Первопечатник Фёдоров
Март 17, 2017 в Книги, Культура, Мысли вслух, просмотров: 1116
О происхождении Ивана Фёдорова очень мало известно. Он был диаконом Николо-Гостунской церкви, в Калужской области, и оттуда приехал в Москву. Где и когда он родился, кто были его родители – осталось неизвестным.
Скоро после того, как был выпущен первопечатный «Апостол», на Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца начались гонения.
Вот что пишет об этом сам Иван Фёдоров:
«… Презельного ради озлобления, часто случающего нам, не от самого государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли, хотячи благое дело в зло превратити и Божие дело в конец погубити, якоже обычай есть злонравных, и ненаученных, и неискусных в разуме человек, ниже грамотическия хитрости наивыкше, ниже духовного разума исполнена бывше, но туне и всуе слово зло пронесоша. Такова бо зависть и ненависть, сама себя наветущи, но раз умеет, како ходит и о чем утверждается: сия убо нас от земли и отечества и от рода нашего изгна и в жны страны незнаемы пресели».
Беженцы устроились у гетмана Гр.А. Ходкевича в Заблудове и 8 июня 1568 года приступили к печатанию «Учительного Евангелия».
В 1570 году Ходкевич закрыл свою типографию и предложил Ивану Фёдорову даже землю для занятия хлебопашеством, но последний считал, что ему не пристало «в пахании да сеянии жизнь свою коротать и вместо сосудов с духовными семенами, которые следует по миру раздавать, рассеивать хлебные семена».
Из Заблудова отправился Иван Фёдоров во Львов и там после долгих бедствований начал своё любимое книгопечатное дело.
В 1580 году Иван Фёдоров работает у кн. Константина Константиновича Острожского.
После выпуска в городе Остроге в 1581 году так называемой «Острожской библии», которая является верхом совершенства того времени, Иван Фёдоров вернулся во Львов, чтобы самостоятельно продолжать там книгопечатное дело. Но по недостатку средств он не смог выкупить оставшихся там своих типографских инструментов, провёл последние годы своей жизни в крайней бедности и скончался 5 декабря 1583 года.
На его могильной плите сохранилась следующая надпись: «… Иоанн Фёдорович, друкар Московитин, который своим тщанием друкование занебдоша обновил». И внизу плиты:
«Друкар книг пред тем невиданных».
Неужели и первопечатника изгнали? Откуда же такое расточительство? А теперь Ивану Фёдорову посвящают дни русского просвещения, марки, празднества культуры!
Однажды я спросил по поводу одного замечательного, непризнанного автора, но мне ответили: «Пусть помрёт, лет через пятьдесят и попразднуем».
Н.К. Рерих
1937 г.
Лист дневника №26