К 130-летию со дня рождения выдающегося украинского деятеля кинематографии Александра Довженко

Сентябрь 13, 2024 в Кино, просмотров: 78

Александр Петрович Довженко — известнейший украинский кинорежиссёр, писатель и кинодраматург, основоположник украинского советского киноискусства, вносивший в сложившиеся жанры «художническую страстность, опрокидывавшую все выработанные устои» и «эффектно использовавший материалы, которые в руках любого другого режиссёра выглядели бы недопустимо чуждыми теме фильма»(Историк кино Джей Лейда, один из крупнейших западных исследователей советского кинематографа).

Он родился 29 августа (10 сентября по новому стилю, по другим данным 12 сентября) 1894 года на хуторе Вьюнищи Сосницкого уезда Черниговской губернии (ныне в районе посёлка городского типа Сосница — одного из районных центров Черниговской области). Его родители-крестьяне были неграмотными. Отец, Пётр Семёнович Довженко, вёл происхождение от полтавских чумаков, осевших на этой земле в середине XVIII века. Первый из Довженко, о котором известно из документов — Карп, родился в начале 1760-х годов; сын Карпа Довженко — Григорий родился в 1786 году. Тарас Григорьевич Довженко (прадед Александра Петровича), от которого пошло сосницкое прозвище Довженко — Тарасовичи — был рождён в 1812 году, имел двоих сыновей — Семёна и Самуила. Сын Семёна Тарасовича — Пётр Семёнович — стал отцом Александра Петровича Довженко. Известно, что прадед Тарас был прекрасным рассказчиком с прирождёнными актёрскими способностями и, как домашний наставник, имел большое влияние на развитие маленького Саши.

Семья Довженко жила небогато. Участок земли был довольно большой, однако неплодородный, давал скудный урожай. Семья считалась многодетной даже по тем временам — 14 детей! Но только из всех братьев и сестёр до зрелого возраста дожили всего двое — Александр и его сестра Полина, впоследствии работавшая врачом. Дети в семье быстро умирали, зачастую не успев достигнуть трудоспособного возраста, поэтому в воспоминаниях о детстве в памяти Александра Петровича возникали «плач и похороны». О своей матери Довженко писал: «Родившаяся для песен, она проплакала всю жизнь, провожая навсегда».

Чтобы найти деньги на учёбу сына, Пётр Семёнович Довженко продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Саша легко, очень много читал — так, что мать временами даже ругала. Вначале он учился в Сосницкой начальной школе, затем в начальном училище. Всюду был отличником, хотя потом говорил, что «учителя сами-то не совсем понимаюти поэтому им кажется, что я отличник...».

Александр Довженко рос по натуре мечтательным, вдумчивым, склонным к созерцательности. Жизнь, как ему тогда казалось, проходила в двух измерениях — реальном и мнимом. Страсти к какому-то одному предмету он в ранние годы не имел, но хотел во всём выделяться, ему казалось, что он может всё: «... Мечты о выборе будущей профессии летали в сфере архитектуры, живописи, дальнего плавания, разведения рыб и учительствования».

В 1911-м году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт (сейчас Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко) — но не потому, что стремился стать учителем, а, скорее, потому, что стипендия там была 120 рублей в год. Среди студентов Александр был самым молодым; здесь он впервые познакомился с украинскими книгами, которые читались им и товарищами тайком от педагогов, и, как пишет Довженко в своих дневниках, «перестал верить в Бога, в чём и признался на исповеди отцу Александру, единственному либеральному человеку из всех наших учителей...».

В 1914 году Довженко окончил институт и был направлен учительствовать в Житомирское начальное училище, где, по причине нехватки учителей, он преподаёт природоведение, гимнастику, географию, физику, историю, рисование. Первую мировую войну он воспринял «как обыватель»: сначала радовался и забрасывал цветами раненых солдат, и лишь через несколько лет стал смотреть на них «... уже с тоской и стыдом».

В то же время Довженко на некоторый период становится активистом украинского национально-освободительного движения. Свержение самодержавия было им встречено «с радостью собаки, сорвавшейся с цепи», с верой, что теперь «уже всё совершенно ясно, что земля у крестьян, фабрики у рабочих, школы у учителей, больницы у врачей, Украина у украинцев, Россия у русских». Но потом, пересмотрев свои юношеские горячие порывы, Александр Петрович назовёт их ослеплением людей, «вышедших из погреба» — ведь к тому времени он не имел «ни нормального, здорового политического образования, ни малейшего представления о борьбе классов и партий».

Впоследствии он напишет: «Украинское сепаратистское буржуазное движение казалось мне в ту пору самым крайним революционным движением, самым левым, следовательно, самым лучшим: чем правее — тем хуже, что левее — тем лучше. О коммунизме я ничего не знал, и если бы меня спросили тогда, кто такой Маркс, я ответил бы, что это, пожалуй, издатель различных книг. Таким образом, я вошёл в революцию не в ту дверь».

В 1917-м году на фронт его не берут как «белобилетника» (из-за больного сердца), и он переезжает на работу в Киев, где тоже учительствует и учится на экономическом факультете в Киевском коммерческом институте (ныне Киевский национальный экономический университет). Довженко поступил туда, поскольку его аттестат не давал возможности поступать в другие высшие учебные заведения, и это был единственный способ получить высшее образование как таковое. Учился плохо — не хватало ни времени, ни усердия. В том же году, когда в Киеве открывается Украинская академия искусств, Довженко становится её слушателем.

В 1918-м году, будучи уже председателем Общины коммерческого института, Довженко организовал общий студенческий митинг протеста против призыва в ряды гетманской армии. Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати — убиты, многие ранены. Академию искусств Довженко так и не окончил, а институт, по его словам, посещал до 1920-го или 1921-го года.

В 1918–1919 годах Александр Довженко воюет против большевиков в рядах армии УНР. Как свидетельствовал земляк Довженко, инженер Пётр Шох (позднее эмигрировал), Довженко вместе с ним был в 1918-м году воином 3-го сердюцкого полка Украинской Армии. Это же подтверждает и сестра первой жены Александра Довженко, вспоминая, «как был у них Довженко в серой шапке со шлыком в конце 1917-го и начале 1918-го годов, принадлежа к шалашу Чёрных гайдамаков, принимавших участие в штурме киевского Арсенала». Эти события впоследствии, 11-ть лет спустя, Довженко изобразит в своём фильме «Арсенал», но только уже по другую сторону «баррикад».

В августе 1919-го года он с двумя товарищами бежал в Житомир. Когда город заняли красные, Довженко был арестован Волынской ЧК, отправлен в концлагерь как «враг рабоче-крестьянского правительства», где в течение трёх месяцев отбывал наказание. Своим спасением Довженко обязан писателю и поэту Василию Михайловичу Эллану-Блакитному; существует спорная версия, что тогда же его завербовали чекисты. Известно, что в это время Довженко устроился преподавателем истории и географии в школу красных старшин при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире.

По совету Эллана-Блакитного, в начале 1920-го года Довженко вступает в ряды Украинской коммунистической партии боротьбистов, которая контролирует газету «Борьба», орган левых украинских эсеров, которые, присоединившись к левым социал-демократам, отстаивали освободительное позицию и считали КП(б) врагом национальных интересов. Через некоторое время партия боротьбистов самоликвидируется, и её члены вливаются в ряды КП(б)У.

В 1920-м году Александр Довженко назначается заведовать Житомирской партийной школой, но вместо этого попадает в польский плен, где его показательно расстреливают холостыми патронами, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Ему удаётся бежать в красный отряд.

В 1920-е годы, после установления советской власти и при содействии боротьбистов, Довженко занимает различные должности: сначала секретаря Киевского губернского отдела народного образования, впоследствии комиссара Театра им. Тараса Шевченко, заведующего отделом искусств в Киеве.

В это самое время друзья снова спасают его от очередной «чистки» в рядах партии и организуют ему срочный выезд к однопартийцу Шумскому, возглавлявшему полномочное представительство СССР в Польше.

В апреле 1921-го года Александра Довженко вызывают в Харьков, зачисляют в Наркомат иностранных дел и направляют на дипломатическую работу — в Польше он возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а со временем занял пост управляющего делами представительства.

В начале февраля 1922-го года Александра Петровича Довженко переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии. К этому же времени относятся и первые публикации Довженко-художника. Некоторые из его рисунков-карикатур были напечатаны в журнале «Молот», выходившем в США. Понимая, что совмещать непростые служебные обязанности и рисование будет трудно, Довженко обращается в ЦК КП(б)У с заявлением, в котором просит предоставить ему возможность заняться в Германии изучением графики.

Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили боротьбисты, он учится около года в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Геккеля, где усваивает палитру живописного экспрессионизма. Летом 1923-го года Довженко был отозван обратно на Украину. Как пишет сам Довженко: «... В партии я уже не был... Исключение из партии я переживал очень тяжело». Сам Александр Петрович подавал эту версию так, будто он не успел перерегистрироваться из партии боротьбистов в большевистскую партию, а потому автоматически выбыл из одной и не был в другой. Однако известно, что, потеряв партбилет, Александр Довженко не торопился его возобновлять и так и оставался до конца жизни беспартийным.

С 1923-го года он работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист, но его меткие карикатуры и дружеские шаржи за подписью «Сашко» часто появлялись и в других изданиях. Он сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ.

В 1926-м году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа в качестве режиссёра — короткометражная картина «Ягодка любви» (1926 г.). Это чёрно-белая, немая комедия продолжительностью 25 минут, главные роли в которой исполнили Марьян Крушельницкий и Маргарита Барская. По сюжету, легкомысленный парикмахер Жан Колбасюк узнаёт от своей подружки о несколько неожиданном появлении у них ребёнка; не готовый к роли отца, молодой человек всячески пытается избавиться от оставленного ему младенца. После последовавших нескольких неудачных попыток подбросить малютку ничего не подозревающим гражданам, Колбасюк, получивший к тому времени повестку из нарсуда, соглашается на регистрацию брака и только потом узнаёт от подружки Лизы, что ребёнок, послуживший катализатором происшедшего, был взят ею у тёти.

Александр Петрович Довженко впервые заявил о себе как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928 г.), где он в неповторимой авторской манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

По мнению критиков, «Звенигора» ознаменовала рождение украинского кино как искусства. Позже режиссёр рассказывал: «Я не сделал картину, а пропел её, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений!..»

В 1930-м году Довженко снял один из своих самых известных фильмов — «Земля», который был замечен как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, о социальных процессах, которые ломали устои вековой крестьянской жизни. Фильм был подвергнут серьёзной критике за «натурализм», «идеализм» и «абстрактный гуманизм». В апреле 1930-го года постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) его демонстрация была приостановлена «впредь до внесения Культпропом ЦК ВКП(б) соответствующих поправок в картину, исключающих порнографические и иные, противоречащие советской политике элементы».

Полный вариант фильма — с крестьянами, заправляющими радиатор трактора собственной мочой, и обнажённой невестой убитого комсомольца — вышел в широкий прокат лишь спустя сорок лет.

Этапными работами Довженко стали фильмы «Иван»«Аэроград»«Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932 г.) Довженко сближается со Сталиным; они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя, гуляет с ним по ночным улицам Старого Арбата. Картина «Щорс» (1939 г.) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма и принял его без единой поправки. (Столь тесная связь с высшей властью всегда имеет оборотную сторону: постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официально установленной идеологией).

В 1934-м году Александр Петрович Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х годов он всё больше времени уделяет литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны он снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943-м году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Иосифа Сталина и не был принят к производству.

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944-м году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего, кроме пропагандистского пафоса. Другие критики утверждают, что, несмотря на переделки в угоду идеологии, фильм всё же получился талантливым и стал своеобразным событием в советском кинематографе. В ходе съёмок у режиссёра случился инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Александра Довженко — фильма «Прощай, Америка!». Фильм планировался как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Уникальный случай: когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. Дело в том, что в 1951-м году Анабелл неожиданно бежала обратно в США, и, таким образом, идеологическое начало фильма потеряло всякий смысл. Памфлет так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995-м году попала на экраны.

В последние годы Александр Петрович Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Он неоднократно просил разрешения вернуться обратно на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Продолжал работать над сценариями будущих картин, приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории.

«Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы... из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе».

Александр Петрович Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих киносценариев он так и не успел при жизни претворить в картины. Супруга Александра Довженко, режиссёр Юлия Солнцева, уже после его смерти сняла картины по его сценариям: «Поэма о море»«Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В 1957-м году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Александра Довженко.

В Соснице с 1960-го года действует мемориальный музей классика украинского и мирового кинематографа.

В 1972-м году утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по Указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени А.П. Довженко.

В Соснице с 2004-го года, когда отмечалось 110-летие со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.П. Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А.П. Довженко.

... Тематика ранних произведений Александра Довженко тесно связана с революционным пафосом и особым становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка, Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так, в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель может наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса.

Работы Довженко в предвоенный период в области документального кино позволяют отнести его к основоположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличие от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична, кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Александра Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф.

Через всё творчество Александра Петровича Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не был заинтересован в голой киноэстетике: Довженко-художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал об особенностях творческой манеры режиссёра: «Фильм „Земля“ — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: „Земля“ Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не „биологична“, поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические».

Источники:

https://www.odesafilmstudio.com.ua/ru/about/persons/dovzhenko

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B2%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


Добавить комментарий