Великие философы: Михаил Ломоносов
Январь 30, 2017 в Книги, Культура, просмотров: 1874
Михаил Васильевич Ломоносов был убеждённым материалистом. В его творчестве нашли отражение наиболее прогрессивные направления науки и культуры второй половины XVII – XVIII веков. Смело и настойчиво боролся великий учёный за утверждение материалистических принципов в науке. В ней он видел могучее средство познания природы и использования её богатейших ресурсов в интересах человека. В век почти безраздельного господства теологии, в обстановке ещё не преодолённой средневековой схоластики Ломоносов безоговорочно отвергал утверждения всех религиозных культов и учёных-идеалистов, что всё окружающее человека, вся природа и сам человек созданы богом и подчиняются его сверхъестественной силе. «Напрасно многие думают, — писал он, — что всё, как видим, с начала творцом создано, будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом и потому де не надобно исследования причин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя оным умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: «Бог так сотворил» — и сие дая в ответ вместо всех причин».
Один из крупнейших представителей материализма XVIII века, М. В. Ломоносов явился основоположником материалистической философии в России. Он предпринял смелую попытку дать единую материалистическую картину мира, целиком основываясь на выводах современного ему естествознания, всего комплекса наук о природе. Всё творчество учёного проникнуто идеей познаваемости мира, всех явлений природы. Он безоговорочно утверждал основной принцип материализма, что мир идей произведён от мира объективно существующих вещей и процессов. «Идеями, — писал Ломоносов, — называются представления вещей или действий в уме нашем».
Мировоззрение и философские взгляды Ломоносова формировались прежде всего на основе научных трудов его предшественников и современников, представителей механистического материализма XVII – XVIII веков: Галилея, Декарта, Бэкона, Ньютона и других. В своих работах он неизменно опирался на их труды, хотя и относился к ним критически, подвергая утверждения этих учёных строгому научному анализу. Вопросам научной критики, столь важной для прогресса науки во все эпохи, Ломоносов посвятил ряд примечательных и глубоко верных высказываний. Ещё в ранний период своей научной деятельности он писал: «Ошибки замечать немногого стоит; дать нечто лучшее – вот, что приличествует достойному человеку». Ломоносов был твёрдо уверен в том, что, критикуя труд исследователя, необходимо «хорошо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства и противопоставить им действительные возражения и основательные рассуждения, прежде чем присвоить себе право осудить его. Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права; ибо нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек».
Вместе с тем философские концепции и мировоззрение Ломоносова были самым тесным образом связаны с его выдающимися открытиями и экспериментами в области естественных наук, прежде всего физики, химии, механики. Великий учёный творчески развивал науку своего времени, опираясь на труды предшественников, дополняя и уточняя их собственными экспериментальными данными и сделанными на их основе новыми теоретическими выводами. Он принадлежал к числу тех передовых представителей материализма XVII – XVIII веков, которые своими трудами способствовали разрушению застывших метафизических взглядов на природу, открыли пути развития новой науки, способной удовлетворять непосредственные запросы практики.
Характеризуя философский материализм XVII – XVIII веков как передовое, прогрессивное учение, Энгельс отмечал сравнительно отсталый характер естествознания того времени, всё ещё глубоко увязшего в теологии, рассматривающего мир как нечто неизменное, окаменелое, созданное единовременным актом бога-творца. «Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии, — писал Энгельс, — что, несмотря на ограниченность современных ей естественнонаучных знаний, она не сбилась с толку, что она… настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего». Приведённые слова в полной мере относятся и к Ломоносову. Выдающийся учёный искал и находил объяснение законов природы, исследуя её процессы и явления, сопоставляя и синтезируя выводы философского теоретического мышления с опытными данными современного ему естествознания. Материалистическое понимание природы и её закономерностей, глубокая уверенность в том, что любое явление, любой процесс, совершающиеся в природе, имеют свои естественные материальные предпосылки, было исходным началом и основой всего научного творчества Ломоносова.
Всей своей научной деятельностью Ломоносов развивал и защищал материалистическое мировоззрение. Он многое сделал в разработке важнейших проблем материалистической философии. Среди них назовём проблемы материального единства мира, законов его развития, познаваемости природы, единства материи и движения и др. Теоретической основой философских и естественнонаучных представлений Ломоносова является общий принцип сохранения, относящийся и к материи, и к движению. Этот принцип учёный впервые сформулировал в качестве всеобщего закона природы.
В основе всех работ Ломоносова в области физики, химии и других отраслей естествознания лежат идеи атомизма. Его атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и всех его тел, от громадных планет до мельчайших частиц вещества – атомов. Эти элементарные частицы материи положены Ломоносовым в основу «полной системы природы». Единство мира учёный видел в его материальности, в непрерывном движении материи и её субмикроскопических образований.
Принцип материального единства Ломоносов распространял не только на неорганические вещества, но и на мир животных и растений. Все тела, существующие в природе, он делил на три большие группы, отличные по своим свойствам друг от друга, но подчиняющиеся общим закономерностям, созданным самой природой. «Все тела, которые натура производит, разделяются на три рода, — писал Ломоносов. – Первый заключает в себе всех животных, то есть людей, скотов, зверей, птиц, рыб и гадов. Второй составляют произрастающие тела, как дерева, травы и прочая. В третьем включаются минералы, то есть горные материи, а именно: металлы, полуметаллы, горючие минералы, загустелые минеральные соки, минеральные воды, земли и камни». Эти слова учёного не только обобщают его идею о материалистичности мира, единства всех неорганических тел и живых существ его составляющих, но прежде всего утверждают, что всё многообразие тел природы производится ею самой, без влияния какого-либо божественного воздействия. «Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова», — утверждал Ломоносов. Эту мысль он пояснял в другой своей работе, отстаивая незыблемый принцип материального единства мира. «Природа вещей, — писал учёный, — будучи везде подобна себе, особенно стойко соблюдает этот закон в однородных телах. Так, вода в Америке и в Европе одна и та же, одно и то же золото, один и тот же воздух».
Рассматривая материальное единство мира, Ломоносов пришёл к выводу о наличии взаимосвязи между органической и неорганической природой. Он утверждал, что настало время «взглянуть во все три владычества многообразные натуры, дабы хотя вкратце показать, коль велико есть сходство в сложении животных, произрастающих и минеральных вещей с сею системою». В своих работах учёный вплотную подошёл к идее происхождения органического мира из неорганических веществ. Однако понадобилось ещё целое столетие в развитии естествознания для доказательства этой мысли.
Творчески развивая принципы материализма, Ломоносов внёс существенный вклад в разработку теории познания – важнейшей области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и явлениям в природе. Ещё в эпоху античности в теории познания существовали два основных направления: материализм и идеализм. Для идеалистов предмет познания составлял мир идей, для философов-материалистов Древней Греции объектом познания была природа. Европейскими философами XVII – XVIII веков было многое сделано в развитии теории познания, которая заняла центральное место в построении философских систем. Однако борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями продолжала обостряться.
Ломоносов решительно выступал как поборник материалистического направления в теории познания. Материальный мир, природу он считал познаваемыми во всех их проявлениях и призывал учёных неустанно работать над раскрытием тайн природы, установлением закономерностей её развития. В одной из своих публичных лекций учёный говорил: «Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. Чем далее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских…»
(«Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765», Г.Е. Павлова, А.С. Фёдоров)