Наталья Волошина: «Чтобы полюбить свой город всем сердцем, надо узнать его историю!»

Июнь 15, 2016 в Краматорск интеллектуальный, Родной город, Культура, просмотров: 1865

В жизни каждого из нас однажды появляется потребность оглянуться и внимательно посмотреть на пройденный путь. С этим этапом развития человечества, наверное, и связано появление музеев. Они возникли тогда, когда общество ощутило зрелую необходимость посмотреть назад, в прошлое, когда в людях усилилась тяга к осознанию себя и глубокому самопознанию. «Какими мы были?.. Какими мы стали?.. Куда идём?..» — получить ответы на эти вопросы можно, пройдя по залам музея истории. Как говорил один мудрец: «Иногда нужно двигаться вперёд спиной, пристально глядя в прошлое». Ибо народ, не знающий своих старых времён, обескровлен. Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.

Музей истории г. Краматорска открылся в 1967-мгоду. Накануне полувекового юбилея он имеет 7 постоянных экспозиционных и 2 выставочных зала на ул. Академической, 60, а также работающие по заявкам залы этнографии и палеонтологии на ул. Марата, 15(2-йэтаж здания художественной школы). Силами научных сотрудников собрано более20-титысяч объёмных экспонатов, иллюстрирующих различные периоды политической, экономической и культурной жизни Краматорска. В целом, это уникальное по своей атмосфере учреждение, задача которого — воспитывать историей. Без малого, 41 год его возглавляет Наталья Евгеньевна Волошина, с недавнего времени — председатель Совета директоров музеев Донецкой области. Родилась она в Славянске, в семье железнодорожников, но своим родным городом считает Краматорск, где прошли годы детства, юности и вся сознательная жизнь.

Для справки: в 1966-м г. Наталья Волошина окончила ОШ № 7 (одна из старейших краматорских школ, в которой учились Леонид Быков и Майя Булгакова), начала свою трудовую деятельность на швейной фабрике, швеёй-мотористкой. Позже работала секретарём главного врача стоматологической поликлиники № 2. В 1975 г. успешно окончила заочное отделение исторического факультета Донецкого государственного университета.

С 1975 г. Наталья Волошина — директор городского исторического музея, в то время существовавшего на общественных началах. Она принимала самое активное участие в собирательской, научно-исследовательской и научно-просветительской работе: по её инициативе в 1983-1986 гг.была проведена коренная реконструкция и реэкспозиция музея, что позволило ему в 1988 г. получить статус государственного. Благодаря высокому научному и художественному уровню экспозиции, в том же году на базе краматорского музея был проведён республиканский семинар по обмену опытом работы для заведующих методическими отделами областных музеев Украины.

Наш музей истории — многократный победитель Всесоюзных, республиканских и областных смотров-конкурсов, победитель областных конкурсов выставочной работы в 1998 и 2001 гг., участник Всеукраинского смотра народного творчества 1999 г. Вплоть до 2013 г. краматорский музей ежегодно принимал участие в областном конкурсе музейных проектов, где неоднократно становился победителем. Музей также является лауреатом престижного регионального конкурса «Золотой Скиф», лауреатом и победителем городского конкурса «Человек года» в номинации «Лучшее место досуга» (2004, 2005 гг.). В 2011 г. краматорский музей стал дипломантом Всеукраинского фестиваля «Музеї України у всесвітньому культурному просторі», на котором произвёл колоссальное впечатление своим презентационным проектом «Рушникова скарбниця», повествующим об уникальной музейной коллекции рушников. «Виват, Краматорск!» — от всего сердца приветствовала краматорцев главный специалист музейного комплекса Киево-Печерской лавры.

Первая и самая памятная награда директора — золотая медаль ВДНХ Украины в 1988 г. Работа Натальи Волошиной также отмечена медалью «За заслуги» от краматорской городской ОО «Украинский Союз ветеранов Афганистана» (воинов-интернационалистов), орденом от ОО «Память Чернобыля». Наталья Волошина награждена Почётным дипломом и Знаком Министерства культуры и искусства Украины «За багаторічну плідну працю в галузі культури», Почётными грамотами Донецкой областной государственной администрации и краматорского городского головы; её имя занесено на Доску Почёта города. В 2003 г. Наталья Волошина стала победителем конкурса «Человек года-2002» в номинации «Деятель культуры и искусства». В 2006 г., в рамках первого областного конкурса профессионального мастерства среди работников культуры, Наталья Волошина стала победителем в номинации «Руководитель государственного музея». В 2009 г. она награждена дипломом регионального конкурса «Жінка Донбасу». В сентябре 2012 г. Наталья Евгеньевна Волошина была удостоена звания Заслуженного работника культуры Украины. А в 2015 г. получила Грамоту за подписью Министра обороны Украины, генерала-полковника С.Т. Полторака — «За вагомий внесок у вiйськово-патрiотичне виховання молодi».

Наталья Евгеньевна является автором историко-документального сборника материалов и воспоминаний участников освобождения Краматорска от немецко-фашистских захватчиков — «Золотая осень победы» (2003 г.) Материалы для книги она собирала по крупицам в течение многих лет. Она также автор сборника памяти «Афганский ветер», соавтор целого ряда краеведческих сборников («Малоизвестные страницы истории Краматорска», «Страницы истории города Краматорска»); её перу принадлежат более 200 публикаций в местной прессе… Свою научно-исследовательскую и научно-просветительскую деятельность Наталья Волошина не останавливает ни на один день, поскольку отдаёт себе полный отчёт в огромной важности бережного сохранения нашей истории для будущих поколений.

— Наталья Евгеньевна, давайте начнём беседу с анкеты Марселя Пруста, чтобы дать нашим читателям возможность познакомиться с Вами ближе. Итак, Ваша самая характерная черта?

— Ответственность. Я с детских лет очень ответственно относилась к своим словам и поступкам.

— Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?

— Надёжность, верность, порядочность. Мужчина должен быть стеной для своей женщины и для всех своих близких.

— Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?

— Доброту, ласковость, заботливость, которые Женщина должна дарить близким, как Хранительница домашнего очага. Ещё — честность, правдивость. Порядочность, верность и надёжность, конечно, тоже, этим в равной степени должны обладать и женщины, и мужчины.

— Что Вы больше всего цените в Ваших друзьях?

— Преданность. Это большая редкость, но мне повезло: почти всю жизнь со мной рядом две подруги, с которыми я дружна ещё со школьных лет.

— Что, по-Вашему, является самым главным Вашим недостатком?

— Эмоциональность. Я не конфликтный человек, но под влиянием обстоятельств иногда бываю резковатой. Потом, конечно, жалею об этих минутных вспышках. Восхищаюсь Леонидом Быковым, который был очень деликатным, мягким человеком, и часто повторял в кругу друзей и коллег: «Повысить голос на человека — значит, унизить его». Конечно, несправедливой резкости нужно всеми силами избегать.

— Какое Ваше любимое занятие в свободное время?

— Люблю читать. Быть читающим человеком мне положено по должности, но по большей части это специальная научная литература, а хочется ведь почитать и для души. Беллетристику могу позволить себе только в отпуске.

— Каково Ваше представление о счастье?

— Любить и быть любимой. А ещё — с удовольствием идти утром на работу, а вечером — домой. Меня вот, например, к вечеру ждут домой трое — Сима, Боня и Лялька. Это мои кот, кошечка и собака! Я с удовольствием бегу с работы к ним, в их преданное пушистое общество.

— Что Вы считаете самым большим несчастьем?

— Потерю близких людей. Потеря ребёнка — самая страшная трагедия.

— По каким принципам Вы живёте?

— Честь и совесть. Вся моя жизнь строится на этих моральных принципах.

— Какой Вам хотелось бы быть?

— Наверное, более сдержанной, терпимой. Каждое утро прошу в молитве: «Вразуми меня, Господи!»

— В какой стране Вам хотелось бы жить?

— В той, в которой я и живу. Я люблю Украину. Это необыкновенная страна! Моя работа дала мне возможность узнать о родной земле столько интересного, важного, пробуждающего настоящие сердечные чувства. Взять хотя бы наш край: об одном только Святогорье можно рассказывать часами, это волшебное место! А Приазовье!.. А если говорить обо всей стране в целом, то её красот и не перечислить!

— Ваш любимый цвет?

— Люблю пастельные тона — кремовый, сиреневый, розовый.

— Любимый цветок?

— Я вообще люблю цветы, мне трудно выделить какой-нибудь один. Из запахов детства ярче всего помнится жасмин и роза.

— Ваша любимая птица?

— Очень яркое впечатление осталось от павлинов, когда я впервые увидела их в Алупке в 1976 году. С тех пор отношусь к этим птицам особо трепетно.

— Кто Ваши любимые писатели?

— Их у меня много. Моё поколение было очень читающим, хотя нам и сложно было доставать книги, это была категория «дефицита». Тем не менее я перечитала почти всю классику русской и зарубежной литературы — Цвейга, Золя, Драйзера, Жюля Верна, Твена, Гюго, Толстого, Чехова… Особые отношения сложились у меня с Теодором Драйзером, прочитала всё собрание сочинений. Обожаю Чехова! Иногда кажется, что это — моё всё! Из украинской литературы очень люблю Михаила Коцюбинского, всегда с удовольствием читала его рассказы.

— А любимые поэты?

— Андрей Вознесенский, Эдуард Асадов. Помните «Слово о любви» Асадова: «Любить — это прежде всего отдавать. Любить — значит чувства свои, как реку, с весенней щедростью расплескать на радость близкому человеку». А ещё обожаю Степана Щипачёва! Приведу сейчас слова, которые знают все: «Любовью дорожить умейте. С годами дорожить вдвойне. Любовь — не вздохи на скамейке не прогулки при луне. Всё будет — слякоть и пороша, ведь нужно вместе жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить».

— Ваш любимый литературный герой?

— Может быть, Овод… Когда читала роман, ярко представляла себе героя, он вызывал во мне живой интерес. Не он один, конечно. Ещё мне бесконечно интересен Эдмон Дантес, герой романа «Граф Монте-Кристо». Меня восхищает его жажда жизни, целеустремлённость, необыкновенная сила духа. Он — личность, во всех отношениях выдающаяся, демонстрирующая, как в тяжёлых испытаниях не потерять себя, не перестать быть Человеком.

— А любимая литературная героиня?

— Роксолана! Она сейчас и литературная героиня, и героиня кино, и вообще очень популярный персонаж. В ней воплотились лучшие женские черты — и красота, и ум, и нежность, и ласка, и материнская любовь, и талант Ведущей. Это бесконечно сильный образ, который, как мне кажется, ещё даже не раскрыт до конца.

— Ваши любимые композиторы?

— Всегда любила классическую музыку — Бетховена (обожаю «Лунную сонату»!), Вивальди. Люблю оркестровое исполнение популярных произведений, фокстроты и танго 1920-30-х годов.

— А любимые художники?

— Как художественное направление, в живописи меня больше всего привлекает реализм. Люблю творчество Шишкина, Айвазовского, Серова, Васнецова. В детстве, помню, смотрела художественный фильм о Серове, впечатления живы до сих пор. Особая тема для меня — Леонардо да Винчи, во всех его творческих проявлениях. Настоящий колосс, интеллектуальная глыба, человек-эпоха!

— Ваши любимые герои в реальной жизни?

— Мне близки люди бескорыстные, чуждые тщеславия, делающие своё дело от души — не столько для себя, сколько для пользы всего человеческого общества. Не для славы или, как сейчас говорят, пиара, а потому, что они хотят что-то в этом мире изменить к лучшему.

— Любимая героиня в истории?

— И снова — Роксолана! Или Хюррем Султан, жена султана Османской империи. Теперь я назову её по историческому имени — Анастасия Лисовская. Правда, есть ещё версия, что её звали Александрой. Я горжусь ею, как нашей знаменитой землячкой, добившейся невероятного успеха на мировой политической арене.

— Ваши любимые женские и мужские имена?

— Среди мужских имён нравятся Владимир, Андрей, Александр. Среди женских — Наталья, Елена, Юлия.

— Что Вы больше всего ненавидите в человеческих отношениях?

— Ложь и предательство.

— Исторические персонажи, которых Вы презираете?

— Назову Михаила Горбачёва, последнего генерального секретаря ЦК КПСС. Знаете, по внутренним убеждениям я всегда была против «уничтожения до основания», а в ходе так называемой перестройки многое было разрушено на корню без всяких попыток дальнейшего восстановления или хотя бы пересмотра. Политика Горбачёва была слишком сомнительной, если не сказать — губительной для страны. Государственный деятель такого ранга облечён доверием народа, он должен стать людям отцом, а тот же Горбачёв с его перестроечной демагогией не оправдал наших надежд.

— Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?

— Если бы наши войска не дошли в 1945-мгоду до Берлина, то трудно даже сказать, что было бы тогда с Европой. Наши солдаты спасли и свою страну, и города Европы от фашизма, который погубил бы наше общее будущее. Победа над фашизмом — это великий военный подвиг.

— Какой способностью Вам хотелось бы обладать?

— Хотелось бы продолжить заниматься рукоделием — вышивкой, шитьём, вязанием. Для женщины это очень важно во многих отношениях, начиная с развития творческой мысли и заканчивая психологической разгрузкой. Когда-то я неплохо умела и вязать, и шить, но потом перестало хватать времени на эти занятия, забросила, потеряла навык. Надо бы восстановить, вот только времени по-прежнему не хватает. Или силы воли?.. Моя мама, кстати, прекрасно вязала, шила и вышивала, у меня остались на память вышитые ею белоснежные салфеточки, они очень греют душу.

— Ваше состояние духа в настоящий момент?

— Я хочу жить. Борюсь с состоянием подавленности, которое накатывает периодами, — и живу дальше. По характеру я оптимист, поэтому — да здравствует пламя Жизни!

— Ваши творческие планы?

— Написать хорошую, правдивую книгу о Леониде Фёдоровиче Быкове. У меня уже подготовлен ряд статей, которые я намерена в ближайшем будущем систематизировать и, даст бог, издать в виде единого исторического документа. Быков — личность уникальная, о нём нужно говорить всегда. У нас в музее собран целый фонд экспонатов, касающихся жизни самого Леонида Фёдоровича и жизни его семьи, и я радуюсь каждому посетителю, который приходит в этот зал. Он не любил давать интервью (был скромным, не «публичным» человеком), но у нас, всё-таки, есть два уникальных документа — газета и видеозапись, где он сам говорит о своей профессии, рассказывает о высочайших требованиях, которые предъявляет жизнь к актёру и режиссёру. Снять плохой фильм — это всё равно, что плюнуть в вечность. Быков понимал это, как никто другой — всем своим сердцем.

— Ваш девиз?

— Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Это цитата из романа Островского. Другими словами, нужно гореть, а не коптить!

— Замечательная жизненная установка, хорошо бы нам всем ей следовать! На этой мажорной ноте давайте перейдём к основной части нашей беседы — о нашем с Вами родном городе. Что Вы, как местная жительница, обычно рассказываете о Краматорске случайным попутчикам, иногородним знакомым?

— Из подобных разговоров выясняется, что о Краматорске, к сожалению, мало кто знает. Когда заходит речь о родном городе, я всегда чётко проговариваю его название: Краматорск. Интонационно выделяю первую составную часть: «крам» — «товар», как следует по одной из версий происхождения названия. Вы же знаете, как часто — и случайно, и намеренно — жители других городов произносят: Крематорск. Да ещё и шутят, что у нас, мол, тут, наверное, главное учреждение — крематорий. Я этого очень не люблю, возмущаюсь до глубины души!

Конечно, отношение людей сразу меняется, когда я говорю, что Краматорск — малая родина Леонида Фёдоровича Быкова. Его знают и любят все, и буквально на глазах расцветают улыбкой, когда ассоциируют Краматорск с Быковым. Сразу слышится знаменитая фраза: «Будем жить!» Ещё я рассказываю людям о роли Краматорска в отрасли машиностроения Украины, о Новокраматорском машиностроительном заводе. Как ни странно, многие вообще ничего не знают об этой стороне жизни нашего города. Вернее, даже не «стороне», а прямой специализации. Я также говорю о Краматорске, как о городе сложившихся ювелирных традиций. Эта отрасль развилась у нас в годы независимости Украины, в то время здесь открылось более20-ти ювелирных предприятий, заслуживших международную известность. По общей инициативе нашего музея и предприятия «Ювелирсервис» («SA&GA»), в 2007 году была даже издана книга очерков «Краматорск ювелирный», рассказывающая о ведущих торговых марках. Хочу отметить, что у меня появилось чувство особой гордости за наших «золотых дел мастеров», когда я узнала, что на международных выставках в Киеве постоянные посетители спрашивают изделия именно краматорских ювелиров.

А ещё я люблю говорить о том, какой зелёный наш Краматорск, как много в нём фруктовых деревьев, цветов, декоративных кустарников! Какие у нас замечательные тенистые парки, каштановые аллеи, целые улицы тополей, клёнов, акаций! Кстати, по уровню озеленения и благоустройства Краматорск в советские годы соревновался с Севастополем, считавшимся одним из самых ухоженных городов СССР.

— Какие люди живут в Краматорске? Охарактеризуйте их, пожалуйста, в нескольких словах. Среднестатистический краматорец — какой он?

— Хороший! (улыбается) А если серьёзно, люди мы интересные, разноплановые, а главное — талантливые. Жители нашего города очень охотно занимаются творчеством, постоянно изучают его новые виды и направления. Говорю это со всей ответственностью, как специалист, занимающийся организацией всевозможных выставок работ местных умельцев в залах музея. Когда люди тянутся к творчеству, это говорит об их активном развитии, стремлении к яркому самовыражению, самосовершенствованию. В этом плане меня особенно восхищают люди старшего возраста, пенсионеры, которые не утрачивают интереса к жизни, не опускают руки, а рисуют, шьют, вышивают, фотографируют!..

Среднестатистический краматорец — образованный, многосторонний человек, мыслящий на перспективу. Неучей у нас, практически, нет. Обратите внимание: наша молодёжь в абсолютном большинстве стремится к высшему образованию, посещает школы искусств, спортивные секции, взрослые тоже повышают уровень своих знаний в профессиональной и культурной сфере, берут на себя активные социальные роли. А в том, что наши люди приходят в музей истории, проявляется особый оттенок их интереса к жизни. Они хотят знать, кто они, какие задачи стояли перед их предками, и что теперь нужно делать им. Передо мной, в силу моей профессии, проходят краматорцы всех поколений, от мала до велика, так что я имею прекрасную возможность наблюдать и обобщать. Хочу сказать, что музей имеет огромное влияние на формирование личности человека, а дети нашего города бывают здесь часто. Значит, среди горожан почти нет таких, кто в своём сознании живёт «без роду, без племени». Это редкий случай, когда ученики 10-11-х классов бывают у нас впервые. Как правило, к старшим классам дети уже отлично ориентируются в залах музея истории, могут даже сказать, где им больше нравится. Знаете, какие бывают интересные случаи? Однажды взрослый мужчина, указав на меня, сказал своему маленькому сыну: «Вот, видишь? Запомни эту тётю: она меня здесь в пионеры принимала!» Господи, я, действительно, сразу вспомнила те торжественные церемонии по приёму детей в пионеры!.. То есть здесь, в музее, я воочию наблюдаю преемственность поколений, от краматорцев — краматорцам!

Наши люди хотят знать свой город от первых камней фундамента, они уже приучены воспринимать музей как визитную карточку своей малой родины. С возрастом музей истории открывается по-разному, по-разному начинает видеться и сам город, поэтому бывать у нас нужно каждый год. Это всё равно, что пролистывать семейный альбом, открывая всё новые сведения о характерах и занятиях предков.

— Немного о нюансах Вашей профессии. Когда исчез Ваш страх перед большой аудиторией? Сколько лет практики потребовалось, чтобы адаптироваться на публике?

— Мои первые экскурсии, конечно, дались мне непросто. Прирождённый оратор — случай, скорее, исключительный. В основном, чтобы раскрепоститься, нужны годы тренировок. Выручало то, что первыми экскурсантами были дети, с ними чувствуешь меньше напряжения. Но, так или иначе, внутренний страх надолго не задержался — работа затягивала, не давала долго находиться в состоянии мандража. Постепенно я «выговаривалась», училась на ходу строить фразы, переходить с одного на другое. Хорошей практикой было чтение публичных лекций — я же была членом Общества Знаний! Однажды, после мероприятия «Устный журнал», проводившегося на эстраде в парке им. Пушкина, мне довелось услышать: «Наталья Евгеньевна, как Вы красиво говорите!» Конечно, было приятно! В другой раз, после лекции для рабочих НКМЗ, одна сварщица сказала мне, похлопав по плечу: «Ну, ты даёшь! Сколько же ты всего знаешь!..» Тоже очень дорогие слова! Тогда, помню, это надолго меня вдохновило.

А по большому счёту, волнение перед аудиторией не исчезает никогда. Наверное, оно может пропасть, если ты охладеешь к делу, которым занимаешься. У меня интерес к работе, к счастью, не исчезает. Напротив, с годами я понимаю, сколько ещё страниц в истории нашего города предстоит открыть, сколько подробностей добавить к тем, что уже написаны. Я переживаю перед каждой новой экскурсией, тщательно анализирую каждое своё выступление. Отношусь к себе очень критично, стараюсь не «почивать на лаврах», не расслабляться. Доказательством моего ответственного отношения к работе служат маленькие, но такие дорогие знаки внимания от наших посетителей. Однажды после экскурсии незнакомый ребёнок подошёл ко мне и угостил мандаринкой! Значит, не зря тётя рассказывала ему свои истории! Для меня это самая высокая оценка моей работы, я сразу чувствую силы двигаться дальше. Я же не просто лектор: чтобы заинтересовать других людей, я должна быть артисткой, должна говорить красиво, образно, на эмоциональном подъёме. Не дай бог монотонно бубнить себе под нос: можно, в принципе, поставить крест на себе, как достойном специалисте.

— Что Вы считаете архитектурным символом Краматорска?

— Нашим архитектурным символом принято считать Дворец культуры и техники НКМЗ, его чаще всего печатают на открытках, в презентационных буклетах. Но мне кажется, с не меньшим успехом можно принять в качестве архитектурного символа железнодорожный вокзал. Согласитесь, приезжим людям город чаще всего запоминается по виду вокзала и привокзальной площади. Поэтому ухоженность ж/д станции, её продуманное благоустройство значат очень много. Если поразмыслить, что, собственно, называют «визитной карточкой» населённого пункта? Тот объект, который виден и доступен всем. И что же это, как правило? Вокзал. По этой причине там и ставят памятники выдающимся личностям, литературным персонажам, имеющим отношение к данному городу. Как, например, фигура отца Фёдора из «Двенадцати стульев» в Харькове. Нам бы тоже не помешало установить на вокзале памятник кому-нибудь из наших известных горожан, прямо на перроне, чтобы видно было и провожающим, и проезжающим. Думаю, бронзовый Леонид Фёдорович Быков в полный рост был бы там на своём месте. Или Конрад Ульрихович Гампер, «третий крёстный отец Краматорска», основатель ведущих отраслей экономики города — машиностроения и металлургии.

— В каком районе Краматорска Вы сейчас живёте?

— Наша семья сменила в Краматорске несколько адресов. Как я теперь понимаю, это помогло мне лучше почувствовать город. В раннем детстве я жила на улице Краматорской, одной из самых старых наших улиц, — в доме, специально построенном для железнодорожников. Жильё было коммунальное, удобства на улице. Вся местная детвора ходила в школу № 7, все были из одного круга, варились, как говорится, в одном «котле». А потом мы получили квартиру на улице Центральной, там я жила до 1990-гогода. Это был4-этажныйдом на два подъезда, рядом детский сад для детей железнодорожников. Квартира там была гораздо комфортнее, со всеми удобствами. С 1990-гогода я проживала на Бульваре Краматорском. И только спустя12-тьлет, с 2002-гогода переселилась туда, где проживаю сейчас — на улицу им. Василя Стуса (быв. Социалистическая), около12-йшколы.

— С соседями дружите?

— Сейчас у меня нет тесных дружеских отношений с соседями, как-то не сложилось. Мы просто приятельствуем. Вот на улице Центральной, помню, была у нас замечательная соседка, Виктория Николаевна Лычёва. Она много ездила, часто бывала в Москве, привозила мне всякие гостинцы. Так вот она многому меня научила в практическом житейском плане. Она часто повторяла мне: «Наташа, семья — это главное! Не успела помыть пол? Чепуха! Бытовая домашняя работа никогда не кончается, а вот жизнь мелькнёт — и не заметишь, так что немедленно всё бросай, хватай мужа и сына, и идите гулять! Идите в кино, в парк, проводите больше времени вместе!» По её же совету, мой муж в своё время стал носить постельное бельё в прачечную, чтобы мои руки не стирались до ссадин. Знаете, стиральная машина-автомат стала для меня в своё время настоящим подарком судьбы! Я мечтала о ней целых 20 лет. Это у нынешних хозяек со стиркой белья никаких проблем, они привыкли пользоваться стиралкой, а я ведь застала то время, когда их ещё не было в массовом употреблении, когда самые объёмные и тяжёлые вещи приходилось стирать руками.

— А как Вы выбрали свой профессиональный путь? Кем мечтали стать в детстве?

— В детстве я мечтала стать хирургом, чтобы спасать людей. Я же в три с половиной года перенесла очень тяжёлую операцию, и с тех самых пор захотела стать врачом, чтобы самой помогать людям. Из ранних детских воспоминаний у меня перед глазами — металлические спинки больничных кроватей, взрослые в полосатых пижамах… Тот врач, который меня спас, Дмитрий Степанович Мазур, стал для меня идеалом медика. Мне хотелось, подобно ему, быть хирургом, но только в детстве я совсем не думала о том, что придётся освоить скальпель и привыкнуть к виду человеческой крови. Мне просто хотелось избавлять людей от боли.

После восьмого класса школы я, вместе с подругами, поехала поступать в Славянское медицинское училище. Я вполне могла бы поступить, но сама забрала документы, поспешно решив, что мой балл слишком низкий, не «проходной». В общем, вернулась в школу, в девятый класс. Но белый халат всё равно примерила — когда работала секретарём главного врача в стоматологии. Помню, помимо основных обязанностей подменяла работниц регистратуры, часто устраивала людей к врачам без талончика!.. А вообще по своим склонностям я чистый гуманитарий. Получить высшее образование мне хотелось всегда, потому что это открывает многие двери. Из школьных гуманитарных предметов мне ближе всего была история. Я особенно увлекалась древнеримским периодом, всегда хорошо запоминала даты. Поэтому исторический факультет стал естественным выбором. Но о работе в музее я тогда совсем не думала, ближайшей перспективой была, конечно, школа. Однако судьба распорядилась иначе.

На третьем курсе университета я писала курсовую работу на тему: «История г. Краматорска» И вот именно тогда я впервые по-настоящему открыла для себя мой город! Писала я, в основном, по материалам из периодической печати, бегала по библиотекам, копалась в подшивках, узнавала имена выдающихся горожан, разные интересные события. Вот тогда, наверное, я и полюбила Краматорск всем сердцем. Узнав его историю, я взглянула на него совершенно другими глазами. Я вдруг поняла, что история города — это моя история, наша история, история о нас, здешних жителях. Мой город — это я. Мой город — это мы. Казалось бы, такая простая и естественная мысль, а как долго приходится к ней идти!.. Конечно же, мне захотелось узнать о городе ещё больше и рассказать о нём другим людям.

Университетскую практику я проходила в ОШ № 7, в 5-6-х классах. И однажды выпалила в ответ своему куратору: «А я не буду работать в школе!» Он мне: «А где же ты будешь работать?» Не знаю, почему я, не задумываясь, ответила: «В музее!» Это вырвалось неосознанно, честное слово! И вот, воплотилось. Буквально через год я попала на работу в музей истории. Наверное, судьба.

Кстати, до этого я почти не бывала в музеях, даже когда ездила с мамой в Москву. Из той поездки я лучше всего помню ГУМ, ЦУМ и Красную площадь. В Ленинграде тоже по музеям не ходили, ездили только в зоосад, ну, и в разные магазины, конечно. Тёплое чувство к ленинградцам навсегда поселила во мне одна пожилая женщина, которая подошла ко мне, девятилетней девчонке, когда я сидела на лавочке, поджидая маму. Она стала ласково меня расспрашивать, откуда я, сколько мне лет, не хочется ли мне кушать. Эту вот ласковость я теперь ощущаю по отношению ко всем жителям бывшего Ленинграда.

А в музеях Украины я стала бывать, уже работая в краматорском музее истории. Я видела все крымские музеи от Керчи до Черноморского, была в музейных комплексах Полтавы, Чернигова, Киева, Винницы, Переяслава-Хмельницкого, Одессы, Запорожья, Львова, Ивано-Франковска… Трудно даже передать, насколько после этого изменились мои чувства к родной стране, как они выросли, углубились. Всё чаще прихожу к мысли: чтобы разбираться в жизни, надо разбираться в истории.

— Хотелось ли Вам когда-нибудь переехать жить в другой город, побольше, с более развитой инфраструктурой, с широкими возможностями?

— Нет, не хотелось, тем более в большой. Бывая в мегаполисах, я очень устаю. В Москве, например, такая суета, сутолока, что трудно вынести. В таком городе, как наш Краматорск, гораздо уютнее, спокойнее. Я люблю именно такие, не слишком большие города — с их спокойствием, размеренностью, особым менталитетом. Мне в этом плане нравится и соседняя Дружковка, у меня там много родственников. Возможно, я переехала бы в тихий посёлок на берегу моря где-нибудь в Крыму, но об этом в часы усталости мечтают многие. Именно мечтают, а не доводят дело до конкретного переезда. Отчасти, может быть, потому, что хотят воспринимать море как праздник, а не привычный будний пейзаж. Так и я: мечта остаётся мечтой, а на самом-то деле меня полностью устраивает жизнь в Краматорске.

— Вам случается видеть Краматорск во сне?

— Да, мне снится Краматорск. Особенно накануне важных мероприятий в музее, связанных с годовщинами исторических событий. Бывает, во сне я воюю с фашистами, вижу себя в Афганистане, в Чернобыле… Мне снится то, что мне приходится освещать во время наших тематических встреч. Сны вижу цветные, подробные. Иногда довольно тяжёлые. Ведь всё, что я рассказываю людям в залах нашего музея, я пропускаю через себя, через своё сердце. Я фактически становлюсь героиней описываемых событий. Поэтому, наверно, во сне и отправляюсь туда, в прошлое.

— У Вас есть любимое место отдыха в нашем городе?

— В своё время очень любила парк им. Пушкина. Правда, тогда он был гораздо более ухоженным и чистым. Всей семьёй мы довольно часто проводили время и в парке им. Ленина в Старом городе, купались в речке, мой сын Андрей даже рыбу удил. Там была прекрасная летняя эстрада, выступали артисты, циркачи. Мы проводили там целые выходные, я специально подгадывала все дела так, чтобы освободить субботу или воскресенье для полноценного отдыха. На аттракционах, кстати, каталась очень редко, на колесе обозрения всего-то пару раз в жизни, очень боюсь высоты.

Жду, когда парк в Старом городе восстановят во всей красе. В парке им. Пушкина тоже не мешало бы поскорее навести порядок, это ведь прекрасное место для отдыха горожан, там такие замечательные аллеи со старыми деревьями, не надо жариться на солнце. Сейчас я гуляю там редко, не хватает времени. Все выходные дни у меня обычно заняты домашними делами, которые не успеваю сделать в насыщенные рабочие дни.

— У Вас есть своя, фирменная фраза о Краматорске, кратко описывающая Ваше отношение к городу?

— Краматорск — город моей юности, город радости, город друзей, город близких людей. Знаете, это ведь не просто красивые слова. Краматорск для меня, действительно, город родных, близких людей. Здесь я по-настоящему дома. Иду по улицам — и радуюсь, что мне здесь хорошо. Со мной часто здороваются люди незнакомые, те, которых я не знаю лично. А они-то меня хорошо знают по музею истории, по разным публичным мероприятиям, которые я провожу. И желают мне здоровья! Значит, я — своя. Особенно приятно, когда здоровается молодёжь, школьники. Это же не просто вежливость, это признание меня землячкой, другом, родным человеком.

— Какая у Вас обычно программа празднования Дня города?

— В День города мы обычно работаем, потому что являемся частью культурно-развлекательной программы. В последнее воскресенье сентября в музее проводится День открытых дверей, мы принимаем посетителей, которых всегда бывает много, они идут к нам целыми семьями, приезжают из других городов. Особенно радостно видеть гостей города, интересующихся историей Краматорска. Кроме того, в День города работники музея — обязательные участники традиционной выставки творчества «Город мастеров». Мы участвуем в «Городе мастеров» вместе с клубом любителей народной вышивки «Чарiвниця», проводим для горожан мастер-классы по вышивке.

— Какие ещё клубы работают сейчас на базе музея истории?

— Известный в своё время клуб «Ветеран» сейчас, к сожалению, уже почти не работает. Ещё каких-то пять лет назад это, действительно, была крепкая организация, объединяющая ветеранов-активистов Краматорска, среди которых были Герои Советского Союза, Почётные граждане города, кавалеры боевых и трудовых наград. В 2000-мгоду этот клуб был официально признан лучшим среди подобных организаций в Донецкой области, у нас даже был свой хор. В клубе наши ветераны могли пообщаться за чашкой чая, вместе встретить праздники, юбилейные даты, отдохнуть душой, вспомнить молодые годы. Они же ещё и принимали участие в общественной работе музея — проводили со школьниками уроки Памяти и мужества. В этом году клуб «Ветеран» отмечает своё30-летие,но вот только праздновать почти не с кем… Ветераны уходят, один за одним. Из активистов у нас на сегодняшний день остались только участник боевых действий Фёдор Иванович Хорошайло, ветеран труда НКМЗ Любовь Алексеевна Шило и Анатолий Леонидович Гашута, ветеран ЭМСС, нынешний председатель клуба. Когда-то было у нас более тридцати активных членов, но те времена прошли… Довольно долгое время мы сотрудничали с городским Советом ветеранов, пока его председателем был Михаил Гранкин, но теперь ситуация изменилась, тесного сотрудничества с этой организацией у нас нет.

Клуб любителей народной вышивки «Чарiвниця», созданный в 2003-мгоду, по-прежнему работает, собирает мастериц-вышивальщиц со всего города. В мае этого года клубу исполнилось13-тьлет. За это время мы многого достигли: в клубе более20-типостоянных участниц, проводятся регулярные встречи по обмену опытом, выставки, конкурсы мастерства. Многие участницы клуба приводят своих дочерей, также увлечённых искусством вышивки. Они поистине творят чудеса! Вышивают такую красоту — загляденье! И рушники, и картины, и предметы одежды! По моему мнению, уметь вышивать должна каждая женщина, это один из прекраснейших видов творчества, так что рукодельницы из клуба подают хороший пример другим жительницам Краматорска. Однажды вы просто сядьте и попробуйте!

— Каким Вы видите Краматорск будущего?

— Чистым! Ухоженным! С тысячей поющих фонтанов! Фонтаны городу просто необходимы, они так оживляют наш урбанистический пейзаж, а ещё создают радугу! Конечно, нужно больше клумб, газонов, аллей. А ещё хочется, в конце концов, увидеть пустырь возле центральной библиотеки благоустроенным. Что там только ни планировали построить — и цирк, и жилой микрорайон, и Дворец Молодёжи. Что ж, все эти идеи по-прежнему, я считаю, актуальны, пусть воплотится любая из них. Нам не помешает и собственный цирк, и новый Дворец культуры, и новые дома для горожан. Пусть там разобьют как можно больше цветников, оборудуют фонтаны. Бульвары наши тоже пусть поскорее превращаются в благоустроенные зоны отдыха — со скамейками, скульптурами, игровыми комплексами для детей. Может быть, у нас ещё и метро будет! Может быть, учреждения культуры станут уважаемыми местами досуга и засверкают самым современным оборудованием и ярким дизайном интерьера. В будущем я вижу развитый внутренний туризм, облагороженную территорию нашего ландшафтного парка — со всеми условиями цивилизованного отдыха. Так хочется, чтобы Краматорск стал уютным, красивым и ухоженным в каждом своём уголке, в каждом переулочке. Он этого заслуживает!

подготовила Яна Андриенко

(в тексте использованы фрагменты из книги очерков В.Б. Гарина «Краматорск: город и люди»)

2016 г.


Добавить комментарий