Анкета Марселя Пруста: преподаватель театрального отделения школы искусств №3 Владимир Белокур

Май 15, 2017 в Краматорск интеллектуальный, Родной город, Культура, Мысли вслух, просмотров: 1336

Что такое детская театральная студия? Конечно, это не просто переодевание в костюмы литературных персонажей и чтение пьес по ролям в свободное от школы время. Не обязательны и мечты о большой сцене и мировой славе. Для ребёнка театральная студия – это прежде всего прекрасная возможность развить необходимые в дальнейшей жизни умения и навыки. Ребёнок учится коммуникабельности, ответственности, владению собой в нестандартных ситуациях, улучшает память и устную речь. И многое, многое другое!

Театр – творчество коллективное, результат зависит от всех вместе и каждого в отдельности. По сути, это волшебное зеркало, в котором видишь себя, как говорится, во всей красе. А отразиться хочется не хуже других! Поэтому в ходе занятий начинающие актёры быстро осознают, что следует быть внимательным, собранным и ни в коем случае не подводить товарищей. Исподволь формируется личная зона ответственности, искореняющая некоторые «вредные» привычки. Если, к примеру, до прихода в студию ребёнок, общаясь с окружающими, любил «перетягивать одеяло на себя», то в театре его энергию постараются направить в нужное русло. Руководитель может попросить ребёнка показать какое-то упражнение в качестве примера для остальных детей, или даст важное организационное поручение – например, отвечать за реквизит для постановки. У ребёнка появляется свой сектор ответственности, он занят, вовлечён в общее дело, и пустая конфликтность быстро уходит. И всё это лишь часть огромного воспитательного процесса, который организовывают преподаватели театральных студий различных уровней!

Театральное отделение школы искусств №3 г. Краматорска было создано в 1997 году по инициативе директора школы Эдуарда Викторовича Земцова. На сегодняшний день оно состоит из двух подразделений – искусство драматического театра и театр кукол (с 2006 г.) Педагогический коллектив, которым школа искусств №3 по праву гордится, сумел создать настоящую творческую атмосферу, в которой ученики в полной мере раскрывают заложенные в них таланты.

Два театральных коллектива школы имеют звание образцовых: драматический театр «Колесо» (основатель и режиссёр Е.В. Тыханская) и театр кукол «Лялька» (основатель Е.П.  Нейла, режиссёр А.Д. Овчаренко). Успешно ведут свою работу и другие школьные театры, ещё достаточно молодые, но уже имеющие свои традиции. Это «Картинки» (режиссёр Т.В. Рябуха) и «Фантазёры» (режиссёр Н.В. Контарева). Спектакли всех этих коллективов – всегда долгожданный праздник для учеников школы, их родителей и друзей, особенно когда выступление проходит в рамках областного театрального фестиваля-конкурса «Хочу на сцену», инициатором и главным организатором которого является школа искусств №3. Фестиваль впервые состоялся в 2010 году при поддержке Управления культуры и туризма Краматорского городского совета, получив широкий резонанс и позволив краматорским зрителям познакомиться с целым рядом молодёжных творческих коллективов из разных городов области. В 2017 году театральное отделение школы искусств №3 празднует 20-летие творческой деятельности, так что, надеемся, новый фестиваль-конкурс «Хочу на сцену» будет особенно приятным подарком как его участникам, так и зрителям.

Преподаватель театрального отделения ШИ №3 Владимир Белокур уже 9 лет знакомит ребят с основами актёрского мастерства и сценической речи. На занятиях параллельно отрабатываются  такие важные навыки, как концентрация внимания, управление своим внутренним состоянием,  взаимодействие с партнёрами. В результате в ребёнке расцветает самое удивительное, самое эффективное и перспективное состояние Игры.

Ученики Владимира Белокура в составе разных коллективов успешно принимают участие в конкурсах и фестивалях театрального мастерства регионального и всеукраинского уровней. Это такие арт-проекты, как «Седьмой этаж собирает друзей» (г. Славянск), «Лимонад» (г. Харьков), «Созвездие Святогорья» (г. Святогорск), «Театр будущего» (г. Харьков). В текущем учебном году под руководством Владимира Белокура занимаются дети в возрасте 6-7 лет; программа обучения носит ярко выраженный креативный характер, предусматривает возможности творческого самовыражения и актёрской импровизации. Ведь дети – актёры от природы, театральная игра для них и удовольствие, и развлечение, и способ высвобождения переполняющих эмоций, и приобретение очень важных и полезных навыков.

Для справки: Владимир Владимирович Белокур родился и вырос в Краматорске, в семье рабочих. Окончил ОШ №35; после 8-го класса поступил в профессионально-техническое училище №47 (КЦПТО) по специальности «токарь», продолжив трудовую династию. По окончании училища работал на Новокраматорском машиностроительном заводе, позже перейдя в КТТУ на должность слесаря по ремонту подвижного состава. В трамвайно-троллейбусном управлении работал около шести лет. Есть в трудовой биографии Владимира Белокура и такая деталь: около четырёх лет работал обжигальщиком на частном предприятии по производству керамики. Потом – несколько лет на СКМЗ, токарем. В 2006 году Владимир Белокур поступил в Донецкое культпросветучилище на факультет «режиссёр массовых мероприятий». В 2008 году, рассчитавшись на заводе, перешёл в школу искусств №3 на должность преподавателя театрального отделения.

Жизненный поворот кажется довольно крутым, однако он был предопределён самой судьбой. В детстве Володя был мальчиком разносторонним, увлекался искусством фотографии, ходил в бассейн, занимался каратэ. Однажды мама спросила Володю: «Хочешь играть на пианино?» Что за вопрос?! Конечно, хочет! И его записали в класс фортепиано музыкальной школы №1. Но Володя быстро понял, что, едва сев за клавиатуру, виртуозно не заиграешь, нужно долго и терпеливо учиться. А к этому он на тот момент оказался не готов. Его переполняла энергия, огромная жажда деятельности, хотелось всего и сразу. Но только именно сразу, без особого труда и стараний. А в музыкальной школе без труда рыбку не вытащить, это получалось у «рыбаков» усидчивых и методичных, каким Володя Белокур в детстве не был.

С ранних детских лет чувствуя в себе склонность к театральности, Владимир в четвёртом классе школы записался в кукольный театр Дома Пионеров. Это было первое в его жизни прикосновение к театральному искусству… Кукол дети делали сами, лепили из пластилина кукольные головы, учились их «оживлять». Было очень интересно, увлекательно, но Володе снова не хватило пресловутого терпения: до участия в спектаклях тогда так и не дошло. Тем не менее в душе остался маленький, но очень чёткий след… Владимир снова пошёл по нему в 1989 году, сыграв свою первую роль в первом в жизни спектакле. В тот год Владимир Белокур, по состоянию здоровья, учился в спецшколе и записался там в театральный кружок. В качестве актёрского дебюта достался ему образ Тита Кузьмича в современной постановке сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Это известнейшее произведение было написано Филатовым по мотивам русской народной сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Как вспоминает Владимир Белокур, руководитель театрального кружка решил придать постановке особый колорит и «осовременить» её модной в то время эстрадной музыкой. Так, например, Тит Кузьмич и Фрол Фомич появлялись на сцене под музыку Майкла Джексона!.. Это было очень интересно, а главное – именно тогда Владимир понял, что рождён для театра.

И вот пришёл день, когда в его жизни случилась театральная студия «Современник» ДК им. Ленина, которой в те годы руководила Татьяна Трифоновна Росик. В 1991 году Владимир увидел на столбе небольшое объявление о наборе в студию — и сразу же решил, что поедет и запишется, не будет даже советоваться с родителями. Так всё и произошло. Белокур занимался в «Современнике» несколько лет,  изучал основы актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения. Сейчас он с огромным уважением вспоминает своего первого театрального наставника – Татьяну Трифоновну Росик, человека поразительно увлечённого, отдававшего всего себя до остатка искусству театра. Владимир проникся её увлечённостью, всей душой полюбил театр и очень захотел стать настоящим  актёром. Его первая роль в театре «Современник» — Король в «Принцессе на горошине».  Партнёрами по студии были Ольга Реснянская, Наталья Зайцева, Ольга Якименко, Геннадий Пинкин, Татьяна Чередниченко, Андрей Кобелев, Виталий Кравцов, Екатерина Рубан. Со многими из бывших студийцев Владимир поддерживает отношения до сих пор; с Геннадием Пинкиным его связывает совместная творческая деятельность.

В «Современнике» Владимир Белокур получил главный толчок к дальнейшему актёрскому развитию. Он овладел необходимыми навыками профессии, утвердился в стремлении быть на сцене «своим человеком». Своеобразный и очень важный актёрский опыт он получил, несколько лет играя Деда Мороза на новогодних утренниках в ДК «Строитель». В это время, не иначе как по зимнему волшебству, состоялось его судьбоносное знакомство с Николаем Ивановичем Метлой.

И – «Бам-Бук». Как это было? В начале 2000-х Владимир Белокур записался в театральную студию Николая Метлы в ДК и Т НКМЗ. Занятия пошли успешно. Но что касается выступлений на сцене, Метла предупредил Владимира: «Роли все сейчас разобраны, сиди жди». И Владимир тихо сидел на репетициях, осматривался, наблюдал, ждал. Прошло несколько месяцев. Уйти из этого театра и мысли не было. В то время в студии занимались Наталья Немова, Денис Хаджийский, Евгений Бондарчик, Андрей Добышев, Юлиана Журавлёва, Ирина Погуляй, Денис Малеев, Вячеслав Гипич, Галина Безрук, Андрей Таран. Все до одного – яркие творческие личности с неповторимыми характерами, выразительной линией актёрского поведения. Хотелось быть с ними, среди них, хотелось на равных обсуждать образы персонажей, советоваться, спорить…

И вот – дождался! Первый спектакль Владимира Белокура в «Бам-Буке» — «История лошади» (по повести Л. Толстого «Холстомер»). Сыграл он кучера Феофана. Потом были «Кирпич Амура», «Вампир», «Театр одного зрителя», «Зануды», «Тамара и демон», «Кармен и Хосе. История любви». В этом театре Белокур, как творческая личность, пережил всё – от неудержимого самоедства и самоуничижения до откровенной дерзости и высокомерия. Он отчётливо увидел себя со стороны. Многое в себе исправил, кое-что переписал заново. И уже по-настоящему почувствовал себя Актёром. Он научился получать чистое удовольствие от своей игры на сцене, от взаимодействия со зрительным залом. Он проник в самую суть актёрства и понял, что в действительности это – образ жизни. Театром дышат, театром живут, театру отдают своё сердце.

Очень многому Владимир Белокур научился у режиссёра «Бам-Бука» Николая Ивановича Метлы. Полученную науку он особенно высоко оценил именно сейчас, когда сам стал  преподавателем театрального отделения в ШИ №3. Бесценен навык партнёрского общения в ходе репетиций, а также раскрытое Метлой содержание некоторых методов преподавания. «Когда режиссёр знает, чего он хочет от актёра, — это дорогого стоит». Эту фундаментальную истину Владимир Белокур постиг в незапамятные «бам-буковые» времена!

О систем нравственных ценностей Владимира Белокура, о его вкусах и склонностях, о предпочтениях в литературе, музыке и живописи – в приводимой здесь анкете Марселя Пруста. Итак,

— Ваша самая характерная черта?

— Упрямство. Это ещё можно назвать настойчивостью в познании жизни. Дело в том, что я всегда вижу перед собой некую воображаемую дверь. Не знаю, что меня за ней ждёт, темнота или свет. Но я упрямо буду стоять перед этой дверью, упрямо буду стараться её открыть. Потому что мне очень хочется узнать, что же за ней скрывается! Со стороны это иногда даже кажется твердолобостью и бывает непонятно людям. Но благодаря этому я всегда получаю какие-то любопытные сведения, узнаю что-то новое. Так что упрямство моё – это в своём роде познавательный процесс.

— Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?

— Понимание. Это редкое качество, но тем больше его ценность.

— Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?

— Любовь. В моём представлении женщина – это воплощённая Любовь. Сюда включается всё: доброта, нежность, милосердие, сострадание. И – умение прощать. Эту науку мне когда-то преподнёс один слесарь из троллейбусного депо. Выразился он грубовато, но по смыслу очень верно. В общем, говорит он мне как-то: «Вот подойди к женщине. К своей жене, к примеру. Наверни её! Просто так, ни за что!» Я ему: «Да ты что?!.. Зачем?!.. Да что же это будет?!..» Он мне: «А ты сделай, сделай! И не бойся. А потом подойди к своей собаке. Двинь её тоже!..» Я ему снова: «Да ты что, сдурел?!..» Он опять своё: «Собака взвизгнула, отбежала. А потом – обратно к твоей ноге. И идёт рядом. А почему, понимаешь?.. Вот! Вот это и есть любовь! Ты согрешил против неё, ударил ни за что, а она тебя простила, не бросила. Понимаешь теперь?..» И я ведь понял! Да, действительно, любовь строится на всепринятии и всепрощении. Ты, к примеру, совершил какой-то грех, а тебя простили, приняли обратно и всё равно тебя любят. Любого. Не всегда разумного, не всегда доброго, вежливого, порядочного. Любят просто потому, что это – ты. Такой, какой есть. Вот это я и ценю превыше всего.

— Что Вы больше всего цените в Ваших друзьях?

— Думаю, если у них самих спросить, за что они любят и ценят меня, они не смогут ответить. Просто любят и ценят. И всё. Вот и у меня тот же случай. Что я в них ценю?.. За что их люблю?.. Да просто за то, что они мои друзья. Нам хорошо вместе, и это прекрасно. Если кто-то может чётко сформулировать, почему он дружит с теми-то и теми-то людьми, за что он их любит, то это уже не дружба, по-моему. Это взаимовыгодные деловые отношения.

— Что является Вашим главным недостатком?

— Вспыльчивость, наверное.

— Какое Ваше любимое занятие?

— Чтение Библии. Читать эту книгу я начал в 1990-х годах. Пусть говорят, что её написали люди. Люди лишь записали, а диктовал-то Бог!

— Каково Ваше представление о счастье?

— Это особое внутреннее чувство умиротворения после хорошо сделанной работы. Когда у тебя всё получилось так, как надо, ты умиротворён, то есть счастлив. Это доказывает, что ты на правильном пути.

— Что Вы считаете самым большим несчастьем?

— Тягостные, неразрешимые проблемы.

— Каким Вы хотели бы быть?

— Хочется постоянно двигаться на шаг вперёд, совершенствуя свой дух. Хоть на шажок, но каждый день. С трудом, но, думаю, мне это, всё-таки, удаётся. Я вообще по жизни оптимист,  я искренне верю, что всё, в конце концов, будет хорошо. Конечно, мне в этом очень помогает жена. Ольга — мой настоящий друг, поддерживает меня буквально во всём. Иногда она открывает мне правду обо мне самом буквально за несколько секунд! Бывает тяжело принять эту правду, но потом я словно прозреваю, становлюсь лучше и чище. Острее даже! Пожалуй, Ольга — мой точильный камень. В определённом смысле она помогает мне формироваться как личности. Наверное, я хотел бы быть таким, каким видит меня рядом с собой она.

— В какой стране Вам хотелось бы жить?

— Люди говорят: «Где родился, там и сгодился». Родился я здесь, в Украине, здесь и хочу жить. Конечно, нашему обществу есть, над чем работать, проблем у нас предостаточно, но то же самое ведь и в Америке, и в Германии, да и везде в мире. Люди-то всюду одинаковые. А родной дом есть родной дом. Кому же следить за ним, как не тем, кто в нём родился?..

— Ваш любимый цвет?

— Синий. Люблю этот цвет с самого детства.

— Ваш любимый цветок?

— Розы люблю, особенно красные, бардовые. Очень вкусный, обожаемый аромат!

— Ваша любимая птица?

— Чайки, совы, орлы, воробьи, голуби, лебеди… Мне просто нравятся птицы. Даже куры нравятся.

— Ваши любимые писатели?

— Обожаю Михаила Булгакова, Антона Чехова, Владислава Крапивина, Тараса Шевченко, Николая Гоголя! Любимая цитата из Шевченко: «Все йде, все минає. Ні умний, ні дурень нічого не знає».

— Ваши любимые поэты?

— У меня особенное отношение к Сергею Есенину, очень люблю его творчество. Бывает, что большое впечатление производят отдельные стихотворения других авторов. Вот, например, «Заповедь» Редьярда Киплинга:

Владей собой среди толпы смятенной,

тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор вселенной,

И  маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них.

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и умней других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив.

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив…

Сильнейшее произведение, очень всем советую прочитать его до конца.

— Ваш любимый литературный герой?

— Профессор Преображенский из «Собачьего сердца». Конечно, во многом благодаря гениальной актёрской игре Евгения Евстигнеева. Вспомните слова профессора из любого эпизода, по любому поводу! Хотя бы про разруху, которая не в клозетах, а в головах. Изменилось что-нибудь с тех пор?.. Я читал книгу много раз, много раз смотрел и фильм Бортко, но степень прозорливости профессора до сих пор приводит меня в трепет.

— Любимая  литературная героиня?

— Бабка Наташа из «Мушкетёра и феи» Владислава Крапивина! Основательная такая, деловитая старуха, спокойная, как танк! Редко приходится так смеяться над книгой! Согласитесь, это же просто великолепно: «… Рудька упал с забора на улицу, вскочил и помчался с быстротой, удивительной для столь упитанного школьника. Напрасно Шпуня сдавленно вопил ему вслед, умоляя о помощи. Капустин скрылся. Проклиная предательство, Шпуня задёргался в ловушке. Но осевшая балка будто крепкой ладонью прижимала к земле похитителя исторических ценностей.

Юрик видел из укрытия, как дрыгаются и скребут по траве Шпунины ноги в выгоревших трикотажных штанинах. Увидел это и пёс Родька. Подскочил и весело загавкал. Он, конечно, не хотел Шпуне вреда, а просто решил, что это игра, и радовался от души.

На шум подошла бабка Наташа. Она сменила дальномеры на очки ближнего прицела и некоторое время наблюдала за суетливым дёрганьем ног. Потом через калитку вышла на улицу. Шпуня безнадёжно затих. Бабка с любопытством осмотрела его «с фасада». Они встретились глазами и ничего не сказали друг другу. Бабка задубелой ладонью бесстрашно ухватила и выдернула у забора крапивный стебель. Помахала им и пошла к калитке. Шпуня проводил её тоскливым взглядом. Потом слабо дёрнулся еще раз и стал ждать неизбежного.

Ждать пришлось долго. Бабка не спешила. Юрик видел из кустов, как она пошла в сарайчик и вынесла оттуда скамеечку, на которую обычно садилась, чтобы подоить козу Липу. Она протёрла сиденье передником, принесла скамеечку к Шпуниным ногам, удобно села, положила на колени крапиву и аккуратно поддёрнула пышные рукава кофты.

Юрик, замерев, как лягушонок вблизи от цапли, и не мигая, смотрел на зловещие бабкины приготовления…

А Шпуня ничего этого не видел и не чуял. Ему казалось, что времени прошло очень много. Он даже стал глупо надеяться, что бабка по старости лет про него забыла, крапиву отдала на обед Липе, а сама занялась хозяйственными делами. И может быть, сейчас на улице появится кто-нибудь из приятелей, освободит Шпуню, и они пойдут искать подлого и вероломного Рудольфа Капустина…

В конце улицы показался мальчишка-велосипедист. Шпуня задрожал от радостного нетерпения. Но тут же опечалился. Это был не союзник и вообще не мальчишка, а Катька Зарецкая в шортах и майке.

Шпуня схватил валявшуюся рядом суковатую палку и взял её на изготовку, как автомат.

Катя подъехала и очень удивилась:

– Шпуня! Ты что здесь делаешь?

Именно в этот горький миг Шпуня ощутил, как заскорузлые бабкины пальцы взялись за резинку его штанов.

– Ды-ды-ды… – сказал он, делая вид, что ведёт огонь короткими очередями. – Ды-ды-ды-ды… Ды-дых…

Катькины ресницы распахнулись от изумления.

– Уходи, – быстро сказал ей Шпуня. – Мы в войну играем, не мешай.

– С кем ты играешь? – опять удивилась Катька.

Вместо ответа Шпуня вдруг выкатил глаза и часто задышал.

– Шпуня, что с тобой?

– Ранили, – плаксиво сказал Шпуня. – Из огнемёта… Да уходи ты!

– Кто тебя ранил? Никого не видно.

Шпуня опять задышал, будто глотнул горячей липкой каши, и со стоном объяснил:

– По тылам бьёт зараза, из укрытия… Ой, ой, ой… Ну, уходи же скорее, ты меня демаскируешь! Человек в засаде, а она…

Катя пожала плечами и уехала, не оглянувшись на ненормального Шпанькова, который, видимо, совсем поглупел за каникулы…

Бабка тем временем отбросила измочаленный крапивный стебель, встала, ухватила крепкими руками перекладину и, кряхтя, приподняла её.

Шпуня вылетел из лазейки, как… Можно сказать, как стрела, как пробка из бутылки, как ракета, как пуля. Но, пожалуй, он вылетел, как всё это вместе взятое. И понёсся, натягивая штаны почти до подмышек.

Бабка Наташа погрозила Родьке и понесла в сарай скамеечку…»

Это же замечательно, правда? Неповторимый стиль изложения, простой, доступный, с юмором! Да у Крапивина, в общем, каждая книга замечательная, советую читать и взрослым, и детям.

 

— Ваши любимые композиторы?

— Игорь Корнелюк, Алексей Рыбников. Даже, наверное, не через запятую, а каждого в отдельности, заглавными буквами и с восклицательным знаком: КОРНЕЛЮК! РЫБНИКОВ!

— Любимые художники?

— Живописью не особенно увлекаюсь. Мне многое нравится, есть отдельные любимые картины, но всё же это не глубокое моё увлечение.

— Ваши любимые герои в реальной жизни?

— По моему мнению, можно назвать героями тех, кто перестал совершать в своей жизни плохие поступки. Это требует огромной нравственной силы, и этим нельзя не восхититься. Такие люди — настоящие герои нашего времени. И их, думаю, немало, просто подобные подвиги не выставляются напоказ, их трудно выявить.

— Ваш любимый герой (героиня) в истории?

— Они из истории библейской — пророк Моисей, Дева Мария.

— Ваши любимые мужские и женские имена?

— Из мужских – Анатолий, Виталий, Геннадий. Из женских — Ольга, Ярослава, Мирослава.

— Что Вы больше всего ненавидите?

— Зло. Во всех его проявлениях. И больше всего не люблю общаться с теми людьми, которые зло поддерживают и сеют.

— Исторические персонажи, которых Вы презираете?

— Адольф Гитлер. Я принципиально против агрессии, тем более в столь колоссальных масштабах. Это страшное зло.

— Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?

— Я не ценю военные действия. Если для защиты одних нужно убивать других, то как же можно это ценить? Не убий – вот главная жизненная заповедь для всех людей без исключения.

— Государственная реформа, которую Вы цените особенно высоко?

— Я с осторожностью отношусь к государственному реформированию как таковому. Почему? А как-то не приходится наблюдать никаких конкретных положительных сдвигов, какую сферу ни возьми.

— Способность, которой Вам хотелось бы обладать?

— Работать руками. Чтобы были они «золотые». Умели  построить дом, например! От фундамента до крыши, и всё – сам. Да, надо было, наверное, в своё время идти учиться не на токаря, а на каменщика, уже строил бы дома!

— К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?

— К забывчивости. К беззлобному ворчанию. Пороки, в общем-то, есть в каждом человеке. Не соглашаться с ними – значит, быть совершенным. А кто из нас совершенен? Я?.. Он?.. То-то же!

— Как Вы хотели бы умереть?

— Я вообще не хочу умирать. Мы рождены не для того, чтобы умирать.

— Ваше состояние духа в настоящий момент?

— Бодрое!

— Ваш девиз?

— Я люблю Жизнь во всех её проявлениях!

Подготовила Яна Андриенко

(в тексте использованы материалы с официального сайта школы искусств №3 г. Краматорска)

2017 г.

 


Добавить комментарий