16 августа – день рождения Юрия Николаевича Рериха, выдающегося учёного-востоковеда, этнографа и лингвиста (1902-1960 гг.)
Август 15, 2023 в Культура, просмотров: 289
«Юрий Николаевич Рерих как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный». (Нирмал Сингх, директор Института тибетологии в Гангтоке, Индия).
Юрий Рерих — старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов — родился 3-го (16-го — по новому стилю) августа 1902 года в селе Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Через два года у Юрия появился брат — Святослав. С самого раннего возраста дети чувствовали себя в семье полноправными членами: родители брали их с собой в путешествия, беседовали с ними на различные темы, удовлетворяя врождённую тягу к познанию окружающего мира, пробуждая жажду новых открытий и исканий.
Юрия и Святослава приучали к постоянному физическому труду, развивали у них творческую инициативу и наблюдательность. «Когда мы проводили лето в имении, то каждый из нас имел свои грядки на огороде. Мы выращивали шпинат, редиску, укроп, подсолнухи», — рассказывал Юрий Николаевич. Отец и мать поощряли раннее увлечение сыновей естественными науками, приобретая для них коллекции насекомых, чучела птиц, небольшие собрания минералов. Мальчики и сами собирали камни, составляя их описания, чему особенно способствовала Елена Ивановна.
Братья довольно рано стали рисовать; по воспоминаниям современников, детская комната Юрия и Святослава в Петербурге выглядела мастерской в миниатюре, причём именно рисунки Юрия привлекали столь значительное внимание старших, что ему пророчили будущее большого художника...
Доброкачественному образованию детей Николай Константинович и Елена Ивановна придавали очень серьёзное значение. Осенью 1914 года, после экзаменов, Юрий был зачислен в III класс петербургской частной гимназии Карла Мая. По архивным данным, годом раньше он уже был принят во второй класс гимназии, но, видимо, вследствие болезни бабушки, Екатерины Васильевны Шапошниковой (1857–1913 гг.), находившейся в то время на даче Рерихов в Павловске, к занятиям так и не приступил.
Упомянутое учебное заведение было основано в Санкт-Петербурге в 1856 году Карлом Ивановичем Маем, талантливым педагогом-практиком, последователем передовых педагогических взглядов Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского: «Primum amare, deinde docere» — «Сперва любить — потом учить». В соответствии с ним был создан коллектив педагогов, состоящий из людей исключительных, обладавших высочайшими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 года, писатель Лев Успенский отмечал в своих воспоминаниях: «... у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей „в футлярах“, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».
Созданная Карлом Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить юношей самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых молодых людей, готовых к созидательному труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа Карла Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 года Дмитрия Владимировича Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины». Состав учащихся — как по социальному положению, так и по национальному признаку — был весьма разнообразен, без какой-либо дискриминации. Здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина и Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов, потомки либеральной интеллигенции Бенуа, Гриммов, Добужинских, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских. Во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии; своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа: 25 членов этого клана учились «у Мая».
В конце 1850-х годов один из школьных спектаклей открылся шествием герольдов с флагами, на которых был изображён майский жук. Этот символ очень понравился директору и всем присутствующим, и с тех пор учившиеся в этой школе на протяжении всей жизни называли себя «майскими жуками».
С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названном гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки — латынь и греческий. Гимназисты, как правило, готовились к продолжению образования в Университете. Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: они, на реальном отделении, получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности. Существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского изучался английский язык. Благодаря такой структуре, официальным названием этого учебного заведения стало «Гимназия и реальное училище Карла Мая».
Первые двадцать пять лет школа была немецкой, так как уроки по всем предметам, кроме литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте. Первый выпуск реального отделения состоялся в 1863 году, а гимназического — в 1865-м.
В 1890 году Карл Иванович Май передал руководство школой Василию Александровичу Кракау, выпускнику 1873 года, преподававшему здесь историю с 1886 года. Уже в том же году новый директор изменил учебную программу в соответствии с новыми учебными планами Министерства, сохранив, однако, по особому разрешению министра, преподавание новых языков, начиная с приготовительного и первого классов. Главные усилия он направил на создание полноправного реального училища на базе реального и коммерческого отделений, игравших до того времени второстепенную роль. С 1891/1892 учебного года стало постепенно создаваться шестиклассное реальное училище. Изменения начались с младших классов (1–3 кл.); в них было усилено преподавание математики и рисования. В следующем учебном году в 4-м классе появилось черчение, а математика, физика и рисование были выделены в отдельные для реалистов дисциплины. В течение следующих двух лет появились соответственно 5 и 6 классы, а в 1895/1896 учебном году — 7-й дополнительный класс, окончившие который получали все права выпускников правительственных реальных училищ и могли поступать в высшие учебные заведения прикладных направлений. Открытие полноправного реального училища также повысило и качество подготовки на коммерческом отделении, учебные программы которого содержали дополнительные предметы только в последние годы обучения. При Кракау было улучшено оборудование кабинетов. Начиная с 1894/1895 учебного года ежегодно печатались «Отчёты о состоянии гимназии и реального училища К. Мая», содержавшие сведения о жизни школы за соответствующий период. По предложению Кракау, сделанному 20 марта 1898 года и поддержанному педагогическим советом, был создан Совет классных наставников. В него, помимо директора, являвшегося председателем, вошли ещё восемь преподавателей — классных наставников: В. С. Иванов (преп. географии), В.Н. Кораблёв (преп. русского языка), В.В. Курилов (преп. физики), А.Л. Липовский (преп. истории), Н. Ф. Лоренц (преп. рисования), Д. В. Ройтман (преп. математики), Г. М. Солнышков (преп. математики), М. П. Чернышёв (преп. математики). Впоследствии вместо выбывших В. В. Курилова, В. Н. Кораблёва, Г. М. Солнышкова и М. П. Чернышёва в состав совета вошли А. И. Солнцев (преп. древних языков) и Н. К. Ядрышев (преп. русского языка).
Количество желающих обучаться в школе так возросло, что в начале XX века был поставлен вопрос о новом собственном здании учебного заведения. В феврале 1902 года состоялось общее собрание родителей, бывших учеников и других заинтересованных лиц, на котором было образовано «Общество для доставления средств гимназии и реальному училищу К. Мая»; в августе был утверждён устав общества и избрано правление в количестве двенадцати человек во главе с И.А. Шендзиковским. К этому времени, благодаря пожертвованиям и членским взносам, удалось собрать 21 тысячу рублей, что составило пятую часть от необходимой суммы, предварительно оцениваемой в 100–120 тысяч рублей. В 1906 году, после отставки В. А. Кракау, новым директором был избран А.Л. Липовский (1867–1942 гг.). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в 1909 году был приобретён участок № 39 по 14 линии, где по проекту академика архитектуры Г.Д. Гримма, выпускника 1883 года, было построено новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери. При большом стечении народа 31 октября 1910 года состоялось освящение.
В четырёх этажах школы, помимо классов для 600 учащихся, были устроены 8 прекрасно оснащённых предметных кабинетов (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, спортивный зал, столовая. Накануне Первой мировой войны здесь, под руководством 38 высококвалифицированных педагогов, получали знания 567 юношей. Проводились многочисленные экскурсии, не только в знаменитые музеи, но и на промышленные предприятия. Действовали различные кружки: литературный, выпускавший свой печатный журнал «Майский сборник», исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный.
В период 1910–1917 гг. школа достигла своего подлинного расцвета. Последний, пятьдесят пятый выпуск состоялся 24 февраля 1918 года. С 1856-го здесь обучалось около 3700 петербургских юношей, почти 1300 из них получили «золотые» аттестаты этого учебного заведения.
Педагогические принципы школы Карла Мая:
— Сперва любить — потом учить.
— Главная задача наставника — приготовить юношу к труду, полезному для общества.
— Давайте ученикам истинное знание, так как только оно имеет непреложное значение и истинную силу.
— Пусть пути будут различны, но образование и воспитание во всяком случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания.
— Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета личности, степени развития учеников и учителей.
— Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
— Ценны не голые сведения, а внутренняя просвещённость, чутьё правды, сила воли.
— Тот ряд практических занятий действительно плодотворен, где требуется от учеников самостоятельность и самые знания приноровлены к их силам.
— От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.
— Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
— Дисциплина — ещё не воспитание.
— Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её.
— От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия.
— Увлечение какими-либо занятиями и усердие к ним достойны поощрения, а неосторожная задержка может привести к апатии ученика.
— Наказание только тогда действительно, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует степени тяжести содеянного проступка.
— Семья, школа и церковь — это три силы, которые воспитывают человечество.
Итак, начало учёбы Юрия Рериха (в личном деле — Георгия) в гимназии Карла Мая совпало с роковым для страны событием — началом Первой мировой войны. Несмотря на юный возраст, он воспринимал возникшее противостояние близко к сердцу и написал для гимназического литературного журнала стихотворение, полное былинных аллегорий и веры в свой народ. Все три года, вплоть до отъезда семьи в Сердоболь, Юрий учился прекрасно, постоянно оставаясь в числе первых учеников класса, проявив уже в те годы интерес к истории, восточным языкам. На четвертной ведомости за пятый класс гимназии есть надпись «переводится с отличием». Несмотря на то, что в гимназии Карла Мая ему учиться больше не пришлось, в автобиографии Юрий Николаевич всегда указывал, что среднее образование получил именно в этой школе.
Затем он совершенствовал свои знания в Кембридже, Сорбонне, Гарварде, после чего всю последующую жизнь посвятил изучению культуры Востока, в первую очередь Монголии, Тибета, Индии; вместе с отцом он участвовал в знаменитых экспедициях в Центральную Азию в 1924–1928 гг. и Маньчжурию в 1934–1935 гг., став со временем выдающимся востоковедом с мировым именем, непревзойдённым переводчиком с тибетского, монгольского, санскрита, пали и ряда других языков (в целом, он владел четырнадцатью!), автором уникальных словарей и монографий.
В 1957 году Юрий Николаевич вернулся на родину и работал старшим научным сотрудником сектора истории религии и философии Индии и Пакистана в Институте востоковедения АН СССР. В 1958 году учёный совет Института востоковедения присвоил ему степень доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных работ. В течение 1958 года Юрий Николаевич был включён в состав учёного совета Института и его филологической секции, а также учёного совета Института китаеведения АН СССР. 5 ноября 1958 года он был назначен заведующим сектором философии и истории религии. 17 апреля 1959 года введён в состав академического Научного совета. Благодаря усилиям Юрия Николаевича Рериха возобновились выпуски серии «Bibliotheca Buddhica», прерванные по причине репрессий в 1938 году. В частности, в 1960 году он был редактором русского перевода Дхаммапады (Афоризмов Будды) — важнейшего текста южного буддизма (с языка пали её перевёл В. Н. Топоров). С 1960 года в возобновлённой серии наряду с Дхаммападой были напечатаны Милиндапаньха — «Вопросы царя Менандра» (1989 г.) и ряд других важнейших текстов как тхеравады, так и махаяны.
В этот период Юрий Николаевич восстановил связи с некоторыми старыми друзьями, в частности с В.С. Люблинским, о чём свидетельствуют его опубликованные письма.
Параллельно с разнообразной научной работой, много усердия отдавал он главной задаче: вернуть Родине творческое наследие отца — Николая Константиновича Рериха, популяризировать его искусство. Основные его усилия были планомерно и неуклонно направлены к этой цели. Юрию Николаевичу удалось организовать выставки картин отца и брата Святослава в Москве, Риге, Ленинграде и других городах. Именно ему, в конце концов, принадлежит неоценимая заслуга возвращения уникальной коллекции картин Н.К. Рериха — выдающегося художника, философа, мыслителя, общественного деятеля.
Юрий Николаевич Рерих окончил свой земной путь в Москве 21 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его именем названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи — между пиками Н.К. Рериха и Урусвати.
Литература: Благово Н.В. Школа на Васильевском острове. СПб., Наука, 2005 г. Ч. 1. Благово Н.В. Семья Рерихов в гимназии К.И.Мая. СПб., Наука, 2006 г.
Источники: