Когда я смотрю на эту картину…

Июнь 19, 2017 в Культура, Мысли вслух, Юлия Приймакова, просмотров: 1824

Древние русские легенды, былины, предания, сказы – какой грандиозный и красочный простор для воображения и фантазии художников-славянистов! Александр Угланов, Борис Ольшанский, Виктор Корольков, Константин Васильев, Андрей Шишкин, Всеволод Иванов, Радомир Сёмочкин, Нонна Кукель, Андрей Клименко относятся к тем «чудо-мастерам», которые не забывают свои корни и подлинную  русскую историю. Славянский мир в их  картинах живёт той  жизнью, которую, называя «языческой», нам  столетиями  пытаются  преподнести  как “дикую и варварскую”. На самом же деле древняя славянская культура отличалась великим своеобразием! Наши предки обладали неисчерпаемой силой духа, природной тягой к созиданию и познанию окружающего мира. Славянская мифология, в XXI веке открываемая буквально по страницам, передаёт потомкам не только сведения об образе жизни пращуров, но и своеобразную концепцию миропонимания, всецело гармоничного человеческого бытия.

«Девы Даарии» (Александр Угланов). Посмотрите: молодые незамужние девушки в одеждах, столь же светлых, как их целомудренные души, пребывают в гармоничном единстве с Природой. К ним без опаски летят птицы и бабочки, деревья щедро делятся с ними целебным соком, к их рукам склоняются цветы и травы. Девы Даарии встречают благое расположение внешних сил, общаются с духами Природы и готовятся стать жёнами. В сторону их берега плывут княжеские ладьи под багряными парусами; над водой несётся неслышимый зов душ юношей, которые так же готовы к воссоединению с девушками, к созданию семей, к продолжению рода. Они с отрочества взращивали себя для этого события, придя к нему со Знанием.

Александр Угланов удивительно тонко изобразил кроткое достоинство девушек, их умиротворённые лица, их родовое единство, понимание и чувствование друг друга без слов. Обратите внимание: между собой они не говорят, взор каждой будто обращён внутрь себя – и в то же время исходит вовне, созерцает все формы сущего. Кажется даже, что они  молятся… Невольно вспоминаются строчки Марии Семёновой: «…А Мудрость по праву досталась Жёнам, чтобы вручали предков заветы детям, в любви и ласке рождённым, — отблеск нетленный вечного Света…»

«Пробуждение» (Александр Угланов). Когда я смотрю на эту картину, мне кажется, будто я неостановимо погружаюсь в изображённый на ней мир, ощущаю свежие запахи цветущих деревьев – и снега, слышу плеск волны и потрескивание ледяной кромки… Полотно наполнено огромным содержанием. В образе бурого медведя, как я предполагаю, показано символическое пробуждение духа славян. Могучее, большеголовое животное лежит в основании пирамидальной деревянной хоромины, словно создавая нерушимый фундамент, основу человеческого жилища. От этого сразу пропадает ощущение хрупкости деревянных стен. Медведь источает мощную волну тепла и Жизни, сущность его настолько сильна, что своей энергетикой меняет, активизирует времена года. Солнце загорается ярче, его свет почти слепит, но всё же можно разглядеть мужской силуэт с кием в руках и сопровождающих его белых лебедей. На крыльях своих несут они радость и процветание всему живому!

Хоромину огибает река жизни, освободившаяся от льда, и по ней уже плывёт русич в резной деревянной лодке. Он уверенно правит веслом, управляя своим движением, задавая ему верный курс. Приглядитесь: крышу украшает свати – знак, символизирующий движение жизни на Земле, а также вращение Земли вокруг Ярилы-Солнца. Свати обозначает ещё и четыре стороны света, и четыре реки, делящие Даарию на области, в которых жили Народы Великой Расы. Эти же знаки видны в белом дыму из печной трубы: они уходят ввысь, расправляя свои рукава-лучи…

Ослепительная сила Ярилы-Солнца и его покровительство подчёркивает торжество Добра и Жизни над сковывающим холодом иного начала – Зимы. В гаснущих сполохах северного сияния, в зеленоватом свете Луны виден безликий женский образ, который сопровождают волки, олени и вороны. Они ещё чувствуют в себе силу, но уже знают, что их час прошёл… Они тают под волной человеческого тепла, соединённого с могуществом открывающего глаза медведя. Изображённые на полотне люди дружны с силами природы, сердечно восхваляют и благодарят их за благой союз. И, сколько бы ни пришлось вытерпеть от Зимы, в людях всё равно нет агрессивного противостояния негативным проявлениям окружающего их мира: они просто принимают ход вещей, реагируют с мудрой терпимостью, посильно стараясь  приблизить всеобщее пробуждение для  продолжения Жизни.

«Священный источник» (Александр Угланов). Когда я смотрю на эту картину, я всякий раз восхищаюсь мудростью наших предков, умевших видеть в Человеке проявление божественного начала в природе. В понимании древних славян Человек был сотворцом постоянно протекающих Космических процессов. От  его участия  напрямую зависел результат осуществляющихся перемен, сохранение равновесия между частями божественной силы. Поэтому буквально каждое физическое действие, совершаемое Человеком даже в чисто утилитарных целях, становилось актом Космическим, призванным (и способным!) поддержать существование и устойчивость Мира.

Стоит лишь взглянуть на изображённый здесь терем. Он словно кружевной, и так похож на тысячелетние дубы на противоположном берегу реки!.. А почему похож? Потому, что это и было задачей древних зодчих – соединиться с окружающим пространством, вписаться в него, не нарушив Гармонии.  Вдумайтесь только, какое огромное значение имела постройка жилья! Мелочей в этом деле не было и быть не могло, даже самая крошечная деталь заключала в себе колоссальный смысл. На мощных сваях вырезаны лики богов-покровителей, над окнами раскинул деревянные крылья резной филин, на коньке крыши держит над головой звезду русалка, на другом скате гордо выпрямился волк, а над ним видна вещая Птица Алконост. Или Стратим?..  Эта человеческая постройка не нарушает гармоничности тихой речной заводи, она настолько естественна, что кажется выросшей прямо из земли подобно дереву или цветку. К этому и стремились наши предки. Для благополучного исхода им требовалось точно воспроизвести все события мифа, служившего первообразом. Поэтому строительство жилья следовало определённому сценарию, соответствуя однажды свершившимся и с тех пор постоянно повторяющимся Вселенским событиям. Возводя дом, Человек выступал творцом не только собственной жизни и судьбы: он в буквальном смысле творил и определял будущее мира…

На полотне изображена мудрая жизнь мудрой общины: размеренный, несуетный быт, сознательное обращение к Священному источнику, от века бьющему у корней дубов. Дуб – символ центра мира, его сакральная ось, с которой по-своему связаны все прочие живые существа. Они тянутся к ней, черпая силу, испрашивая совета и наставления. Недаром изображённые дубы имеют лики – не вырезанные людьми, а проявившиеся на стволах чудесным образом! В этом выражается покровительство высших сил: они благословляют, ведут за собой, возводят на новый уровень Знания.

«Хоромы Солнца» (Александр Угланов). Мне кажется, что это полотно светится настоящим, горячим солнечным светом!.. Оно будто зовёт: «Раскрой глаза! Потянись к Солнцу! Узри Красоту!»

Раскинулось широкое поле-Жизнь, и идёт по нему пробудившаяся, озарённая девушка, которая уже утвердилась в своём служении силам Света. Её одежды ослепительно белы, как и её дух. Длинные русые волосы свободно скользят по спине: нет препон её мудрым исканиям… Этой девушке больше не нужна помощь спутников. Наоборот – она теперь сама ведёт в поводу свою белую лошадь, на которой когда-то ездила верхом.

Над девушкой кружит троица белых лебедей, посланников Свыше, сопровождающих её на пути к Солнцу. Его божественное жилище — фантастические резные хоромы пирамидальной формы – предстали глазам девушки во всей красе. Ей здесь рады, её ждут! Небожители, силуэты которых проявлены  справа и слева от центрального купола, с музыкой и танцами прославляют щедрость Солнца и его горячую любовь ко всему живому, благодарят за Жизнь.  Хоромы венчает кружевное коло — символ вечного Космического движения и развития.

… Выбор бывает очень труден, но пробудившийся Человек всё же посвящает себя служению Светлым силам. Он приходит к этому сознательно, он готов выполнять свою миссию, пройдя определённые этапы эволюции, усвоив положенные ему уроки, приобретя необходимый жизненный опыт…

 «Хоромы Макоши» (Александр Угланов). Прекрасна богиня Макошь – Небесная Пряха, хозяйка счастливого жребия, вместе с дочерьми Долей и Недолей плетущая Нити Судеб людей и Богов! Знает великая Макошь тайны прежних жизней и новых воплощений, подвластны ей в равной мере и жизнь, и смерть. Хранит она перекрёстки мироздания, соединяет мостами надзвёздные берега… Если не взглянет Макошь милостивым взглядом на хозяйство людское, то не жди в доме ни хорошего прибытка, ни достатка, при прибавления в семье, ни обильного урожая. Да только не случится подобное никогда с сильными духом, с пути не сходящими, из последних сил стремящимися к мечте, рук не опускающими. Милостива к таким Макошь, всегда посылает она им удачу и привечает в хоромах своих  красных-прекрасных!

Она нити прядёт,

В клубок сматывает,

Не простые нити – волшебные.

Из тех нитей сплетается

наша жизнь –

от завязки-рожденья и до конца,

до последней развязки-смертушки.

Вздымает она, добрая хозяйка, руки свои к небу, улыбается, величая Жизнь. Вечен её труд, бесконечно воплощение людских душ на земле. Переплывают они с берега на берег, задерживаются на мостах и в башнях резных хором. Иные – на час, иные – на целую вечность… У всякого – свой урок.

Покутные Нити Судеб прядёт богиня Макошь, связывающие человека с плодами его трудов – злых или добрых. И люди, воплощённые на тверди земной, продолжают её дело. Мудрые женщины прядут-рукодельничают, продлевают род человеческий, являясь образом великой Макоши на земле. Сопричастны земные женщины к плетению судеб, постигли они суть Небесного в земном проявлении. Вертится колесо прялки, жужжит, не останавливается… Тянется прочная нить, давая надежду на вечное воплощение, вечное действие и вечное Бытие…

 «Берегиня Святой Руси» (Александр Угланов). Когда я смотрю на эту картину, я радуюсь! Яркой синевы небо выступает над облаками, освещаемыми восходящим солнцем… Как же давно мы тоскуем по чистому синему цвету, развёрнутому щедрым полотном!.. Рассвет. «Свет Ра»… От его лучей облака стали нежно-розовыми, словно впитавшими зарю. Выплывая из далёких высот, лебеди кружат по ходу движения Вселенной. Кажется, это образы чистых людских душ. На переднем плане они готовятся к земному воплощению и обретают вид юных девушек. Каждая из них наделена особым даром, предназначенным жителям белокаменного града на реке.

Между Небом и земной твердью — Берегиня Святой Руси. Она соединяет земное с Небесным: руки её покрывают благословением миры горний и дольний. Она – здесь, с нами. Не убоимся же трудностей и встретим свой рассвет!

Юлия Приймакова,

член Центра Гражданских Инициатив «Звезда Крама»


Добавить комментарий