Философия творчества Леонида Феодора
Июль 11, 2019 в Книги, Культура, просмотров: 1584
Известный художник Леонид Александрович Федорович (творческий псевдоним — Леонид Феодор) не разглагольствует о своей любви к истории Древней Руси. Он ею живёт. Ему не свойственны суетность и сребролюбие — лишь спокойная вдумчивость и склонность к утончённому мыслетворчеству во имя познания.
Русь ведическая — центральный, определяющий мотив его необычных, запоминающихся работ, выполненных, как правило, в технике полихромного рельефа. Это не традиционная живопись на холсте. Работа Феодора значительно сложнее и кропотливее: на деревянную основу вначале наносится наборной рельеф из деревянных элементов, затем построение особенным образом обрабатывается, грунтуется, и лишь затем наносятся краски (темпера, масло) или эмали, акрил. Занимается Леонид Феодор и графикой, деревянной полихромной скульптурой, художественным оформлением книг. Его основной творческий принцип — не повторяться, искать всё новые и новые способы выражения своей творческой мысли, оставаясь похожим только на самого себя.
«Каждый настоящий художник должен сказать своё слово в искусстве, поделиться своим взглядом на мир», — считает Феодор, совмещая в своих работах фольклорные мотивы, традиционное письмо и авангард.
Он — мастер синтеза, тонко чувствующий цвет и объём. Его лекции в Ростовской академии архитектуры и искусства всегда пользовались популярностью среди студенчества. О нём с уважением отзываются коллеги по цеху — члены Союза художников России. К нему искренне тянутся единомышленники. Созданная усилиями Леонида Феодора, Валерия Сырова и Алексея Шагинова международная творческая группа «СИНТЕЛ-Радуница» объединила около двадцати художников из различных городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Идею проекта символизируют два квадрата — Чёрный (манифест Казимира Малевича, рождённый в начале ХХ века) и Белый, устремлённый в новый ХХI век. По словам основателей группы, «радуница» — это связь прошлого с настоящим, настоящего с будущим, глубинная память поколений, «величественный радужный мост от Земли к Небу». А слово «СИНТЕЛ» означает «СИНтез творчества (искусств) и инТЕЛлекта», без которого невозможен переход человечества в новое тысячелетие. Почти за тридцать лет существования «СИНТЕЛ-Радуница» организовала 12 крупных творческих проектов («Герой нашего времени», «Возвращение в будущее», «Идентификация: я, мы, они», «Иномерия» и др.), провела более 20-ти выставок в городах России и за рубежом.
Леонид Феодор — человек идеи, неутомимо совершенствующий «песнь красок», добивающийся особой прозрачности и возвышенности красочных сочетаний. Будь то пейзаж, барельеф или гравюра на берестяной пластине — во всём присутствует и ясность, и убедительность, и какой-то неповторимый, узнаваемый, присущий только этому автору реализм. Феодор мог бы быть богат, если бы зачастую не отказывался продавать свои лучшие картины и скульптуры, если бы неделями и месяцами (а порой и годами) не работал над тем, что задевает глубинные струны его души, пробуждает историческую память. Буквально в каждой работе Феодора есть то, что мастера называют композицией. Иначе говоря то, что выявляет индивидуальность художника. Это качество выражается в каждом сюжете, отмечает гармонической напряжённостью малейшую деталь общей картины.
Среди людей, сумевших оценить творчество Леонида Феодора, даже бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер. Встреча состоялась в 1994 году: работы Феодора были представлены на большой художественной выставке в Германии, и посетивший эту выставку Шрёдер (тогда ещё руководитель земли Северный Рейн-Вестфалия) был настолько пленён творчеством Феодора, что пригласил его в свою резиденцию в Ганновере. Теперь работа русского художника есть в частной коллекции немецкого политика. Кроме того, их приобрели музеи Москвы и Архангельска, Ростова-на-Дону и Таганрога, многих других городов России и дальнего зарубежья (работы Феодора имеются в частных коллекциях США, Канады, Австрии, Англии, Болгарии, Египта, Италии, Ватикана, Польши, Белоруссии, Украины, Сербии, Швейцарии, Франции, Мальты, Марокко).
Откуда же он такой — необычный, самобытный, человек, впитавший традиции прошлого и прозревающий будущее? Леонида Феодора иногда называют мифотворцем, потому что в его работах оживают герои легенд и сказаний древних славян — Сварог и Перун, Даждьбог и Лада, Стрибог и Велес…
Может быть, всё дело в том, что Феодор родился в Архангельске, старинном северном городе, центре поморской культуры, северных традиций и истории?.. Хотя и прожил он там всего до восьми лет, особый колорит этих мест — Белое море, леса и знаменитый музей русского деревянного зодчества и деревянной скульптуры — наверняка, оставил след в мировосприятии и творчестве художника на всю жизнь. В раннем детстве ему часто снились удивительные, полусказочные сны: к нему являлся Серый Волк и словно хотел что-то сказать. Когда Леонид подрос и стал читать русские народные сказки, а затем, уже в школе, и «Слово о полку Игореве», события постепенно начали выстраиваться для него в единую цепочку. Образы древних героев были настолько близки его душе, что казались порождёнными ею. Князь Игорь и Всеволод Святославич по прозванию Буй-тур, битва с половцами, плач Ярославны, мудрый князь Святослав, его сон и «золотое слово», возвращение из плена князя Игоря со множеством сказочных превращений — то в горностая, то в белого гоголя, то в волка, то в сокола, то вновь в человека — казались развитием старого сна и в то же время завораживали, притягивали своей реальностью.
Позднее, в юношеские годы, во время учёбы в Ростовском художественном училище, а затем в Московском полиграфическом институте, пришло ещё более глубокое понимание древнерусской живописи, литературы и архитектуры. Феодор не хотел никого повторять, искал новые формы, оживляя запавшие в душу с детства образы. Он много ездил по Руси. Вдумчиво постигал её, такую разную — строгую и величественную православную (однако за две тысячи лет так и не утратившую связь со своими языческими корнями), Русь современную — богатую, как и встарь, талантами, иногда тревожную, иногда печальную, но всегда родную и зовущую. События нынешних дней нашли отображение в таких работах Феодора, как «Между миром и войной», «Дева скорби и печали», «Музыкальная рапсодия» (памяти Игоря Талькова), «Человек Эпохи Рыб» (уходящему тысячелетию).
Но всё же ведущей творческой темой на протяжении вот уже двадцати лет для Феодора является «Слово о полку Игореве» — известнейший памятник литературы Древней Руси, созданный, предположительно, в конце XII века. Рукопись «Слова» сохранилась только в одном списке, входившем в сборник древнерусских летописей, принадлежавший одному из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русских древностей — графу Алексею Мусину-Пушкину. Со слов самого Мусина-Пушкина, он приобрёл рукопись у архимандрита Иоиля (Быковского), бывшего настоятеля упразднённого к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле в конце 1780-х годов. Одной из характерных особенностей «Слова» является обращение к древней славянской мифологии. Так, например, Боян называется внуком Велеса, князья — Даждьбога, а ветры — Стрибога. Упомянут Див, который кличет вверху дерева. Великим величается Хорс. В тексте также есть упоминания о Карне и Желе, которые считаются поэтическим олицетворением Тоски и Печали.
Героев «Слова» Леонид Феодор воплощал и в графике, и в живописи, и в полихромном рельефе, и в полихромной деревянной скульптуре. Что получилось, легко увидеть, взяв в руки книгу «Слово о полку Игореве», изданную в 2016 году в новом переводе поэтессы Людмилы Туровской и иллюстрированную Леонидом Феодором. «Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду», — говорил Фридрих Ницше. Возможно, вглядываясь в сюжеты иллюстраций Феодора, кто-то из читателей переживёт внезапное озарение, которое, осветив смутные внутренние метания, обогатит всеобщее пространство новыми звёздами.
Для справки: Леонид Александрович Федорович — Заслуженный Художник России, Заслуженный деятель искусств МАИНМ, член ТСХР, СХР, МСХ, действительный член президиума — Академик РАНИ, член-корреспондент МАКИ, живописец, график, скульптор, дизайнер, преподаватель на кафедре графического дизайна МИПК им. И. Фёдорова, ИКТ (профессор).
Леонид Федорович родился в г. Архангельске в 1955 г. С 1978 г. — участник более 200 всесоюзных, российских, региональных и зарубежных выставок. В его творческом послужном списке более 50 персональных экспозиций (Россия, Австрия, Германия, Болгария, Египет). В 2003 г. стал Лауреатом Международной Мальтийской Арт Биеннале (Mdina Cathedral Contemporary Art Biennale); награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств. В 2006 г. в Москве создан Музей Русской Культуры, основной фонд которого составило собрание произведений Леонида Феодора. В 2010 г. Леонид Федорович удостоен Гран-при по скульптуре на международной выставке-конкурсе «Russian ART WEEK», г. Москва. В октябре 2011 г. стал Лауреатом выставки-конкурса современного дизайна «Грани большого города» (номинация «Арт-дизайн»), получив серебряную медаль. В 2012 г. удостоен звания Лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу «Язык творчества-2012». В том же 2012 г. Федорович удостоен Гран-при в номинации «Скульптура» на международной выставке-конкурсе С.-Петербургской недели искусств; Гран-при по живописи на международной выставке-конкурсе «Russian ART WEEK» в Москве. В 2013 г. — снова Гран-при по скульптуре на международной выставке-конкурсе «Russian ART WEEK» в Москве (галерея «Марс»). В том же 2013 г. Леониду Федоровичу вручается Золотая медаль РАНИ — «За выдающиеся достижения в современном искусстве и создание первого Музея Русской Культуры». В 2014 г. — Золотая медаль РАНИ «За выдающиеся достижения в изобразительном искусстве».
Источники:
http://www.tcxp.ru/catalog/tetra-art/feodor-leonid
https://cyrillitsa.ru/art/9462-9462.html
http://creatio.narod.ru/bomond/mirotvor.html
(по материалам статьи Евгении Ивановой «Мифотворец Леонид Феодор», журнал «Бомонд», г. Ростов-на-Дону)
http://dontr.ru/novosti/hudozhniki-sintel-radunitsa-otmetili-yubilej-ob-edineniya-vy-stavkoj/