«Что принесу сегодня я в сокровищницу Бытия?..»
Июль 02, 2019 в Книги, Культура, Мысли вслух, Маргарита Серебрянская, просмотров: 781
«Сперва псевдоцивилизация, затем псевдонаука, псевдодружелюбие, псевдодостоинство, а там уже во всём безобразии окостенения — псевдочеловек» (Н.К. Рерих)
Сходную мысль о настоятельной необходимости пробуждения человеческого Духа находим в трудах Николая Бердяева: «Только новое рождение духовного человека, который раньше дремал и был задавлен, есть действительно явление нового человека».
Духовное преображение — необходимое условие в сложный период смены Эпох. Идеологи Духовной революции во все времена указывали, в первую очередь, именно на духовное развитие человека. Только такой подход может действительно считаться эволюционным. Человек, в истинном смысле этого слова, начинается с внутренней его энергетики и внутренней его жизни, где формируются его духовная культура, его мышление и сознание. Именно там, в этих внутренних глубинах, идёт таинственный процесс взаимодействия Духа и материи, эволюционной целью которого является одухотворение последней. Через это внутреннее, духовное пространство, несущее в себе энергетику Высшего, проходит и связь человека с Высшим, без которого невозможен процесс совершенствования человека как субъекта эволюции, развитие его Духа, повышение его сознания. Формы человеческого общества создаются и развиваются под воздействием этого сознания. Менять общество, а тем более — Человека, начиная с материальных моментов, столь же бесполезно, как создавать писателя или художника, поставив основным условием для этого наличие письменного стола или мольберта с прикреплённым полотном.
Великие законы Космоса, по которым живёт всё Мироздание, распространяются и на человеческое общество, потому что энергетика Мироздания и человека — едины. И если эти законы нарушаются в силу невежества или нежелания их соблюдать, то страдает и искажается энергетика не законов, а тех, кто их нарушает.
Духовное развитие человека, его совершенствование, особенно в период социальных катаклизмов, революций и переломных моментов истории, тесно связано с тем новым, что они приносят с собой. Осознать, что такое новое и что такое старое, не так просто, как кажется. Оценив правильное значение того и другого, можно определить эволюционную и историческую роль самых разных явлений в жизни общества. Не всё прошлое должно быть сброшено с «парохода современности», и далеко не всё новое может безоговорочно служить будущему. Духовная революция, ещё до того как разразились социальные, ставила эту проблему в работах своих идеологов и философов. Особенно яркое выражение она нашла в философском наследии Николая и Елены Рерихов.
«Новое нельзя слагать по условным, предрешённым и земным помыслам, но нужно помнить как широко проливается Благодать; искры её заносятся вихрем космическим к различным очагам» («Агни Йога», книга «Сердце», ч.125).
Из сказанного со всей очевидностью следует, что процесс формирования нового, в самом широком смысле этого слова, есть естественный космический процесс, идущий в русле Великих космических законов. Новое не создаётся самими людьми, а складывается новыми волнами космической энергетики. Человеку надлежит осознать формы этого нового и помочь в их реализации.
«Посмотрим, как они приходят, те, кто требует только новое. Вот он, требующий, но даже не знающий гармонизации центров, — разве ему можно дать новое? Вот он, лишённый энтузиазма, — разве ему можно дать новое? Вот он, не знающий радости, — разве ему можно дать новое? Вот он, не освобождённый от злобы, — разве ему можно дать новое? Вот он, трясущийся от зависти, — разве ему можно дать новое? Вот он, серый от страха, — разве ему можно дать новое? Вот он, отвратившийся от Истины, — разве ему можно дать новое? Вот он, раздражённый и умерший сердцем, — разве ему можно дать новое? Многие придут и спросят: где же новое? Мы готовы попрать его. Мышление наше готово к отрицанию. Наше желание — уничтожить то, что вы скажете, — такие слова наполняют Землю» («Агни Йога», книга «Мир Огненный», том 2, ч .303)
Надо всегда помнить о том, что новое есть весть Мира Высшего, пространства более высокого в эволюционном отношении. И неважно, кем и в какой форме приносится эта весть — через научное открытие, через откровение духовного Учителя, через творчество художника или писателя. Иными словами, естественное формирование нового происходит прежде всего в пространстве Культуры. Оно как бы вырастает из старого, а не противостоит ему, уничтожая и разрушая последнее. Такое соотношение старого и нового обеспечивает необходимую преемственность, на механизмах которой держится не только сама Культура, но и эволюция.
«Спиральные кольца эволюции должны почти соприкасаться, иначе спираль не сильна. Потому вкладывайте новое почти неприметно, не беда, если скажут — это всё старое! Так скорее воспримут и новое» («Агни Йога», книга «Мир Огненный», том 2, ч.460)
Но каким же образом, в сложнейших условиях подвижной жизни, можно распознать границу между исчезающим старым и нарождающимся новым, для того чтобы определить эволюционную линию поддержки и развития нового и использования тех элементов старого, без которых это новое может и не состояться? Ясный и чёткий ответ мы находим в философском наследии Рерихов: «Любовь укажет вам границу установления Новой жизни. Чудо распознания будущего явится без пушек, но колокол призовёт растерянных в лесу путников» («Листы Сада Мории», книга первая — «Зов»).
Любовь — одно из важнейших космических понятий и опора восхождения человека к Высшему. Только она сможет определить пути этого восхождения и те незаметные границы между различными явлениями, которые служат идущему верными ориентирами во всём: и в эволюции, и в истории, и в повседневном людском бытии, проникнутом эгоизмом. По формулировке выдающегося мыслителя и философа Владимира Соловьёва, «… эгоизм как реальное основное начало индивидуальной жизни всю её проникает и направляет, всё в ней конкретно определяет, а потому его никак не может перевесить и упразднить одно теоретическое сознание истины. Пока живая сила эгоизма не встретится в человеке с другою живою силою, ей противоположною, сознание истины есть только внешнее освещение, отблеск чужого света… Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность. Только благодаря разумному сознанию (или, что то же, сознанию истины) человек может различать самого себя, т. е. свою истинную индивидуальность, от своего эгоизма, а потому, жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь сам любви, он находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и своё индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его…» (фрагмент из цикла статей «Смысл любви», опубликованного в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1892-1894 гг.)
Николай Бердяев, будучи одним из идеологов Духовной революции, писал, исследуя феномен нового человека: «Новый человек, действительно новый человек, есть реализация вечного человека, несущего в себе образ и подобие Божие… Поэтому обращённость к грядущему связана с тем, что было вечного в прошлом. Достоинство человека требует, чтобы он не был рабом быстротечного времени».
Бердяев хорошо понимал и ещё одно важное обстоятельство: революция сама по себе, за своё краткое существование, не может ни создать Новый Мир, ни сотворить для него Нового Человека, потому что она имеет дело со старым человеческим материалом, со старыми, изжившими себя представлениями и особенностями. Старый материал заключает в себе и жестокость, и алчность, и властолюбие, и множество других отрицательных человеческих качеств. «Нельзя ждать от революции мгновенного явления нового человека, — писал Бердяев. — Мститель за зло прошлого не есть новый человек, это всё ещё старый человек».
Новый человек невозможен без нового уровня сознания, без новых подходов к общественной жизни, без новых концепций. Нужны многие годы кропотливой работы, чтобы на расчищенном месте появились первые ростки этого нового человека. Но нового человека несёт в себе не социальная, а Духовная революция. Ибо именно во имя этого истинно нового человека и происходит великое космическое совпадение, в едином Пространстве и Времени, Духовной и социальной революций.
«Что принесу сегодня я в сокровищницу Бытия?» — следует ежедневно спрашивать себя в переходный период смены Эпох. Подобный вопрос стимулирует творчество мысли, вызывает явления зоркости и внимательности, порождает новый жизненный ритм, как новый доспех, позволяющий выстоять в острой борьбе противоречивых понятий, истинную основу которых бывает так трудно определить.
Сокровищница Бытия не может представлять собой хранилище неких однородных ценностей, созданных в одном месте и в одно время. Другими словами, устремляясь к чему-то новому, следует чётко уяснить духовный смысл старого, его глубинную суть, правильно оценить его потенциал для будущего. Новый человек появляется там, где происходят изменения не внешние, а — в первую очередь! — внутренние, связанные с пробуждением, движением и развитием человеческого Духа. Только в этом пространстве складываются новые творческие процессы, ведущие к изменениям во внешнем обустройстве того или иного человеческого общества. А не наоборот! Только лишь Духовная революция сможет улучшить человека, продвинуть его на пути реализации того вечного, что заложила в него космическая Беспредельность. Только такой человек, изменивший и расширивший своё сознание, вместивший новое мышление эпохи наряду с лучшими накоплениями прошлого, может в действительности преобразовать общество, продвинуть его вперёд и вверх, соединить с магистральным течением Космической эволюции человечества.
Маргарита Серебрянская,
председатель Общественного Союза «Совесть»
Использованная литература:
— «Град светлый», Л. Шапошникова, М., 1998 г.
— цикл «Агни Йога», книги «Сердце», «Мир Огненный», М., 2001 г.
— «Судьба России», Н. Бердяев, М., 1990 г.
— цикл статей «Смысл любви», В. Соловьёв, архив журнала «Вопросы философии и психологии»