Древняя Русь глазами художника-славяниста Максима Кулешова
Январь 10, 2019 в Культура, просмотров: 1108
Максим Кулешов, он же Ладога… В детстве ему очень нравились картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина, которые он встречал на страницах сборников народных сказок, и Максим твёрдо решил, что, когда вырастет, сам станет художником и продолжит дело старых мастеров.
Шли годы. И вот — родилась «Сказка». В своей необычной книге, больше рассчитанной на взрослую аудиторию, Кулешов в стихотворной форме переосмыслил популярные народные сказки и сказки русских писателей. Главным героем у него стал престарелый царь, проживший почти всю свою жизнь в богатстве и праздности, усыпивший свой разум, забывший о чести и совести. Его собственные подданные устроили заговор, едва не окончившийся для правителя погибелью. И вот горе-царь вынужден пойти бродить по белу свету в поисках истины… По дороге он встречает и Серого Волка, и Бабу Ягу, только это — не простые, привычные, хорошо знакомые с детства сказочные персонажи. Это — высокие души, которые выбрали трудное земное воплощение ради помощи людям, отказавшись при этом от жизни в Светлом Городе. В конце истории подобный выбор встаёт и перед главным героем «Сказки».
Максим Кулешов, выступивший в двух ипостасях — автора и художника-иллюстратора, — так описывает свою работу над «Сказкой»: «Ещё в детстве я мог часами рассматривать репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина к русским народным сказкам. Единственное, что не нравилось, так это то, что их было мало. Хотелось ещё и ещё, в таком же стиле и духе. Тогда я и решил: когда вырасту, обязательно научусь рисовать и нарисую много-много сказочных иллюстраций. Так оно и получилось.
Ещё в юности, когда я был студентом философского факультета, мне пришла в голову мысль о проекте, в котором можно было бы сотворить целый мир. Работать без суеты, на совесть, вкладывая весь свой жизненный опыт, всё самое лучшее и дорогое, что только есть в сердце. Работать без цензуры и временных ограничений со стороны заказчика. Одним словом, работать «в стол».
Поскольку вся «сказочная классика» уже была проиллюстрирована, и не раз, а ничего нового на горизонте не намечалось, я решил придумать свою собственную историю. В первую очередь, хотелось написать книгу, которую было бы интересно читать самому.
Всё начиналось как игра: рифма за рифмой, шутка за шуткой — получилась страница. Потом вторая. Третья. На четвёртой странице стало понятно, что когда только лишь смешно, забавно — это уже не радует, а утомляет. Писать нужно о вечных ценностях. Без морализаторства и назидания, а легко, радостно, с любовью.
Чтобы научиться этому, потребовалось семь лет. Пять раз всё бросал и начинал с нуля. Постоянно обращался за помощью к классикам: А. Пушкину, П. Ершову, Л. Филатову и, конечно же, к учебнику «великого и могучего». Только тут стало понятно, что все те правила, которые мы учили в школе, вовсе и не правила, а инструмент, с помощью которого персонажи, живущие только в моей голове, приобретают свой голос, характер, плоть и кровь.
Ещё четыре года ушло на иллюстрации. Это было время исследований и поездок на русский Север, в Карелию, на Ладогу.
Думал, что это я пишу свою сказку, но на самом деле — «Сказка» писала меня. Она заставляла меня учиться: порой безжалостно доводила до отчаяния, порой поднимала на самые вершины блаженства, формировала характер, дух, оттачивала творческую технику.
Это сейчас, по истечении двенадцати лет труда, я начинаю догадываться, что любое дело, сделанное с искренним намерением и чистым сердцем, не останется невостребованным. Но тогда я этого ещё не знал и поэтому постоянно терзался сомнениями, мучился… И учился, учился, учился…
Самое интересное началось уже после завершения работы: «ребёнок» вырос и стал жить самостоятельно, меняя жизнь своего «родителя». «Сказка» оказалась вовсе никакой не сказкой, а самой что ни на есть настоящей былью. Былью для меня самого. И ещё одного, очень важного в моей жизни человека…»
Максим (Ладога) Кулешов не только осуществил свою собственную мечту, но и пробуждает вдохновение в других молодых художниках, которые, наверняка, подарят нам ещё больше детальных представлений о традициях, обычаях, вере и богах наших далёких предков.
(Для справки: Максим Кулешов родился в 1980 году в Москве. В 1997 году решил избрать для себя юридическую карьеру и поступил в Московскую Государственную Юридическую Академию, однако, по прошествии полутора лет, разочаровался в выбранной специальности и перевёлся Российский Государственный Гуманитарный Университет, на факультет философии, который благополучно окончил в 2004 году. После учёбы Кулешов продолжил своё увлечение индийской, китайской философией и восточными духовными практиками. Со временем проявилась его врождённая склонность к искусству живописи: Кулешов не только нашёл неповторимую авторскую манеру, но и сумел утвердить своё имя в когорте лучших художников-славянистов. Мастерство художника, очевидно, было заложено в Кулешове от природы: он не учился в специализированных учебных заведениях, до всего доходил самостоятельно, интуитивно.
Художник-славянист Максим Кулешов постоянно проживает в Москве; работает в жанре графики, совершенствует своё мастерство в сфере живописи масляными красками.
В поэтическом творчестве своими учителями считает А. Пушкина, П. Ершова, Л. Филатова).
Источники:
https://www.liveinternet.ru/tags/художники-славянисты/
http://putisvaroga.ru/slavyanskaya-zhivopis/slavyanskij-xudozhnik-maksim-kuleshov/