Мастер, сын Мастера. К 120-летию со дня рождения учёного-мыслителя, выдающегося художника Святослава Николаевича Рериха

Октябрь 09, 2024 в Культура, просмотров: 188

Философ, писатель, выдающийся художник и общественный деятель с мировым именем — Святослав Николаевич Рерих — родился 23 октября 1904-го года в Петербурге в именитой семье Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих (урождённой Шапошниковой).

Святослав и его старший брат Юрий росли в кругу, где любовь, благорасположенность и единые духовные устремления были основой взаимоотношений. В бившей ключом творческой жизни родителей всегда было множество интереснейших людей — писателей, художников, педагогов, музыкантов, отличавшихся тонким эстетическим вкусом и неординарным мировоззрением. Дом Николая Константиновича и Елены Ивановны был полон предметов искусства — замечательных книг, коллекций фарфора и керамики, живописных полотен старинных мастеров.

Красота во всех её выражениях окружала Святослава буквально с первых шагов жизни. Слово «прекрасно», очень часто звучавшее в домашних разговорах Рерихов, навсегда вошло в его лексикон.

Городские музеи оказывали своё влияние на подростка, приобщая его к искусству. И, конечно же, художественное мастерство отца, за работой которого дети нередко наблюдали целыми днями, явилось одним из самых мощных эстетических переживаний детства.

Святослава с ранних лет потянуло к бумаге и краске. Он начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, готовил декорации к домашним постановкам и даже помогал отцу в работах над театральными эскизами. Пробудился у него интерес и к орнитологии, зоологии и минералогии.

Родители проводили много времени среди природы и учили детей любить и понимать этот всеобщий первоисточник Красоты и Мудрости. В детские и юношеские годы Святослав много ездил с отцом в археологические экспедиции по городам Севера. Эти поездки дарили живое и непосредственное чувство соприкосновения с древним миром, вызывая «трепет веков дальних». Елена Ивановна очень мудро руководила жизнью своих сыновей, всеми силами способствуя развитию их врождённых способностей и интересов, обращая внимание на красоту уникального зодчества и живописи, на необходимость приобретения знаний, взращивания в себе дисциплины, ответственности не только за действия, но и за каждую мысль.

Она растила «плотников незримого собора» — смелых строителей жизни.

С 1913-го по 1916-й год Святослав Николаевич учился в гимназии К.И. Мая, именно там получив первые уроки рисования. С 1916-го по 1918-й год он вместе с семьей живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца.

С 1919-го года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко»«Князь Игорь».

Через год он продолжает архитектурное образование в США — сначала в школе Колумбийского Университета, на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем в Гарвардском Университете, одновременно посещая скульптурное отделение Университета Массачусетса. В это же время пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой.

В Америке Святослав Рерих принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. В 1923-м году, в девятнадцатилетнем возрасте, он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Наряду с выполнением многочисленных обязанностей директора он продолжает занятия живописью; критики отмечают быстрый расцвет его художественного таланта. В Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой. В том же году Святослав Николаевич впервые посещает Индию; здесь он знакомится с наиболее знаменитыми архитектурными шедеврами индийской культуры, с древним и современным искусством этой страны. В Индии он положил начало своей уникальной коллекции произведений восточного искусства, которая, к сожалению, была почти полностью утрачена после его смерти.

В 1924-м году Святослав Рерих возвращается в США и принимает участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Николая Константиновича Рериха. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». Это открывало возможности для их плодотворной научно-исследовательской деятельности. Одновременно Святослав Рерих продолжает совершенствоваться в живописи, много работает. Также он ездит по Европе, посещает знаменитые музеи, сопоставляя произведения европейских мастеров со школой живописи Востока.

Приходят крупные признания на международных выставках. Так, например, в 1925-м году Святославу Николаевичу присуждают высшую награду — Гран-при на выставке в Филадельфии, где экспонировалось около ста его произведений.

... Свой путь художника Святослав Николаевич Рерих начинал как портретист и успел достигнуть в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества всегда было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал.

Только портретов своего отца он написал около 30-ти. Один из них был приобретён Люксембургским музеем в Париже (ту пору Святославу Рериху было 35 лет). Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, но особенно выделяются среди них бесценные облики его родителей.

Даже при кратком знакомстве с картинами Святослава Рериха чувствуется огромный творческий диапазон мастера: помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и во всём проявляет себя как виртуоз и вдохновенный экспериментатор.

В 1931-м году, закончив учёбу, Святослав Николаевич переезжает из США в Индию — в долину Кулу, к своей семье. В Индии Святослав Николаевич принимает активное участие в общественной и культурной жизни. Всё больше и больше своего времени он отдаёт живописи.

Рерих всем сердцем полюбил эту страну, которая стала для него второй родиной. Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утончённость духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. Наряду с пейзажами он пишет много портретов, из которых хочется особо отметить портреты Николая Константиновича Рериха, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича — Девики Рани, известной индийской киноактрисы, на которой он женился в 1945-м году.

Индии по праву принадлежит честь называть Святослава Николаевича Рериха своей национальной гордостью.

Обладание зоркостью проникновения в подлинную сущность вещей и явлений позволяет Святославу Николаевичу обратиться к философскому жанру. Его тематические работы: триптих «Распятое человечество»«Пиета»«Вечная жизнь»«Возлюби ближнего как самого себя»«Вечный зов», «Подвиг», «Победа»«Вечная жизнь» и другие. Синтетичность, симфоничность и светоносность полотен художника, их духовная насыщенность отражают вечные идеалы Мироздания и космическую Красоту.

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских Исследований «Урусвати». Возглавляя работу естественнонаучного отдела, он проводит уникальные изыскания в различных областях естественного знания. Этому способствовал редкостный дар духовного синтеза, которым он обладал.

Круг его научных интересов поражает: орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология!.. Такая многообразная деятельность Рериха-учёного говорит о его несомненной принадлежности к плеяде крупных натуралистов.

В июле 1941-го года, после нападения фашистской Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своём решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой войны Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.

После 1947-го года Святослав Рерих проводит большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством.

«Я рад отметить, что Правительство Индии с симпатией относится к тем целям, которые мы имеем в виду, и одобряет Пакт Рериха. <...> Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте», — писал С.Н. Рерих одному из лидеров Индии Х. Кабиру. Благодаря усилиям Святослава Николаевича в августе 1948-го года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет Святослав Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал особые комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного Человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят своё отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника.

Красота, её суть, её роль в эволюционном развитии человечества и связанные с этим энергетические процессы составляли основу философских взглядов Святослава Рериха: «Понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к Прекрасному станет нашей повседневной молитвой... Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Как художника и мыслителя, его привлекала в первую очередь тайна Красоты рукотворной.

«Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через Весть Красоты, излучающуюся из них. <...> Невыразимая аура славы излучается великим произведением», — рассказывал Святослав Николаевич. — «Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. <...> Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного Человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962-м году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша.

Начиная с 1977-го года, Святослав Николаевич оказывал школе финансовую поддержку. Святослав Рерих хорошо известен как основатель и почётный президент культурно-просветительского Центра Искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972-м году и ставшего отделением местного университета.

Святослав Рерих внёс огромный вклад в развитие советско-индийской дружбы. За выдающиеся заслуги в укреплении культурных связей между двумя странами ему было присвоено звание лауреата Международной премии им. Джавахарлала Неру, и он был награждён высшей наградой Индии — орденом «Падма Бхушан».

Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи не смогли вернуться на Родину, но их сыновья принесли в родные края многогранное творчество родителей. Сначала Юрий Николаевич, а затем Святослав Николаевич организуют в Советском Союзе выставки картин своего отца, публикации его литературных произведений. Святослав Рерих принимает самое активное участие в подготовке празднования 100-летия Н.К. Рериха в 1974-м году и в Индии, и на Родине. Во многих городах Советского Союза многосторонне и торжественно прошли юбилейные мероприятия: выставки, научные конференции, заседания, Круглые столы.

В 1970-80-е годы Святослав Николаевич и Девика Рани не раз посещают Советский Союз, встречаются с деятелями науки и искусства. Во многих городах сотни тысяч людей увидели прекрасные полотна Н.К. и С.Н. Рерихов; Рериховские чтения собирали искусствоведов, писателей, учёных; выходили десятки книг и статей, посвящённых творчеству великой семьи.

В целом, с 1960-х годов можно было наблюдать новую, расширенную спираль всевозрастающего интереса к имени Рерихов в Советском Союзе. Инициировал весь этот процесс Святослав Николаевич Рерих.

В октябре 1989-го года, после встреч с М.С. Горбачёвым и при поддержке инициативы С.Н. Рериха Советом Министров СССР, был организован Советский Фонд Рерихов (СФР), а в ноябре вышло Постановление Совета Министров СССР об образовании общественного Музея имени Н.К. Рериха. Ещё через месяц, в декабре 1989-го года, решением Мосгорисполкома в распоряжение Фонда была передана усадьба Лопухиных, выбранная самим Святославом Николаевичем Рерихом для Музея.

В 1990-м году Святослав Рерих через своё доверенное лицо — Людмилу Васильевну Шапошникову — передал СФР художественно-культурное наследие Н.К. и Е.И. Рерихов. Груз, масса которого составляла более 4-х тонн, включал в себя картины, архив, личные вещи, реликвии, семейную библиотеку. Всё это культурное и научное богатство должно было стать содержанием будущего Центра-Музея.

В 1991-м году, в связи с распадом СССР, Советский Фонд Рерихов был переименован, по личной инициативе С.Н. Рериха, в Международный Центр Рерихов (МЦР), который стал правопреемником Фонда.

Создавая концепцию Музея, Святослав Николаевич следовал принципам Музейона, о котором мечтал его отец. «...Прежде всего, это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремёсел, детских работ. <...> При Центре может быть <...> лекционный концертный зал <...>. Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии Востока и Запада, в том числе, конечно, работы Николая Константиновича и Елены Ивановны», — так представлял работу Центра-Музея Святослав Николаевич.

Всё это, действительно, нашло своё место в Центре-Музее. Он годами излучал свет Культуры далеко за пределы собственного местоположения и являлся признанным живым фокусом культурной жизни. Здесь постоянно проходили научные конференции, выставки художников-космистов, лекции учёных и педагогов, концерты молодых талантов. Из МЦР исходили новые мировоззренческие идеи и новое мышление, основанное на философии космической реальности — Живой Этике.

Идея передвижных выставок картин Рерихов также принадлежит Святославу Николаевичу. С 1991-го года, совместно с рериховскими организациями, Музеями и другими культурными учреждениями, Центр-Музей организовал более 400-т выставок, в том числе и за рубежом.

Один из залов Центра-Музея носит имя Святослава Николаевича. Это гостиная Музея, где помимо концертов классической музыки, проходят творческие встречи, отмечаются памятные даты, связанные с именами Рерихов, и другие события культуры. Здесь читаются лекции, проводятся тематические вечера. Символично, что именно в этом зале происходят наиболее значительные события в жизни Центра-Музея.

... Святослав Николаевич являлся истинным духовным наследником своего великого отца — Николая Константиновича Рериха, и продолжателем его дела.

Он ушёл из жизни 30-го января 1993-го года.

За выдающиеся достижения в области культуры, а также за Вклад в Дело Мира Святослав Рерих был удостоен высоких правительственных наград различных стран.

Исследователь жизни и творчества семьи Рерихов Павел Беликов в своей статье «К 60-летию Святослава Рериха» писал: «Святослав Рерих постиг правду и силу Красоты. Это его ключ не только к законам искусства, но и к законам жизни. Если каждая мысль, каждое чувство, каждое побуждение, каждое действие человека будут иметь своей мерой Красоту — жизнь преобразится. В творчестве художника мы находим и эту преображённую жизнь, и борьбу за её преображение, и торжество разума, и радость любви, и глубокую скорбь о неизбежных жертвах.

Красота и Знание — на этих основах строилась жизнь Святослава Рериха и создавалось его искусство. Он примкнул к той мировой эстафете, которая через многие поколения и многие невзгоды несёт факел Красоты как светоч Знания. Святослав Рерих принял эстафету непосредственно из рук своего отца, Николая Константиновича Рериха. Это большая честь и большая ответственность. И именно ответственностью за творимое проникнуто всё искусство Святослава Рериха. В нём нет пустых мест. В зависимости от взглядов, можно соглашаться или не соглашаться с некоторыми его произведениями, но за ними нельзя не признать права на существование. Все они принадлежат не только искусству высокого мастерства кисти, но и искусству высокого порядка мысли. Эта мысль руководит и жизнью самого художника. Его культурная и общественная деятельность, его большие знания и доброжелательство получили самое широкое признание во многих странах».


Добавить комментарий