К Международному Дню военного журналиста: история Ли Миллер

Февраль 15, 2025 в Культура, Кино, просмотров: 39

В сентябре 2023 года на Международном кинофестивале в Торонто состоялась мировая премьера художественной картины «Великая» (оригинальное название — «Lee»), главную роль в которой исполнила Кейт Уинслет. Это биографический фильм американского режиссёра Эллен Курас, повествующий о военном фотографе Ли Миллер, снимавшей освобождение нацистских «лагерей смерти» Дахау и Бухенвальда в 1945 году.

Имея аккредитацию военного корреспондента, в годы Второй мировой войны Ли Миллер работала для журнала «Vogue». Она документировала высадку союзников, первое применение напалма при осаде Сен-Мало, освобождение Парижа в 1944 году. «Я не буду первой женщиной-журналистом в Париже. Но буду первым фотографом-женщиной. Разве что кто-то спрыгнет с парашютом. В любом случае думаю, я — единственная женщина, которая освещала битву за Париж», — говорила Ли Миллер в одном из интервью.

Позже она выдала подборку фотографий с территорий освобождённых концентрационных лагерей Бухенвальд и Дахау. «Я умоляю вас поверить мне: это — правда!» — писала она в письме к редактору «Vogue» с приложенными страшными фотографиями сотен мёртвых тел, которые легли в основу репортажа под названием «Нацистский урожай».

Фотографии Ли Миллер во время Второй мировой войны вошли в историю и сделали её одним из ведущих военных журналистов. Вместе с Миллер менялся и модный журнал «Vogue», на страницах которого стало больше военных новостей и репортажей о событиях в Европе в годы войны.

«Пощёчина Гитлеру» — так назвали один из самых известных снимков Ли Миллер, сделанный в личной ванной Адольфа Гитлера, в его мюнхенском доме в 1945 году. Миллер сфотографировал её коллега и друг Дэвид Шерман, с которым она много работала вместе. Ли позировала непосредственно в ванной; все предметы были тщательно расставлены, в том числе и портрет фюрера на внутреннем бортике, рядом с мылом и шампунем. На столике — древнегреческая статуя, на стул небрежно брошена пропылённая верхняя одежда Миллер, на белом коврике возле ванны — её грязные, стоптанные армейские ботинки, на которых осталась грязь из концлагеря Дахау.

Эта фотография стала одним из наиболее известных и глубоких портретов Миллер и впоследствии облетела весь мир.

«... Я была первой корреспонденткой, добравшейся до Берхтесгадена. Никто не знал, взят он или нет, поэтому я побежала по дороге, чтобы найти его самостоятельно, расталкивая немцев, которые пытались сдаться. Интересно, было ли это разумным решением?.. Я догнала 7-й пехотный полк 3-й дивизии, которому было приказано занять этот рубеж в течение часа», — писала в мемуарах Ли Миллер.

Её друзья считали, что после войны она переменилась и никогда уже не была такой, как прежде. Её характер, сильный и решительный, стал жёстким до несгибаемости. Она страдала от посттравматического синдрома, перед её глазами всё время всплывали картины войны, но она отказывалась говорить об этом с близкими. Тысячи её фотографий до поры до времени покрывались пылью на чердаке её дома.

Об огромном творческом наследии Ли Миллер международная общественность узнала лишь в 1980-х годах благодаря её сыну Энтони, который, уже будучи взрослым, нашёл, разобрал и упорядочил архивы матери. Впоследствии он издал книгу «The Lives of Lee Miller», передав на её страницах своё видение жизни и творческой биографии той выдающейся женщины, которая была его матерью. В 2005 году книга легла в основу мюзикла «Шесть фото Ли Миллер» британского композитора Джейсона Карра.

... Она шла по дорогам войны в стальном шлеме и тяжёлых армейских ботинках и с присущей ей внимательностью фиксировала последствия боевых действий на территориях разных государств. Её фотографии навсегда оставили в истории образы и судьбы женщин, столкнувшихся с войной. Модный американский журнал «Vogue» ещё никогда не писал так много о смерти...

В одном из послевоенных интервью молодая журналистка подчеркнула, что война — не женское дело, как бы подталкивая Ли Миллер к ожидаемому ответу. «Я не раз об этом слышала в своей жизни», — иронически ответила Миллер, прошедшая пламя Второй мировой войны и встречавшая женщин во всех родах войск.

После создания в 1947 году международного агентства «Магнум» Ли Миллер стала одним из первых его членов. Умерла она в возрасте 70-ти лет, и её кремировали, развеяв прах в Фарли.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80,_%D0%9B%D0%B8

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

https://womo.ua/ru/pershi-li-miller-divchina-z-obkladinki-vogue-yaka-dokumentuvala-viynu/

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОСМОТРУ К/Ф «ВЕЛИКАЯ» (2023 г.):

https://rezka.ag/films/drama/70114-velikaya-2023.html


Добавить комментарий