Язык полотен Николая Рериха: «Великий дух Гималаев» (1934 г.)

Апрель 24, 2020 в Культура, просмотров: 1200

Более двадцати лет Николай Константинович Рерих с семьёй прожил в Индии, в долине Кулу, откуда открывался великолепный вид на горные вершины Гималаев. Мир гор, древних, как сама планета, явился для художника величественным символом царства Духа, Истины и Красоты. В историю искусства Рерих вошёл как непревзойдённый певец гор, мастер Гималаев, которому удалось передать сокровенный дух этих вершин. Устремлённые ввысь снежные гиганты, кажется, выходят за пределы планеты и становятся частью огромного, неведомого Космоса. Знаменательно, что Юрий Гагарин сказал о просторах Вселенной, впервые открывшихся взгляду человека: «Необычно, как на полотнах Рериха».

Каждая из картин Гималайской серии — это глубокий философский пейзаж, это «жемчуг исканий», запечатлевший прикасание к высшим смыслам бытия. Художник писал горы в разное время суток и года, любуясь переливами неземных красок и оттенков, их прозрачностью и чистотой. Вершины на его полотнах дышат и живут своей таинственной жизнью, часто напоминая очертания людей, животных. Альпинисты, побывавшие на труднодоступной вершине Эвереста, узнали вид пещеры на одной из картин мастера. Поразительно, но сам художник физически не поднимался на такую высоту!..

Горы на полотнах Рериха напоминают нам о великих истоках жизни и культуры. Неприступные твердыни — Джомолунгма (Эверест), Канченджанга, Кайлас, гора Шатровая и Колокол — овеяны множеством легенд и сказаний. Там находятся обители духовных подвижников и садху, наполнявших пространство своими благими мыслями; пещеры отшельников; места паломничества многих народов. Гималаи хранят тайны духовного прозрения и познания...


Добавить комментарий