Размышляя с классиками

Декабрь 06, 2021 в Книги, Культура, Мысли вслух, Маргарита Серебрянская, просмотров: 75

Владимир Одоевский: «Сильфида. Из записок благоразумного человека» (отрывок из рассказа)

... Говори теперь о твёрдости духа человеческого! Давно ли я радовался, что со мною нет ни одной книги; но не прошёл месяц, как мне взгрустнулось по книгам. Началось тем, что соседи мои надоели мне до смерти; правду ты мне писал, что я напрасно сообщаю им мои иронические замечания об учёных и что мои слова, возвышая их глупое самолюбие, ещё больше сбивают их с толка. Да! Я уверился, мой друг: невежество не спасенье. Я скоро здесь нашёл всё те же страсти, которые меня пугали между людьми так называемыми образованными, то же честолюбие, то же тщеславие, та же зависть, то же корыстолюбие, та же злоба, та же лесть, та же низость, только с тою разницею, что все эти страсти здесь сильнее, откровеннее, подлее, — а между тем предметы мельче. Скажу более: человека образованного развлекает самая его образованность, и душа его по крайней мере не каждую минуту своего существования находится в полном унижении; музыка, картина, выдумка роскоши — всё это отнимает у него время на низости... Но моих друзей страшно узнать поближе; эгоизм проникает, так сказать, весь состав их; обмануть в покупке, выиграть неправое дело, взять взятку — считается не втихомолку, но прямо, открыто, делом умного человека; ласкательство к человеку, из которого можно извлечь пользу, — долгом благовоспитанного человека; долголетняя злоба и мщение — естественным делом; пьянство, карточная игра, разврат, какой никогда в голову не войдёт человеку образованному, — невинным, позволенным отдыхом. И между тем они несчастливы, жалуются и проклинают жизнь свою. — Как и быть иначе! Вся эта безнравственность, всё это полное забвение человеческого достоинства переходит от деда к отцу, от отца к сыну в виде отеческих наставлений и примера и заражает целые поколения. Я понял, наблюдая вблизи этих господ, отчего безнравственность так тесно соединена с невежеством, а невежество с несчастием: христианство недаром призывает человека к забвению здешней жизни; чем более человек обращает внимания на свои вещественные потребности, чем выше ценит все домашние дела, домашние огорчения, речи людей, их обращение в отношении к нему, мелочные наслаждения, словом, всю мелочь жизни, — тем он несчастливее; эти мелочи становятся для него целию бытия; для них он заботится, сердится, употребляет все минуты дня, жертвует всею святынею души, и так как эти мелочи бесчисленны, душа его подвергается бесчисленным раздражениям, характер портится; все высшие, отвлечённые, успокоивающие понятия забываются; терпимость, эта высшая из добродетелей, исчезает, — и человек невольно становится зол, вспыльчив, злопамятен, нетерпящ; внутренность души его становится адом. Примеры этого мы видим ежедневно: человек всегда беспокойный, не нарушили ль в отношении к нему уважения или приличий; хозяйка дома, вся погружённая в смотрение за хозяйством; ростовщик, беспрестанно занятый учётом процентов; чиновник, в канцелярском педантизме забывающий истинное назначение службы; человек, в низких расчётах забывающий своё достоинство, — посмотрите на этих людей в их домашнем кругу, в сношении с подчинёнными — они ужасны: жизнь их есть беспрерывная забота, никогда не достигающая своей цели, ибо они столько пекутся о средствах для жизни, что жить не успевают! — Вследствие этих печальных наблюдений над моими деревенскими друзьями я заперся и не велел никого из них пускать к себе. Оставшись один, я побродил по комнате, посмотрел несколько раз на свой четвероугольный пруд, попробовал было срисовать его; но ты знаешь, что карандаш мне никогда не давался: трудился, трудился — вышла гадость; принялся было за стихи — вышел, по обыкновению, скучный спор между мыслями, стопами и рифмами; я даже было запел, хотя никогда не мог наладить и di tanti palpiti (Буквально: с волнением, с трепетом (итал.)) — и наконец, увы! призвал старого управителя покойного моего дядюшки и невольно спросил у него: «Да неужели у дядюшки не было никакой библиотеки?» Седой старичок низко мне поклонился и отвечал: «Нет, батюшка; такой у нас никогда не бывало». — «Да что же такое, — спросил я, — в этих запечатанных шкапах, которые я видел на мезонине?» — «Там, батюшка, лежат книги; по смерти дядюшки вашего тётушка изволила запечатать эти шкапы и отнюдь не приказывала никому трогать». — «Открой их»...

Маргарита Серебрянская, председатель Общественного Союза «Совесть»:

— Произведение «Сильфида» было создано Владимиром Одоевским в первой половине XIX века, то есть почти двести лет назад, однако уже тогда были люди, интуитивно искавшие знания и правды, остро ощущавшие завершение некоего временного периода и наступление времени нового — с новыми, пока ещё непознанными законами бытия. Эти люди находились в авангарде эпохальных перемен, и, конечно же, им было непросто.

Какие признаки наступления Нового Мира и какая разница между старым миром и Новым?

«... Моих друзей страшно узнать поближе; эгоизм проникает, так сказать, весь состав их; обмануть в покупке, выиграть неправое дело, взять взятку — считается не втихомолку, но прямо, открыто, делом умного человека; ласкательство к человеку, из которого можно извлечь пользу, — долгом благовоспитанного человека; долголетняя злоба и мщение — естественным делом; пьянство, карточная игра, разврат, какой никогда в голову не войдёт человеку образованному, — невинным, позволенным отдыхом. И между тем они несчастливы, жалуются и проклинают жизнь свою. — Как и быть иначе! Вся эта безнравственность, всё это полное забвение человеческого достоинства переходит от деда к отцу, от отца к сыну в виде отеческих наставлений и примера и заражает целые поколения...»

«... Посмотрите на этих людей в их домашнем кругу, в сношении с подчинёнными — они ужасны: жизнь их есть беспрерывная забота, никогда не достигающая своей цели, ибо они столько пекутся о средствах для жизни, что жить не успевают!..»

Здесь точно описаны приметы так называемой Тёмной эпохи, царствовавшей на земле долгие столетия. «Невежество не спасение», — говорит Одоевский устами своего героя, которому «не прошёл и месяц, как взгрустнулось по книгам».

Поиск неведомого знания изнурителен, полон сомнений. Неизбежно чувство отчуждённости, острого одиночества, даже отчаяния. «... Соседи мои надоели мне до смерти... Вследствие этих печальных наблюдений над моими деревенскими друзьями я заперся и не велел никого из них пускать к себе...»

... Большинство людей, действительно, старается не замечать признаков наступления Нового Мира и сознательно закрывает глаза на происходящее, зарываясь в житейской мелочности своего бытия. «... Чем более человек обращает внимания на свои вещественные потребности, чем выше ценит все домашние дела, домашние огорчения, речи людей, их обращение в отношении к нему, мелочные наслаждения, словом, всю мелочь жизни, — тем он несчастливее; эти мелочи становятся для него целию бытия; для них он заботится, сердится, употребляет все минуты дня, жертвует всею святынею души, и так как эти мелочи бесчисленны, душа его подвергается бесчисленным раздражениям, характер портится; все высшие, отвлечённые, успокоивающие понятия забываются; терпимость, эта высшая из добродетелей, исчезает, — и человек невольно становится зол, вспыльчив, злопамятен, нетерпящ; внутренность души его становится адом».

Человек пробудившийся, понимающий не столько видит, сколько чувствует наступившие сроки. Они и в природных катаклизмах, и в участившихся социальных бедствиях и катастрофах, и в падении нравственности, и в полной дезорганизации всех основ людской жизни, и в переоценке всех ценностей. Это результат разрушения старого, ветхого мира с параллельным отбором того, что пригодно для построения нового.

Буквально вся атмосфера пронизана веяниями приближающегося Нового Мира, что не может не отражаться на сознании людей — и во времена Владимира Одоевского, и особенно теперь, в наши с вами дни.

Люди чувствуют приближение чего-то необычного, но дело в том, что это приближение, по незнанию законов эволюции, преломляется в сознании людей своеобразно, соответственно основному человеческому устремлению. Так, например, одни предполагают наступление Нового Мира в виде перемены форм правления, в издании каких-то новых законов. Но ведь все формы правления, число которых ограничено, людьми уже давно перепробованы и положительных результатов не дали. Точно так же новые законы приносят благие результаты лишь тогда, когда соответствуют духу времени, который должен быть правильно понят и оценен. Нельзя забывать и о космических законах эволюции, с которыми современное человеческое общество совершенно не считается. Людям кажется, что если они одну несовершенную форму правления заменят другой, то наступит улучшение, однако... Эти мучительные потуги выйти из заколдованного круга бедствий успехом не увенчаются, поскольку не понят и не оценен дух времени.

Кто-то полагает, что Новый Мир наступит, когда будет принято то или иное человеческое учение, когда власть вместе с законодательством будет передана в руки той или иной партии или класса. Кто-то убеждён, что великие перемены ознаменуются передачей первенства и руководства одному «избранному» народу. Такие идеи всегда были живы и не раз проводились в жизнь вождями и народами, которые сами избирали себя, но это не давало миру ничего, кроме разного вида тираний и деспотий.

Поэтому полагать, что нечто подобное может быть полезно в наше время, могут лишь самые отсталые в своём духовном развитии люди.

Более дальновидные видят наступление Нового Мира в улучшении условий жизни, в подъёме и распространении наук, в повышении нравственных и моральных качеств человека. «... Да неужели у дядюшки не было никакой библиотеки?» Седой старичок низко мне поклонился и отвечал: «Нет, батюшка; такой у нас никогда не бывало». — «Да что же такое, — спросил я, — в этих запечатанных шкапах, которые я видел на мезонине?» — «Там, батюшка, лежат книги; по смерти дядюшки вашего тётушка изволила запечатать эти шкапы и отнюдь не приказывала никому трогать». — «Открой их»...

С такими взглядами можно отчасти согласиться, но проблема в том, что подобные благомыслящие хотят достигнуть чего-то нового старыми, уже испытанными способами и мерами. Фигурально выражаясь, дядюшка книги уже прочитал, счастливее не стал, и тётушка навсегда заперла их в шкаф, поскольку видела в этих книгах заразу, разлагающую её бытие. Вступивший во владение наследством племянник отпер шкаф с ветхими книгами в надежде получить совет и наставление, но в отживающий организм невозможно влить новую жизнь: этим лишь задерживается отмирание старого мира и зарождение Нового.

Чтобы приобщиться к Новому Миру, нужно широко принять его в своё сознание. Разница между старым и Новым Миром находится именно в человеческом сознании. Пока не принята простая истина, что для Нового Мира старые пути не годятся, до тех пор не может быть и речи о приобщении к нему. Кто может это осознать, тот будет искать новые пути и в своё время найдет их. Кто видит спасение в сохранении старых, отживающих понятий и в устаревших формах жизни, тот среди обломков старого мира и останется.

«Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи. Каждая эволюция имеет поступательное движение вверх. Каждый взрыв в конструкции своей действует спирально. Потому каждая революция в своей природе подвержена законам спирали.

Земное строение подобно пирамиде. Теперь попробуйте из каждой точки поступательной спирали опустить четыре грани пирамиды. Получите как бы четыре якоря, опущенных в низшие слои материи. Такое строительство будет призрачным, ибо будет построено на слоях отживших. Теперь попробуем из каждой точки вверх построить ромб, и получим тело завоеваний верхних слоёв, опередивших движение спирали. Это будет достойное строительство! Конечно, оно должно начаться в неизвестность, расширяясь наряду с ростом сознания. Потому строительство в революции является самым опасным моментом. Множество несовершенных элементов будут нагнетать построение вниз, в слои вещества отработавшего и отравленного. Только безумство мужества может обратить построение вверх, в слои испытанные и прекрасные содержанием новых элементов.

Потому говорю и буду говорить — чтобы в построении избежать ветхих форм.

Опускание в старые вместилища недопустимо. Нужно понимание Нового Мира во всей суровости». (цикл «Агни Йога», книга «Община», ч. 66).

О значении спиралеобразного движения знает всякий земной мастер, поскольку всякое движение в веществе материи требует того или иного приспособления для придания ему вращательного движения. Винт входит в самое твёрдое дерево потому, что на нём сделана нарезка; современные орудия далеко посылают свои снаряды потому, что им придаётся вращательное движение в канале орудия; аэроплан движется по воздуху и судно по воде потому, что лопастям их винтов придана возможность производить спиралеобразное поступательное движение. Существует множество приспособлений и аппаратов, при помощи которых небольшим усилием можно поднимать огромные тяжести.

Такова сила вращательного движения.

Всякое движение в Космосе подчинено законам спирали. Все тела и светила небесные движутся не по прямой, а по спирали. Но спиральное движение бывает двоякого рода: спираль восходящая, или поступательное движение вверх, и спираль нисходящая, или движение вниз. По одной и той же спирали можно подняться и опуститься.

Тот же закон спирального движения существует и в мире духа. Вся эволюция мира и духовное восхождение человечества происходят по этому основному закону поступательного движения. Один цикл, или Круг, развития составляет один виток спирали, или одну ступень эволюции.

Если взять любой такой виток спирали, то исходная точка его будет совпадать по вертикальной линии с его же конечной точкой. Говоря другими словами, и исходная, и конечная точки всякого круга эволюции совпадают, но конечная точка выше исходной на одну ступень. Этот закон спирального восхождения в эволюции можно пояснить ссылкой на эволюцию человека. Известно, что человек первой расы нашего Круга развития был сверхдуховен, но не обладал сознанием. Весь Круг развития человечества нашей планеты состоит в том, что, опустившись по нисходящей спирали в материю и лишившись благодаря этому своей духовности, человек по восходящей спирали должен подняться вверх и к концу развития седьмой расы достигнуть того состояния духовности, которым обладал в первой расе. Достижение этого Круга эволюции будет состоять в том, что человек возвратится к исходной точке своего духовного развития обогащённый большим (или меньшим) развитием сознания.

Этот закон развития жизни действует во всех прочих видах духовного восхождения человека. Обращаясь к интересующему нас вопросу о Новом Мире, можно сказать, что и в этом направлении существует известного рода круг развития (или соответствующий виток спирального восхождения). Если мы проследим историю развития человечества нашей планеты, то поймём, что вся культура, начиная с её зачатков, начинается только после того, как первобытный человек, изнемогая в борьбе с силами природы, оставил своё одинокое полуживотное прозябание и перешёл к общинной жизни.

Первоначальная община, будучи в сущности разросшейся семьёй, является исходной точкой нашего круга развития. Действующий в этом направлении закон неизменно должен привести человечество к такой конечной точке, которая будет напоминать исходную, но будет выше её во всех отношениях. Таким образом, первобытная община является прообразом Грядущего Нового Мира, и в этом прообразе мы должны искать основы для наших представлений о Новом Мире и Новой эпохе.

... С течением эволюции первобытная община пережила целый ряд превращений и через разные формы единовластия, парламентаризма и народовластия в наше время переходит к управлению при помощи президентов («патриархов»), что является некоторым намёком на возврат к исходной точке этого круга развития человечества. Пока что это только намёк: для того чтобы современный вождь уподобился мудрому древнему патриарху, необходим сдвиг сознания в этом направлении — как у вождя, так и у народа.

Житейская мудрость свидетельствует, что всякий народ имеет такое правление, какого заслуживает. Справедливость этого подтверждает эзотерическая мудрость, которая учит, что всё, что мы имеем, есть наше собственное порождение. Доказательств этому, согласитесь, немало. Когда народ в течение нескольких поколений стремится к ниспровержению существующего порядка и к восстановлению другого, который кажется ему лучше, то в конце концов он это получает. Создаются условия, появляются личности, которые данное человеческое устремление проводят в жизнь. Точно так же, когда в течение долгого времени народ воспитывается в том духе, что он «избранный» и должен утвердить свою гегемонию над другими, то появляются такие водители, которые эти претензии проводят в жизнь. Как мы знаем, это приводит к мировым войнам и разного рода катастрофам. Когда народ стремится к славе, к победам и завоеваниям, появляются великие полководцы, которые дают то, к чему люди стремятся. Когда они стремятся к искусствам, научным изобретениям и открытиям, то и эти человеческие стремления не остаются без ответа: они призывают к воплощению из Тонкого Мира таких сущностей, которые могут дать то, что люди желают.

В переживаемое нами переходное время, когда рушится ветхий мир и зарождается Новый, люди видят причину расстройства всего уклада современной жизни в несовершенстве формы правления и лихорадочно меняют одну несовершенную форму на другую, но — без всякого намёка на улучшение.

Причина — не в этом.

Действительная причина крушения отжившего современного мира в наступившем космическом сроке, а замечаемое теперь желание многих людей видеть во главе своего народа яркую, сильную личность, которая могла бы повести к лучшему будущему, не даёт ещё гарантий, что так оно и будет. Как известно, всякий появляющийся вождь есть порождение своего народа или, иначе говоря, результат того или иного образа его мышления. Он ведёт народ туда, куда, собственно, были направлены внутренние стремления народа. Если народные желания эгоистичны и направлены исключительно на личное благоденствие и попрание прав и свобод других, то в таком направлении и проявится деятельность вождя. Поэтому нет ничего удивительного и несправедливого в том, что за ошибки вождя страдает весь народ: правитель попросту воплотил то, чего хотел народ. Ошибки в распоряжениях правителя есть ошибки в коллективном мышлении народа. Нельзя обвинять одного только правителя за тот или иной закон или мероприятие, потому что всё хорошее и всё плохое, что исходит от главы государства, есть коллективное создание народа. Вождь и правитель является лишь выразителем общей воли.

Этим, конечно, не подтверждается, что он вообще не может проявлять свою собственную. Он, разумеется, может это сделать всегда, поскольку по определению к этому способен и не связан существующими условиями и законами. Велика заслуга такого правителя, который, зная законы эволюции, правильно понимает и оценивает дух времени, направляет мышление своего народа и развивает его сознание в положительную сторону общего блага, сотрудничества и эволюции всего человечества.

И наоборот: велика ответственность правителя, который пренебрегает этими основными требованиями развития мира, развивает сознание и направляет мышление своего народа в ложную сторону разъединения, вражды и ни на чём не основанного притязания на мнимое превосходство. За это неизбежно придётся страдать и правителю, и народу.

Закон причин и следствий неразрывно всё связал и настолько мудро всё сочетал, что одно является следствием другого и неизбежно одно из другого вытекает. Но люди не знают, какие рычаги нажимают они своими устремлениями, какие силы вызывают к действию и что принесёт закон кармы. Спасаясь от одной напасти, они часто ввергают себя в другую — ещё более тяжкую. Нужно, в конце концов, понять, что улучшение в народном положении наступает не от смены правителя или образа правления, не от изменения законов, а от изменения человеческого мышления, от усовершенствования, очищения его устремлений. Поворот к лучшему наступает тогда, когда, испив чашу страданий, вызванных к жизни отрицательным мышлением и ложным устремлением, люди начинают стремиться к чему-то более совершенному.

Коллективные мечты целого народа создадут такие условия и вызовут появление таких личностей, которые проведут в жизнь это более совершенное.

Путь человеческой эволюции, как уже было сказано, подчинён закону спирального восхождения и состоит из подъёмов и падений или из ошибок и их исправлений. Жизненный опыт приобретается нелегко. Ошибки неизбежны. Ошибками мы растём. Потому и отдельный человек, и народ, стремящийся к какому-то идеалу, хотя и делает ошибки, но продвигается вперёд. Если есть устремление вперёд — к свету, к знанию, к истине, то и ошибка может быть полезна, так как увеличивает жизненный опыт. Но когда эгоизм и ложное устремление кладут преграду движению вперёд и одна и та же ошибка повторяется из поколения в поколение, становясь законом жизни, то это есть признак увядания и умирания.

«... Вся эта безнравственность, всё это полное забвение человеческого достоинства переходит от деда к отцу, от отца к сыну в виде отеческих наставлений и примера и заражает целые поколения...» (из рассказа «Сильфида», В. Одоевский).

В подтверждение сказанному мы видим, что действующие в данном направлении законы эволюции дают народам, стремящимся вперёд, таких руководителей, которые и ведут их вперёд. И наоборот: народ, застрявший на одной точке своего духовного развития, получает таких вождей, которые ускоряют их нисхождение со сцены жизни.

Так действует закон причин и следствий.

Именно в этом контексте следует толковать слова апостола Павла, который говорит, что нет власти, которая была бы не от Бога: он подразумевает божественный закон причин и следствий.

Возникает вопрос: каков же должен быть истинный правитель?

Истинный правитель должен быть носителем духовного синтеза своего народа, носителем высших его побуждений, выразителем истинных жизненных задач, но отнюдь не выразителем низших его желаний и эгоистических устремлений. Таким истинным правителем был первобытный патриарх. Он мудро сочетал в себе оба полюса человеческих устремлений. Он был одновременно и носителем духовного синтеза своей общины, и выразителем всех её жизненных потребностей. Такой правитель, будучи порождением положительных стремлений своей общины, и сам не навлекал на неё тяжких кармических следствий, ибо действовал в полном согласии с космическими законами.

Но по мере того как человек первобытной общины, следуя законам развития мира по нисходящей спирали, погружался в глубины материализма и постепенно терял свои духовные качества, изменялся состав общины и самый дух её. Постепенная утеря того могучего цемента, который один только и может связывать все элементы общины, сказалась в строении последующих человеческих группировок, которые стали называться не общинами, а княжествами, государствами, республиками.

Благодаря этим двум факторам, а именно всё увеличивавшемуся материализму и многолюдству человеческих группировок, в них постепенно исчезла тесная живая связь единения и общности интересов, какие существовали в малых общинах. Исчезла духовная близость между людьми. Из общинников люди постепенно стали чуждыми друг другу собственниками.

Больше нет прочной внутренней связи, нет духовного единения, отсутствует понятие об иерархическом начале и не соблюдается иерархический принцип, на котором построено всё мироздание. Люди притягиваются в современные общины, руководствуясь не высшими соображениями единения и духовного родства, а различными утилитарными соображениями житейской необходимости. Такие общины являются слабым отражением истинной общины и, соответственно, легко распадаются.

... Только духовные общины находят в себе силу противостояния и противодействия всевозможным потрясениям. Это зависит от того, что основаны они на прочном фундаменте, каковым является человеческий дух.

Только духовная основа даёт прочность всякой организации. Без неё всякая община — здание, построенное на песке. Только духовная основа общины даёт гарантию продолжительного существования и правильного, естественного развития всех сторон человеческой жизни, где материальные блага являются приложением к благу духовному. Только такие общины могут сами себя содержать, сами собой управляться и вести вполне независимое существование.

... Возвращаясь к вопросу о грядущем Новом Мире, можно ещё раз напомнить, что с окончанием Тёмной эпохи и наступлением Светлой закончилось опускание человечества нашей планеты по нисходящей спирали — в глубины материи и материализма.

В наше с вами время должен начаться подъём по восходящей спирали к вершинам утерянной духовности. И первым этапом этого подъёма должно быть принятие в своё сознание принципов общинной жизни. Единство всего сущего в мироздании допускает разъединение и дифференциацию лишь в первый период развития. Благие последствия будут лишь тогда, когда устремлением к совершенствованию человечество разовьёт в себе высшие принципы и высшее сознание, которое ликвидирует все несовершенства низшего состояния.

Все великие Учителя человечества проводили в своих Учениях идеи единения, равенства и братства.

«... Следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком.

Именно, как сотрудничество со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения друг к другу, потому замыкание их в закрытые общины только ещё более укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя всё человечество, все планы бытия». («Письма Е.И. Рерих», от 10. 09.1938 г.).

... Чувство общины зарождается в глубине сознания. Общинники могут даже не иметь общей внешней работы, но мышление их будет крепко спаяно. Они будут свободно объединены, их союз не будет ярмом или неволей. Члены общины поймут единение как мощный двигатель во благо Мира. Невозможно ограничить такое единение, поскольку в основе его — любовь.

Подобное сотрудничество будет подготовкой к восприятию Нового Мира.

Только осознание сотрудничества в общине утверждает эволюцию биологического процесса.

Желающий посвятить себя истинной общине действует в согласии с основами Бытия.

Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно неравенство и наследование. Всякое неравенство непременно приводит к тирании.

Только исходя из понятия общины можно мыслить о будущем. Если бы человечество чаще мыслило о сотрудничестве, оно давно уже вступило бы в период истинного благоденствия. Направим же наше сознание на улучшение всей нашей жизни! Пусть многолетняя борьба за существование сменится расширением спектра возможностей!

«Новый Мир требует новых понятий, новых форм и определительных. Всё происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создаётся эпоха общего сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным. Лишь когда будет осознана односторонность узкоматериальных земных опытов, наступит следующая ступень стремления к объединению мира плотного с миром тонким. И новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от „небес“, но нового открытия и понимания их.

Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь Миров станет очевидной, и земной Совет Мудрых будет утверждаться Силою Высшей, связующей всё бытие. Истинно, Мир будущий, Мир Высший, грядёт в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущества высшей энергии и не только установят превосходство излучений человека над всеми до сих пор известными лучами, но параллельно будет наглядно уявлена разница в качестве таких излучений, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, а отсюда и познание высших целей, которое поведёт к преобразованию всей материальной природы.

Преображённая природа, преображённый дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения жизни...» («Письма Е.И. Рерих», от 15.04.19 36 г.).

«... Без отрицания, без суеверий, без страха пойдёте к истинной общине. Без чудес найдёте ясную реальность и киркою испытателя будете вскрывать закрытые глубины. Полюбите бесстрашие знания». (цикл «Агни Йога», книга «Община», ч. 121).

... Можно сказать, что подобное бесстрашие своеобразно проявил герой рассказа «Сильфида», написанного Владимиром Одоевским почти два столетия назад: «Да что же такое, — спросил я, — в этих запечатанных шкапах, которые я видел на мезонине?» — «Там, батюшка, лежат книги; по смерти дядюшки вашего тётушка изволила запечатать эти шкапы и отнюдь не приказывала никому трогать». — «Открой их...»

Источники:

http://odoevskiy.lit-info.ru/odoevskiy/bio/saharov-odoevskij-bse.htm

https://studall.org/all2-178447.html


Добавить комментарий