Космические миры Чесли Боунстелла

Октябрь 21, 2021 в Культура, просмотров: 47

В начале ХХ века, когда человечество всерьёз задумалось о преодолении земного притяжения и полётах за пределы планеты, в искусстве появилось новое философско-мистическое и эстетическое направление — космизм (в переводе с греческого — «упорядоченный мир»). Учение космистов нашло своё отражение и в живописи. Работы художников, избравших космизм, сконцентрировались на теме космонавтики, исследования дальних миров и утверждения места человека во Вселенной.

Особый интерес представляет творчество выдающегося американского художника, дизайнера и иллюстратора Чесли Боунстелла (Chesley Bonestell), которого называют «отцом современного космического искусства». Его работы существенно повлияли на научно-фантастическое изобразительное искусство стран Европы и стали источником вдохновения американской космической программы.

Чесли Боунстелл родился 1 января 1888 года в Сан-Франциско, штат Калифорния. Его первая астрономическая картина была создана в 1905 году, когда 17-летний Чесли увидел Сатурн через 12-дюймовый телескоп в обсерватории Сан-Хосе. Он бросился домой, чтобы сразу же зарисовать то, что открылось ему в небе. К сожалению, эта картина пропала в огне во время землетрясения 1906 года.

Между 1915 и 1918 гг. Боунстелл выставлял свои литографии на 4-й и 7-й ежегодных выставках Калифорнийского общества гравёров. Приступив к изучению архитектуры в Колумбийском университете в Нью-Йорке, он бросил его на третьем курсе и начал работать в качестве визуализатора и дизайнера в нескольких ведущих архитектурных фирмах того времени. Работая вместе с Уильямом ван Аленом, Боунстелл и Уоррен Стратон разработали фасад Крайслер-билдинг в стиле ар-деко, а также и характерные статуи орлов. (Для справки: Крайслер-билдинг — небоскрёб корпорации Крайслер, один из символов Нью-Йорка, построенный в 1930 году; здание высотой 320 метров расположено в восточной части Манхэттена, на пересечении 42-й улицы и Лексингтон-авеню; в 1930-1931 годах Крайслер-билдинг являлось высочайшим зданием в мире). Тогда же Боунстелл разрабатывал дизайн мемориала «Плимутский камень», здания Верховного суда США, ещё нескольких офисных и жилых зданий в Нью-Йорке и капитолиев нескольких штатов.

Вернувшись обратно на Западное побережье, он участвовал в иллюстрировании основного инженерного проекта для знаменитого висячего моста Золотые Ворота (Golden Gate Bridge). Когда из-за Великой депрессии в Соединённых Штатах не нашлось работы в архитектурной сфере, Боунстелл отправился в Англию, где рисовал архитектурные объекты для «Иллюстрированных лондонских новостей» — первой в мире иллюстрированной еженедельной газеты. В конце 1930-х годов Боунстелл переехал в Голливуд, где работал в качестве художника спецэффектов нескольких фильмов, в том числе «Горбун из Нотр-Дама» (1939 г.), «Гражданин Кейн» (1941 г.) и «Великолепные Эмберсоны» (1942 г.).

Вскоре Боунстелл понял, что может объединить свой опыт в живописи и моделировании архитектурных объектов со своим пожизненным интересом к астрономии. Результатом этого убеждения стала серия изображений Сатурна, наблюдаемого с поверхности нескольких его спутников, опубликованная в журнале «Life» в 1944 году. Ничего подобного публика никогда раньше не видела: картины выглядели так, будто фотографы «Life» были спецрейсом отправлены в космос. Вид Сатурна, обозреваемого с Титана, стал, пожалуй, самым известным астрономическим пейзажем. Картина была создана с использованием глиняных моделей, фотографических трюков и различных техник живописи. В действительности Титан имеет плотный слой атмосферы, поэтому подобный вид Сатурна вряд ли открывается на самом деле.

В дальнейшем Чесли Боунстелл создал ещё ряд подобных картин, опубликованных во многих ведущих журналах мира. Вместе с работами других художников-космистов, эти картины в итоге были собраны в книге «The Conquest of Space» — «Покорение космоса» (1949 г.), созданной в соавторстве с научным писателем Вилли Леем, в честь которого был назван кратер Лей на обратной стороне Луны. Заключительным творческим вкладом Чесли Боунстелла в Голливуде были разработанные им спецэффекты и техническая консультация многочисленных научно-фантастических фильмов Ирвинга Пичела и Джорджа Пала, в том числе «Место назначения — Луна» (1950 г.), «Когда миры столкнутся» (1951 г.), «Война миров» (1953 г.). Начиная с октябрьского выпуска журнала «Astounding Science Fiction» в 1947 году, Боунстелл оформил более 60 обложек научно-фантастических журналов, в первую очередь для «Magazine of Fantasy & Science Fiction» в 1950–1970-е годы. Он также занимался художественным оформлением обложек многочисленных книг.

Когда Вернер фон Браун организовывал для «Collier’s Weekly» симпозиум, посвящённый космоплаванию, он пригласил Чесли Боунстелла для иллюстрирования своих концепций будущих комических путешествий. Тогда было продемонстрировано, что полёты в космос являются делом ближайшего будущего и, с использованием технологий, возможны уже с середины 1950-х годов.

Чесли Боунстелл умер в 1986 году в Кармэле, штат Калифорния, в возрасте 98 лет. Вскоре его имя было присвоено ежегодной художественной премии ASFA. В настоящее время Премия Чесли «За художественные достижения» вручается Ассоциацией художников научной фантастики и фэнтези в знак признания достижений художника-фантаста за всю его карьеру.

Источники:

https://www.livemaster.ru/topic/3504472-article-chesli-bounstell-i-ego-kosmicheskie-kartiny

https://yavarda.ru/chesleybonestell.html

https://zen.yandex.ru/media/id/5d81c922a660d700ae35c8c0/kosmicheskii-hudojnik-chesli-bounstell-5d81d0752beb4900aec61be8


Добавить комментарий