К 150-летию со дня рождения Максима Горького
Март 12, 2018 в Книги, Культура, просмотров: 827
«Не было такого центра, который бы руководил и занимался специально вопросами детской литературы как вопросами насущными, важными и особенными. Когда был жив Горький, он сам из себя представлял такой центр, и мысли о каком-то другом центре не возникало», — говорил писатель Александр Фадеев о богатой и разнообразной литературной деятельности Максима Горького (1868-1936 гг.)
Его роль в формировании и развитии детской литературы исключительно велика. Сам писатель вспоминал: «С живописью словом, с древней поэзией и прозой трудового народа, — с его литературой, которая в первоначале своём появилась до изобретения письменности и называется «устной», потому что передавалась «из уст в уста», — с литературой этой я познакомился рано – лет шести-семи от роду. Знакомили меня с нею две старушки: бабушка моя и нянька Евгения… И вот, бывало, в зимние вечера, когда на улице посвистывала, шарахалась, скреблась в стёкла окон вьюга или потрескивал жгучий мороз, бабушка садилась в комнатёнке рядом с кухней плести кружева, а Евгения устраивалась в углу, под стенными часами, прясть нитки, я влезал на сундук, за спиной няньки, и слушал беседу старух…
Я думаю, что уже тогда сказки няньки и песни бабушки внушили мне смутную уверенность, что есть кто-то, кто хорошо видел и видит всё глупое, злое, смешное, кто-то чужой богам, чертям, царям, попам, кто-то очень умный и смелый.
Я рано, вероятно, лет восьми, почувствовал, что такая сила существует, это чувство внушалось мне резким различием между сказками, песнями и жестокой жизнью, которая окружала, душила, толкала меня, всячески обижая…»
«Я утверждаю – с ребёнком нужно говорить «забавно»… Природе ребёнка свойственно стремление к яркому, необычайному… Вот на этом необходимо закреплять внимание детей, это должно быть главнейшим материалом их социального воспитания. Но об этом надо рассказывать талантливо, умело, в формах легко усвояемых».
Корней Иванович Чуковский высоко ценил заботу Горького о развитии детской литературы: «Горький… сознавал, что в детской литературе безлюдье, и потому трогательно уговаривал каждого, в ком чувствовал хоть проблеск дарования, чтобы тот непременно писал для детей. Казалось, он хлопочет о какой-то личной услуге…
Горький часто высказывался по общим вопросам детской литературы, которые и для нашего времени не утратили своей актуальности.
Помню, один молодой литератор в 1920 году предложил издательству проект обновить и переработать все главнейшие сочинения Жюля Верна. Он утверждал, что Жюль Верн уже устарел, что прославляемая им прогрессивная техника кажется нынешнему читателю чрезвычайно отсталой, и брался «осовременить» Жюля Верна.
Мы долго обсуждали предложение молодого писателя, его проект сначала понравился Горькому. Горький любил всякую литературную смелость. Но потом, как бы возражая себе самому, Алексей Максимович сказал:
— Я вообще против того, чтобы мы перерабатывали классиков. Некоторые сокращения, конечно, возможны, — скажем, устранение слишком скучных подробностей, — но и в остальном наши подростки и старшие дети имеют полное право получить любую книгу Диккенса или Виктора Гюго в её подлинном виде. Я враг переработок для детей старшего возраста. Для младших – другое дело. Если вы переделаете «Короля Лира» для младших, выйдет милая сказка о старике и его злых дочерях, а если вы переделаете «Короля Лира» для старших, выйдет ублюдок, урод.
Кто-то напомнил Горькому, что он сам пересказал недавно русскую народную сказку «Про Иванушку-дурачка».
— Я пересказал эту сказку для маленьких, — ответил Горький, — а для старшего возраста, уверяю вас, не требуется никаких пересказов. Почему между подростками и, скажем, Эсхилом становится какой-то ремесленник? В детской литературе должны существовать одновременно два «Гулливера»: и маленький «Гулливер», для семилетних детей, в виде коротенькой сказки, и полный «Гулливер», для детей старшего возраста. Но вообще переделки в детской литературе допустимы лишь в самых исключительных случаях, да и то, если они очень талантливы. В основе же детской литературы должны быть вдохновение и творчество. Ей нужны не ремесленники, а большие художники. Поэзия, а не суррогаты поэзии. Она не должна быть придатком к литературе для взрослых. Это великая держава с суверенными правами и законами…
Так в далёкие годы утверждал Алексей Максимович то беспримерное уважение к ребёнку, на основе которого и начала расцветать… советская литература для детей».
«Современники. Портреты и этюды», К. Чуковский, 1962 г.
«Горький М.», собрание сочинений в 30-ти т., т.25, 27, 1953 г.