Желанный труд
Декабрь 02, 2016 в Книги, Культура, Мысли вслух, просмотров: 1017
Часто обсуждается, насколько желанность труда повышает продуктивность и качественность. Все согласны на том, что это условие труда намного улучшает все следствия работы. Но бывает лишь разногласие в процентности соотношения. Некоторые думают, что следствия улучшаются на двадцать и тридцать процентов, а другие допускают даже эти улучшения до семидесяти процентов.
Допускающие такой большой процент качественности и продуктивности желанного труда не ошибаются. Даже нельзя и сравнить произведение, сделанное под насилием, с тем прекрасным результатом, который достигается при сердечном вдохновении. То же самое сказывается решительно во всех деланиях. Будет ли это творчество искусства или будет ли это так называемая каждодневность, основа желанности будет всюду светлым знаменем победы.
Нередко каждому приходилось встречаться с особым типом людей, во всём как бы играющих на понижение. Подобно биржевым спекулянтам на понижение, такие люди во всём решительно найдут и будут упорствовать на чём-то понижающем. Обычно они сами себе причиняют огромный и непоправимый вред, и тем не менее всё же будут решительно на всё кисло улыбаться и находить лишь дефекты. Исправлять эти дефекты они не заботятся, ибо в них самих не будет радости созидания, и желанность всякого труда будет им незнакома.
Также каждый встречался и с типами подёнщиков, стремящихся к безответственности. И это свойство является вследствие того же отсутствия желанности труда. Говорю о труде желанном и не смешиваю его в данном случае с трудом любимым. Любить труд любимый совсем не трудно. Не в этом дело. Каждому в жизни приходится встречаться со всевозможными обстоятельствами, в выполнении которых он должен приложить труд. Иногда этот труд будет протекать в совершенно неожиданной области. Придётся спешно познавать, придётся проявить доброжелательную находчивость. Достигнуть этого можно лишь, если в сердце не потухла желанность труда как такового.
Помню давнишний рассказ о том, как некто начал выговаривать себе количество праздников. Собеседник пошёл ему навстречу и начал предлагать ему новые и новые праздничные сроки. Наконец, сам любитель праздников начал смущаться длиннотой списка, а когда подсчитал, то оказалось, их в году 366. Тогда весь этот вопрос упал сам собою. Праздник и должен быть. Праздник и есть в желанности труда. Если каждый труд осознаётся, как благо для человечества, значит, он и будет тем самым желанным праздником Духа.
Марафон качества, марафон устремлённости, спешности, производительности – всё это прекрасные марафоны. В них-то и испытуется качество Духа. Конечно, в каждом существе есть зерно Духа, но состояние их и качество различны. Так же точно, как нельзя оставаться недвижным в космическом движении, так же точно и состояние Духа должно безостановочно изменяться. Пожелаем лишь и всем, и себе прежде всего, чтобы чаша Духа не расплескалась, чтобы тяжкие капли хаоса не испепелили ценную накопленную влагу чаши.
Вот говорят о засухах. Но где эти засухи? Разве только на земной поверхности? Говорят о пятнах на Солнце. Только ли на Солнце эти пятна? Запятнать можно всё. Лучшим очищением этих пятен всё-таки остаётся желанность труда. Эта желанность не выразится в физических мерах. Огненно она осветит все потёмки и даст ту светлую улыбку, с которою нужно встретить грядущее.
17 июня 1935 г.
Н.К. Рерих