К 105-летию со дня рождения Виктора Драгунского: «Денискины рассказы»
Январь 29, 2018 в Книги, Культура, просмотров: 1024
Виктор Юзефович Драгунский (1913 — 1972 гг.) был актёром, режиссёром, журналистом. С 1940 года он выступал как автор фельетонов и юмористических рассказов, песен и интермедий, юмористических сценок для эстрады и цирка. Как детский писатель Виктор Драгунский известен своими рассказами, объединёнными под общим названием «Денискины рассказы», которые он создавал с 1959 года: «Он живой и светится…», «Заколдованная буква», «Сражение у Чистой речки», «Слава Ивана Козловского», «Куриный бульон», «Расскажите мне про Сингапур», «Англичанин Павля», «Третье место в стиле баттерфляй», «Человек с голубым лицом», «Девочка на шаре» и др. Виктором Юзефовичем Драгунским написано более ста рассказов, две повести и пять киносценариев.
«Драгунский замечательно умеет придумывать своим рассказам весёлые и загадочные названия: „Зелёнчатые леопарды“, „Ни пиф, ни паф“, „Поют колёса тра-та-та-та“ и другие. И сами его рассказы яркие и броские. Постоянный герой их — Дениска, современный городской мальчик, наивный, доверчивый, любопытный и уже много по-детски знающий. С помощью Дениски и его друзей писатель вводит Денискиных ровесников в добрый и светлый мир их забот и открытий, а взрослым даёт возможность заглянуть во внутренний мир ребёнка и услышать из его уст оценку своих взрослых дел и поступков. Драгунский увлечённо рисует фантазию ребёнка. Его рассказы овеяны симпатией к своим героям, полны юмора и доброй иронии» («Книги — детям», М., 1972 г., с 128-129) В своих рассказах Виктор Юзефович поднимает большие нравственные проблемы.
Светлые, оптимистичные произведения писателя воспитывают детей, утверждая в их характерах справедливость и честность, верность слову, требовательность к себе и товарищам.
Вслед за Николаем Носовым Виктор Драгунский внёс достойный вклад в развитие детской юмористической книги.
«ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ»:
«Третье место в стиле баттерфляй»
Когда я шёл домой из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они весёлые, и нравилось, что не жарко на улице, и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, — он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернётся?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда вошёл в комнату, мама сразу спросила:
— Ты что так сияешь?
Я сказал:
— А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
— Это какое же?
— Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй…
Папа сказал:
— Ну и как?
— Третье место! — сказал я.
Папа прямо весь расцвёл.
— Ну да? — сказал он. — Вот здорово! — Он отложил в сторону газету. — Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня ещё лучше настроение стало.
— А кто же первое занял? — спросил папа.
Я ответил:
— Первое место занял Вовка, он давно уже умеет плавать. Ему это нетрудно было…
— Ай да Вовка! — сказал папа. — Так, а кто же занял второе место?
— А второе, — сказал я, — занял рыженький один мальчишка, не знаю, как зовут. На лягушонка похож, особенно в воде…
— А ты, значит, вышел на третье? — Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. — Ну, что ж, — сказал он, — всё-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну, а кто же на четвёртом остался? Кто занял четвёртое?
Я сказал:
— Четвёртое место никто не занял.
Он очень удивился:
— Это как же?
Я сказал:
— Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Вовка — первое, рыжий лягушонок — второе, а мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!
Папа сказал:
— Ах, вот оно что… Всё понятно!..
И он снова уткнулся в газету.
А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
1966 г.