Из писем Елены Рерих

Февраль 07, 2018 в Книги, Культура, Мысли вслух, просмотров: 502

«… Я всегда рада разъяснить, насколько это в моих силах, недоразумения, возникшие в связи с Учением, потому постараюсь ответить на смущающие Вас вопросы…

Так, Вы пишете, что в «Чаше Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и безличного. Это утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в письмах Великих Учителей, Вы не найдёте отрицания безличного Бога. Возможно, что недоразумение это возникло просто из-за неправильного наименования. Ибо что есть этот безличный Бог? Не является ли он тем божественным, неизменным и беспредельным Принципом или Непознаваемой Причиной всего Сущего, который словами Апостолов Иоанна и Павла и в трудах первых великих Отцов Христианства определён как «Бог Невидимый и Непознаваемый». Не читаем ли мы в Евангелии от Иоанна (гл.1, ст.18): «Бога не видел никто никогда», и те же самые слова, повторённые и в его послании (гл.4, ст.1). Много указаний в Библии на «Бога Невидимого» и на огненную природу этого Бога. Так во Второзаконии (гл.4, ст.24) Моисей говорит: «Бог есть огнь поядающий». Очень советую Вам прочесть труды великого Оригена, этого Светоча истинного Учения Христианства. Между прочим, Западная Церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещённые церковники поняли, что они зашли в тупик со своими мертвящими догмами и не удержать им своего влияния под напором нового сознания масс, требующего, прежде всего, логичности и жизненности законов. Так, Ориген в своём труде «О началах» утверждает: «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная Природа, недопускающая в себе никакой сложности. Он есть ум и в то же время Источник, от которого получают начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается всё то, что называется „сложным“, существовали раньше самого начала». Разве возможно яснее утвердить понятие Бога, как чистейшего, однородного Принципа или Начала Всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и Отца Христианской Церкви? Так же разве не сказано, что Бог вездесущ, всемогущ и что «всё в Нём движется и дышит, и имеет Бытие»? Всё это имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мёртвую букву Писаний, часто искажённых неверным переводом, и предвзятость суждения, сложенного рабством мысли, на протяжении веков находящейся в тисках христианских догм, то мы увидим, насколько все религии, все Учения древности полагали в основу величественную, вечно непознаваемую Причину всего Сущего и поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране. Христианский мир избрал для Высшего Понятия слово Бог, потому зачем искать новое определительное для этого Величественного понятия? Ведь с этим словом христианский мир веками связывал всё самое Высокое, всё самое Прекрасное, доступное его сознанию, потому и в книгах Учения этот Непознаваемый и Беспредельный Принцип, или Начало, часто обозначается словом Бог. Ведь сказано: «Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе», также сказано: «Отец мой и Отец ваш». Именно это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог Махатм есть Бог Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно, «всё в Нём движется и имеет Бытие», также и в Агни Йоге сказано: «Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва». Истинно, они не понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум своими силами не может постичь самого Бога, но познаёт Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной». Лучше сказать нельзя. Да, величественно было представление великих умов древности об этом Непостижимом Начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на строительство или разрушение.

Не забудем также, что все древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на эзотерическую для народа. Именно много осложнилось в нашей христианской религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к пониманию Учения Христа, полного Эзотеризма, о чём в Евангелии имеются неоднократные подтверждения в словах самого Христа.

… Задумайтесь, насколько понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях человеческой эволюции? Оно растёт и ширится по мере роста сознания, но люди обычно упускают из виду эволюцию этого понятия. Ибо косное большинство всегда плетётся в хвосте и следует раз установленным догмам.

Ведь если допустить существование Всемогущего, Вселюбящего, Всемилосердного и Всеведающего Бога в облике Существа, то должны запросить его, почему Всемогущий и Вселюбящий Правитель всей Вселенной допускает столько вопиющей жестокости и несправедливости? Почему вся Природа существует поеданием друг друга? Ведь никто не станет отрицать, что мир, как он есть сейчас, отвратителен. Именно и есть настоящий Ад? Не будем скрывать от себя, что если несчастен человек, довольствующийся лишь материальными благами, то ещё несчастнее судьба человека, осмеливающегося выступить и требовать справедливости и чего-то высшего, нежели животные, материальные наслаждения.

Разве не видит Всевидящий Бог, как погибают миллионы миллионов его созданий в виде людей и прочих тварей? Можем ли мы вдохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи малейших жизней? Каждый момент нашей жизни, каждое дыхание несёт смерть миллионам. Почему должны они умирать, почему нужна их смерть? Несомненно, найдутся люди, которые станут уверять, что всё это создано Богом для нашего испытания и что зло ведёт к добру, но всё это неудовлетворительно. Ибо мы видим, как зло заразительно, и если бы не отдельные высшие сознания, то давно волна зла затопила бы мир. Неужели ради этих нескольких сознаний, оказавшихся победителями в этой жестокой и непрекращающейся борьбе, Бог захотел видеть неисчислимые страдания биллионов людей на протяжении нескончаемых веков? Почему такая несправедливость в условиях рождения, налагающих свою печать на всю последующую жизнь нашу? Где же Всемилосердие, Всеведение и Всемогущество? Разве не мог Он в силу этих свойств создать более высокую и совершенную Природу? Зачем понадобилось ему созерцание этого неустанного самоистребления и выживания наиболее приспособленного и сильного? Нет, невозможно примирить существующее положение вещей с Провидением Всемилосердного, Всеведущего и Всемогущего Бога, преподанного нам церковью. Потому нужно очень просмотреть все понятия о Боге. Потому пора обратиться к Учениям Востока и умам, их давшим, и признать в них наших Учителей. Именно Восток от «Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, пришёл к высшим идеям о божестве, и в Непостигаемом Абсолюте найдено было объединение всей Вселенной», так говорит Свами Вивекананда, ибо Абсолют этот вмещает в себе всё конечное и бесконечное, всё проявленное и непроявленное, и дальше этого Всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может. Потому все величайшие Учителя человечества никогда не поощряли прений о Непознаваемой Причине. Она принималась как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Ибо, если мы начнём ограничивать Абсолют нашими представлениями, Он перестанет быть Абсолютом и станет ограниченным. Поэтому Абсолют непостижим. Ведь Абсолют вмещает беспредельность. Но кто задумывается над этим грандиозным и страшным понятием Беспредельности? Потому мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта. Но так как все мы частицы этого Абсолюта и каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность. «Веды» говорят: «Он — Сущность твоей Души. Он — Истина. Он — Я. Ты — Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не скажем ли мы, что проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны…

Из письма А.И. Клизовскому,

автору трёхтомника «Основы Миропонимания Новой Эпохи»

12.02.1935 г.


Добавить комментарий