«… И только разум представляется спасительным маяком, освещающим путь к надежде». («Мировые войны и судьбы человечества», Д. Проэктор)
Февраль 21, 2022 в Книги, Культура, просмотров: 562
Суждено ли истории ограничиться двумя мировыми катастрофами, или воинствующие политики и милитаристы способны произвести новый — последний и окончательный — взрыв? Это вопрос, на который никто сейчас не может дать окончательного ответа, и только разум представляется спасительным маяком, освещающим путь к надежде.
Известно, что причины обеих мировых войн коренятся в природе империализма. Проблема состоит в том, возможно ли ограничить, переориентировать движение тех механизмов, которые запрограммированы на военно-агрессивные решения, работают в конфликтном режиме? Другая проблема заключена в действиях тех людей, кто стоит в центре событий и способен так или иначе влиять на управление ими, особенно в той громадной и чрезвычайно ответственной политической сфере, имя которой — мир и война. Кто станет спорить, что стремительное развитие знаний, просвещения, современной техники глубоко меняет общество и людей. Но что можно противопоставить той истине, особенно рельефно видимой с позиций конца ХХ столетия, что наш век с его взлётом мысли и стремительным разгоном научно-технических достижений дал вместе с тем примеры массового движения вспять к дикости и варварству. Вспомним фашизм с его концепцией тотальной военной власти и истребительный войн, с его техникой «обезлюживания», его расовые преступления, терроризм и многое другое. Разум и безумие, добро и зло смешаны в человеческой истории, и ХХ век не исключение.
В поисках ответа на вопрос, что ждёт нас всех впереди — мир или военная катастрофа, мы прибегаем не только к логическим умозаключениям, но и к опыту прошлого. Любые, даже самые скромные прогнозы без понимания истории бесплодны. Однако её порой читают по-разному. Учителем она становится лишь в том случае, если в запутанном лабиринте законов, процессов и схем высвечивается деятельность людей, причастных к движению истории, их способности, дела, великие достижения или же ошибки, а то и великие преступления.
Мы обращаемся к опыту двух мировых войн и для того, чтобы понять, как ведут себя различные классы, общественные и социальные группы, отдельные личности в кризисных, или, как говорят сейчас, экстремальных ситуациях. В этом смысле история приобретает непреходящее значение, разумеется, если она рассматривается в целом, без вырывания кусков и без акцентов на чём-то одном — хорошем или самом лучшем или, наоборот, наихудшем. В историю входит очень хорошее и очень плохое, хорошее и плохое. История едина и может быть учителем, если её рассматривать именно так. И давно известно: ничто так сильно не врезается в память, как то, что мы стараемся забыть.
Современность в связи с историей и возможным будущим — вот наиболее плодотворный путь познания крупных общественных явлений. Размышляя о войне и мире, когда у нас за плечами опыт почти всего ХХ столетия с его достижениями, героикой и трагедиями, мы можем с озабоченностью и скорбью констатировать, с какой лёгкостью определённые общественные силы в 1910-х и 1930-х, в 1950-х и 1980-х годах ставили перед собой агрессивные цели, жонглировали миром и войной, давали волю своим инстинктам и алчности, разжигали всяческие кризисы и конфликты, не сознавая, к каким результатам это приведёт.
Противоречия в мире — как внутри капиталистической системы, так и между ней и социализмом — они решали силой или угрозой ею. И всё это было сплошь и рядом продолжением внутренней политики господствующих классов, стремящихся удержаться у власти.
История быстро движется вперёд. Но концепции мира и войны очень часто как бы застывали. Ведь уже в конце XIX столетия было очевидно, что «большая» война неминуемо выльется во всесветную катастрофу. Однако такие прогнозы насмешливо отвергали те, кто непоколебимо верил в военную силу и в свои планы, будь то планы передела мира, захвата колоний или завоевания мирового господства.
Все эти императоры, президенты, канцлеры, милитаристы, спесивые невежды, по какому-то стечению обстоятельств ставшие «политиками», диктаторы, фанатики, политиканы, промышленники и банкиры, малозаметно управляющие из своих особняков и бюро колоссальным военным бизнесом, — все эти агрессоры, причастные к возникновению грозных политических кризисов ХХ века и двух мировых войн, были, за редким исключением, удивительно мелкими, порой ничтожными людьми, если рассматривать их облик и дела в широком историческом и интеллектуальном контексте.
Тех, кто развязал две мировые войны, роднила ограниченность в понимании истории и общественных процессов. Они не представляли места своих замыслов в цепи исторического хода событий, хотели силой изменить его закономерное течение, руководствовались догмами. Но предвзятость и стереотипность политического мышления — источник просчётов и катастроф, ибо то и другое не допускает широкого взгляда на вещи, понимания взаимосвязей причин и следствий.
Обе мировые войны глубоко изменили ход истории человечества. Чтобы понять современный смысл проблем войны и мира, необходимо рассматривать их в свете всей истории ХХ столетия...
Из книги «Мировые войны и судьбы человечества», Д.М. Проэктор, М., «Мысль», 1986 г.
(Для справки: работа Даниила Михайловича Проэктора «Мировые войны и судьбы человечества» представляет собой размышления о главных тенденциях международной политики войны, мира и безопасности в ХХ веке. На широком историческом полотне дан глубокий сравнительный анализ причин и истоков, а главное — механизмов возникновения мировых войн, их социальных, экономических и морально-психологических последствий для судеб отдельных стран и всего человечества. Значительная часть книги посвящена вопросам современности).