«… Когда-нибудь ты доживёшь до такого дня, когда вновь начнёшь читать сказки!..»
Октябрь 22, 2018 в Книги, Культура, Мысли вслух, Лара Сазонова, просмотров: 995
Любой, кто интересуется русскими народными сказками, не пройдёт мимо академического издания Александра Николаевича Афанасьева. Трёхтомный сборник русского фольклора «Поэтические воззрения славян на природу» под редакцией А.Н. Афанасьева впервые был напечатан в 1865 году. Афанасьев первым собрал, обработал и систематизировал народные сказки из Архангельской, Московской, Владимирской, Псковской, Оренбургской, Тюменской губерний, а также сказки Поволжья, Слобожанщины…
Сказать, что он тонко чувствовал сказку — это ничего не сказать. «Сказка — это великое чудо… Сказка — это сокровище», — писал Александр Николаевич. Он особо подчёркивал «символический подтекст, сопровождающий сказки», который можно и нужно рассматривать отдельно.
Друзья, давайте же с вами поговорим о русских народных сказках. Вернее, об известной сказочной героине — о Мышке-Норушке. Мы привыкли воспринимать её, как маленькое милое существо. На самом же деле она играет огромную роль. Более того: в народном эпосе мышь является одним из ключевых символов.
Наверняка, многие из нас с детства помнят почти наизусть две замечательные русские сказки — «Курочка Ряба» и «Репка».
Знает-то эти сказки едва ли не каждый, а вот понимает ли?..
Сегодняшние популярные трактовки «Курочки Рябы» меня огорчили: в основном, у них сугубо материалистический подтекст. К сожалению, я выяснила, что золотая скорлупа яйца многими ставится едва ли не во главу угла и трактуется, как упущенная выгода. Я решила подробнее изучить сказку «Курочка Ряба», которую считаю одной из самых загадочных русских сказок.
Коротко напомню вам содержание:
«Жили-были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко — не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мимо Мышка бежала: хвостиком махнула — яичко упало и разбилось.
Дед плачет, Баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачьте, Дед и Баба! Снесу я вам другое яйцо — не золотое, а простое!»
Коллективное народное творчество, в отличие от индивидуального авторского, всегда создаёт несколько вариантов одной и той же истории. Порой они довольно сильно отличаются от того, который мы можем встретить в популярных изданиях. Так и с «Курочкой Рябой». У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит несколько иначе:
«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал».
Известно, что Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях философской «мифологической школы». Это направление в науке о фольклоре характеризуется особым методом. Его приверженцы усматривают в происхождении народно-поэтических образов зависимость от древнейших мифов дохристианского периода. Смысл произведений фольклора сводится к выражению понятий и представлений, порождённых обожествлением природы. В частности, обожествление Солнца породило «солярную теорию».
Афанасьев ясно указывает на солярную символику сказки «Курочка»: золотое яйцо — солнце, а мышь — это ночь. Образ мыши — персонифицированная случайность, предопределяет нарушение порядка, беду. Наступает просто конец света.
На первый взгляд, герои сказки «Курочка Ряба» действуют нелогично. Невольно задаёшься вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удаётся только мыши?
3) Почему, когда, по сути, мышь исполняет их желание, дед с бабой плачут, а не радуются?
Я не могла найти ответы на эти вопросы, что и делало сказку для меня загадочной…
Попробуем прочитать сказку, раскрывая глубокий образный смысл каждой буквы. Например, слово «ДЄД» — по буквам Д Е Д (Добро Есть Добро) — делами улучшающий бытие явного мира, приносящий гармонию в бытие. БАБА — по буквам Б А Б А. Согласно Буковнику — Боги Аз Боги Аз, то есть данное Небом двойное обновление.
Оба они — земные люди, и житие у них связано с бытием.
Было дано им золотое Яйцо, снесённое Курочкой Рябой. ЯЙЦО — Небом сотворённая, соединённая в целое структура (форма), прообраз Вселенной, некий волшебный контейнер, который не дано открыть простым людям. Поэтому, как они ни старались, а разбить яйцо не смогли. Простые люди не могут выполнить функцию демиургов. Ведь раскол (или взрыв) мирового яйца связан с началом творения, с рождением новой жизни, новых воплощений.
Поэтому является им МЫШЬ — посланная Божественная энергия МЫСЛИ (знания, соединяющие Небесное и Земное и заполняющие земное пространство).
Можно сказать, что эта русская сказка буквально в нескольких словах передаёт основные истины мироздания.
Другая сказка — «Репка» — трактуется современниками, как житейская задача. Если Дед и Баба воспринимаются как предки, то появление в сказке внучки — это смена поколений. Помогающие вытаскивать репку собака Жучка, Кошка и Мышка часто соотносятся в современном понимании с триединством мира. Верхний мир — собака или волк, как спутники небесных Богов. Кошка связана с земным миром — домом. Мышка, как норное животное, — с подземным. Идея сказки: в единении поколений и с помощью сил небесных, земных и подземных можно выполнить любую, даже невыполнимую задачу. На первый взгляд, логично. Однако стоит вспомнить, что в такой же последовательности, как в сказке «Репка», встречаются Пёс, Кот и Мышь (крыса) в одном из древнейших вариантов легенды о Бременских музыкантах.
Согласно ей, Пёс, Кот и Мышь (крыса) появлялись в местах, где от невыносимой боли людей или животных рвалось пространство. Своей музыкой они «сшивали» прорехи, не допуская проникновения в наш мир тёмных сил. Эта древняя легенда в современной обработке представлена в рассказе «Музыканты» известного польского писателя Анджея Сапковского. Когда голос отчаяния, безысходности, страха, боли превосходил все мыслимые пределы терпения людей и животных, раздавалась музыка. Музыка, заглушающая непокой, утишающая страх, несущая блаженство, возвещающая безопасность.
Образное прочтение легенды даёт нам глубинное понимание описанного в ней процесса: Пёс — даёт энергию покоя; Кот — преобразует и укрепляет её, превращая в материю; Мышь (крыса) — это дарованная Небесами Мудрость для тела нового пространства.
Согласитесь, это значительно меняет и суть сказки «Репка». Появляется образная символика, которая значительно углубляет и расширяет первоначальную упрощённую трактовку.
Восприятие Мыши с позиции современного человека: мышь — это животное, которое портит запасы пищи и проедает вещи; живёт в норе. Значит, она — персонифицированная неприятность. Возможно, именно с этой позиции скульптурное изображение Мыши с восточной стороны хора Кафедрального Собора Святого Петра в Бремене (2-я половина ХІ века) трактуется христианством как бессилие дьявола перед церковью. Наш современник сочтет это убедительным аргументом.
Однако стоит принять во внимание, что хоры предназначались для простолюдинов и слуг знати, в то время как сама знать находилась непосредственно перед алтарной частью. Таким образом, можно предположить, что Мышь в этом случае символизирует иерархию в обществе (иерархичность по степени приобщённости к знаниям). Именно степенью приобщённости к знаниям определяется положение в обществе. Такое понимание иерархии открывает путь к познанию и движению по Лестнице Иакова, которое всегда зависит от конкретной личности.
Завершить хочу словами Александра Николаевича Афанасьева: «…Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды. Она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою».
Народные сказки — это великая возможность познать законы Вселенной через простые, доступные образы. Сказка хранит и веками передаёт из поколения в поколение мудрость, объединяющую Природу и Человека.
Лара Сазонова,
вице-президент ЦГИ «Звезда Крама»