Современный взгляд: ЦГИ «Звезда Крама» - 10 лет. Осознание принципов общинной жизни.
Апрель 07, 2021 в Краматорск интеллектуальный, Культура, Мысли вслух, Маргарита Серебрянская, просмотров: 601
«Свято дело свято славим», — такую форму, после длительных поисков, обрёл девиз Центра Гражданских Инициатив «Звезда Крама», утверждённый на официальном гербе. Это своеобразное признание основополагающего человеческого принципа: мир меняется нашими делами. «Свято дело свято славить» — значит, путём полезной деятельности в общине аккумулировать опыт, учиться пробуждать и развивать гражданскую инициативу, стремиться к высокому уровню научных знаний с их применением в социуме.
Это было принято в качестве основной творческой программы в 2011 году.
Непросто описать жизнь Общественной Организации «ЦГИ «Звезда Крама» за десять лет — с 2011-го по 2021-й. В этой жизни было столько разнообразия!.. Случалось, это разнообразие называли противоречиями. Конечно, сложно судить со стороны, из каких импульсов и обстоятельств складывались многие виды нашего труда. Однако всё и всегда происходило не для какого-то личного удовлетворения, а именно ради полезного общего строительства, закладывающего фундамент Эпохи Деятельности, в которую нам выпало жить.
Главная характеристика нового времени — осознанный полезный труд по принципам общинной жизни.
Идея общинной жизни и братства единомышленников не чужда современным людям, и, по большому счёту, может осуществляться в любом государстве, при любом строе. Она не отнимает никаких достижений прежней эпохи, не колеблет основ материалистического мира, но прибавляет ко всем основам прежней жизни нечто от Духа, подводит под них более прочный, незыблемый фундамент. Новая Эпоха совмещает материальное с духовным, и в этом состоит её великое преимущество.
Чтобы понять и принять эту новизну, требуется сдвиг в человеческом сознании, а именно это достигается труднее всего. По мере того как человек первобытной общины, следуя законам развития мира по нисходящей спирали, погружался в глубины материализма и постепенно терял свои духовные качества, изменялся состав общины и самый дух её. Постепенная утеря того могучего цемента, который один только и мог связывать все элементы общины, сказалась в построении последующих человеческих групп. Они стали называться уже не общинами, а княжествами, государствами, республиками. Благодаря растущему материализму и многолюдству, в них постепенно исчезала тесная живая связь единения и общности интересов, какие существовали в малых общинах. Исчезла духовная близость между людьми. Из общинников люди постепенно стали чуждыми друг другу собственниками.
Хотя благодаря этому первобытная община растворилась в современном государстве, однако принципы общинной жизни не могли совсем исчезнуть. Это требование законов развития человечества сказалось в образовании и организации целого ряда многочисленных малых общин. Большая община, или государство, разделилось на бесчисленное множество различных организаций по различным надобностям и признакам. Каких только общин в современном государстве нет!.. Перечислить все просто нет возможности. Достаточно сказать, что детский сад, школа и университет — это общины знания, заводы и фабрики — это общины труда, продовольственные и промтоварные магазины — общины обмена продуктов и вещей, поликлиники и санатории — общины здоровья, музеи и театры — общины искусства и т.д. Многогранность и многообразие современной жизни с её различными уклонами порождает существование разнообразных общин. Но в этом многообразии человеческих устремлений обнаруживается многогранность Единой Жизни, а в стремлении к союзу с единомышленниками — действующий закон притяжения подобного подобным или, иначе говоря, принцип общинной жизни.
Слабой стороной современных человеческих общин является то, что в них, как правило, нет прочной внутренней связи, нет духовного единения и, за весьма редким исключением, отсутствует понятие об иерархическом начале, не соблюдается иерархический принцип — тот принцип и то начало, на котором построено мироздание. Люди притягиваются в современные общины, руководствуясь не высшими соображениями единения и духовного родства, а различными утилитарными соображениями житейской необходимости. Согласитесь, такие общины являются слабым подобием истинной общины и, в конце концов, легко распадаются.
Полной противоположностью тем случайным современным общинам, которые благодаря своей случайности отличаются недолговечностью, могут служить духовные общины. Среди невежества и мрака средневековья только они излучали свет, который светил людям во тьме. Среди грубости и дикости духовные общины были единственными очагами знания и цветниками культуры, и среди всевозможных потрясений и бурь только духовные общины находили в себе силу противостояния и противодействия как натиску врагов, так и внутренним потрясениям. Само собой разумеется, плодотворная деятельность и долговечность существования духовных организаций зависела только от того, что основаны они были на прочном фундаменте, каковым является человеческий дух. Только духовная основа даёт прочность всякой организации. Без такой основы всякая община — здание, построенное на песке, которое может снести любой поток и любая буря. Только духовная основа общины даёт гарантию продолжительного существования и правильного, естественного развития всех сторон человеческой жизни, где материальные блага являются приложением к благу духовному.
Только такие общины могут сами себя содержать, сами собой управляться и вести вполне независимое существование.
Только духовные общины в определённой степени напоминают общину прежнюю, забытую, канувшую в историю человечества.
... В наше с вами время должен начаться подъём по восходящей спирали к вершинам утерянной духовности. И первым этапом этого подъёма должно быть принятие в своё сознание принципов общинной жизни. С этой основной, первостепенной целью десять лет назад была создана Общественная Организация «Центр Гражданских Инициатив «Звезда Крама».
Единство жизни в мироздании допускает разъединение и дифференциацию лишь в первый период развития. Благие последствия наступят только тогда, когда стремлением к совершенствованию человечество разовьёт в себе высшее сознание, которое ликвидирует все несовершенства низшего сознания и приведёт к той конечной точке развития, которая напомнит исходную точку, но будет выше её во всех отношениях. То есть — к общине.
Человечество нашей планеты во все времена своего развития никогда не было совершенно чуждо общинной жизни. Всегда были тяготившиеся одиночеством и стремившиеся к общине. И в настоящее время во всех странах мира есть общины, объединённые некой идеей, которая приводит их к сознательной общинности. Во всех религиозных учениях всегда проводились идеи единения, равенства, братства людей. Всем известно, что, к примеру, первые христиане, следуя этим заветам, жили общинной жизнью, и столь опасное новшество, могущее поколебать государственное устройство, навлекло на них беспощадные гонения. Существующий в условиях рабовладельчества, языческий мир не мог вместить в своё сознание идею равенства и братства всех людей. Ведь что же тогда получается?.. Те рабы, которых продавали, покупали и уничтожали без всякой ответственности тысячами, могут быть... братьями?.. Отсюда и вытекала необходимость поголовного истребления «еретиков», которые проводили в жизнь столь опасные идеи.
Рабовладельческие тенденции ещё и теперь сильны в некоторой части человечества. Ещё и теперь есть среди нас люди, которые не могут признать своим братом человека другой социальной группы, другого уровня достатка, другого цвета кожи.
Однако идею общинной жизни, которая входит в план эволюции и должна стать очередным завоеванием человеческого развития, никакие силы уничтожить не могут. Да, бесспорно, её стараются всячески дискредитировать, внося такие чудовищные искажения, как борьба одного класса против другого, как насильственное отнятие имущества, принудительные общежития, крайняя нетерпимость ко всякому свободному проявлению слова и мысли, полное подавление духовного начала и отрицание всего, что выходит за пределы видимого физического мира.
Само собой разумеется, что подобными искажениями идея общинной жизни в глазах современного человека настолько дискредитирована, что не только не привлекает, но даже отталкивает, как нечто болезнетворное. Между тем истинная община может основываться исключительно на добровольном желании, на добровольном служении не личному, но общему благу. Оно не знает никакого насилия и принуждения, никаких насильственных общежитий, но лишь общий труд во имя служения общей идее. Оно не допускает никаких утеснений, никаких ограничений слова, мысли, труда, верования и предоставляет всякому мыслить так, как он желает, трудиться в той сфере, в которой он может, с одним лишь условием, чтобы его мысли и верования не вносили дисгармонии в общинную жизнь, а индивидуальный труд был полезен общине.
«Учение Живой Этики или Новой Жизни нигде не настаивает на тесном общежитии. Даже наоборот, именно предупреждает против телесного толкания. Неустанно повторяется, что сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе, во всех условиях, в которые нас поставила жизнь. Но телесное толкание и все мелочи жизни создают тяжкую атмосферу, в которой вместо единения упрочивается злостное разъединение. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всём. Но все искусственные объединения ни к чему хорошему не приводили и не приведут. В семье мы уже имеем пример общинного жития... »..." Потому среди разрешения вопросов общинного жития нужно обратить внимание прежде всего на домашний быт и постараться выполнить наши обязательства в своей семье. Именно если бы люди отдавали себе отчёт о значении общинного начала, то при заключении брака они проявляли бы больше здравого смысла. Они поняли бы, какую ответственность принимают на себя за сочетание часто несоединимых элементов.
Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится всё более и более несущественным. И всё сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение — единение в духе и сознании. Братство может осуществляться лишь при единении сознаний. Над этим объединением сознания с ближайшими учениками и работает Великое Белое Братство, но телесное единение не принимается во внимание. И даже очень сгармонизированные сознания, находившиеся в сравнительной телесной близости, должны иногда расходиться для обновления сил и новых накоплений. Отсюда и наставление Владыки Будды о необходимости путешествий для общинников.
Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно, как сотрудничество со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения друг к другу, потому замыкание их в закрытые общины только ещё более укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя всё человечество, все планы бытия" («Письма Е. Рерих», от 10. 09. 1938 г.).
Несомненно, человек, скептически настроенный, скажет, что идеи свободы, равенства и братства уже провозглашались (во Франции и России), но, не дав сколько-нибудь заметного улучшения в состоянии человечества, дали море крови, слёз и непрекращающегося страдания. На это можно ответить, что иначе не могло и быть, раз за проведение великих идей в жизнь бралась несовершенная часть человечества. Они поступали большей частью не как мудрые реформаторы, а как восставшие рабы, которые первым делом сводили счёты со своими бывшими господами и вместо свергнутого господства утверждали своё. Великие идеи в малом человеческом сознании обыкновенно выливаются в уродливые формы. Но, с другой стороны, нужно признать, что «именно, вследствие низкого состояния человечества, взятого в его целости, а также по причине часто неразумного водительства, на революции приходится смотреть как на восстание здоровых клеток на защиту всего организма, иначе страдания угнетённых были бы растянуты на тысячелетия, а вакханалия главенствующих классов привела бы к окончательному разложению и вырождению той или иной страны» («Письма Е. Рерих», от 10.09.1938 г.).
Ввиду того, что и сейчас далеко не все правильно разбираются в понятиях свободы, равенства и братства, необходимо сказать о каждом из них несколько слов. В сущности говоря, ни свободы, ни равенства — в таком значении, как понимают современные люди, — не существует. Всякий человек обладает единственной свободой: свободой выбора своего пути. Всякий свободен избрать себе тот или иной путь и идти по нему в согласии с порядками и законами, существующими в мироздании. Других свобод у человека нет. Но вся судьба человека находится в прямой зависимости от того, как человек пользуется и как прилагает в жизни предоставленную ему законами развития свободу. Правильно понятая и мудро проводимая в жизни, она возносит человека до вершин совершенства. И наоборот: неправильно понимаемая, ведущая к нарушению законов мироздания, приводит человека к гибели.
Кроме выбора своего пути, каждый человек пользуется ещё некоторым количеством свобод, предоставляемых ему человеческими законами. Следует с прискорбием констатировать, что число этих свобод очень ограничено. Почти во всех государствах, даже самых передовых, существует ещё много искусно прикрытых видов рабства. Существуют разного рода и вида ограничения и стеснения в свободе мысли, слова, веры и в других социальных правах. Поэтому нужно признать правильность изложенной выше мысли, что на возникающие время от времени революции в защиту попираемых человеческих прав нужно смотреть как на восстание здоровых клеток против разложения государственных организмов.
Самые страшные цепи рабства налагает на себя сам человек. Есть много видов и степеней духовного рабства, основанием которых является человеческое невежество. Всякий человек в большей или меньшей степени является рабом своих страстей и желаний, своего суеверия и предрассудков, своих заблуждений и ошибок. Такой вид рабства хуже всяких видов социального рабства, ибо кладёт преграду дальнейшему развитию. Поэтому освобождение от всех видов духовного рабства есть самая существенная задача жизни всякого человека. Освободиться от такого рабства может лишь сам человек — и своим собственным усилием. Никто другой для него это сделать не сможет. Потому борьба не со своими ближними, а с самим собой есть самый благой вид борьбы, который приносит самые благие результаты.
Лишь стремлением к знанию и совершенствованию приобретается та высшая духовная свобода, достижение которой уничтожит всякие виды социального рабства.
Точно так же обстоит дело с другим великим лозунгом — с равенством. Идее равенства тоже принесено в жертву много миллионов человеческих жизней, и ни в чём так ярко не обнаружилась преступность невежества, как в желании уравнять всех под одну мерку. Понадобились моря крови, чтобы люди поняли: социального равенства в мире нет и не может быть. Как нет свободы, понимаемой как своеволие, точно так же нет равенства прав, положений и состояний, ведь эволюция жизни основана не на равенстве, а на неравенстве. Равенство означало бы застой и умирание.
Люди все равны по своему потенциалу и по заложенным в них способностям. Равенство потенциала и возможностей, благодаря разнообразию индивидуальных устремлений, создаёт каждому человеку его собственный индивидуальный путь, который будет отличаться от пути всякого другого человека. Создаваемое таким образом неравенство продвижения в эволюции создаёт неравенство способностей и достижений, что в конце концов выливается в неравенство социальное. Таким образом, люди всегда равны — и всегда неравны. Равны по своему потенциалу и неравны по своим достижениям. Равны в основе, но неравны в деталях.
Этот закон развития жизни подтверждается и физическим строением человека. Всякий человек имеет тело и лицо, но нет двух людей, которые обладали бы совершенно одинаковым строением тела и совершенно одинаковыми чертами лица. Во всём великий закон мироздания — единство во множественности и множественность в единстве. Стоит представить себе, какая произошла бы неразбериха, если бы все люди были на одно лицо!.. Точно так же была бы не меньшая бессмыслица, если бы все люди были равны.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда людское неразумие пытается исправлять мудрость космических законов, оно своей цели не достигает и дорого за это платит.
«Французские революционеры добивались свободы и равенства социальных, или утверждения тех принципов или видов свободы и справедливости, которые должны быть заложены в основании каждого здорового государства, именно — свободы совести и мысли, свободы выбора занятий и равенства всех граждан или уничтожения классов (привилегированных каст). Конечно, лишь несовершенная часть понимает свободу как своеволие, а равенство — как равенство способностей. Но основное социальное равенство должно быть осуществлено. Каждый гражданин своей страны равен перед её законами, и лишь его способности определяют его место в социальном труде и строительстве. »...«
Потому и законы государственные, чтобы быть жизненными, должны отражать законы космические. Так каждый нарождающийся гражданин той или иной страны, по праву своего рождения в ней, приобщается потенциально ко всем правам её, т.е., как говорят в Северо-Американских Штатах, «каждый гражданин Америки может стать её президентом». Вот это-то право и должно быть охранено. Но именно такого равенства были лишены граждане многих государств. Все равны по рождению, но не все равны по способностям, и такое неравенство не только целесообразно, но и справедливо, ибо способности завоёвываются личным трудом и личными усилиями в течение бесчисленных тысячелетий. И такое неравенство становится уже не неравенством, но подходит под ведущий закон иерархии. Мучительный вопрос о равенстве или неравенстве людей получил бы разрешение, если бы закон перевоплощения стал доступен человеческому сознанию в массах" («Письма Е. Рерих», от 10.09.1938 г.).
«Равенство в абсолютном смысле слова есть начало, в общественной жизни неосуществимое и никогда в истории ещё не осуществлённое. Как люди всегда не равны по своим физическим и душевным свойствам, так же они не равны по своему социальному положению, по своим правам и обязанностям. Везде и всегда, при всяком строе, на каких бы началах он ни был основан, существует неизбежное неравенство между властвующими и подчинёнными.
Всякая революция в своём стремлении установить равенство обычно только изменяет состав лиц, стоящих вверху и внизу общественной лестницы, заменяет неравенство одного порядка неравенством другого. Неравенство вытекает из начала иерархии, присущего обществу. Начало иерархии есть природное, естественное свойство общества. Общество, как всё живое, не есть однородная груда или куча отдельных частей, но есть сложное целое, части которого суть его члены или органы, исполняющие определённую функцию в целом. Но такая система не может существовать и действовать иначе, как через посредство иерархического начала властвования и подчинения. Иерархическая структура общества вытекает из его единства. Для того чтобы множество могло быть живым целым, структура общества должна носить характер подчинённости множества единству, то есть единство должно выступать как иерархическая высшая властвующая инстанция. Потому общество, как живое единство, приобретает характер иерархический, становится лестницей ступеней или, точнее, пирамидой с широким основанием и узкой вершиной.
Всякое общество есть власть меньшинства. Против этого рокового социального соотношения бессильны все программные лозунги равенства, все перевороты, совершённые во имя принципа равенства. Всякая революция, всякое восстание против ’’деспотизма власти» ведёт к тому, что народ подпадает в подчинение новому вождю и помимо своей воли утверждает гораздо более деспотическое и неограниченное единовластие, чем то, которое он свергнул.
Иерархизм вытекает из требований общественного единства, но своё последнее обоснование и своё оправдание как начала нормативного он черпает из начала служения, как верховного определяющего начала духовной жизни. Нравственно определяющие и формирующие идеи идут, как все идеи, сверху вниз, от духовных вершин к духовным низам.
Человек призван делать не то, что он хочет, а что по существу хорошо или должно быть им сделано, но именно поэтому лучшие, более сведущие и умелые, должны руководить худшими. В сущности, и демократия не может обойтись без авторитета, то есть иерархизма, потому что он есть незыблемый божественный закон, определяющий самоё существо человека и общества.
Основание всякой привилегии, всяких особых прав лежит только в одном — в их надобности для выполнения общественной функции в деле общего служения правде. Ибо не только подчинение, но власть и главенствование есть служение и потому оправдано в качестве такового.
Общий принцип иерархизма и, следовательно, неравенства есть не неизбежное зло, а добро, ибо члены общества должны быть распределены по разным ступеням иерархической лестницы в соответствии с их духовной значительностью, со степенью и областью их годности и умелости в богочеловеческом деле общественного строительства.
Если под равенством понимать равенство прав и притязаний человека, равенство остаётся началом неосуществимым и ложным. Права вытекают из обязанностей человека и есть производное из его единственного права — права на служение, а так как функции служения разнородны и размещаются в иерархическую лестницу, то и соответствующие права могут быть только разнородными, то есть неравными. Демократическое требование равенства не имеет за собой никакого объективного основания и есть лишь выражение субъективной зависти, желания, чтобы другой был не выше меня, и я не ниже его.
Но возможно совсем другое понимание принципа равенства, в котором он не только совместим с началом иерархизма, но непосредственно из него вытекает. Есть только одно отношение, в котором люди действительно равны — это есть их отношение к Богу. Из этого равенства вытекает неравенство прав и притязаний, но равенство общей задачи совершенствования. Принцип равенства выражается здесь не в эгоистическом желании получить не меньше другого, но в сознании, что всякий другой не хуже меня и заслуживает не меньше меня, равенство достоинства и обязанностей, определённых достоинством.
Равенство в истинном онтологическом смысле есть не что иное, как всеобщность служения. «...» Каждый человек имеет равное достоинство именно тогда, когда он стоит на надлежащем ему месте иерархической лестницы и потому выполняет единственное основание равенства - определённое ему служение. «...» Единственное первичное право каждого человека есть его право на соучастие в общем служении. «...» Равенство есть всеобщая призванность к служению, служение же зиждется на свободе человека. Всеобщность и свобода служения суть соотносительные стороны богочеловеческой природы человека. «...» Общество как совместная богочеловеческая жизнь есть свободное всеединство«. («Духовные основы общества», С.Л. Франк).
Из этого прекрасного определения сущности иерархического принципа свободы и равенства мы видим, что представитель современной науки, философ Семён Франк пришёл к тем же выводам, о которых всегда говорила эзотерическая доктрина. Именно иерархическое начало, или начало властвования и подчинения, есть основной принцип мироздания. Всякая организация, большая или малая, человеческая или космическая, будь то планетная цепь или государство, монастырь, трудовая община или разбойничья шайка, может существовать только на принципе властвования тех, которые взяли на себя ответственность, и подчинения тех, которые обязаны служить тому делу, в орбиту которого они вовлечены. Иерархическое начало, правильно понятое и правильно проводимое в жизнь, устраняет все разногласия и споры о власти, все недоумения и сомнения о свободе и равенстве, поскольку все свободны в выборе доступного по сознанию каждого служения, и все равны в своём праве на него.
Из всего изложенного видно, что понятия свободы и равенства, как относительные, отпадают.
Остаётся конкретное и реальное понятие братства, к обсуждению которого приступим.
Сейчас пришло такое время, когда понятие родства, до сих пор понимаемого только как родство кровное, должно получить более широкое толкование. Узы крови сильны, однако духовное родство значительно сильнее.
Жизнь даёт много примеров того, как непримиримо кровные братья ненавидят друг друга и друг с другом враждуют. Между духовными братьями таких отношений быть не может. Если они не сходятся во мнениях, они просто разойдутся, поскольку ненависть и духовное родство несовместимы. Если к этому добавить, что, согласно закону перевоплощения, в нашей бесконечной жизни мы все встречались друг с другом уже не раз в различных степенях кровного родства, то окажется, что все мы друг другу братья и сёстры. Казалось бы, вполне достаточное основание для братства всех людей, но, тем не менее, мы всё ещё не братья друг другу, но волки.
Этой волчьей психологии, которая привела современных людей на край бездны, должен быть положен предел. Во имя общего человеческого будущего, необходимо учиться братскому отношению друг к другу.
Именно поэтому так необходима организация малых содружеств и общин единомышленников, где бы люди воспитывались в духе единения, содружества и братской любви. Необходим возврат к общинной жизни как подготовительной ступени к братству всех людей. К Мировому Братству.
С этой идеей в 2011 году мы приступали к созданию Центра Гражданских Инициатив «Звезда Крама».
Одна из книг Агни Йоги начинается словами: «Приступим к понятию весьма отягощённому. Среди обихода земного с трудом люди усваивают понимание сотрудничества, но много тяжелее и недоступнее им понятие Братства. Нагромождение телесное, как кровное родство, препятствует принять осознание Братства. Проще людям вообще отказаться от понимания Мирового Братства.
Скорее они назовут его утопией, нежели подумают о возможности применения его в жизни.
Если люди даже в малом семейном укладе не находят в себе утверждения Братства, то в широком понимании оно кажется уже не жизненным. К тому же люди плохо читают Заветы древние, где сказано о множествах братьев и сестёр.
Также затемнили в себе люди память о Тонком Мире. Только там можно встретить расширенное понимание Братства. Тело препятствует многим широким пониманиям. Только выходя за пределы телесного понятия, можно признать сотрудничество Братское. Соберём признаки такого расширенного состояния».
«Кровью люди пытались запечатлеть союз Братства. Они давали самое им драгоценное вещество, только бы достичь состояния Братства. Услышать все песни о Братстве уже будет целая поэма мечты человечества. Если собрать все обычаи, накопленные около понятия Братства, то получится необычно трогательное свидетельство о стремлении народов. Явление подвигов во имя Братства показывает, какая самоотверженность всегда сочеталась с такими явлениями чистого сердца. Но тем не менее именно понятие Братства особенно осквернено и унижено».
«Даже лучшие добавления к понятию Братства лишь унижали его и делали труднодостижимым. Оно сопрягалось со свободой и равенством, такая троичность мыслилась в земном представлении, иначе говоря, в том состоянии, в котором ни свободы, ни равенства не существует». (цикл «Агни Йога», книга «Братство», § 1-3).
«Достаточно известно о существовании Братства Добра и Братства Зла. Также известно, что Братство Зла пытается подражать Братству Добра в способах и методах действия. Невежды спросят — можно ли человеку отличить приближение того или иного Брата? Если и видимость их, и слова будут одинаковы, то нетрудно впасть в ошибку и принять советы, ведущие ко злу. Так будет рассуждать человек, не знающий, что способ распознавания заключён в сердце. Уявление психической энергии поможет безошибочно распознавать внутреннюю сущность явлений. Не нужно никаких сложных приспособлений, когда человек сам в себе носит искру знания» (цикл «Агни Йога», книга «Братство», § 28).
«Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди не привыкли уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства.
Какое же представление о Братстве может быть у людей, не понимающих достоинство государства и дома? Никакие отдельные приказы не могут вернуть чувства достоинства, если оно стёрто. Необходимо начать посев его образованием, признанием широкого познавания и точных научных изучений. Только так люди могут вспомнить о человечности. Через ступень человечности восстановится понимание Братства». (цикл «Агни Йога», книга «Братство», § 57).
«В основе Братства каждый работает, сколько может. Каждый помогает по мере сил; каждый не осуждает в сердце своём; каждый утверждает знание по опыту; каждый не упускает времени, ибо оно невозвратимо. Каждый готов уделить силы Брату. Каждый проявляет лучшее качество. Каждый радуется удаче Брата. Разве эти основы слишком трудны? Разве они сверхъестественны? Разве они вне сил человеческих? Разве они требуют сверхзнания? Неужели только герои могут понять единение? Именно для вразумления давался пример лучших людей: врача, сапожника, ткача, мясника, — чтобы в разных трудах запечатлеть лучшее мышление». (цикл «Агни Йога», книга «Братство», § 282).
«... И другое непременное условие должно быть выполнено. Труд должен быть добровольным. Сотрудничество должно быть добровольным. Община должна быть добровольной. Никакое насилие не должно порабощать труд. Условие добровольного согласия должно лечь в основание преуспеяния.
Никто не может вносить разложение в дом новый. Труженики, создатели, творцы уподобятся орлам, высоко парящим. Только в широком полёте спадает пыль и сор тления». (цикл «Агни Йога», книга «Община», § 9).
«Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна быть дорога. Разве она узка по всему небосклону? Счастье в том, что искатели не должны приникать ухом к земле, но могут обратить взгляд на духовную высь. Лучу легче искать поднятые головы. Каждое движение мира обусловлено общиною». (цикл «Агни Йога», книга «Община», § 29).
Община является единственно разумным способом человеческого общежития. Все промежуточные явления — различные ступени компромисса, и они обречены на разложение. Только осознание сотрудничества в общине утверждает эволюцию биологического процесса. Желающий посвятить себя истинной общине действует в согласии с космическими основами Бытия.
Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно неравенство и наследование. Всякое неравенство ведёт к тирании, а наследование является компромиссом и вносит гниение в основы. Необходима ясность построения и нелюбовь к условностям, поскольку только из общины можно мыслить о будущем, понимая её как источник возможностей.
«Новый Мир требует новых понятий, новых форм и определительных. Всё происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создаётся эпоха общего сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным. Лишь когда будет осознана односторонность узкоматериальных земных опытов, наступит следующая ступень стремления к объединению мира плотного с миром тонким. И новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от „небес“, но нового открытия и понимания их.
Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь Миров станет очевидной, и земной Совет Мудрых будет утверждаться Силою Высшей, связующей всё бытие. Истинно, Мир будущий, Мир Высший, грядёт в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущества высшей энергии и не только установят превосходство излучений человека над всеми до сих пор известными лучами, но параллельно будет наглядно уявлена разница в качестве таких излучений, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, а отсюда и познание высших целей, которое поведёт к преобразованию всей материальной природы. Преображённая природа, преображённый дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения жизни. И только тогда будет правильно понято уже народившееся стремление к Иерархическому началу, выражающееся сейчас в увлечении вождизмом» («Письма Е. Рерих», от 15. 04. 1936 г.).
... За истекшие десять лет у Центра Гражданских Инициатив «Звезда Крама» не было тихих времён. Постоянно, чуть ли не каждый день происходило столько неожиданного, разнообразного... На близком расстоянии зачастую совершенно невозможно было себе представить, что именно станет наиболее значительным, оставит положительный след. Иногда казалось, что строится нечто весьма существенное, но довольно скоро это превращалось в пустое место. А иногда наоборот: из кажущегося пустяка вырастал крупный, долгосрочный проект.
Конечно, лучше всего обернуться и оглядеть период деятельности на расстоянии. Происходит не только переоценка событий, но и настоящая оценка сотрудников, временных и постоянных. «Друзей и врагов не считай», — эта восточная мудрость с годами кажется всё более верной. Сколько так называемых «врагов» оказались, в результате, в лучшем сотрудничестве с нами, и сколько так называемых «друзей» отдалились, отказавшись от дальнейшей совместной деятельности. Что ж, постигая принципы общинной жизни, невозможно оставаться в неподвижности. Или назад, или — вперёд. У ещё неопытных общинников бывает немало подозрительности и чванства, но для прошедших начальный период община становится делом жизни. Уже не пугает никакая непродуманная неразбериха, поскольку приходит отчётливое понимание: общину следует защищать силами знания. Основные элементы, составляющие понятие общины, убеждают в её непреложности.
«Думаете, что сказанное утопия? Тогда дойдите до Нас и убедитесь, как действует сознательная мысль человеческая». (цикл «Агни Йога», книга «Община», ч. 219).
«Когда Мы говорим о красоте грядущей эволюции, Нас называют оптимистами-утопистами. Когда Мы говорим об ужасах современности, Нас называют мечтателями-пессимистами. Но Мы не можем быть ни оптимистами, ни пессимистами. Мы — реалисты-действительники».
«Можете представить, какое количество желающих стремится в Нашу Общину. Сколько свидетельств, сколько одобрительных обращений, но в основу суждений полагается лишь действительность. Так же поступайте при основании новых общин. Смотрите, чтобы родственные отношения не имели значения. Смотрите, чтобы тщательно проверялись прежние дружба и вражда, чтобы никакие свидетельства не изогнули решения — личный опрос, личное испытание, личная ответственность. Советую начать испытание с предложения отдохнуть, не работать. Каждый радостно неработающий вам не сотрудник! Спросить можно, ответственен ли он сам за прошлое, или другие, худые люди? Ваш сотрудник не будет возлагать прошлое на других. Также замечайте, чтобы оставленный один, он не передвигал предметов. Человек, немного знающий суть вещей, отнесётся бережно к вашему порядку. Особенно зорко смотрите за молчаливыми». (цикл «Агни Йога», книга «Община», ч.226).
В преддверии 10-летия ЦГИ «Звезда Крама» будем говорить о радостях — ведь осознанная общественная — общинная! — деятельность, по сути своей, есть Радость.
Путь наш был долог. Он делился на многочисленные этапы с остановками для подведения итогов, когда мы отдыхали и набирались новых сил и новых знаний для прохождения следующего отрезка пути.
«Свято дело свято славим!» — говорим мы. Сведения о завершённых и действующих проектах ЦГИ «Звезда Крама» представлены на нашем сайте, ознакомиться с ними и сделать выводы может любой желающий. А нам надо думать о будущем! Окружающая действительность предоставляет огромное поле для дальнейшей деятельности по основополагающему человеческому принципу: МИР МЕНЯЕТСЯ НАШИМИ ДЕЛАМИ!
Маргарита Серебрянская,
председатель Общественного Союза «Совесть», президент ЦГИ «Звезда Крама»
Используемая литература:
«Жизнь», эссе Н.К. Рериха, сборник «К 100-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Очерки, статьи, письма», М., 1974 г.
«Основы Миропонимания Новой Эпохи», том 3, А. Клизовский, Р., 1991 г.