Язык полотен Николая Рериха: «Матерь Мира» (1930 г.), «Мадонна Орифламма» (1932 г.)

Май 19, 2020 в Культура, просмотров: 110

В каждом своём полотне Н.К. Рерих воплощает не только мастерство живописца, но и глубокие философские идеи. Рерих-мыслитель создал всеобъемлющую концепцию Культуры, являющейся «величайшим устоем» космической эволюции человечества. Под Культурой он понимал синтез лучших достижений человечества в области науки, искусства, религии и философии. Что спасёт и просветит затемнённую невежеством и омрачённую бедами душу человека? Конечно, Культура и её столпы — Любовь, Красота, Добро, Знание. «Осознание красоты спасёт мир», — существенно дополнил Н.К. Рерих мысль Ф.М. Достоевского. Именно осознанное и действенное воплощение в жизнь высоких принципов было личным кредо мыслителя.

Ярким свидетельством этого явилась разработка Н.К. Рерихом Международного Пакта об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений. Ещё путешествуя по городам России в 1903-1904 гг., художник был поражён страшным разрушением древних памятников культуры из-за халатности, небрежения или неумелой реставрации. Идея Пакта была предложена им в 1915 году императору Николаю Второму. А в 1929 году текст был представлен Комитету по делам музеев при Лиге Наций. Общественный резонанс, вызванный идеями документа, был так велик, что в этом же году его автор был выдвинут на получение Нобелевской премии мира. В 1935 году Пакт Рериха был подписан двадцатью странами обеих Америк, а в 1954 г. лёг в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, принятой большинством стран мира, в том числе и СССР. Рерих писал: «Если Красный Крест прекрасно заботится о физическом здоровье человечества, то Пакт по охране культурных сокровищ должен быть как бы целителем и покровителем духовного здравия человечества». Им же был разработан символ Пакта — Знамя Мира: три красных круга в единой окружности. Толкования знака многоплановы: Прошлое, Настоящее и Будущее в круге Вечности; наука, искусство и религия (философия) в едином поле Культуры; земное, тонкое и огненное начала жизни в человеке и бытии в целом. Этот древний символ триединства встречается в различных культурах мира. Он отражён на многих картинах художника 1920-1930-х гг.

... Слово «Мир», которое Н.К. Рерих, так же, как и слово «Культура», нередко писал с заглавной буквы, было для него настолько возвышенным и сокровенным, что он призывал людей повторять его как утверждающую формулу, как молитву сердца. В его философии идея внесения Культуры и, как следствие, Мира в жизнь современного общества связана с женщиной, её высокой миссией воспитания, просвещения и одухотворения жизни. Наступающую эпоху мыслитель назвал эпохой Женщины и активно поддерживал возникновение мощного международного женского движения. Многочисленные женские организации, в свою очередь, активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно — Пакта и Знамени Мира.

Картина «Матерь Мира» (1930 г., Музей Н. Рериха, Нью-Йорк) наполнена глубоким символизмом. Матерь Мира — образ вечной женственности, «всё в себе вмещающей, всё в себе зарождающей», великое творческое начало жизни. Он знаком всем народам на Земле с древнейших времён: Матерь Кали, Преблагая Дуккар, Иштар, Гуань-Инь, Мириам, Белая Тара, Изида, Мадонна... На картине Её великое творчество символизирует плат, богато покрытый изображениями животных, птиц, деревьев и цветов. Святой Лик до половины скрыт покрывалом, что отражает как Её тайну, так и страдание от тяжкого нравственного падения человечества, удаляющегося от истины жизни. Руки Матери Мира сложены на груди и обращены к людям, что показывает Её любовь и благоволение ко всему сущему. Каменное подножие трона отделено от людей Рекой Жизни, в которой плавают рыбы. Рыба в восточной культуре — символ Аватары, Мессии, Спасителя, который соединяет божественным учением и подвигом жизни Небо и Землю в наших сердцах, небесный трон Матери Мира с земной твердью.

Чарующее сияние льётся от героини полотна в космическую беспредельность. Её величественный облик, словно возникающий из космической дали, предстаёт в сиянии созвездий Ориона и Большой Медведицы, имеющих сакральный смысл в древних культурах. Над головой сияет планета Венера — предвестница новой великой эпохи Света на Земле. Эпохи Матери Мира.

Произведение «Мадонна Орифламма» (1932 г., Музей Н. Рериха, Нью-Йорк) посвящена Пакту Мира. И, конечно, развёрнутое Знамя Мира держит прекрасная женщина, весь облик которой излучает гармонию и свет. Исторически орифламма — алая боевая хоругвь французских королей, но у Рериха Знамя призывает, прежде всего, к охране всей красоты мира, к созидательному труду, мирному сотрудничеству, творчеству. Возможно только одно сражение — с невежеством и злом. Эта работа несёт на себе отблеск искусства Леонардо да Винчи, в ней, как в ренессансных образах, ярко выражено любование и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями.

«Мадонне Орифламме» художник посвятил гимн «Владычица Знамени Мира!»:

Владычица червонно-пламенная!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем.

Кто же поднимет Знак Мира,

Знак Сохраненья Высших сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь

Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри,

но ты Знамя поднимешь

и наполнишь сердце людское

сознаньем о священном Хранении Духа.

Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак.

Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило.

Знаешь Ты все поношения самого лучшего,

самого нужного людям.

Если стадо не знает опасности,

то ведь Ты, Пастырем будучи,

Мирное Знамя поднимешь.

И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой:

сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.

Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.

Дыхание Твоё исцеляет все раны,

и Рука Твоя разве не строит,

легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы и просим Тебя поднять

этот Знак Триединости Мощной.

Знаем мы, что ты не откажешь,

ибо противно Тебе разрушенье

и уничтоженье прекрасных начал.

Ты не терпишь хаоса,

Ты не терпишь смятения,

и потому Ты поднимешь,

и сохранишь, и укажешь

народам Знак Охраненья

мирных прекрасных Сокровищ!

Знак Путеводный

для каждой творческой Мысли!

Знак Утвержденья и Света!

Помоги, Владычица Знамени Мира!

(«Цветы Мории»)

"В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскресению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении.

Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет!

Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание, Красота.

Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий.

Женщина — Мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить всё великое значение культуры мысли, знания.

Женщина — вдохновительница Красоты знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты. Итак, немедленно приступим к несению Великого Знамени Новой Эры, эры Матери Мира. Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти многочисленные огни укрепят и украсят её очаг.

Будем помнить, что каждое ограничение ведёт к разрушению и каждое расширение даст созидание. Потому всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению нашей мысли и чувствований, чтоб этим огнём зажечь наши очаги.

Положите в основу единения устремление к истинному знанию, не знающему человеческих разграничений. Но как достичь истинного знания, — спросят нас.

Устремление и Красота будет ключом к нему. Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу. Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававшихся миру. Знание это разлито в каждом проявлении Космоса и лишь разучившись наблюдать космические явления, люди утеряли ключ ко многим тайнам Бытия, которые могли дать им понимание причин всех ныне происходящих бедствий.

Потому, собирая воительниц духа, устремите их к несению этого знания..." (Из письма Е.И. Рерих М.Н. Германовой)

«...Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено первой благовестить о Воскресении.

Перечислить совершённое и вдохновлённое женщиной значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что суждённая эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет самым верным союзником и проповедником этих основ в глубине человеческого сознания?»

«...Лучше других женщина знает стихию огня, ту стихию, с которой связано ближайшее будущее. От древнейших времён к самым современным опытам призывалась женщина. Так и теперь, к самому широкопонятному знанию она призывается, ибо сердцем своим поймёт она, как многоразлично и бережно нужно зажигать огни понимания и отзывчивости».

«...Культура не бурьян и растёт лишь в духовно возделанных садах.

Неотложно действие.

Помните, женщины, помните, матери, жёны и сёстры, сколько прекрасного должно объединять вас. За пределами тесных будней вырастает великий праздник. В нощи уже готовятся и зажигаются светильники, которые будут освещать Великое Восхождение Матери Мира. Прекрасно одухотворение Её Светозарным Покровом.

Женщины, ведь вы соткёте и развернёте знамя мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига.

Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесёте священное слово Культура.

Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!

Привет и поклон вам!» (Н.К. Рерих, «Держава Света», «Женщинам», Нью-Йорк, апрель 1931 г.)

Философское мировоззрение Николая Константиновича Рериха наиболее полно выражено в Учении Живой Этики (Агни Йоге). Оно составлялось Рерихами в сотрудничестве с индийскими духовными Учителями, которое активно развивалось с 1920-х гг. в Индии. Главная роль в написании книг принадлежала Елене Ивановне.

Долгие годы Рерихи вели обширную переписку с многочисленными корреспондентами по вопросам Учения и утверждения Пакта Мира...

Источники:

http://gallery.facets.ru/show.php?id=496

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2630-mater-mira-rerih-opisanie-kartiny.html


Добавить комментарий