не ведает своего истинного я, не может уловить и очертить в своём сознании своего Атмана, ибо он не может стать вовне его, не может ничего противопоставить ему, не может оформить его, не может даже выразить то, что он ищет или что желал бы найти. Вот почему человек сомневается в себе самом, ибо он своё сомнение от себя отделить не может, ибо всё, что бы ни делал он, что бы ни мыслил, что бы ни чувствовал, к чему бы ни стремился, — всё это проявление одного и того же я».

«... Где тот человек, который сомневается в действительности своего существования? Если он существует, то должен знать, что он, сомневающийся, и есть я, которое он отрицает». (Сратманимпана).

Величие человеческого призвания, его божественная космическая миссия лежит в основании всех учений о человеке, во всех посвящениях. В полной гармонии с индийским учением об Атмане гласит семитическое Откровение в аспекте Каббалы:

«И сказал Симеон Бен Иохай: „Существо человека содержит всё, что есть на небе и на земле, существа высшие и существа низшие; вот почему Древний из Древних избрал его для Себя. Никакая форма, никакой мир не могли существовать прежде человеческого существа, ибо он обнимает все вещи и всё, что существует, существует не иначе как через него. Без него не было бы мира, именно в этом смысле надо понимать эти слова: Вечный утвердил землю на Мудрости. Надлежит различать Человека Горнего от человека низин, ибо один не мог бы существовать без другого. На этом существе человека покоится совершенство утверждения всего; именно о нём идёт речь, когда говорят, что видели над колесницей подобие облика человека. Именно Даниил обрисовал его в этих словах: И я видел, как сын человеческий шёл с облаками Неба, приблизился к Древнему днями и предстал пред Ним“». (Идра Рабба).

«Человек есть синтез и завершение наиболее возвышенного в Творчестве, именно поэтому он был создан лишь на шестой день. Когда человек появился, всё было завершено — и мир низший и Мир Высший, ибо всё резюмируется в человеке, он объединяет все формы». («Зогар»).

«Каждый человек — это целый мир, целый микрокосм. В этом мире живёт его Атман, наполняет его, отражается в нём и познаёт себя. Вне этого мира ничего для него не существует; чужое только тогда делается своим, когда оно будет своим. Человек познаёт не явления или состояния, а лишь разности состояний и положений. Законы и принципы ноуменального мира недвижны, вот почему для познания их человек должен двигаться. Но они заключены в нём до века сего через божественность духа его — вот почему он должен иметь внутреннее движение. Итак, человек, живя в самом себе, в самом себе и двигается. Это есть первый основной закон всего его бытия, жизни и деятельности».

«... Каждая монада, при всех условиях эволюции, как бы далеко она ни отошла в своём сознании от эманировавшей её Божественной Сущности, в действительности всегда остаётся неразрывно с Ней связанной, в силу божественной своей природы. В силу этого каждая монада представляет собою относительную бесконечность, в то время как Божество является Бесконечностью Абсолютной. Человеческая монада есть вековечное зерно, соединяющее Мир Божественный с миром Бытия. Она находится на границе их обоих, и каждый из них утверждается в другом. Атман (монада) есть Божество для порождённого им человека, ибо это есть высшее сечение луча Божественной Сущности, сотворившего человека. За этим сечением остаётся лишь непостижимое „Не То“. Атман есть свойственный Человеку аспект Божества, координируемый существом человека мира Бытия». (В. Шмаков, «Священная книга Тота»).

«Ты несёшь внутри себя Высочайшего Друга, которого ты не знаешь, ибо Бог обитает внутри каждого человека, но немногие могут найти Его. Человек, который приносит в жертву свои желания и свои действия Единому, Тому, из которого истекают начала всех вещей и которым создана Вселенная, достигает такою жертвою совершенства, ибо тот, кто находит в самом себе своё счастье, свою радость, и в себе же несёт свой свет, тот человек в единении с Богом. Познай же: душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от старости и страдания и пьёт воду бессмертия». (Бхагавад-Гита).

Единый Источник, из которого всё получает своё начало, Единая для всего Космоса Правящая Иерархия, единство принципов и законов, по которым развивается всё сущее, хотя и приводит к бесконечному разнообразию мироздания, но эта бесконечность многообразия вытекает из коренного Единства. Обособленности в Космосе нет. Всё вытекает одно из другого, всё зависит одно от другого, и всё между собою неразрывно связано. Гигантские миры и солнечные системы, которые отделены одна от другой умопомрачительными расстояниями, в действительности являются не более как атомами в огромном теле Космоса.

Но каждый такой атом, состоя из Единой для всего Космоса Материи, обладая Единым для всего Космоса элементом Жизни, имеет своего Творца, принадлежащего к единой для всего Космоса Лестнице Иакова — Небесной Иерархии. Поэтому нельзя думать, будто весь необъятный Космос создан одним Творцом и что всё бесчисленное множество разумных существ имеет одного и того же Небесного Отца. Все Небесные Силы разделены на семь Великих Иерархий, но к какой Иерархии разумных Существ принадлежим мы и от какого из Великих Творцов отделилась наша монада — мы на настоящей ступени развития не знаем. В разных религиях эти Высшие Небесные Силы имеют разные названия. В христианском Откровении святой Иоанн называет их «семью горящими Светильниками, которые стоят перед Престолом Божиим и которые есть семь Духов Божиих». В буддизме они называются Дхьяни-Буддами, Дхьяни-Чоханами; в Каббале Элохимами; в учении Зороастра Амешаспентами; в индуизме — Ишварами; в греческой философии — Логосами и т.д. Эти семь Великих Сыновей называются также Правителями Звёзд.

«Звезда, под которой рождается человеческое существо, говорит Оккультное Учение, навсегда останется его Звездою на протяжении всего цикла воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть его астрологическая звезда. Последняя касается и связана с личностью, первая — с индивидуальностью. Ангел этой Звезды, или Дхьяни-Будда, связанный с нею, будет или руководящим, или просто наблюдающим Ангелом, так сказать, при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя её носитель — человек — может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Дхьяни-Будду, свою старшую „Душу-Близнеца“, и они знают его, называя его „Отчей Душою“ и „Отцом-Огнём“. Лишь при последнем и высочайшем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим „Обликом“, они познают его». (Е. П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том I).

Ввиду того что эволюция монад неразрывно связана с эволюцией жизни во всём мироздании, так что можно даже сказать, что эволюция монад и есть эволюция жизни, полезно проследить, каким образом совершается бесконечное странствие монад с одного глобуса планетной цепи на другой и с одной планетной цепи на другую.

Для этого представим себе нашу Солнечную систему состоящей из семи планет. Разумеется, число их на самом деле больше, однако наша семеричная система эволюции требует семи оформленных планет, не в самом начале Манвантары, но по окончании развития трёх элементальных царств природы. Начнём с царства минерального.

В нашем семеричном мироздании всё семерично. Каждая планета Солнечной системы состоит из семи глобусов. Тайная Доктрина говорит, что существует семь Земель, семь Лун, семь Солнц, но мы нашим физическим глазом может видеть лишь то, что состоит из физической материи. «Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек» — гласит оккультная догма (Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том I). Эти глобусы состоят из ментальной, астральной и физической материи разной плотности и расположены таким образом, что глобус А по плотности материи соответствует глобусу G; глобус В — глобусу F; глобус С глобусу Е; глобус D не имеет собрата по плотности материи.

Глобусы А, В и С предназначаются для инволюции, или нисхождения монады всё в более плотную материю, которая на глобусе D достигает наибольшей плотности. Нисходя с глобуса А на глобус D, монада подвергается некоторой обскурации духа за счёт некоторого овладения материей. На глобусе С это происходит в большей степени, а на глобусе D, который состоит из самой плотной материи, происходит полная обскурация духа, но зато и полное овладение материей. Глобус D является поворотным от инволюции к эволюции, поэтому он не имеет собрата по плотности материи. Достигнув глубин материальности на глобусе D, монада начинает эволюцию той материи, которой она овладела. Проходя через глобусы Е и F, монада подымается в область ментальной духовности и, достигнув глобуса G, возвращается к той стадии духовности, которой она обладала в начале круга. Один малый круг совершён. Монада приобрела некоторую часть сознания и одухотворила некоторую часть материи. Такой малый круг монада должна совершить на каждой из семи планет солнечной системы. Семь таких малых кругов составляют один большой Круг, а семь таких больших Кругов — одну Манвантару, или период времени, в который развивается одно царство природы.

«Полное развитие минеральной эпохи на глобусе А подготовляет путь для развития растительности, и, как только она начинается, минеральный жизненный импульс переходит на глобус В. Затем, когда развитие растительности на глобусе А заканчивается и начинается животное развитие, растительный жизненный импульс переходит на глобус В, а минеральный импульс — на глобус С. И наконец человеческий жизненный импульс вступает на глобус А».

«... И так это продолжается на протяжении трёх Кругов (больших), после чего происходит замедление и, наконец, остановка на пороге нашего глобуса в четвёртом Круге; ибо человеческий период (настоящего физического человека), седьмой, достигнут теперь. Это очевидно, ибо как было сказано: „...Существуют процессы эволюции, предшествующие минеральному царству и, таким образом, волна эволюции, в действительности несколько волн эволюции, предшествуют минеральной волне в её развитии вокруг планетных тел“». (Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том I).

Приведённая диаграмма показывает переход жизненной волны с одной планетной цепи на другую, а именно: с лунной цепи на земную. Тайная Доктрина учит, что такой переход состоялся в конце седьмого большого Круга предыдущей Манвантары, которым эта Манвантара закончилась, сменившись частичной Пралайей. Каждая планетная цепь, после того как прошла через неё последняя, седьмая волна эволюционного импульса, и после того как она передала все свои энергии и все достижения следующей зарождающейся цепи, постепенно распадается, вместе со своими семью глобусами.

Теперь следует вспомнить, что монады, вращающиеся в кругу семеричной цепи, разделяются на семь Классов, или Иерархий, согласно их соответствующим стадиям эволюции, сознания и заслуг. Проследим порядок их появления на глобусе А в первом Круге. Протяжение времени между появлениями этих Иерархий на любом глобусе так приноровлено, что когда Класс 7, последний, появляется на глобусе А, то Класс 1 только что перешел на глобус В; и так далее, шаг за шагом, на протяжении всей цепи.

Также в седьмом Круге лунной цепи, когда Класс 7, последний, покидает глобус А, этот глобус, вместо того чтобы заснуть, как он делал это в предыдущих Кругах, начинает умирать (вступать в свою планетную Пралайю) и, умирая, он, как было сказано, передаёт в последовательности свои принципы, или элементы жизни и энергию, новому лайя-центру (нулевому центру), который начинает формирование глобуса А земной цепи.

Подобный же процесс происходит с каждым глобусом лунной цепи; один за другим каждый формирует новый глобус земной цепи. Наша Луна была четвёртым глобусом из серии и находилась на том же плане видимости, как и наша Земля. Но глобус А лунной цепи не вполне «мёртв» до тех пор, пока первые монады первого Класса не перейдут с глобуса G, последнего в лунной цепи, в Нирвану, ожидающую их между двумя цепями. То же происходит, и со всеми другими глобусами, каждый из которых даёт рождение соответствующему глобусу земной цепи.

Далее, когда глобус А новой цепи готов, первый Класс, или Иерархия, монад лунной цепи, воплощается на нём в низшем царстве, и так далее в последовательности. Как следствие этого, лишь первый Класс монад достигает развития человеческого состояния в течение первого Круга, поскольку второй Класс на каждом глобусе, прибывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, монады второго Класса достигают начальной человеческой стадии лишь во втором Круге и так далее, до середины четвёртого Круга. Но на этой точке, в этом четвёртом Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, «дверь» в человеческое царство закрывается; и с этого момента число «человеческих» монад, то есть монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо монады, не достигшие к этому времени, будут, в силу развития самого человечества, настолько позади, что достигнут человеческой стадии лишь при конце седьмого и последнего Круга. Потому они не будут людьми в этой цепи, но составят человечество будущей Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут «людьми» на более высокой цепи, получая таким образом кармическое возмещение.

Что касаемо природы монад, монадическое множество может быть, условно говоря, разделено на три больших класса. Итак,

1. Наиболее развитые монады — Лунные Боги, или «Духи», называемые в Индии Литри, — назначение которых пройти в первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и зачаточных формах, чтобы облечься и приспособиться к природе новой сформированной цепи. Именно они первые достигают человеческой формы — если только может существовать какая-либо форма в области совершенной субъективности — на глобусе А, в первом Круге. Потому они возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении второго и третьего Круга, и, наконец, развивают свои тени при начале четвёртого Круга для второго Класса, или для тех, кто следует за ними;

2. Те монады, которые первыми достигают человеческой стадии в течение трёх с половиной Кругов и становятся «людьми»;

3. Отсталые монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла. (Мы употребляем вводящее в заблуждение слово «люди», и это является ясным доказательством того, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения подобных тончайших различий);

Здравый рассудок должен подсказывать, что эти «люди» не походили на людей наших дней ни формой, ни природой. Спрашивается, зачем же тогда вообще называть их «людьми»? Потому что нет другого термина ни на одном из языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово «люди», по крайней мере, указывает на то, что эти существа были «ману» — мыслящими существами, как бы ни отличались они формой и рассудком от нас нынешних. Однако в действительности, в отношении духовности и степени осознанности, они были скорее «богами», чем «людьми».

Та же трудность языка встречается в описании «стадий», через которые проходит монада. Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о «развитии» монады или о том, что она «становится человеком». Конечно, монада не может ни продвигаться, или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Она не принадлежит этому миру, или плану, и может быть сравниваема лишь с нерушимой звездой божественного света, низвергнутой на Землю как спасение для личностей, в которых она обитает. Именно эти последние должны приобщиться к её божественной природе и, таким образом, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе, монада не прикрепится ни к одной и будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению...

... Кто-то может спросить, что есть «лунные монады», о которых здесь говорилось? Они являются монадами, которые, закончив свои Жизненные Циклы на лунной цепи, низшей по сравнению с Землёй, воплотились на последней. Лунные монады, или Питри, — предки человека. Они являются монадами, вступившими в цикл эволюции на глобусе А, и на протяжении Круга цепи глобусов развивающие человеческую форму. При начале человеческой стадии четвёртого Круга нашей Земли они выделяют свои астральные двойники из «обезьяноподобных» форм, которые они развили в третьем Круге. Именно эта более тонкая форма служит образцом, вокруг которой Природа строит физического человека. Эти монады, или Божественные Искры, таким образом, и есть Лунные Предки; эти Лунные Духи должны стать «людьми», чтобы их монады могли достичь более высокого плана деятельности и самосознания.

Таким же образом монады, или человеческие эго, седьмого Круга нашей Земли, после того как наши собственные глобусы А, В, С, D и т.д., расставшись со своей жизненной энергией, одушевят и тем вызовут к жизни другие лайя-центры, предназначенные жить и действовать на ещё более высоком плане Бытия, — таким же путём земные «Предки» создадут тех, кто превзойдёт их.

Следовательно, Луна играет большую и значительную роль как в образовании самой Земли, так и в населении её человеческими существами. В действительности Луна является спутником Земли лишь в одном аспекте, а именно — физическая Луна вращается вокруг Земли. Во всех других случаях именно Земля — спутник Луны, а не наоборот. Как бы ни было ошеломительно это заявление, оно не лишено подтверждения со стороны науки. Например, оно отчётливо подтверждается приливами, периодическими изменениями во многих формах болезней, совпадающими с лунными фазами; оно может быть прослежено в росте растений и ярко выражено в феномене человеческого зачатия и процесса беременности. Значение Луны и её влияние на Землю признано каждой религией древности и отмечено многими наблюдениями психических и физических феноменов. Но пока что наука лишь заявляет, что воздействие Земли на Луну ограничивается физическим притяжением, заставляющим последнюю вращаться в земной орбите. «... И если бы возражатель настаивал, что этот факт сам по себе достаточное доказательство, что Луна является спутником Земли и на других планах действия, можно ответить, задав вопрос — будет ли мать, которая ходит вокруг колыбели своего ребёнка, охраняя его, подчинённой своего ребёнка или же зависящей от него? Хотя, в одном смысле, она его спутница, тем не менее она, конечно, старше и полнее развита, чем ребёнок, охраняемый ею». (Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том I).

... Страстно спроси у хрустальной Луны:

Так же ль на родине реки ясны?

Ветер ответит, ответят лучи...

Всё ты узнаешь, но только смолчи.

(В. Набоков)

Из того, что было сказано о монадах, понятно, что монады являются одним из главнейших факторов развития жизни в мироздании. Значение их в эволюции столь велико, что трудно сразу постигнуть весь его размер. Монады — те вечные странники, которые странствуют по всему Космосу, принимают участие в вечном круговороте жизни, участвуют во всех перипетиях этого круговорота. Можно утверждать, что бытие Космоса зиждется на трёх главных факторах, которые имеют корень в Первопричине. Первый фактор — Материя, из которой создаются Вселенные; второй — Творцы, которые творят; третий — монады, при помощи которых совершается творчество, которые одушевляют все формы жизни, заставляя их стремиться к совершенствованию и слиянию с Источником Происхождения.

Каждая монада и каждая форма жизни в своём усилии к выявлению своей внутренней сути стремится подражать образцу, данному в «Небесном Человеке»Все бесчисленные превращения монад, все прохождения их через все царства природы, через все циклы эволюции имеют одну и ту же великую цель — достигнуть состояния человека, как величайшей и самой совершенной формы, какая существует в мироздании. Лишь достигнув состояния человека, монада может вернуться к «Человеку Небесному». Будучи по своей природе единосущной со своим Творцом Небесным, человеческая монада является божеством для созданного ею человека, с тем лишь различием, что Творец Небесный является Божеством Абсолютным, а монада — божеством относительным. Божественность монады степенью ниже, чем божественность Творца.

Но то, что сказано о человеческой монаде, может быть отнесено к самому человеку, так как человеческая монада и есть истинный, вечный человек. Между тем большинство людей современного нам мира, дойдя в своей эволюции до глобуса D земной цепи, иначе говоря — попав на физическую Землю и погрузившись здесь, по условиям эволюции, в глубины материи, забывает о своём божественном происхождении. Свою временную земную оболочку, которых в своём странствии по Космосу монада сменила многие тысячи, человек начинает считать истинной сущностью.

Результатом такого заблуждения является то, что великое множество людей застревает на этом опасном поворотном от инволюции к эволюции пункте и, не желая совершенствоваться и освобождаться от уз материи, становится тормозом для эволюции всей жизни.

Поэтому с момента погружения человечества в материю на нашем земном планетном теле, все Великие Учителя человечества и мудрецы мира всегда, неизменно повторяли о необходимости познания себя. Этот великий лозунг является зовущим лозунгом в течение многих тысячелетий, в течение всей Кали-юги.

Однако следуют этому лозунгу лишь немногие. Сознание подавляющего большинства людей так плотно вошло в материю, что оно не только не откликается на тонкие зовы, но называет познание себя, познание космических законов развития жизни лжеучением, юродством и даже безумием.

Между тем успешное завершение огромного цикла жизни от минерала до человека без познания себя немыслимо. Познание себя приводит к познанию Истины, к приобретению великого дара — черпать всякое ведение и всю мудрость Космоса из глубин своего духа.

Мы дети Космоса. И наш родимый дом

Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитными в одном,

Что в каждой точке мир — весь мир сосредоточен...

И жизнь — повсюду жизнь в материи самой,

В глубинах вещества — от края и до края

Торжественно течёт в борьбе с великой тьмой,

Страдает и горит, нигде не умолкая...

(А. Чижевский)

Познание себя ведёт к познанию законов мироздания и своего места в нём. Всякая Манвантара и всякий великий цикл жизни заканчивается возвращением всех форм жизни к Первоисточнику — то есть, говоря житейским языком, возвращением к Богу. Но к Богу может вернуться только Бог, только осознавший свою Божественность и своё происхождение от Бога, только стремящийся стать Богом. Ничто себя не осознавшее, ничто дисгармоничное вернуться к Богу не может. Невозможно себе представить такую нелогичность, чтобы к Богу, который есть Высшая Гармония, стали бы возвращаться все не закончившие своего развития и не изжившие своей животности, все убогие духом, все духовные калеки и нравственные уроды. Небольшое размышление на эту тему должно убедить всякого, что этого быть не может, и что достигнут завершения своей эволюции лишь следовавшие её законам.

«Знайте, что в Боге только Бог, знайте, что ни одна душа не сможет возвратиться к Богу, пока не станет Богом, как была Богом раньше, до своего создания». (Мейстер Экхарт).

«Дух человека божествен, индивидуальность вечна. Высшее счастье — трансформация человека в Бога». (Джордано Бруно).

«Если бы ты мог иметь крылья, парить в воздухе между небом и землёй и оттуда видеть твёрдость земли, воды океана, течение рек, лёгкость воздуха, чистоту огня, бег звёзд и движение неба, их окружающего, о мой сын, какой это великолепный вид; ты бы мог себя почувствовать недвижным, ты мог бы познать в одно мгновение недвижное движение, проявление Невидимого в порядке и красоте мира.

Таков славный конец того, кто следует мудрости, — стать Богом». (Гермес Трисмегист).

«Освобождение не в небесах, не в преисподней, не на земле; освобождение заключается в разуме, очищенном духовным познанием». (Йогавасиштха).

«Приобщившийся к тайнам Духа и к откровениям ведения восходит от ведения к ведению, от созерцания к созерцанию и от постижения к постижению». (святой Исаак Сирианин).

Итак, из всех учений, не исключая и христианского, мы достаточно знаем, что человек — Образ и Подобие Бога и должен к Нему вернуться. Но каким образом может произойти это возвращение к Богу? Об этом мало кто думал. Помимо стремления к возвращению, должно быть нечто совершено и что-то достигнуто. Выше было сказано, что при наступлении Пралайи, или Великой Космической Ночи, когда весь проявленный мир и весь Космос переходят в период растворения, все монады возвращаются к Источнику Происхождения. Для безличных монад это возвращение не представляет затруднения, но для человеческих монад наступает тот важнейший момент, когда приходится давать отчёт за всю Манвантару — тот момент, который в христианском учении называется Страшным Судом.

Именно для человеческой сущности этот момент является страшным, поскольку решается вопрос о жизни или смерти не монады как таковой, но того, что окружает монаду. Седьмой человеческий принцип, его дух, вечен и бессмертен и при всех случаях возвращается к Источнику, его пославшему; но решается судьба человеческой индивидуальности, состоящей из шестого и лучшей части пятого принципа. Выше было сказано, что Атма поглощает Буддхи и Манас и сама входит в Непроявленное. Но это может произойти лишь в том случае, когда человеческая индивидуальность признала себя Богом и своим разумом и своими делами доказала, что она действительно является Богом. Только в этом случае может произойти поглощение Атмой Манаса и Буддхи. Если же такой ассимиляции человеческой индивидуальности с тем Богом, которого она в течение веков носила в себе, не последовало, то... Только Бог возвращается к Богу. Множество монад исходит от Творческого Логоса в начале Манвантары, но в конце её из человеческих монад возвращаются к Нему немногие...

Что же происходит с тем, что осталось от человеческого эго, после того как его покинула одушевляющая его монада? Его ждёт горькая чаша мучительных страданий, как следствие разъединения принципов, и полное уничтожение его личности. Ведь круг жизни закончен, всё, что было Богом и стало Богом, вернулось к Богу. Всё, что не стало Богом, подлежит растворению и превращению в хаос.

Так повествует о роли человека в мироздании и о конечной его судьбе божественная мудрость. Человеческая «мудрость» измыслила много такого, что не имеет ничего общего ни с действительной космической мудростью, ни с Истиной. Судьбу людей, которые подавляют Истину своей ложью, предсказал ещё апостол Павел. Не за горами то время, когда воссияет свет истинного знания и все лжемудрецы будут посрамлены и получат должное возмездие за то, что не верили сами, а также и за то, что препятствовали поверить другим. Вся трагедия и истинное несчастье людей — в невежестве, в малом знании. Малое знание отвращает от Истины и от Бога. Лишь большое знание приводит и к Истине, и к Богу. Всем тем многочисленным и невежественным критикам, которые, не изучив и капли божественной мудрости, в последнее время усиленно поносят и яростно нападают на неё, можно преподать благой совет: подумать, какую судьбу они готовят себе, отвращая людей от Истины и от светлого знания...

Девизом высшей божественной мудрости было и остаётся: «Нет религии выше Истины», ибо служение Истине и есть высшая религия.

Маргарита Серебрянская,

председатель Общественного Союза «Совесть»

Источники:

http://www.facets.ru/index.htm?issue=69&article=6917

https://www.rulit.me/books/osnovy-miroponimaniya-novoj-epohi-read-107752-1.html

https://stihi.ru/2013/02/13/245

https://libcat.ru/knigi/religioznaya-literatura/ezoterika/173433-elena-blavatskaya-tajnaya-doktrina-tom-i.html#text


Добавить комментарий