Вечная держава Рериха

Октябрь 01, 2015 в Культура, Мысли вслух, Маргарита Серебрянская, просмотров: 1933

  К 141-летию со дня рождения Николая Рериха

9 октября 2015 года исполняется 141 год со дня рождения Николая Константиновича Рериха – великого русского художника, исследователя славянской и восточной мифологии и философии, учёного и общественного деятеля. Его называли духовным учителем, Гуру и даже главой мирового масонства. Да, Николай Рерих объединял в себе многое, но, в первую очередь, он был прекрасным человеком, Человеком Мира, который всей своей жизнью утверждал идею объединения, созидания, который призывал чувствовать себя вселенским гражданином и нести  личную ответственность за построение будущего.

Вместе с писателем Леонидом Андреевым, в 1919 году создавшем знаменитый философский очерк «Держава Рериха», во многом определивший будущее отношение к творчеству и деятельности художника, о личности Николая Константиновича рассуждает президент ЦГИ «Звезда Крама» Маргарита Серебрянская.

«…Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, об его людях, об его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, не менее прекрасные. Там есть жизнь и смерть, святые и воины, мир и война, там есть даже пожары  с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и  глубокого моря не знает земная география, скалы у его берегов, как скрижали завета. Тут знают многое, тут видят глубоко: в молчании земли и небес звучат глаголы божественных откровений. И, забываясь, можно по-смертному  позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит – видит такой прекрасный мир, мудрый, преображённый, прозрачно светлый и примирённый, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей…» («Держава Рериха», Леонид Андреев).

Маргарита Серебрянская:

Картины Николая Рериха неизменно кажутся своего рода путевыми заметками, дневниковыми записями. Но видит он не только внятное обычному глазу: он прозревает духовную составляющую окружающего мира. Рерих показывает  на своих  полотнах живое взаимодействие видимого и невидимого, соединяет музыку тонких сфер с формами мира проявленного. Держава Рериха – это всё лучшее в видимом существующем мире, всё самое чистое, прекрасное, взаимодействующее также с мыслями художника о будущем. Рерих писал: «… когда зовём изучать прошлое, будем это делать  лишь ради будущего. Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Своими полотнами Рерих словно складывает те самые «ступени грядущего», лестницу в будущее, по которой должно подняться нынешнее человечество. А если сравнить наш общий путь с плаванием по реке, то Рерих будто показывает, куда нужно править нашей лодке. Вспомните слова Льва Толстого, встреча с которым стала для молодого Рериха судьбоносной: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт». Это было сказано о глубоко символической дипломной работе Николая Рериха, называвшейся «Гонец» и изображавшей именно путь по быстрой реке на лодке. С тех пор Рерих правит выше, поднимая наш мир «на высоту сверхчеловеческих очей». Его чистые, светлые  краски – это та нравственная чистота и прозрачность, к которой нам всем надлежит устремиться.

Мир Рериха – это мир не воображаемый, не фантазийный, а вполне реальный, существующий сегодня, сейчас, ежесекундно, одновременно со всеми нами, с нашим  видимым  материальным окружением. Конечно, Рерих стремится показать нам нас же самих с нашей лучшей стороны, именно  поэтому  некоторые картины –упреждающие, предостерегающие человечество от пламени разрушения, самоуничтожения. Огонь у Рериха разный: он сжигает, но он же и возжигает. Дух Огненный – спасение человека. Горение Духа есть святое дело каждого из живущих на земле.

Человек державы Рериха – мудрый, мыслящий. Мысль животворит, существуя изначально, и именно это замечается на полотнах Рериха в первую очередь. Красота и высокое качество мысли у Человека державы Рериха – первостепенно. Чистота мыслительной деятельности, высота устремлений подчёркивается образами горных вершин, рек, зелёных далей, чистого, прозрачного неба. Ведь человек – он как приёмник: что ловит, то и излучает. Имея в себе настройку на высокую, чистую Красоту, Человек Рериха излучает чистые, светлые краски и во внешнюю среду. Отсюда и эти выразительные, неповторимые тона, отличающие картины Рериха: этот прекрасный мир стал таким благодаря чистой природе самого Человека. Мир мудрый, преображённый, прозрачно светлый, примирённый…

«… Путь Рериха – путь славы. Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надёжным хранилищем его творческих откровений; и вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику…Но ни простодушный, взволнованный профан, ни художественный схоласт в его специфических восторгах перед мастерством Рериха не могут в полной мере насладиться своеобразным гением художника, не имеющего себе подобных: это дано лишь тому, кто сумел проникнуть в мир Рериха, в его великую державу, кто сквозь красоту письмён смог угадать и прочесть их сокровенный смысл…» («Держава Рериха», Леонид Андреев).

Маргарита Серебрянская:

«Путь славы» Рериха был во многом предопределён его именем. Слово «рерих» в переводе с древнескандинавского означает «богатый славой». Имя Николай переводится как «победитель народов». В цепочку предопределений вписывается также его отчество, потому что имя Константин означает «стойкий, твёрдый, постоянный». Получается«стойкий победитель народов, богатый славой».Слово «победитель» в этом контексте мы, конечно же, трактуем как «учитель», «наставник», «предводитель».Предводитель по своей великой задаче должен освещать дорогу, поэтому ему необходим путеводный огонь, светоч. И здесь тоже очевиден перст судьбы: Николай Рерих встречает Елену Шапошникову, которая становится его женой, другиней, вдохновительницей. А имя Елена, по своим корням, означает ни что иное как «факел»! Николай и Елена стали комплиментарной парой. Возможно, что по отдельности они и не состоялись бы в жизни, как Искатели и Наставники, но вместе они стали тем, кем они стали для современников и многих поколений потомков, то естьистинно славными. Да, путь Николая Рериха стал путём славы благодаря встрече с Еленой. Это подтвердило и укрепило его земную миссию, стало фундаментом всей его дальнейшей жизни.

Путь славы– это, собственно, и есть сам по себе жизненный путь, каким он должен быть у каждого человека. Жизнь становится «путём славы», если человек творит благо не для себя, а для других, строит для других, стремится обогатить не одного себя, а всё человечество. То есть живёт, а не существует. Нужно стараться оставить после себя достойное начинание, которое смогут продолжить и развить другие. Союз Рерихов оставил человечеству бесценный дар Красоты и Мудрости, не стареющий, не утрачивающий значения со временем, а даже напротив – приобретающий ещё большую значимость.

Первой большой серией картин Николая Константиновича стало «Начало Руси. Славяне», которую составили такие  знаменитые произведения, как «Гонец. Восстал род на род», «Идолы», «Заморские гости», «Славяне на Днепре» и другие. Глубокому изучению древнерусской истории и искусства было посвящено большое путешествие Рериха, уже вместе с женой Еленой Ивановной, по сорока древним городам, богатым памятниками старины. Они были в Новгороде, Ярославле, Костроме, Суздале, Ростове Великом. Рерихи изучали  грандиозную каменную летопись страны, проникались величием духа русского народа-строителя. Этот  неповторимый дух русской культуры Рерих впоследствии стремился  передать в каждом своём полотне, стремился пробудить своих земляков-современников, сделать их более чуткими, обратить их сыновнее внимание на родную мать-землю. Всеми доступными средствами Николай Константинович привлекал внимание людей к их истинному миру, говорил о необходимости бережного отношения к своей земле, к своей культуре, к своим корням: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским, скучающим без новых впечатлений людям заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё  отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью». Другими словами, Рерих пробуждал сердца и души навстречу Красоте мира, призывал увидеть величие и глубину Истинно Сущего.

Конечно же, Рерихи стали пропагандистами русской культуры за границей, прославляя русское искусство, утверждая славу родной земли. Америка, Германия, Англия, Франция, столь недоверчивые к Востоку, начали преодолевать свою насторожённость благодаря Красоте, звучащей на полотнах Рериха. Конечно, довольно часто непознанное, не внятное сердцу пугает, вызывает недоверие, опасение. И первым шагом к сближению как раз и становится эстетическое удовольствие, наслаждение Красотой. Николай Рерих дал Европе возможность  узреть прекрасную суть его Родины. Он словно показал двери, через которые можно войти в прекрасную страну, доселе неведомую. Нужно всего лишь захотеть открыть эти двери. Главное – не бояться, не застывать в состоянии самолюбивого всезнания или пугливого неведения. Надо постараться дышать Рерихом, потому что его творчество – это сама атмосфера его великой державы…

Пусть славы Рерихов – это путь славы их земли, их культуры, их Родины. «Кто сказал, что я уехал из России? Я не уехал, я просто путешествую», — говорил Николай Константинович. Да, пути по миру не коротки, нужно многое преодолеть и превозмочь, чтобы добиться духовного единения со своей землёй. Однако это единение, пожалуй, единственный путь славы настоящего Человека.

«…Рерих – не слуга земли, он созидатель и повелитель огромного мира, необыкновенного государства. Колумб открыл Америку, ещё один кусочек всё той же знакомой земли, продолжил уже начертанную линию, и его до сих пор славят за это. Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекрасный мир! Целый новый мир!..» («Держава Рериха», Леонид Андреев).

Маргарита Серебрянская:

— Конечно, Рерих – не слуга земли. Он – проводник человечества в высшие сферы, в обиталище Огненного Духа, отражённое многообразием чистейших красок на его полотнах. Всей своей жизнью Рерих доказывал необходимость отвлечься от материальности мира и осознать, прежде всего, его духовную составляющую: это  единственная дорога в Красоту, в Радость, в мудрую Вечность. Рерих не дополнял географические карты, но создавал собственную карту духовной эволюции, с её заоблачными вершинами и глубокими реками, по которой можно однажды прийти в совсем новый, прекрасный мир…

«…Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением. Так описывать свой мир, как описывает его Рерих, может лишь тот, кто не только вообразил его и воображает, но кто видел его глазами и видит его постоянно. Образы невещественные, глубокие и сложные, как сны, он облекает в ясность и красоту почти математических формул, в красочность цветов, где за самыми неожиданными переходами и сочетаниями неизменно чувствуется правда Творца. Свободное от усилий, лёгкое, как танец, творчество Рериха никогда не выходит из круга божественной логичности; на вершинах экстаза, в самом ярком хмелю, в самых мрачных видениях, грозных и многозначащих, как вещания Апокалипсиса, его богом остаётся блаженно гармоничный Аполлон…» («Держава Рериха», Леонид Андреев).

Маргарита Серебрянская:

— Такие понятия, как ясновидение, яснознание, наверное, часть жизни истинного Художника. Это способность видеть целостную картину мира, прозревать одновременно причины и следствия, которые всегда тесно взаимосвязаны. Умея «видеть ясно», Рерих передавал на своих полотнах реальные цвета энергий пространства. Он умел настроиться на нужные частоты и по-настоящему увидеть яркую палитру Вселенной. Ясным видением своим он отмечал, как изменяется эта палитра под воздействием человеческих мыслей. Ведь каждый человек от рождения – Творец. Его мысли и дела – единое, цельное, взаимосвязанное Творчество. Чистые, благие мысли – чистые цвета, прекрасные краски, которые должны нас всех окружать и окутывать. Богатство и чистота цветов, создающих Вселенную,–это и есть великая правда Творца.Вот что  стремился сказать своими полотнами Николай Константинович Рерих. Раскрасить Вселенную чистыми красками, расцветить её, сделать радужно-прекрасной – вот величайшая творческая задача для каждого из нас. За этим приходил и приходит на землю Человек.

«… Ища в чужом своего, вечно стремясь небесное объяснить земным, Рериха как будто приближают к пониманию, называя его художником седой варяжской старины, поэтом Севера. Это мне кажется ошибкой – Рерих не слуга земли ни в её прошлом, ни в настоящем: он весь в своём мире и не покидает его. Даже в том, где художник ставит себе скромною целью произведение картин земли, где полотна его называются «Покорением Казани» или декорациями к норвежскому Перу Гюнту – даже и там он, «владыка нездешний», продолжает оставаться творцом нездешнего мира: такой Казани никогда не покорял Грозный, такой Норвегии никогда не видел путешественник…» («Держава Рериха», Леонид Андреев).

Маргарита Серебрянская:

— Мир Огненного Духа принадлежит всем – и никому. Если ты открыл его – он твой, ты в нём владыка и творец. Но – только до тех пор, пока ты чист помыслами и благ делами. Процесс взаимообусловлен: мир Огненного Духа открывается тебе настолько, насколько ты сам способен открыться ему, впустить его в себя, не дать ему  потускнеть  или скрыться за туманной завесой.

Перейдя море Мечты и Созерцания, ты, находясь в духовных трудах, неизбежно пристаёшь к берегам Эпохи Деяния, чтобы стать там мудрым владыкой. Рерих показывает тебе этот  путь, он рисует прекрасные карты путешествия.Не побойся только принять знак и сделать шаг навстречу!

«…И ещё одно, важнейшее, можно сказать о мире Рериха – это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю, да и кто знает имя правды, но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым странным светом. Словно снял здесь художник с человека всё наносное, всё лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви – и задумался глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая… Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли. Такова держава Рериха…» («Держава Рериха», Леонид Андреев).

Маргарита Серебрянская:

— Воистину мир Рериха – это мир правды. Потому что мир Правды – это мир Красоты. Чистой, истинной Красоты. Красоты Духа, Красоты помыслов, Красоты деяний. Этот мир нынешнему человечеству ещё только предстоит познать, проснувшись и обернув свой взор в сторону гармонического развития, признав праведную силу и высокий авторитет духовных Наставников.

Осознание единства сердца и разума – Одухотворённого Разума — первооснова гармонии мира. Эта зовущая гармония отражена на всех без исключения полотнах Николая Константиновича Рериха – «богатого славой», шествующего с неугасимым «факелом» в руках. Он жил в сложнейшую эпоху, стал современником трёх революций в России, пережил две мировые войны. Его глубоко волновали многие проблемы века – безработица, моральная деградация, повсеместный упадок культуры. Именно поэтому, где бы он ни был, он всюду стремился создавать новые очаги искусства и науки, несущие Свет. А его картины – это тот светлый энергетический импульс, который ещё сыграет на новом витке Космической эволюции человечества важнейшую роль…

«Есть имена, впечатанные в вечность

Не словом, а духовной Красотой.

Их труд и свет направлен в бесконечность.

Бессмертье Духа – вот завет простой.

Есть сила душ, не видимая сразу,

Ведь Истина родится в тишине…

Лишь Красота сияньем чудных красок

Нам раскрывает свет его вовне.

Есть имя, что сияет людям вечно.

Есть жертва Духа в этот мир земной.

Есть на пути людей духовный светоч,

Служение Свету высшей Красотой!»

 (посвящение Н.К. Рериху от неизвестного автора)

2015 г.


Добавить комментарий