Книги-юбиляры: 65 лет назад вышла в свет повесть «Старик и море»
Апрель 21, 2017 в Книги, Культура, просмотров: 993
«Ни одна хорошая книга никогда не была написана так, чтобы символы в ней были придуманы заранее и вставлены в неё… Я старался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их достаточно хорошо и достаточно правдиво, они могут значить многое» (Эрнест Хемингуэй, 1954 г.)
Хемингуэя до сих пор называют американским писателем номер один. Безусловный классик, по-своему повлиявший на всю современную литературу Америки, он в любой своей книге приглашает читателя к вдумчивому созерцанию, к размышлению на серьёзные философские темы. «Старик и море» (1952 г.) — это история о трудном пути Человека, каждый день ведущего борьбу за жизнь и вместе с тем стремящегося существовать в гармонии с огромной и прекрасной Стихией. «Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нём дурно, но всегда как о женщине, в женском роде…»
Повесть стала последним прижизненно опубликованным художественным произведением Хемингуэя. Щемящая, бездонная, она принесла автору Пулитцеровскую премию и сыграла решающую роль в присуждении ему звания Нобелевского лауреата.
«Старик и море» (отрывок из повести)
«… — Рыба, — позвал он тихонько, — я с тобой не расстанусь, пока не умру.
«Да и она со мной, верно, не расстанется», — подумал старик и стал дожидаться утра. В этот предрассветный час было холодно, и он прижался к доскам, чтобы хоть немножко согреться. «Если она терпит, значит, и я стерплю».
И заря осветила натянутую лесу, уходящую в глубину моря. Лодка двигалась вперёд неустанно, и когда над горизонтом появился краешек солнца, свет его упал на правое плечо старика.
— Она плывёт к северу, — сказал старик. – А течение, наверное, отнесло нас далеко на восток. Хотел бы я, чтобы она повернула по течению. Это означало бы, что она устала.
Но когда солнце поднялось выше, старик понял, что рыба и не думала уставать. Одно лишь было отрадно: уклон, под которым леса уходила в воду, показывал, что рыба плыла теперь на меньшей глубине. Это отнюдь не означало, что она непременно вынырнет на поверхность. Однако вынырнуть она всё же могла.
— Господи, заставь её вынырнуть! – сказал старик. – У меня хватит бечевы, чтобы с ней справиться.
«Может быть, если мне удастся немножко усилить тягу, ей будет больно и она выпрыгнет, — подумал старик. – Теперь, когда стало светло, пусть она выпрыгнет. Тогда пузыри, которые у неё идут вдоль хребта, наполнятся воздухом, и она не сможет больше уйти в глубину, чтобы там умереть».
Он попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так была натянута до отказа, и когда он откинулся назад, чтобы натянуть её ещё крепче, она больно врезалась в спину, и он понял, что у него ничего не выйдет. «А дёргать нельзя, — подумал он. – Каждый рывок расширяет рану, которую нанёс ей крючок, и если рыба вынырнет, крючок может вырваться совсем. Во всяком случае, я чувствую себя лучше теперь, когда светит солнце, и на этот раз мне не надо на него смотреть».
Лесу опутали жёлтые водоросли, но старик был рад им, потому что они задерживали ход лодки. Это были те самые жёлтые водоросли, которые так светились ночью.
— Рыба, — сказал он, — я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер.
«Будем надеяться, что мне это удастся», — подумал он.
С севера к лодке приблизилась маленькая птичка. Она летела низко над водой. Старик видел, что она очень устала.
Птица села на корму отдохнуть. Потом она покружилась у старика над головой и уселась на бечеву, где ей было удобнее.
— Сколько тебе лет? – спросил её старик. – Наверно, это твоё первое путешествие?
Птица посмотрела на него в ответ. Она слишком устала, чтобы проверить, достаточно ли прочна бечева, и лишь покачивалась, обхватив её своими нежными лапками.
— Не бойся, верёвка натянута крепко, — заверил её старик. – Даже слишком крепко. Тебе не полагалось бы так уставать в безветренную ночь. Ах, не те нынче пошли птицы!
«А вот ястребы, — подумал он, — выходят в море нам навстречу». Но он не сказал этого птице, да она всё равно его бы не поняла. Ничего, сама скоро узнает про ястребов.
— Отдохни хорошенько, маленькая птичка, — сказал он. – А потом лети к берегу и борись, как борется каждый человек, птица или рыба…»
(Рекомендуем к просмотру мультфильм «Старик и море», реж. Александр Петров, 1999 г.)