«… Когда-нибудь ты доживёшь до такого дня, когда вновь начнёшь читать сказки!..»
Октябрь 22, 2018 в Книги, Культура, Мысли вслух, Лара Сазонова, просмотров: 965
![](assets/images/a/kuru4ka01-300x212.jpg)
Любой, кто интересуется русскими народными сказками, не пройдёт мимо академического издания Александра Николаевича Афанасьева. Трёхтомный сборник русского фольклора «Поэтические воззрения славян на природу» под редакцией А.Н. Афанасьева впервые был напечатан в 1865 году. Афанасьев первым собрал, обработал и систематизировал народные сказки из Архангельской, Московской, Владимирской, Псковской, Оренбургской, Тюменской губерний, а также сказки Поволжья, Слобожанщины…
Сказать, что он тонко чувствовал сказку — это ничего не сказать. «Сказка — это великое чудо… Сказка — это сокровище», — писал Александр Николаевич. Он особо подчёркивал «символический подтекст, сопровождающий сказки», который можно и нужно рассматривать отдельно.
Друзья, давайте же с вами поговорим о русских народных сказках. Вернее, об известной сказочной героине — о Мышке-Норушке. Мы привыкли воспринимать её, как маленькое милое существо. На самом же деле она играет огромную роль. Более того: в народном эпосе мышь является одним из ключевых символов.
Наверняка, многие из нас с детства помнят почти наизусть две замечательные русские сказки — «Курочка Ряба» и «Репка».
Знает-то эти сказки едва ли не каждый, а вот понимает ли?..
Сегодняшние популярные трактовки «Курочки Рябы» меня огорчили: в основном, у них сугубо материалистический подтекст. К сожалению, я выяснила, что золотая скорлупа яйца многими ставится едва ли не во главу угла и трактуется, как упущенная выгода. Я решила подробнее изучить сказку «Курочка Ряба», которую считаю одной из самых загадочных русских сказок.
Коротко напомню вам содержание:
«Жили-были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко — не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мимо Мышка бежала: хвостиком махнула — яичко упало и разбилось.
Дед плачет, Баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачьте, Дед и Баба! Снесу я вам другое яйцо — не золотое, а простое!»
Коллективное народное творчество, в отличие от индивидуального авторского, всегда создаёт несколько вариантов одной и той же истории. Порой они довольно сильно отличаются от того, который мы можем встретить в популярных изданиях. Так и с «Курочкой Рябой». У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит несколько иначе:
«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал».
Известно, что Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях философской «мифологической школы». Это направление в науке о фольклоре характеризуется особым методом. Его приверженцы усматривают в происхождении народно-поэтических образов зависимость от древнейших мифов дохристианского периода. Смысл произведений фольклора сводится к выражению понятий и представлений, порождённых обожествлением природы. В частности, обожествление Солнца породило «солярную теорию».
Афанасьев ясно указывает на солярную символику сказки «Курочка»: золотое яйцо — солнце, а мышь — это ночь. Образ мыши — персонифицированная случайность, предопределяет нарушение порядка, беду. Наступает просто конец света.
На первый взгляд, герои сказки «Курочка Ряба» действуют нелогично. Невольно задаёшься вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удаётся только мыши?
3) Почему, когда, по сути, мышь исполняет их желание, дед с бабой плачут, а не радуются?
Я не могла найти ответы на эти вопросы, что и делало сказку для меня загадочной…
Попробуем прочитать сказку, раскрывая глубокий образный смысл каждой буквы. Например, слово «ДЄД» — по буквам Д Е Д (Добро Есть Добро) — делами улучшающий бытие явного мира, приносящий гармонию в бытие. БАБА — по буквам Б А Б А. Согласно Буковнику — Боги Аз Боги Аз, то есть данное Небом двойное обновление.
Оба они — земные люди, и житие у них связано с бытием.
Было дано им золотое Яйцо, снесённое Курочкой Рябой. ЯЙЦО — Небом сотворённая, соединённая в целое структура (форма), прообраз Вселенной, некий волшебный контейнер, который не дано открыть простым людям. Поэтому, как они ни старались, а разбить яйцо не смогли. Простые люди не могут выполнить функцию демиургов. Ведь раскол (или взрыв) мирового яйца связан с началом творения, с рождением новой жизни, новых воплощений.
Поэтому является им МЫШЬ — посланная Божественная энергия МЫСЛИ (знания, соединяющие Небесное и Земное и заполняющие земное пространство).
Можно сказать, что эта русская сказка буквально в нескольких словах передаёт основные истины мироздания.
Другая сказка — «Репка» — трактуется современниками, как житейская задача. Если Дед и Баба воспринимаются как предки, то появление в сказке внучки — это смена поколений. Помогающие вытаскивать репку собака Жучка, Кошка и Мышка часто соотносятся в современном понимании с триединством мира. Верхний мир — собака или волк, как спутники небесных Богов. Кошка связана с земным миром — домом. Мышка, как норное животное, — с подземным. Идея сказки: в единении поколений и с помощью сил небесных, земных и подземных можно выполнить любую, даже невыполнимую задачу. На первый взгляд, логично. Однако стоит вспомнить, что в такой же последовательности, как в сказке «Репка», встречаются Пёс, Кот и Мышь (крыса) в одном из древнейших вариантов легенды о Бременских музыкантах.
Согласно ей, Пёс, Кот и Мышь (крыса) появлялись в местах, где от невыносимой боли людей или животных рвалось пространство. Своей музыкой они «сшивали» прорехи, не допуская проникновения в наш мир тёмных сил. Эта древняя легенда в современной обработке представлена в рассказе «Музыканты» известного польского писателя Анджея Сапковского. Когда голос отчаяния, безысходности, страха, боли превосходил все мыслимые пределы терпения людей и животных, раздавалась музыка. Музыка, заглушающая непокой, утишающая страх, несущая блаженство, возвещающая безопасность.
Образное прочтение легенды даёт нам глубинное понимание описанного в ней процесса: Пёс — даёт энергию покоя; Кот — преобразует и укрепляет её, превращая в материю; Мышь (крыса) — это дарованная Небесами Мудрость для тела нового пространства.
Согласитесь, это значительно меняет и суть сказки «Репка». Появляется образная символика, которая значительно углубляет и расширяет первоначальную упрощённую трактовку.
Восприятие Мыши с позиции современного человека: мышь — это животное, которое портит запасы пищи и проедает вещи; живёт в норе. Значит, она — персонифицированная неприятность. Возможно, именно с этой позиции скульптурное изображение Мыши с восточной стороны хора Кафедрального Собора Святого Петра в Бремене (2-я половина ХІ века) трактуется христианством как бессилие дьявола перед церковью. Наш современник сочтет это убедительным аргументом.
Однако стоит принять во внимание, что хоры предназначались для простолюдинов и слуг знати, в то время как сама знать находилась непосредственно перед алтарной частью. Таким образом, можно предположить, что Мышь в этом случае символизирует иерархию в обществе (иерархичность по степени приобщённости к знаниям). Именно степенью приобщённости к знаниям определяется положение в обществе. Такое понимание иерархии открывает путь к познанию и движению по Лестнице Иакова, которое всегда зависит от конкретной личности.
Завершить хочу словами Александра Николаевича Афанасьева: «…Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды. Она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою».
Народные сказки — это великая возможность познать законы Вселенной через простые, доступные образы. Сказка хранит и веками передаёт из поколения в поколение мудрость, объединяющую Природу и Человека.
Лара Сазонова,
вице-президент ЦГИ «Звезда Крама»