Образ бабочки в картинах Владимира Куша
Январь 28, 2020 в Культура, просмотров: 2766
«Чудо переходящих одно в другое состояний, чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвётся от земли и поднимется в озарённые светом сферы вечности…» (Э. Эппли)
Образ бабочки — величайшая аллегория. Пройдя многоступенчатую трансформацию, вышедшая из куколки бабочка устремляется к небу, солнцу и цветам, чтобы прожить свою жизнь в танце, явить пример отрадного, беспечального существования, вдохновить поэтов и живописцев на создание бессмертных рифм и холстов.
Долина вся в цветах. Над этими цветами
Рой пёстрых бабочек — цветов летучих рой…
(«Алушта днём», А. Майков)
Бабочка — символ человеческой души, бессмертия, обновления и возрождения. Она также считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшей истории человечества: это верховное божество олицетворяло одновременно Небо и Землю, Жизнь и Смерть. С Великой Богиней ассоциировались некоторые птицы и летающие насекомые, одним из которых и была бабочка. Живут поверья о том, что ведуньи могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают благополучное явление на свет новой жизни.
Во многих мировых культурах бабочка символизирует преходящий характер радости.
В Китае это крылатое существо означает бессмертие, изобильный досуг, радость и лето. Изображённая с цветущей сливой (благородным деревом), бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с птичьим пером — долголетие.
Образ бабочки встречается в даосских притчах. Так, например, философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись, он долго не мог понять: то ли Чжуан-цзы видел во сне, что он — бабочка, то ли бабочке снится, что она — философ Чжуан-цзы?..
Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том, как молодой учёный, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь, был настолько заворожён её чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить её в жёны. Он во всём преуспел, поднявшись до высокого чина. Поэтому бабочка здесь — знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
У японцев разноцветная бабочка символизирует молодую женщину, а пара бабочек, порхающих одна вокруг другой, означает семейное счастье. Именно в древнеяпонской классической литературе впервые описана традиция дарить живых бабочек на свадьбу, чтобы супруги вместе выпустили их в небо. Белая бабочка в Японии — дух умершего человека.
В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», Ночной Дух Пламенеющих Звёзд.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки. Немало разновидностей бабочек названы в честь персонажей древнегреческой мифологии: Аполлон, Дафна, Дриада, Икар, Сатир.
В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, такие крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама.
В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.
В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!
Мацуо Басё
* * *
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
Ёса Бусон
Образ бабочки по-своему трактует известный современный художник Владимир Куш, вдохновлённый многозначностью этого символа. Расправленные крылья бабочек становятся у него страницами книг, парусами кораблей и невиданными музыкальными инструментами, бабочки превращаются в пылающий факел, оперяют Стрелы Времени и устремляются на туманное побережье, порождённые брызгами морских волн. Яркие, выразительные, полные фантастических аллюзий полотна — «Отплытие крылатого корабля», «Книга книг», «Лунная соната», «Застывшее мгновение», «Дикая природа Ла-Манчи» и другие — раскрывают своеобразную творческую манеру, которую сам Владимир Куш обозначает как «метафорический реализм».
«Я использую художественную метафору для воплощения необъяснимых идей и понятий, таких как „счастье“, „творчество“, „надежда“, „вера“ или „любовь“… Работая над созданием картин, я впервые открыл для себя этот язык, понятный многим людям. Я рисовал не просто милые, сентиментальные картинки, а пытался выразить нечто воспринимаемое и познаваемое многими, нечто из области вечных категорий, нечто, что оставляло бы в душе тёплый след…» (Владимир Куш)
Источники:
https://www.mysoul-kogan.com/2014/08/26/владимир-куш-и-его-картины-метафоры/
https://artmisto.com/paint/unreal_art/6572-vladimir_kush_painting.html