Когда я смотрю на эту картину…
Июнь 30, 2017 в Краматорск интеллектуальный, Культура, Мысли вслух, Юлия Приймакова, просмотров: 1252
Друзья! Приглашаю вас прикоснуться к творчеству известного современного художника-славяниста Бориса Ольшанского. На его полотнах раскрывается удивительная самобытность славянского народа, красота его духа, радость бытия в гармонии с природой, которую тысячелетиями исповедовали наши предки. Особенно привлекает очевидный родственный союз персонажей, объединение их духовных сил, совместное созидание во имя общего блага. Все люди той далёкой эпохи ощущали тесное физическое и духовное единство с окружающим миром, признавали одухотворённость Вселенной, представляя её в бесконечном движении, взаимодействии процессов созидания и разрушения, связанных друг с другом, подобно дню и ночи. В те давние времена Человек был активным участником Космических процессов, находясь в особом духовном состоянии, чувствуя творческую сопричастность к развитию Мироздания.
«Клятва Сварожича», «Купава», «Лель», «Берегиня», «Богиня Царевна», «Рождение воина», «Русь Великая», «Слава Даждьбога», «Славянская быль», «Тени забытых Предков»… Каждое полотно Ольшанского наполнено каким-то таинственным свечением, исходящим из глубины изображения. Кажется, будто видишь перед собой просторы сказочного Тридесятого царства, страны прекрасной, где столь же прекрасны все её обитатели в белых одеждах, с одухотворёнными лицами и чистыми глазами. Живёт Тридесятое царство в полной яви, в правде. И сияет радуга, образованная руками юной волховы, под стать радуге небесной.
В ночь на Купалу человеческие деяния благословляются и поддерживаются силами природы, наполняются ярким светом и красками.
Мудро правит Царь Берендей, отец своего народа, с которым люди не знают горя, не плачут, не печалятся. Бьёт в них ключом жизненная сила, отдаются они беззаветно и труду, и веселью!
Картины Ольшанского – своего рода посвящение в тайны Бытия. Все они по-своему подчёркивают важность осознанного деяния во всякую минуту, во всех проявлениях жизни. Потрясающие по своей основательности и величию, эти полотна убеждают зрителя в том, что он обязательно получит поддержку светлых сил в верном, правом деле.
«Волхова с радугой» (Борис Ольшанский). Когда я смотрю на эту картину, я думаю о великом триединстве Мудрости, Красоты и Гармонии. Не может быть Мудрости без Красоты, Гармонии не достичь без Мудрости. Триединство это – в руках Человека. Позволит ли он ему случиться?.. Сумеет ли соединить в себе щедрые радужные потоки и осветить ими окружающий мир?..
Северная Русь… После очищения земли благодатным дождём на небе появляется Солнце. Оно ярко освещает лесистый склон горы. Приветствовать рождённые им радуги выходит юная волхова. Она так прекрасна и нежна, что кажется сотканной из солнечных лучей. В то же время в ней чувствуется твёрдая воля, владение тайным знанием. Волхова исполнена тихой торжественности. Наверное, она жрица, целительница и прорицательница, способная заглянуть и в прошлое, и в будущее. Она безмолвно говорит за весь людской род. Спектр её внутреннего свечения являет радугу, которую она направляет ввысь – для объединения сил земных и небесных, для великого тройственного союза. Мудрость, Красота, Гармония. В лице волховы люди получают благословение свыше. Доказательством тому – негаснущие небесные радуги, великий поток божественной Благодати. Поток этот льётся в избытке, нужно лишь к нему приобщиться – полюбить Красоту, открыться Мудрости, ощутить Гармонию. Только лучшее устремление получит воздаяние.
«Ночь на Купалу» (Борис Ольшанский). Когда я смотрю на эту картину, я словно попадаю в сказку… Сказочная лесная поляна на берегу сказочной реки. Прозрачная ночь, растущий месяц предвещает хорошую, ясную погоду, отражается в водной глади. Возле древнего дуба, украшенного гирляндами из живых растений, собрались нарядно одетые люди. Творится волшба, великое родовое таинство…
В центре — четыре юные девушки. Они, словно сёстры, одинаково высоки и стройны, одеты в одинаковые расшитые рубахи, их густые русые волосы равной длины распущены по плечам, на головах венки из цветов. Они – чистое воплощение Красоты. Это, наверное, первые красавицы рода, умницы, рукодельницы, гораздые на любое дело на утеху всем родовичам. Встав по четырём сторонам света, девушки образовали круг, взялись за руки. Головы их приподняты: мысленно они обращаются к высшим силам. Пространство ощутимо пронизано энергией, воздух будто подрагивает. От этого священнодействия образовался светящийся круг-чаша, как бы изливающийся мягким светом. Фигурный огненный столб расходится кверху пятью лучами, будто являя корону, венчающую всех участников волшбы. Может быть, это – цветок папоротника… Его вырастили девушки, и он раскрылся, наделяя всех, кто рядом, великим Знанием.
Под древним дубом – старейшина рода с помощниками. В руке старейшины — посох с рунами, атрибут мудрого старшинства и наставничества. Музыканты расположились вокруг девушек: седобородые старики с гуслями (редкое таинство свершается без гармоничных переборов струн!), юноши с дудочкой и с бубном. По кругу группируются остальные родовичи, мужчины и женщины. Все они в белых одеждах, стройны, красивы, с вдохновлёнными, открытыми лицами. А прямо перед зрителем на ветке сосны сидит мудрый филин, неизменный спутник волхвов и знахарей. Кажется, что он тоже полноправный участник таинства. Недаром в мифологии древних славян эта птица выступает советником, вестником, носителем высшего Знания. Считалось, что филины владеют силами, недоступными другим животным и птицам. И даже обычным людям! Было верование, что приснившийся филин становится духом-защитником человека на всю жизнь, проводя его по ступеням познания. Он всегда символизирует высокий статус духовных лидеров рода. Посмотрите: филин повернул голову и словно прислушивается к тому, что происходит по обе стороны картины – и внутри сюжета, и снаружи, со стороны зрителей. «Почему вы здесь?.. На что вы смотрите?.. Что вы видите?..»
«Берендеи» (Борис Ольшанский). Царство берендеев в доисторические времена… Когда я смотрю на эту картину, перед моими глазами словно оживает сказка Островского «Снегурочка», в которой по правде и совести управляет мудрый царь Берендей. Равнинная местность возле реки немного напоминает Ярилину долину, где есть хрустальной чистоты родничок. По преданиям, это бьющееся сердце растаявшей от горячей любви Снегурочки.
И всё же Страна берендеев – не совсем сказочное место. То, что происходит в «весенней сказке» Островского, — это ранняя пора жизни русского народа, память о которой сохраняется в песнях и былинах. Имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переславль-Залесским доныне тянется Берендеево болото, на месте которого, говорят, и было Берендеево царство. А в ста километрах от Сергиева Посада до сих пор живо село Берендеево. В толковом словаре Даля можно прочесть: «… в пятидесяти верстах от села Берендеева режут из дерева известные игрушки людей и животных; в торговле их зовут берендейками…» Кроме того, в славянской языческой мифологии «берендей» – колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.
Имя сказочного царя Берендея хорошо знакомо русскому люду, хотя и неизвестно доподлинно, был ли в истории такой человек?.. Существует три периода в истории царей. Первый – древнейший. К нему и относят мифическое правление царя Гороха и царя Берендея, имена которых из собственных давно превратились в нарицательные. Фантазией талантливого драматурга Островского был создан мудрый «отец народа». Берендей – настоящий сказочный царь, а в чертах его подданных – берендеев — показана красота и сила славянского характера. В людях чувствуется неизбывная жизненная сила, творческая бодрость, способность беззаветно отдаваться как труду, так и веселью. Но – всегда ли?..
Стоит на крыльце пара в дорогих, расшитых золотом одеждах. Думаю, это сам царь Берендей и его царица. Длиннобородый Берендей опирается на посох, матушка-царица держит в опущенной руке веточку сирени. Лица их задумчивы. Они глядят куда-то вдаль, в сторону заходящего солнца. Справа от них присел на ступеньке юноша с грустным лицом, в одежде и колпаке скомороха. Он отодвинул подальше свои гусли, чтобы не мешали. Чтобы больше никогда не брать их в руки?.. Он больше не хочет веселиться, дарить людям музыку?.. Кто знает… На том же крыльце стоят юноша и девушка – то ли брат с сестрой, царевич и царевна, то ли молодая пара. Они смотрят на открывающуюся с галереи панораму: спокойное течение реки, дымы отгоревших костров, верхушки деревьев позолочены закатными лучами. Утомление и какое-то тревожное ожидание виднеется на лицах хозяев дома и их приближённых… Может быть, это связано с беспокойством за судьбу детей. А может быть, и за судьбу всего царства.
Рядом с царским крыльцом ещё водят хоровод девушки. На противоположном берегу реки догорает ритуальный костёр, возле него тоже заметно людское движение. Солнечный свет уходит, и в окошке соседнего дома уже горит огонёк. У берега причалены 2 лодки – и в их застывшем положении тоже чувствуется что-то тревожное. На них больше не отправятся в путь?.. Вечереет. Всё кругом умолкает, затихает. Закат царства Берендея?..
«Ночь воина» (Борис Ольшанский). Когда я смотрю на эту картину, мне хочется сказать: «Здравствуй, светлый князь! Ты пришёл!» На изображённую здесь фигуру невозможно смотреть мельком, походя. Она завораживает, притягивает, не отпускает…
На этом полотне показан призыв истинного Воина славянского рода, в рассветный час созывающего людей и направляющего их вперёд, к мудрому действию. Его фигура очень динамична: он будто остановился на быстром шагу прямо перед вами, его белый плащ всё ещё развевается. Глаза Воина тверды и пристальны, полны Знания. Весь его образ, с поднятой к Утренней звезде левой рукой и призывающей десницей, даёт зрителю устремлённость и надежду, показывает, что каждый человек – Творец жизни, хранитель прошлого, создатель настоящего и будущего, защитник рода людского. От созерцания картины пробуждается ответственность за всякое деяние, за будущность последующих поколений. За наследие земли русов.
«Вождь длань простёр вперёд:
Ему увлечь дано людей в огонь –
Он знает Слово!..»
«Городище» (Борис Ольшанский). Думаю, суть этого сюжета и в прямом, и в переносном смыслах заключается в незыблемости великих основ бытия, в прочности устоев, твёрдости веры наших предков. Они проводят какой-то важный обряд, ритуал, взаимосвязанный с Космическими процессами. Площадка с выложенными на ней кругами и горящими огнями напоминает спиральную галактику с рассеянными звёздными скоплениями. Подчёркивая космическую таинственность места, виднеется в скальном пластинчатом массиве подземный храм: входы в него заметны справа и слева от центральной площадки. Жрецы несут в сторону зрителя какие-то священные предметы (возможно, дары), и своим чётким, устремлённым светлым движением напоминают звездообразование.
В основе ритуала – союз миров проявленных и невидимых, гармоничное соединение Человека с силами Природы, Земли и Огня. Голова воина-охранителя в каменном шеломе, заметная на скалах слева, венчает и оберегает великое сакральное действо. Небо над городищем синее и прозрачное, благословляющее. В целом, картина наполнена тихой торжественностью и ощущением важности осознанного бытия в бесконечно развивающейся Вселенной.
«Колесница Даждьбога» (Борис Ольшанский). Когда я смотрю на эту картину, мне кажется, что на меня льётся радуга! Полотно просто до краёв наполнено цветными радужными потоками, они плещутся волнами, растворяют в себе заботы и печали!..
Под усеянным звёздами небом, на берегу спокойной реки расположены селения людей, кажущиеся гармоничной частью живой природы. Это чудесный, благодатный край: смешанный лес, пологие холмы, покой и тишь. Поселения огорожены деревянными частоколами в форме кругов. Большие и малые круги видны повсюду – и в небесах, и на земле. Все они совершают свой путь, двигаясь в едином Космическом ритме.
На восходе солнца вышли люди в белых одеждах встречать колесницу Даждьбога. Проносится он, лихо управляя семерыми розовыми конями, из радужных ворот по такой же волшебной радужной дороге, благословляя жителей мира Яви. Они светлы и трудолюбивы, своими делами прославляют они великих богов-покровителей. Даждьбог принимает их жертвенные костры: посмотрите — дымы огнищ ровными столбиками поднимаются вверх с мест священнодействия по обе стороны реки. Это дарит надежду и уверенность в верном жизненном пути жителей градов и сёл!
Юлия Приймакова,
член Центра Гражданских Инициатив «Звезда Крама»