Пути познания тайны мира
Ноябрь 12, 2019 в Книги, Культура, просмотров: 829
«Не есть ли тайна познания и тайна бытия одна и та же тайна?..» (Н.А. Бердяев)
«Человек рождается не для того, чтобы влачить некое существование в бездействии, а чтобы быть занятым великим и грандиозным делом» (Леон Альберти)
«Найти свою дорогу, узнать своё место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой» (Виссарион Белинский)
«Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним» (Лев Толстой)
Пути познания величайшей из тайн, манящей человека с его первых осознанных шагов по Земле… Он тянется к этой тайне, как младенец тянет ручки к светлому окну. «Святое что-то в этой тяге есть…»
Посмотрите вглубь веков — и увидите примеры разнообразного вечного любопытства в поисках причин мира, первооснов его существования. От заворожённых взглядов первобытных существ в ночное небо до философии эллинизма, книг апокрифических текстов, гностических произведений… Сколько сложено притч и легенд, сколько всевозможных свидетельств ежегодно представляют историки, археологи и искусствоведы, а до истинного миропонимания всё ещё не близко. Великая тайна мира продолжает жить, гадание людей на картах времени устойчиво, кажущаяся ясность покрыта дымкой условности…
Сколько же ещё потребуется мудрых голов и философских систем, чтобы изречь, сформулировать соотношение «нравственного закона в груди и звёздного неба над головой»? Наш мир бесконечно многообразен, неужели так и истекать ему не познанным человеком и на миллионную долю? Где всему начало, а где конец? Цепь жизни сменяет очередная цепь жизни, а имеет ли смысл её прекращение? Что же делать в таком случае Высшей Творческой Силе? Может быть, снова всё сменить, снова возродить и развить до образа прежнего земного мира, добавив некое новое, доселе небывалое звено в цепи развития? Или Ей испробовать путь новой сути Человека?
Сто программ — или один-единственный путь вверх, в мудрые глубины Вселенной?..
Только весьма и весьма разумная гипотеза устранит вековой пробел в знаниях: откуда мы и для чего мы, люди, развиваемся? Догадок уже высказывалось множество, но только одна из них может указать путь к истине. Можно вообще оставить этот вопрос открытым, отложить в сторону попытки познания нашего мира как приблизительные, зачастую недоказуемые и в целом несостоятельные.
Но в развитии человеческого общества нет иного выхода, чем продолжение эволюции материи. В этом случае приходит мысль, что всё уже задумано, что жизнь — вечна, что цельная картина мира изначально сложена, что замысел этот вполне возможно открыть и познать, и что спасти жизнь на Земле столь же необходимо, как и понять истину о ней.
Могло ли быть вечное при условии, что это будет оставаться за пределами познания? Наверное, нет. Пока мысль человека жива и работает, жизнь его вечна. А когда мысль прекратит свою работу, жизнь становится бессмысленной. И в этом смысле Вечность есть необходимый принцип жизни Вселенной. Нет иного выхода, как путь развития от уровня к уровню, путь движения в направлении к Вечности.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (первая строка Евангелия от Иоанна, «Новый Завет»).
«Мир сотворён Богом через Смысл, выраженный Словом, через идею совершенства творения, предвечно пребывающую в Боге и равную Ему по достоинству», — писал философ Николай Бердяев. Другими словами, мысль мира всегда идёт впереди, стремясь к Высшему Замыслу. Жизнь мира стремится её достичь, чтобы понять Замысел. И это всегда, во всём и везде: впереди мысль, за ней вся жизнь.
«Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо, но самое главное — ДЕЛАЙ!» (П.К. Иванов, «Детка»).
Дело и Слово — два взаимозависимых принципа. В каждом деле есть истина, и в каждом изречённом слове есть её часть или даже вся суть. Дело идёт за словом, а слово опережается мыслью. Слово желает стать делом, поскольку в деле человек растёт.
Слово и Дело — два бесконечно связанных принципа…
От дела один шаг к мысли и наоборот. Разрыв между ними пагубен из-за прерывания роста, прерывания развития, что, в свою очередь, отрицательно воздействует на окружающую среду, отравляет её разрозненными образами не связанных друг с другом мыслей и поступков.
Где же теперь вселенская разница между этими принципами? Она в том, что один из них есть истина, а второй — её проявление. Дело — это явленная разумная верховная мысль, структурно существующая во Вселенной в виде жизни. Открыта сама жизнь, но не открыто главное — Замысел живого мира. Есть ли в целом этот Замысел или его нет, смотрите на нашу жизнь. Могла ли планета Земля сама по себе дать несчётное множество видов живой природы в таком уникально продуманном проявлении?..
Двигатель жизни всегда есть в окружающем мире — это Дело или Слово. Одно не исключает другого. Дело человека есть труд в направлении Замысла, а Слово сказано Высшей Творческой Силой — Вселенской разумной мыслью.
Были и есть в нашей жизни люди, задающие направление развития общественной мысли и души, «зажигающие факел света во тьме ночи». Каждый народ знает своего духовного лидера, хранит в сердце его пример и стремится ему подражать. Почему? Духовный наставник открывает дорогу к новой жизни, не похожей на прежнюю, уже не приносящую ни радости, ни творческого воодушевления.
Истина — это Замысел жизни. Она исток, из которого всё берёт начало. Замысел мира мы пока не в состоянии познать, однако ноты его сути звучат всё чаще и чаще то здесь, то там. Мир чувствует ту могучую силу, которая движет нас вперёд, раскрывая шаг за шагом наше сознание. Но где это самое сердце Вселенной, которое знает всё и в котором сокрыта истина?.. Человек смотрит вперёд, и глаз его видит срез жизни, а что проявляется за этим срезом, никто не может сказать. Видимый срез жизни — это ещё не тот объём, где всё взаимно необходимо. Так как же выйти на эту кругозоркость видения? Многому нас учит жизнь, а рождается ли под Луной что-то по-настоящему новое?..
Что вообще знает человек о своей роли? Тем более — современный человек?
Знает ли он об истинных законах Земли и законах жизни за её пределами? Есть ли какой-то путь спасения людей, живущих на нашей планете? Или, может быть, этот путь уже открыт, но человек спит и не видит того, что уже случилось? Какие признаки этого пути заставят человека обратить внимание на общее полотно жизни?
Главный признак и главный вопрос времени — Жизнь в её величии. Спасение жизни — единственный глобальный принцип нашего времени. Утрачена ли нами способность предчувствовать гибель? Тешимся ли мы, подобно малым детям, надеждами на какое-то призрачное райское «завтра»? Кто может с уверенностью сказать, что наше «завтра» уже предрешено? «Глаголящий истину» ребёнок или седой мудрец, или пророк, астролог или хиромант, или какой-нибудь невежда, смеющийся над своим космическим домом со словами: «Остановите Землю, я сойду»?..
Где тот просветитель, который скажет: в вашем будущем виновен сам предмет жизни?
Люди смотрят на жизнь и по-прежнему не ведают, что творят. Гибель жизни вступила в свою фазу расцвета, а мы всё ищем причины для внутреннего раздора. И нет конца этому суетливому процессу поиска выхода из противоречий между жизнью и её гибелью. Агония жизни Земли в вихре мирового процесса развития творит разрушение, противоречащее идее жизни разумной материи Вселенной. Круг противоречий нескончаем, и нет из него выхода — так скажет мыслитель, который взглянет повнимательнее на взаимную обусловленность наших мировоззренческих позиций.
Но выход всё-таки был, мы его просто заставили отойти в прошлое незамеченным.
Таким образом, возвращаемся к вопросу, есть ли выход на пути эволюции Земли — или нет и не может быть. Когда гибель кажется неотвратимой, спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Посмотрите на себя, на вашу внутреннюю суть: была ли она всегда такой, какой стала на сегодняшний день? Волновал ли человечество вопрос, для чего оно живёт, ещё в недалёком прошлом? Был ли такой период, когда все люди сообща поставили бы себе задачу разобраться в сути причин эволюции?..
До недавнего времени мир удобно жил, потребляя ресурсы и не отдавая себе отчёт в этом злодействе перед природой. Его правая рука отнимала всё, что могла, в кладовых природы, а левая закрывала глаза на истощение её запасов. И так длилось до совершенного ослепления, способного привести не только к гибели тела Земли, но к гибели истока мысли Вселенной, заявлявшей о себе в древних сказаниях о Слове. Когда-то Слово было в его устах, устах самого истока мысли. А Земля — как бы прообраз этого истока — движет мировой процесс, открывая замысел вселенского разума. И потому, желаем мы того или нет, а решение задачи спасения жизни Земли было неизбежным, и мы все вместе решали эту задачу, находясь в спящем состоянии.
А теперь мы просыпаемся, и нам необходимо успеть вступить в это развитие, которое принесёт человеку откровение и напутствие, эффективную программу жизни. Уцелеет каждый, кто обратит внимание на суть этого витка развития человечества — лучистого, автотрофного, или, как говорил философ Николай Бердяев, раскроет в себе «Бога творение».
«Бог пребывает не на небе, а на земле — в людях, кои сумели одержать победу над собой».
Очевидна необходимость решения глобальной задачи: выжить и спасти от гибели мир. Дело спасения — в руках человека.
Путь Учителей есть суть эволюционных этапов движения человека. Дело Учителей требует вечного движения, неустанно вперёд и вперёд, метр за метром. Есть вечный путь познания и нет ему альтернативы. Истина и Дело — суть развития человека на пути к жизни вечной.
Любовь — великое дыхание её могущества.
Любовь — исток вселенской материи, родник мира. Силы мира вершат любовь внутри физической материи, делая её устойчивой и бессмертной. Мир движет любовь неустанно ввысь, и нет при этом её навязывания. Она стоит во главе всей вселенской мысли. С древности люди знали её чистоту и через неё верили в саму Истину.
А мы — верим?
Нужно ли это современному человечеству сейчас — в состоянии сознательного ослепления?
Что представляем мы собой сейчас?
Мы хотим услышать Новое Слово, а сами при этом упорно ищем его в прошлом. Идём вперёд, рассматривая путь, оставшийся позади. Ищем духовное обновление в Библии, а ведь следует предпочесть того руководителя, который укажет новое свойство жизни — расцвет, а не упразднение (за великие неискупимые грехи, следующие от прародителей). Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи верно определили критерий выбора Учителя: подобает предпочесть того, который идёт новым путём.
«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений утверждаются основы, прежде обнародованные… Мир живёт движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь — в движении. Даже познание языков умножит восприятие новых нахождений! Сколь же больше принесёт освобождённая мысль!..» (книга «Братство», цикл «Агни Йога», ч. 188).
«Оставьте все жаления о прошлом. Не будем затруднять себе путь к будущему. Сами ошибки прошлого не должны привязывать к себе внимание. Устремление к будущему должно быть так сильно, чтобы не в устремлённых назад глазах не померк свет. Оставим прошлое ради будущего. Можно настолько устремиться в будущее, что во всех состояниях навсегда останется такая благословенная устремлённость. Каждое стремление к будущему есть стремление к Братству…» (книга «Братство», цикл «Агни Йога», ч. 487).
Мир вечен, но не жизнь ли — проявленная квинтэссенция его развития? Может быть, жизнь — его замысел, а развитие его — разум?..
Жизнь стремится к своему развитию благодаря Разуму Вселенной. Его работа в том, чтобы жизнь не останавливалась, а развивалась, чтобы мир рождал свою новую, высшую мыслящую материю, способную создавать Вселенные — и нет конца этой вечной песне мира.
Утверждение свойств разумности мира — закон глобальный, и человек — его воплощение. Идея Вселенной — Вечность — пришла к нам двумя вестниками: строкой и следом. Строка сложена нашими первыми Учителями, а тропа протоптана самой Истиной, на которой оставили след наши мудрые предки, впервые узревшие Вечность. Однажды выйдя на эту стёжку, они научили потомков бессмертию. Замысел старого мира сменяется на новый, путём важнейших дополнений в прежний.
«… Поток сменится из старого на новый. Жизнь в этом сменится, поток будет другой, поток жизненный… Смерть упразднится и не будет в людях. Человек завоюет себе вечное бессмертие. В природе эти качества есть, они живут на Земле вечно, сами себя перемещают с одного места на другое — это тело Воздуха, тело Воды, тело Земли… Люди свой поток не сменяли, заболевали, умирали и будут умирать. Умереть — не проблема, а вот жить-то надо научиться!..»
«Земля покажет свой жизненный источник. В любом месте и во времени можно будет жить вечно без всякого искусства, без любой самозащиты и всякого вооружения, с природой и естеством… А когда заговорят об этом люди всего мира, то тогда на арену станет для всех их бессмертие. Это будет, обязательно будет.
Особенно меня интересовала жизнь человека на Земле — на своём месте…» (П.К. Иванов).
Мысль — вечна, Жизнь в Духе — бессмертна. Судьба человечества — в руках Жизни. Слева — Радость Жизни, справа — Радость Познания, впереди — Радость Истины, движущей силой с тыла — Радость Мысли.
Вот вечное развитие, закон Любви Мира.
Поиск выхода в Вечность — закон Жизни. Уходит образ одной истины, рождается её вторая суть, новая. Жизнь требует этого обновления на решающем своём витке.
Он наступил.
Выход человека во Вселенную — истина, обретшая черты реальности. Настоящий человек подтверждает эту реальность, демонстрируя свою способность к внутренней трансформации. Это значит, что жизнь уже подготовила решение вопроса прозрения человеческого общества и его выздоровления. Под «выздоровлением» здесь подразумевается выход на уровень внутреннего разума, связанного со Вселенской Мыслью, с целью выполнения задачи гармонизации общества на решающем этапе эволюционного развития.
…Но всё живое тянется к любви,
Но всё живое тянется к огню
Так, как младенец тянется к окну.
А что же там увидит он? Бог весть, —
Святое что-то в этой тяге есть…
Используемая литература:
«Загадки звёздных островов», книга 6, составитель Ф. Алымов, М., 1990 г.