Размышляя с классиками
Сентябрь 01, 2015 в Книги, Культура, Маргарита Серебрянская, просмотров: 1452
Алексей Толстой: «Задачи литературы (литературные заметки)».
… Сознание грандиозности – вот что должно быть в каждом творческом человеке. Художник должен понять не только Ивана или Сидора, но из миллионов Иванов и Сидоров породить общего им человека – тип. Шекспир, Лев Толстой, Гоголь титаническими усилиями создавали не только типы человека, но типы эпох… Задача искусства не в его методах, не в школах и направлениях, а в самом сознании грандиозности этого дела.
Большой человек, — тип, — вот задача искусства. Лев Толстой написал Платона Каратаева; они, Платоны, миллионами в то время бродили по русской земле. Теперь Платон – да не тот. Я не хочу читать про то, как один человек выпустил кишки другому. Это их частное дело, это меня не касается. Я хочу знать – каков сейчас этот стомиллионный Платон?
Достоевский написал Грушеньку. Она хотя бы одной капелькой, но жила в каждой русской женщине. Теперь Грушенька – да не та. Но какая? Пойдёт эта новая Грушенька со мной на каторгу? А Раскольников – убьёт сегодня старуху?… А Ставрогин – повесится на чердаке?
А те новые типы, кому ещё в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто ещё рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику, — все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека. Я хочу знать сегодня самого себя.
Чудесна сила искусства, когда она высекает из хаоса лицо человеческое. Искусство возвышает меня головой под облака. Я с гордостью шагаю по моей земле…
Маргарита Серебрянская, президент ЦГИ «Звезда Крама»:
— В наше время, как никогда, важно задавать людям литературного труда вопрос: сознают ли они грандиозность их задачи. Сегодняшняя литература, к сожалению,в большей степени направлена не на развитие интеллекта и высоких чувств человека, а на возбуждение его первобытных инстинктов, низших эмоций. Многие книги представляют собой инструкцию в чистом виде: как уничтожать, подавлять, любой ценой сталкивать с пути, как безнаказанно манипулировать окружающими, как обставлять партнёров по бизнесу, как выйти замуж за олигарха или шантажировать его беременностью, как быть «успешной стервой» и так далее.
Читая, человек напитывается содержанием книги, как губка. Книга входит в его сознание, строит его изнутри. И происходит катастрофа… Под влиянием безответственных, псевдолитературных произведений формируется не дух человека, не его сердце, не благородные чувства, а самые низкие из всех возможных устремлений. На современного читателя выплёскивается мутная вода из стоячего пруда, в который превратился нынешний авторский замысел. А где же чистая речная вода неподдельного литературного вдохновения, питающая человеческий дух?..
Литература формирует маленького человека с самых ранних лет. Хорошие, умные сказки, добрые стихи, песни, притчи, басни должны создавать люди высокой морали, высоконравственные люди, сознающие огромную ответственность перед будущим, перед новыми поколениями. «Писатели», штампующие так называемые бестселлеры, в погоне за гонорарами совершенно забывают о том, что именно они закладывают фундамент сознания читателей, именно они формируют видение, мировоззрение сотен тысяч людей. Другими словами, они строят будущий мир. А каким он может стать, если дети с пелёнок учатся гнаться за успехом по головам и любой ценой выбиваться наверх?… Современные литераторы в большинстве своём живут по принципу: «Пришёл, увидел, плюнул в вечность». «Плевками в вечность» незабвенная Фаина Раневская называла плохие книги, плохие кинофильмы, дешёвые театральные постановки… Кто же станет задумываться над грандиозностью своей творческой задачи, просчитывая кассовые сборы?Одно другое исключает. А что важнее – собрать сегодня кассу или остаться в памяти потомков умным наставником, ищущим творцом?.. Коммерциализация таких видов искусства, как театр, кино, литература – это настоящая диверсионная деятельность, намеренное уничтожение разумной жизни. Эти «деятели» ещё получат бумерангом в лоб от собственных внуков с оловянными глазами, толком не умеющих сформулировать собственную мысль, но зато не выпускающих из рук новомодные сенсорные игрушки…
Литератор – строитель будущего.Он закладывает фундамент социального здания, поскольку именно искусство делает проекцию на иные сферы деятельности общества. Литератор по-своему пишет историю, отражая в книгах тип человека и тип целой эпохи.Что можно сказать о типе современного человека, описанном в сегодняшней литературе? Пожалуй, это ловкач. Тот, кто ловко заработал, ловко подделал чувства, ловко ушёл от каких-то проблем. Не разрешил эти проблемы, а именно ушёл от них, как Колобок. Каков нынешний лирический герой? А он, как герой лирический, пожалуй, и вовсе отсутствует. Есть жёсткий делец, спортсмен, игрок, брутальный мачо, а его история превращается в учебник по предмету «Как взять от жизни всё». А стоит ли брать всё? Может быть, стоит учиться разумной умеренности?..И вообще, появляется ощущение, что современная литература описывает даже не тип человека начала 21-го столетия, а тип его заблуждений. Скорее всего, такими мы и останемся в истории –погрязшими в заблуждениях, которые следовало бы пережить ещё в каменном веке.
Тип нашей эпохи… Эпоха Потребления, причём чрезмерного, необузданного. Можно ли сказать, что современный человек – большой? Нет. Алексей Толстой, оказавшись в нашем времени, наверное, ужаснулся бы…Большая утроба – да. Большие амбиции – о, да! Большой эгоизм – да, да, да! Большие гонки за добычей во всех её видах – ДА! А где же при этом сам Человек?… Он скрылся за своими страстишками и мелкими устремлениями. А это чревато страшными последствиями. Как писал Николай Рерих в стихотворении «Украшай»: «Мальчик, вещей берегися. Часто предмет, которым владеем, полон козней и злоумышлений…» В эпоху Потребления человека – нет. Есть потребитель, биологическая машина, у которой отключены за ненадобностью все человеческие качества: способность сострадать, любить, жертвовать собой ради другого…Очень сложно говорить сегодня о типе человека, когда в нас остаётся всё меньше и меньше человеческого… А давайте вспомним Платона Каратаева из романа «Война и мир», о котором упоминает Алексей Толстой. Добрый, мягкий человек, крестьянин, радовавшийся тому, что его взяли в армию вместо брата, у которого было пятеро детей. Представим, что кто-то из нынешних олигархов однажды попадает в сложную жизненную ситуацию, когда нужно к кому-то прислониться или даже выбрать, с кем остаться, потеряв всё. С кем бы ему захотелось оказаться рядом? С кем-то из мнимых друзей-собутыльников, «владельцев заводов, газет и пароходов» — или с Платоном Каратаевым, которому от других людей ничего не нужно, который не ищет выгоды, от которого просто пахнет хлебом?..Который погладит по голове и скажет: «Э, соколик, всё наладится!…» Думаю, ответ очевиден. В тяжёлую минуту каждое живое существо тянется к Добру, к Ласке и Милосердию, а где же взять это всё сейчас?.. Откуда это возьмётся, если сплошь да рядом самоуверенные, амбициозные, жестокие«лидеры», готовые сбросить с лестницы вниз кого угодно, даже родного брата и его пятерых детей?.. Да неужто же таков нынешний стомиллионный Платон Каратаев?! Вам не страшно?..
А современный Ставрогин вряд ли повесится. Он сжился с самим собой, он себе нравится. Демонизм нынче норма. Демоническая личность, по современным понятиям, обречена… на успех. Если, к тому же, ещё и дьявольски красива, как Ставрогин. Это, собственно, нынешние «селебрити», гламур, «глянец», давно забывший, что такое чувства. Пойдёт ли новая Грушенька за любимым на каторгу? Вот ещё! А почему же так? Да потому, что из современной литературы девушка может почерпнуть только инструкцию «как удачно устроиться», как развить свою сексуальность, как «удовлетворять партнёра», но не «как стать единым целым со своим супругом». Финансовый интерес, сделка – вот принцип большинства современных браков. Если нет чувств, деньги становятся разрушающим фактором во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
Современный читатель, имея перед собой ассортимент однодневных коммерческих изданий, остаётся поверхностным. Он замечает блики на воде, но не имеет возможности заглянуть вглубь, заметить течения, рассмотреть подводный мир. Чтобы в произведении появилась глубина, автор должен не один год наблюдать жизнь в разных её проявлениях и писать только тогда, когда нет сил не писать. Но беда в том, что нынешний автор думает об одном: хорошо ли его творение будет продаваться.
Сейчас замалчивается не только огромное значение, но и сама возможность умственной работы, которую должен проделывать читатель, сидя над книгой. В наши дни читателя не учат, а развлекают. Ему показывают не детально выписанное полотно, а простенькую картинку с незамысловатым сюжетом – и всё, принимай, у тебя даже нет особого выбора.
… Кто же, всё-таки, с надеждой стучится в бессонное окно к художнику? Кто ждёт воплощения на страницах хороших, умных книг? Литераторам стоило бы обратить своё пристальное творческое внимание на Человека Разумного, на Человека Мудрого, заботливо относящегося к своей жизни на этой планете. На человека, развивающего не инстинкты, а Одухотворённый Разум. Новый Человек, как литературный герой, должен выступать не как эгоистичное, однодневное «я», живущее только в настоящем, а как «МЫ», живущие в единстве с окружающим миром, сознательно эволюционирующие и сознательно моделирующие своё будущее.
«Чудесна сила искусства, когда она высекает из хаоса лицо человеческое». Читая качественную литературу, написанную с чувством ответственности перед потомками, человек, в конце концов, поймёт, что такое Гармония. Он уразумеет, что он – не «пуп Земли», а лишь часть её. Только тогда мы сможем назвать себя Человеками, «с гордостью шагающими по земле». Только тогда мы станем достойной, созидательной частью Вселенной.
Человек Разумный – это Человек Ответственный, Человек Справедливый, живущий по Совести. Вот истинный тип истинной эпохи. Осознайте это, прежде всего, вы, работники литературного поприща, люди Искусства! От вас сегодня зависит слишком многое!