Право на будущее

Июнь 21, 2019 в Книги, Культура, просмотров: 316

Сейчас, как никогда прежде, мировой ход событий напомнил нам о необычайной актуальности Пакта Рериха, призванного пробудить в человеческих сердцах разум и мужество защитников.

На протяжении многих лет можно было наблюдать, как время от времени в средствах массовой информации появляются клеветнические статьи, авторы которых всячески унижают имя выдающегося борца за Мир и Культуру Николая Константиновича Рериха. Ему инкриминируют и сотрудничество с английской разведкой, и с советскими спецслужбами, даже разрушительные идеи. Нападки эти учащаются по мере того, как гражданское общество начинает понимать и принимать идеи, которые Н.К. Рерих проводил в жизнь всей своей деятельностью. Конечно, это грустно наблюдать. Страшно невежество, претендующее на Истину.

Ныне благодаря существованию и активной просветительской деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР), где хранят и издают творческое наследие Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов, мы имеем возможность непосредственно приобщиться к изучению трудов этой выдающейся семьи.

В изданных МЦР «Листах дневника» Н.К. Рериха практически нет ни одного очерка или статьи Николая Константиновича, где бы он с энтузиазмом или болью не говорил о состоянии Культуры вообще и отечественной (а Рерих всегда считал своей родиной Россию) в частности. Художник и общественный деятель, учёный и исследователь — он был истинным воином Культуры, призывая человечество к её сохранению и приумножению. Кое-кто обвиняет его в том, что он, де, радел о культуре вообще, а о родине не заботился (можно вспомнить ещё и худшие наветы, но стоит ли). Такие обвинения не имеют под собой никакой почвы. Ибо красной нитью через все его произведения, все его выступления проходит боль за разрушения храмов и других историко-культурных памятников во всём мире, и в частности на территории Руси.

Если просмотреть хотя бы последний, третий, том «Листов дневника» Николая Рериха, то очерков и статей только с названием «Культура» найдём 22! А ещё множество других работ, где речь идёт тоже о Культуре, которую, кстати, Рерих писал только с заглавной буквы. Это очерки: «Вандалы», «Геростраты», «Проверка», «Посевы» «Подделки», «Шестая колонна», «Дозор», «Опасность разрушений», «Опомнитесь»!.. Даже список этих пламенных призывов о сохранении культурных сокровищ утверждает — всё творчество Рериха пронизано доминирующей идеей сохранения Культуры.

«В школах, в народных школах понятие Культуры не произносится, и кто-то предполагает, что это нечто от агрокультуры или спорта. Не говорится, что долгожданный Мир придёт через Культуру. В семьях разговор о высокой Культуре считается скучным. В людских собраниях упоминание о Культуре граничит с неприличием. По-прежнему толпа требует: „хлеба и зрелищ!“ Да и как забыть о хлебе, когда изо всех углов угрожает голод. Но ведь давно сказано: „не о хлебе едином жив будет человек“. (Листы дневника», т. 3, с. 562)

Несколько отдельных очерков и статей Николая Константиновича посвящены Украине и Киеву, их памятникам, культуре в глубоком историческом разрезе. Все они насыщены трепетной любовью к Украине, её народу. Это, в частности, очерки «Украйна», «Киев», «Нерушимая Стена», «Софийский Собор», «Десятинная церковь в Киеве», упоминания в других произведениях. Подтверждением этого познавания, этой любви, этого глубинного прочтения древнерусской Культуры как истока необыкновенной духовной силы стал цикл картин художника на темы Киевской Руси.

Увлекаясь стариной Киева, Рерих пишет: «Эти дары оставлены всем нам, стремящимся к неонационализму. К ним обратятся юные поколения, благодаря им они станут сильными и разумными. Если тупой современный национализм в искусстве превратится в неонационализм, то основанием последнего станет великий древний мир с его подлинным представлением о правде и красоте. Когда-нибудь эта правда и красота займёт достойное место в прекрасном будущем» («Киев»)

В очерке «Почта» Николай Константинович с болью пишет: «В одной части света подписывается пакт охранения ценностей духа человеческого. В другой части, за океаном, высокий священнослужитель предупреждает против разрушения, а там где-то постановляется разрушение Софийского Собора в Киеве. Такое сообщение настолько чудовищно, что по человечеству даже не верится. Но ко всеобщему ужасу, уже целый ряд подобных разрушений совершился».

Читая Николая Рериха, можно видеть, что полем его подвижнической деятельности был весь мир.

Пакт Рериха предусматривает охранное Знамя Мира: на белом фоне — три красные сферы, объединённые одним кругом, символизирующим Прошлое, Настоящее и Будущее в круге Вечности. Рерих знал древность этого знака, который во время экспедиций он находил в разных местах планеты. К сожалению, Знамя официального статуса не получило. Так энергетически была нарушена целостность самой идеи. Это, естественно, не лучшим образом сказалось на охранном движении, но Знамя Рериха осталось устремляющим и вдохновляющим символом для всех людей доброй воли, почитателей высокой Культуры. А Пакт Рериха основал мировое движение за сохранение её памятников.

Можно много цитировать Н. Рериха, но сегодня без купюр изданы все его произведения, которые можно и нужно изучать, чтобы увидеть истинное лицо, постичь истинную сущность этой выдающейся Личности, оценить великий гражданский подвиг Николая Константиновича. Он знал, что сберечь памятники культуры — означает спасти человеческие души, не дать убить Человека в человеке и заложить для будущих поколений основы нравственности, основы духовной жизни.

Возмущаясь духом против всевозможных разрушений, Николай Константинович сам никогда не прибегал к психологически разрушительным высказываниям. Он говорил: «Скажем просто — «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческою надеждою»…

Рерих надеялся, что его Пакт будет действовать не только во время войны, но и постоянно, так как должен противостоять любым варварским актам относительно Культуры. Разрушение древних статуй на территории Афганистана, памятников старины в Югославии и Ираке совершено в наши дни. Список уничтожения культурного наследия человечества всё удлиняется. Печально, что разрушителями и инициаторами разрушений становятся потомки тех, кто в своё время подписал соглашение об охране культурных и исторических памятников в мире. Что большинство наблюдающих разрушительные действия милитаристов молчаливо поддерживают этот процесс, а значит, становятся соучастниками современного варварства.

Война против Культуры ведётся и на других ристалищах. Нынешние государственные чиновники, в том числе и от культуры, активно наступают на общественные культурные объединения, на музеи, созданные самоотверженным трудом истинных приверженцев сохранения культурного наследия. Они пытаются подгрести под себя уникальные памятники, шедевры искусства, украсить ими собственное благосостояние, зачастую отнимая их у широкой общественности, не гнушаясь при этом никакими методами, вплоть до нарушения законов.

Примером тому могут служить многолетние притязания на подаренное выдающимся художником С.Н. Рерихом Международному Центру Рерихов наследие его родителей со стороны Министерства культуры РФ, незаконно захватившего часть этого наследия. Или тайная продажа чиновниками от культуры здания музея Алексея Толстого в Москве в руки частной компании. Или отобрание (после десятилетней тяжбы) Верховным Судом Украины у Музея истории Киева здания Кловского дворца, в котором многие десятилетия размещался этот музей. И таких примеров, если хорошо покопать, найдём великое множество. Самое страшное, что государственные структуры, призванные защитить деятелей культуры от такого произвола, сами становятся его участниками. Это варварство уже имеет более утончённый оттенок. Но и более неотвратимыми будут последствия для совершающих его.

Немало в этом важном вопросе зависит от тех, кто стоит у кормила государств. Они должны со всей мудростью определить лучшие пути и возможности для спасения той духовной среды, которая возвысит Человека до его истинного назначения. И опираться тут надо на широкую общественность, представителей истинной Науки и истинной Культуры. Жизнь ежечасно доказывает нам: необходимо сознательно и неотложно обратиться к Пакту Рериха, применяя его практически, если мы хотим сохранить право на будущее.

Л.А. Антоненко

(заключительная статья брошюры «Знамя Мира. Красный Крест Культуры», К., 2005 г.)


Добавить комментарий