Космизм в изобразительном искусстве

Март 29, 2019 в Культура, просмотров: 1813

Принято считать, что художник отражает в своём творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или бытовые сцены на улице? А духовный поиск — это реальность? Течение времени — это реальность? Тайны мироздания — реальность? Мысль — реальность? Могут ли зримые образы передать полёт мысли?..

Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос своими произведениями. Отвечают — утвердительно. Своим творчеством они предвосхищают раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами традиционного научного познания. В уникальных живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворённом Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи Человека и Вселенной, о неведомых мирах иных измерений, иных состояний материи и нездешней красоты — взаимопроникающих и существующих на едином полотне реальности.

Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций. Особенно ярко он заявил о себе в начале ХХ века. Это было связано с отражением в художественном пространстве космического мироощущения, за которым стояли Красота и её поиск. Формирующееся направление отринуло символизм и соприкоснулось с космической реальностью, с её новой энергетикой. Впервые запечатлённая на полотнах художников-космистов Красота Инобытия приблизила искусство к реальности Космоса. Многие полотна ощутимо музыкальны: силой своего дара истинный художник переносит на холст звуки космических ритмов — и зритель становится сопричастным новой Красоте, новой энергетике, которая расширяет его сознание, будит воображение, порождает новые высокие образы.

Это особенно важно в период кризиса современного искусства, когда хаос и безобразие смотрят на нас с холста, звучат в музыке. Выступая на открытии выставки художников-космистов в Музее имени Н.К. Рериха, генеральный директор Музея Л.В. Шапошникова выразила содержание космизма следующими словами: «Нарисованная ракета или простое отображение звёзд, планет — это ещё не космизм. Можно нарисовать чайник, и это будет космизм, т.к. космизм — это нечто духовное, то, что пронизывает форму, проникает в те или иные художественные сюжеты. Увидеть в земном предмете космическую силу и космическую энергию удаётся пока лишь художникам».

К плеяде таких художников, в первую очередь, относится группа «Амаравелла» (на санскр. «ростки бессмертия» или «берег бессмертия»). Это объединение молодых русских художников-интуистов, творивших в период с 1923 по 1929 гг. Среди активных участников «Амаравеллы» — А.П. Сардан (Баранов), Б.А. Смирнов-Русецкий, П.П. Фатеев, С.И. Шиголев, В.Н. Пшесецкая, В.Т. Черноволенко. В своих необычайно смелых по замыслу картинах они воплощали те идеи, о которых писали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Мощное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Н.К. и Е.И. Рерихами и знакомство с учением Живой Этики. К несчастью, члены группы «Амаравелла» разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. Их последняя выставка состоялась в 1929 году. Вскоре была арестована В.Н. Пшесецкая (Руна), и её художественное наследие погибло (сохранилось лишь пять портретов её работы). Тогда же был подвергнут краткосрочному заключению А.П. Сардан, после чего он практически оставил живопись. В.Т. Черноволенко был вынужден уйти в производственную деятельность. С.И. Шиголев стал мультипликатором, но в 1942 году был репрессирован. Дата и место его гибели неизвестны. Б.А. Смирнов-Русецкий был арестован в 1941 году, на второй день после начала Великой Отечественной войны, и неволя его длилась четырнадцать лет. Абсолютно замкнутый и скрытный образ жизни вёл все эти годы глава группы — П.П. Фатеев. Он принципиально не искал никаких компромиссов с властью. Космическое искусство на долгие десятилетия оказалось под запретом.

Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался только в конце 1980-х годов. С 1997 года Музей имени Н.К. Рериха в Москве регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. По словам Л.В. Шапошниковой: «В наши дни в культурно-духовном пространстве уже идёт удивительный процесс развития нового космического художества. Его творцы очень разные и по мастерству, и по духовной наполненности. Но всех их объединяет безграничная любовь к Красоте и Беспредельности. Настоящих мастеров, тонко ощущающих Инобытие, с развитой внутренней энергетикой и умением творить новые формы <…> пока мало».

Не замечаемые официальным искусствоведением, эти художники по праву заслужили любовь и признание многочисленных посетителей выставок, восхищённых утончённой красотой их картин. Через зримые образы на своих полотнах космисты передают то, что до самого недавнего времени было принято называть нематериальным.

Живая Этика объясняет нам, что, помимо плотного мира, существуют другие — Тонкий и Огненный. Духовные проявления относятся именно к этим, более высоким формам нематериального бытия. Процессы Тонкого мира отражают в своём творчестве художники-космисты, воплощая новую энергетику, благодаря которой мы вступаем в энергообмен со всем, что видим и к чему прикасаемся.

Среди постоянных участников вернисажей можно назвать Олега Высоцкого, Сергея Федотова, Юрия Ушкова, Ирину Богаченкову, Александру Тихонову, Ирину Кулябину, Валерия Каргополова, Владимира Глухова, Александра Рекуненко, Игоря Анисифорова, Александра Маранова и других. Техника и творческая манера каждого из них глубоко индивидуальны, но удивительно сходен язык их образов, цветовая гамма картин, некоторые существенные детали, несущие в себе информацию о связи с Высшим как о вечной непреходящей ценности. Сами собой вспоминаются слова Н.К. Рериха: «Будем помнить завет Света, что прежде всего самое важное для нас будет Дух и творчество…»

Многогранное, мозаичное творчество современных космистов может быть охарактеризовано специалистами как синтетическое: будучи европейскими художниками конца ХХ — начала XXI века, космисты свободны в самовыражении, но, подобно художникам религиозного жанра, целью своей изобразительной деятельности ставят раскрытие некоей духовной идеи. Весьма характерно, что мастера живописи, работающие в религиозном жанре, постепенно отходят от иконописной традиции, освобождаются от церковных канонов и смело устремляются на широкий духовный простор Космоса.

Стоит особо упомянуть ещё об одной культурной традиции, имеющей очевидные связи с космизмом. Это философская живопись Китая и Японии, где пейзаж — иногда с редкими человеческими фигурами, иногда безлюдный — является воплощением определённого психологического состояния или философской идеи. Подобный условный пейзаж часто встречается в живописи космистов: он становится не изображением окружающего пространства как такового, а именно отражением скрытых внутренних процессов человеческого сознания.

В целом, творчество космистов — это своеобразное возвращение к изначальной нерасчленённости философии и искусства, но возвращение на совершенно новом уровне, как идейном, так и изобразительном. Художники-космисты дают зрителям возможность прикоснуться к энергетическим изменениям, происходящим сейчас в мире — к изменениям, связанным с Космической эволюцией.

Наиболее полно эти изменения ощущаются во внутреннем творческом пространстве искусства.

В поисках возможностей диалога, космисты интуитивно обращаются к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре. Излюбленный цвет большинства мастеров — синий. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных миров. Глубокий, полнозвучный синий цвет — цвет гармоничной ауры, знак высокой духовности. Поэтому столь отличен и незабываем колорит полотен художников-космистов, склоняющий к вдумчивому созерцанию и продолжительному размышлению…

Источники:

http://www.icr.su/rus/work/exhibitions/kosmisty/

https://laloeken.livejournal.com/714958.html

http://ethicsart.ru/p389


Добавить комментарий