Историческая кинопанорама: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!»

Март 30, 2020 в Маргарита Серебрянская, Культура, Кино, просмотров: 892

Что такое «кинофестиваль»? Это фестиваль произведений кинематографического искусства. Согласно традиции, кинофестиваль сопровождается публичным показом большого количества художественных и документальных фильмов и прибытием их создателей. В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатам которого вручаются призы (Гран-при, Приз зрительских симпатий и другие). Результаты конкурса обычно оценивает компетентное жюри. В ряде случаев проводится голосование экспертов.

С первых лет существования кинематографа, как вида искусства, не раз вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — кассовый сбор с его широкого проката. Зрительское голосование покупкой билетов — безусловно, весомая оценка качества фильма. Однако считать этот показатель единственно верным было бы большой ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях: одни широко разрекламированы и анонсированы, для других даже не изготовляется качественных афиш; одни фильмы блещут именами «звёзд» — другие делаются начинающими кинематографистами, которым не по карману приглашение известных актёров. Есть ещё целый ряд психологических факторов, которые влияют на финансовые показатели фильма. Кроме того, условия широкого проката во всех странах разные, поэтому сопоставить результаты сборов бывает трудно. Очевидно, что и национальные, и культурные особенности могут серьёзно повлиять на популярность фильма. А помимо всего, сбор с проката может подчеркнуть лишь общий успех фильма, но не творческий вклад отдельных членов съёмочной группы.

Для решения перечисленных проблем оценки кино, в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, присуждается определённое количество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить уровень творческой работы членов съёмочных групп. Кинопремии, в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, однако их задачи — те же. Конечно, ни один кинофестиваль не может претендовать на бесспорную объективность оценок, но у каждого фестиваля со временем складывается своя особая — легковесная или авторитетная — репутация, выделяются некие направления киноискусства, особо поощряемые (или, напротив, не поощряемые) данным кинофестивалем. Существуют также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои стилистические либо жанровые предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль и по его итогам ориентироваться в лучших фильмах текущего года.

Наиболее престижными кинофестивалями являются смотры с конкурсной программой, имеющие аккредитацию Международной Федерации Ассоциаций кинопродюсеров (франц. — Federation International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF). Для того, чтобы получить аккредитацию, кинофестиваль должен соответствовать нескольким важным критериям: быть международным; проводиться ежегодно; пользоваться поддержкой местной киноиндустрии; в конкурсе не должно быть фильмов, которые ранее участвовали в других фестивалях. Кроме того, в одной стране может быть только один подобный фестиваль.

На сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют пятнадцать международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов. Среди них — Московский международный кинофестивальБерлинский кинофестивальКаннский кинофестивальШанхайский кинофестивальКинофестиваль в Карловых ВарахВенецианский кинофестивальВаршавский кинофестивальКаирский кинофестиваль и другие. Также аккредитованы пять кинофестивалей короткометражного и документального кино. Это — кинофестивали в Тампере, в Оберхаузене, в Кракове, в Бильбао и в Санкт-Петербурге. Кроме того, аккредитацию имеют четыре неконкурсных фестиваля игровых фильмов и 28 конкурсных фестивалей специализированных игровых фильмов. В общей сложности, аккредитацию FIAPF имеет 51 мировой фестиваль.

... Первые Международные кинофестивали возникли в 1930-е годы.

В 1932 году в Венеции открылся Международный кинофестиваль — так называемый Венецианский бьеннале, положивший начало традиции больших международных киносмотров.

На этом фестивале необычайный успех выпал на долю советского художественного фильма «Путёвка в жизнь». Это драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне ОГПУ имени Г. Ягоды под руководством М.С. Погребинского в первые годы советской власти. По сюжету, в Москве орудует шайка Жигана — одна из многочисленных шаек беспризорников. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, поймано около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детдомов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение — отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Николай Иванович Сергеев предлагает другой выход: создать для таких трудовую коммуну. Ребята будут там работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами. Они будут кормить себя сами. Не воровством, а — работой... Добрые намерения, как всегда, хороши лишь в теории. На суровой практике бывшие беспризорники далеко-далеко не сразу становятся честными работягами...

«Путёвка в жизнь» — первый советский художественный звуковой фильм. Премьера состоялась 1 июня 1931 года в снятом в аренду киностудией «Межрабпомфильм» Большом зале Московской консерватории. В 1932 году, после получения награды Международного кинофестиваля в Венеции, фильм прошёл по экранам 107 стран мира и принёс советскому кинематографу международную известность. 26 стран закупили «Путёвку в жизнь» для широкого проката и показа в ученических аудиториях.

Спустя два года в Венеции с успехом демонстрировалось уже четыре советских фильма — «Весёлые ребята» (1934 г., реж. Г. Александров), «Петербургская ночь» (1934 г., реж. Г. Рошаль и В. Строева), «Гроза» (1934 г., реж. В. Петров) и документальный репортаж о ледовой эпопее ледокольного парохода «Челюскин» (1934 г., оператор Аркадий Шафран).

В 1935 году Первый Международный кинофестиваль состоялся в Москве. Он оказался подлинным триумфом советского киноискусства — компетентное жюри во главе с Сергеем Эйзенштейном присудило Первый приз киностудии «Ленфильм», только что создавшей «Чапаева» (реж. братья Васильевы), «Крестьян» (реж. Ф. Эрмлер) и «Юность Максима» (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг).

Об этом смотре кино, состоявшемся в Москве ещё в середине 1930-х годов, написано, к сожалению, мало. А ведь принципы этого исторического смотра были очень плодотворны — в Организационном комитете и жюри фестиваля работали Всеволод Пудовкин, Александр Довженко и другие талантливейшие кинематографисты...

И награды Первого Московского кинофестиваля полностью соответствовали его задачам и принципам. В решении жюри отмечалось, что премии получили фильмы, «... утверждающие реалистический стиль кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссёрского мастерства, актёрской игры и операторской работы».

Почётных наград на этом фестивале удостоились французский кинорежиссёр Рене Клэр — за фильм «Последний миллиардер» (1934 г.), а также мультипликации Уолта Диснея.

После Венеции и Москвы фестивальная «эстафета» перешла к французскому городу Канн, где 1 сентября 1939 года должно было состояться торжественное открытие ещё одного Международного кинофестиваля. Но именно в этот день в Европе разразилась Вторая мировая война, и фестиваль в Канне состоялся лишь спустя семь лет — в сентябре 1946 года.

На этот первый послевоенный кинофестиваль прибыла представительная делегация советских кинематографистов. В Канне был впервые показан и горячо принят фильм Фридриха Эрмлера «Великий перелом» (1945 г.). В центре повествования находится командный состав Красной армии; в нём детально показано советское военное искусство, отсюда и рабочее название фильма — «Генерал армии». Картина была поставлена при содействии штаба и участии войск Ленинградского фронта. Как вспоминали режиссёр Фридрих Эрмлер и киносценарист Борис Чирсков, замысел фильма, посвящённого собирательному образу «советского полководца», появился у них в феврале 1942 года, после разгрома немецких войск под Москвой. Эта первая великая победа Красной армии тогда казалась настоящим чудом, и создатели рассчитывали в своём будущем фильме попытаться объяснить, каким образом были достигнуты столь значимые военные успехи.

Больше года прошло у них в малоудачных попытках «сочинить» образцового советского полководца. Постепенно они примирились с сознанием того, что взялись за невыполнимую задачу, и перешли к другим работам, но позже всё-таки вернулись к своему замыслу. Вызвано это было началом и итогами Сталинградской битвы, которая явилась ответом на интересовавшую их тему, а также на продуктивные поиски её разрешения: «Выдвинулись люди, которые должны были стать прототипами наших героев, — на весь мир прозвучали имена победоносных полководцев. В полной драматизма обороне и в законченных образах наступательной операции угадывался нужный нам сюжет».

В этой картине о Сталинградском сражении зрители кинофестиваля впервые увидели советских солдат и офицеров — тех самых, которые освободили Европу от фашизма. В ту пору на Западе ещё никто не осмеливался ставить под сомнение их подвиг — последние залпы в Берлине прогремели ещё совсем недавно.

В 1950-е годы возродился кинофестиваль в Венеции. Именно здесь получили первое общественное признание фильмы неореалистического направления, ставшие событием не только в итальянском кинематографе, но и в мировом киноискусстве. Пионеры итальянского неореализма — молодые итальянские кинорежиссёры, которые в Римской киношколе десятки раз просматривали случайно попавшие в фильмотеку (но, разумеется, запрещённые фашистским режимом) две-три советские киноленты, смогли, наконец, воочию увидеть деятелей советского кино, а позже и самого Всеволода Илларионовича Пудовкина, которого они считали своим учителем. Ведь среди попавших в фильмотеку Римской киношколы советских кинокартин особое впечатление произвели на них «Мать» (1926 г.) и «Потомок Чингисхана» (1928 г.). Преподаватель киношколы Умберто Барбаро ещё в 1930-е годы переводил на итальянский язык статьи и книги Всеволода Пудовкина.

Итальянские зрители и творческая интеллигенция смогли на фестивалях в Венеции после войны впервые открыть для себя на ретроспективных просмотрах многие советские фильмы 1930-40-х годов. Это «Чапаев» братьев Васильевых, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица, «Радуга» М. Донского, «Берлин» Ю. Райзмана, «Человек № 217» М. Ромма и другие.

Правда, уже через несколько лет атмосфера на Венецианском кинофестивале изменилась. Те, кто финансировал проведение фестиваля и кто стремился направить итальянское кино совсем по другому руслу, чем этого хотели прогрессивные итальянские художники, постарались вытеснить неореалистов с Венецианского бьеннале.

Интерес к киноискусству, с особой силой пробудившийся во всём мире после войны, способствовал появлению всё новых и новых кинематографических смотров в разных странах — Международные кинофестивали художественных фильмов стали проводиться в Эдинбурге, в Западном Берлине, Локарно, Сан-Себастьяне, Сан-Франциско и Мардель-Плато, в Мельбурне и Дамаске, в Акапулько и Пизаро.

Возникли Международные кинофестивали по различным видам кинематографа — детского, документального, научно-популярного, мультипликационного, стали проводиться смотры любительских и спортивных фильмов, научных и авиационных, туристских и этнографических...

Особую известность приобрели фестивали в Лейпциге и Кракове, где уже много лет происходило творческое соревнование прогрессивных кинодокументалистов всего мира.

В послевоенные годы родился Международный фестиваль, выступивший под девизом «За мир, за нового человека, за более совершенное человечество» — Кинофестиваль в Чехословакии, который поначалу проводился в Марианских-Лазнях, а потом обрёл постоянную «прописку» в соседних Карловых Варах.

Этот фестиваль, следуя своему девизу, сразу же предложил совсем новую, отличающуюся от других программу: широкий доступ молодых кинематографий, поддержку самых прогрессивных тенденций экрана.

Среди советских фильмов, получивших в разные годы главные Призы на этом смотре — «Тихий Дон» Сергея Герасимова, «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Шестое июля» Юлия Карасика, «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого.

В конце 1950-х годов советская кинематография одержала ряд крупных побед на смотрах мирового киноискусства. Летом 1958 года в Каннах высшую награду — Большую пальмовую ветвь — получил фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова, заставивший широкую кинематографическую общественность говорить о принципиально новом явлении кинематографического искусства.

«Сорок первый» и «Баллада о солдате» Г. Чухрая, ставшие призёрами Каннского кинофестиваля в 1957 и в 1959 годах, а также «Дом, в котором я живу» Л. Кулиджанова и Я. Сегеля, удостоенный одной из главных премий на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, заставили западного зрителя по-новому оценить творческие возможности советского кинематографа.

Эти фильмы открыли ему совершенно новый мир — мир настоящего Человека, явственные приметы истинного гуманизма.

Именно в эти годы Москва стала форумом мирового прогрессивного киноискусства: летом 1959 года здесь вновь открылся Международный кинофестиваль, привлекший внимание кинематографистов всего мира.

Каким должен был стать этот фестиваль? В чём предполагалось его отличие от всех прочих кинофестивалей, которые стали возникать в самых различных и порой весьма экзотических районах мира?

Москва — не курортный город, где обычно принято проводить фестивали. Продюсеры и прокатчики, которые в маленьких уютных кафе у моря обычно обсуждают свои новости, заключают сделки, выясняют кинематографическую конъюнктуру, также, как и кинозвёзды, привыкшие к блеску и шумному, яркому досугу, не очень-то представляли себе, что они могут делать в свободное время на Московском фестивале?..

Может быть, поэтому первоначальная насторожённость вскоре сменилась любопытством. И не только журналисты, но и видные деятели кино — режиссёры, актёры — решили поехать в советскую столицу и посмотреть, что же это такое — Московский кинофестиваль-1959?..

На фестиваль собрались представители 42 стран — число небывалое для такого рода смотров. Правда, состав фильмов-участников был не очень сильным: на фестиваль ехали пока с осторожностью.

И всё-таки в фойе Кремлёвского театра можно было увидеть знаменитую итальянскую актрису Джульетту Мазину, известного французского режиссёра Кристиана Жака, прославленного мастера документального кино Йориса Ивенса, представителей социалистических стран, государств Азии и Африки.

Конечно, были здесь большие приёмы, и у всех кинозвёзд была возможность показать себя в лучшем виде. Но также было здесь и нечто такое, что заставляло прославленных актёров и актрис не вынимать из своих кофров экстравагантные вечерние туалеты, а, надев костюмы поскромнее, отправляться в кинотеатр или районный клуб для встречи со зрителями — рабочими и интеллигенцией столицы. Гости увидели в Москве не равнодушных потребителей кинопродукта и не любителей фестивальных скандалов, а разумную аудиторию, разбирающуюся в искусстве и глубоко заинтересованную в развитии её передовых тенденций. Они приняли участие и в серьёзных профессиональных дискуссиях, просмотрели фильмы, которые не бывали на широких экранах старейших кинофестивалей мира, — это фильмы социалистических стран, экспериментальные ленты молодых, развивающихся кинематографий Азии и Африки.

Уровень и творческие принципы нового Московского кинофестиваля с особой силой выразил советский конкурсный фильм «Судьба человека» Сергея Бондарчука, завоевавший Большой приз.

«Судьба человека»«Летят журавли»«Баллада о солдате» — эти фильмы не только определили новый взлёт советского киноискусства, но и духовно обогатили мировой экран. В фильмах Сергея Бондарчука, Михаила Калатозова, Григория Чухрая, столь разных по творческой манере, шёл разговор о самом главном — о сути характера настоящего Человека, о природе его поступков, способных переломить самые страшные обстоятельства, укрепить пошатнувшееся всеобщее равновесие.

Не случайно эти фильмы с триумфальным успехом демонстрировались во многих странах мира.

Для Московского кинофестиваля 1959 года, вновь открывшегося более чем через 20 лет после Первого Международного смотра кино в советской столице под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!», утверждение идейной глубины, жизненной правдивости и реализма стало незыблемой традицией.

Московский кинофестиваль постепенно превратился в крупнейший смотр прогрессивного киноискусства мира.

Не шесть-семь «кинематографических» стран Европы и Америки, как это бывает на многих фестивалях, а кинематография всех континентов была представлена в Москве. И не случайно второй фестиваль был гораздо представительнее первого, а третий, четвёртый, пятый, шестой и седьмой привлекали к себе новые и новые кинематографии мирового сообщества.

Можно констатировать, что Московский Международный кинофестиваль, один из старейших известных кинофорумов, также стал и одним из наиболее популярных. Здесь побывали все самые известные кинематографисты планеты. Здесь были представлены все существующие школы и направления мирового киноискусства.

Достаточно назвать главных призёров фестиваля — Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов, Григорий Чухрай, Юрий Ильенко, Канэто Синдо, Федерико Феллини, Иштван Сабо, Золтан Фабри и другие, — чтобы убедиться в том, что тут получили поддержку разные явления экранного искусства. Большие призы и награды получали польские, болгарские, румынские, монгольские кинематографисты, мастера кино из ГДР и Вьетнама, режиссёры и актёры Франции, Италии, США, Англии, Японии, Индии, Перу, ОАР.

На фестивальном экране Москвы, как, впрочем, и на фестивалях в Карловых Варах, и на Международных смотрах короткометражных фильмов в Кракове и Лейпциге, широко знакомили со своими творческими достижениями деятели кино социалистических и развивающихся стран. На большинстве западных фестивалей такая возможность им выпадала редко. Между тем, ни один серьёзный исследователь киноискусства не может не учитывать завоевания кинематографа стран социалистического лагеря, успехи кинематографии молодых государств середины ХХ века, сравнительно недавно обретших национальную независимость.

«Люди ждут от кинематографистов решения важных проблем», — говорил известный советский режиссёр театра и кино Григорий Козинцев. — «Это главное. Подумаем же об этом все вместе».

Маргарита Серебрянская,

председатель Общественного Союза «Совесть»

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинофестиваль

«Московский международный...», составитель В. Баскаков, М., 1973 г.


Добавить комментарий