Русские красавицы в творчестве Сергея Соломко
Июль 22, 2016 в Ведическое знание, Культура, просмотров: 1945
Замечательный русский художник, график и акварелист Сергей Сергеевич Соломко, воспевавший в своих работах красоту древней Руси, родился в 1867-м году в Санкт-Петербурге. Происходил Соломко из потомственных дворян Черниговской губернии — сын полковника Сергея Афанасьевича Соломко, состоявшего на службе при великом князе Константине Николаевиче, и Ольги Фаустовны Занадворовой.
Детство художника прошло в Константиновском дворце в Стрельне. Позже он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883–1887 годах, затем в 1887–1888 годах — вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
В конце 1880-х годов Соломко начал сотрудничать с известными журналами в качестве иллюстратора. Первые известные его работы были опубликованы в журнале «Север». Одновременно он начал работать с журналом «Нива», рисовал для журналов «Мир искусства», «Шут» и других. Для издательства А.С. Суворина Сергей Соломко выполнил иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина («Каменный гость», «Утопленник», «Сказка о царе Салтане», «Бахчисарайский фонтан»), А.П. Чехова («Каштанка»). Ещё одним видом художественных работ Сергея Соломко стали зарисовки театральных постановок с целью публикации их в театральной периодике. По рисункам Соломко издавались открытки: в частности, он создал несколько серий открыток на тему русской старины для издательства Лапина.
1900-е годы стали пиком популярности художника. Известность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже. В 1903-м году Соломко исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем Дворце.
С 1910-го года, получив богатое наследство, он постоянно жил в Париже, продолжая активно участвовать в художественной жизни России, принимать участие в выставках. Акварели художника, воспроизводившиеся на открытых письмах издательств «Ришар» и А. Ф. Фельтена, репродуцировались в журналах «Солнце России» и «Искры».
В 1921-м году Соломко участвовал в выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда, открытой в парижской галерее Магеллан. В 1925-м году принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.
Во второй половине 1920-х годов Сергей Соломко тяжело заболел. Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже, членом которого он являлся, провело несколько благотворительных вечеров в его пользу. Не стало его в 1928-м году: он умер в Русском старческом доме Сент-Женевьев-де-Буа, где его и похоронили на местном кладбище.
… Сергей Соломко поистине виртуозно рисовал акварелью исторические и аллегорические сюжеты, сцены из боярской жизни и иллюстрации к русским сказкам. Именно по его работам за рубежом судят об образе русской красавицы, хотя на родине его нередко критиковали, обвиняя в «галантерейном реализме», в упадочничестве, в «потрафлении вкусам толпы». Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдётся ещё одного художника, взгляды на творчество которого были бы столь полярны. Однако и сегодня, как и в дореволюционной России, находится немало почитателей его удивительного искусства. О Сергее Сергеевиче Соломко можно с уверенностью сказать, что он создал собственный мир художественных образов, мало похожий на современную ему живопись.
Глядя на многочисленные костюмированные акварели Соломко, в которых героини предстают перед нами в нарядных кокошниках, роскошных накидках, богато украшенных платьях и душегреях, охватывает чувство восторга! Он не «заимствовал» костюмы в музеях, как это делали исторические живописцы, а сам разрабатывал оригинальные расцветки, порой слегка изменяя фасоны, — и в результате получались совершенно новые, «эксклюзивные» костюмы, не имевшие аналогов. По многочисленным акварелям художника можно составить целую энциклопедию русской национальной одежды.
Особой изобретательностью отличаются костюмы героинь давних позабытых былин. Свобода темы, её оторванность от боярской жизни с присущими ей «обязательными» костюмами, позволяла художнику применить всю его фантазию художника-модельера. Костюмы Василисы Микулишны, Настасьи Королевишны, Забавушки Путятишны, царицы Азвяковны выполнены в исконно русском стиле, но в то же время Соломко старался творчески переработать прототипы. Его фасоны могли быть с успехом использованы и для балов-маскарадов, и для театральных костюмов.
Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось. При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Сергей Соломко продолжает оставаться малоизученным художником. Все стороны его деятельности слишком разрозненны: иллюстрации Соломко есть только в дореволюционных изданиях, старые открытки хорошо известны только тем, кто их коллекционирует, а витринные плакаты и вовсе остались за пределами нашего представления о творчестве художника. Но каким бы Соломко ни представлялся историкам искусства, его творчество, безусловно, неотделимо от истинно русской художественной культуры.