С чего начинается родной город?

Ноябрь 21, 2021 в Родной город, Краматорск интеллектуальный, Культура, Мысли вслух, просмотров: 775

Чтобы стать Человеком, начинать надо — и это давно известно — с малой родины. С родной деревни, посёлка, города. Человек не может полюбить свою страну, не испытывая никаких чувств к родине малой. Об этих вещах писал ещё Николай Карамзин, который различал любовь к родине «политическую», «моральную» и «физическую». Физическая и моральная любовь как раз относятся к родному углу, к месту рождения, где прошли детство и юность, где остались первые привязанности, первая радуга и первый дождь, где сформировался первый житейский опыт. Без этого и «политической» любви не случится. Значит, так и останется человек «Иваном, не помнящим родства», без роду и племени.

Родной город кажется самым чудесным в мире. Ещё бы! Там же всё твоё: парки, проспекты, улицы, переулки, магазины, трамваи и троллейбусы, киоски с мороженым. Там — дом. И ты в нём не посторонняя нейтральная персона, а свой — родной, близкий человек. Член семьи. Горожанин. Тебе об этом говорит каждый дворик, каждая скамейка, каждая аллея с тополями и каштанами: «Здесь ты дома!» При одной мысли о родном городе в душу проникает чувство воодушевления и лёгкости, и кровь быстрее течёт по жилам.

Виктория Черненко, руководитель-методист студии «Декор» ЦВР, г. Краматорск:

— Я не краматорчанка по рождению, родилась я в городе Рубежное Луганской области. После школы поехала учиться в Харьковский государственный педагогический институт им. Г. Сковороды (художественно-графический факультет). Прожила в Харькове пять лет, очень полюбила его, всегда чувствовала себя там как дома.

Может быть, студенткой я и связывала своё будущее именно с Харьковом, но, наверное, не только мы сами выбираем города, но и города выбирают нас. Меня уже ждал Краматорск! Во время учёбы я познакомилась с моим будущим мужем Сергеем, который получал образование в том же ВУЗе (факультет «Физическое воспитание»), а Сергей родом из Краматорска, и мы с ним, соответственно, вместе приехали по окончании учёбы в его родной город. Если не ошибаюсь, это был 1992 год. Моя новая точка отсчёта!

В Краматорске я никогда до этого не бывала и даже не слышала о нём, как-то не пришлось. Поэтому жизнь начиналась в прямом смысле «с чистого листа». Вслушиваясь в сочетание звуков в слове «КРАМАТОРСК», я улавливала нечто мощное, основательное, устойчивое, с металлическим оттенком. Представлялся кулак, ударяющий по твёрдой, гулкой поверхности. Возможно, из-за двух букв «р», из-за устойчивой «т». Сергей с самого начала рассказывал мне о Краматорске как о городе индустриальном, машиностроительном, и первое слуховое и визуальное впечатление оказалось у меня именно таким.

Познакомилась я с Краматорском в середине лета, в хорошую, тёплую погоду. Подъезжаем мы, значит, на поезде к нашей станции. Гляжу — трубы, трубы, трубы!.. Справа — трубы, слева — трубы!.. Справа — дым, слева — дым!.. Везде какая-то заводская арматура, железо, железо, железо!.. Ну, кто видел индустриальный пейзаж в районе железнодорожного вокзала в Старом городе, тот знает, о чём я говорю.

Но это — только первое впечатление. А потом — каштаны! Целые аллеи крепких, высоких деревьев, похожих на сгустки концентрированной жизни! Казалось, своими корнями они удерживают весь Краматорск. Ещё помню большую клумбу, посреди которой стоял Самолёт у Дома Пионеров (теперь — Центр Внешкольной Работы). Какие же там были потрясающие розы!.. Это было необычайное, неожиданное по силе художественное впечатление — индустриальный город в венке из роз. И вообще эта клумба была такой роскошной, что сразу становилось понятно: она создана с тонким замыслом, с душой и сердцем, тем человеком, который хорошо знал, что именно он здесь сажает, как сажает и для чего.

Со временем первое впечатление технологического характера стиралось. Я перестала видеть технополис. Краматорск всё больше и больше открывался мне как Зелёный город. Возможно, потому, что, познакомившись со мной ближе, он меня принял.

Мне очень нравились густые ивы в парке Юбилейном. Казалось, они по-своему иллюстрировали характер Краматорска: по известному выражению, даже самое крепкое дерево сломать проще, чем побеги ивы, изгибающиеся на ветру. Сейчас, кстати, деревьев в городе стало значительно меньше, это заметно невооружённым глазом. Такое впечатление, что их вырубается намного больше, чем это действительно необходимо для перемен в архитектурном дизайне. Срубить дерево легко, а сколько лет нужно, чтобы дождаться такого же высокого, тенистого, красивого?.. Знаете, я не уверена, что все современные краматорчане из власть предержащих мыслят на перспективу и всерьёз задумываются над тем, какой город они оставят будущим поколениям. А ведь ещё каких-то двадцать-тридцать лет назад было иначе...

... Район моей семьи — улица Юбилейная. Поселившись и освоившись в Краматорске, я стала искать себя в творческом плане и формироваться как специалист художественно-графической сферы. Первый год работала в ОШ № 25 учителем рисования. Потом — методистом в Доме Пионеров. В течение трёх лет заведовала методической библиотекой. А потом, с лёгкой руки директора музея истории Краматорска Натальи Евгеньевны Волошиной, в залах музея состоялась моя первая персональная выставка в авторской технике. Там были представлены разные творческие направления — и художественная вышивка, и флористика. Этим я занималась всегда, в любую свободную минуту. И вот после этой, в некотором роде «исторической», выставки директор Дома Пионеров Валентина Шевцова предложила мне творческую работу в тандеме с преподавателем Владимиром Николаевичем Кошелевым. На тот момент у него была своя студия, где он занимался прикладным искусством с детьми и молодёжью в возрасте от пяти до двадцати одного года.

Набравшись опыта, по прошествии нескольких лет я решила основать собственную детскую студию изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Чувствовала: нашла своё. Моё предложение было обсуждено и принято. Довольно легко набралась первая группа учащихся. Поначалу моя студия работала на базе одного из краматорских детских садов, потом мы переместились в другой детский сад, пока лет через пять не утвердились в ОШ № 4, где сейчас и находимся.

... У меня около 60 учеников в возрасте от пяти до четырнадцати лет. В основном, мы занимаемся рисованием в различных техниках — живопись, графика, акварель, гуашь, масло, акрил. Малыши на первых порах рисуют гуашью, кто постарше — выбирают акрил, масляные краски. По моим наблюдениям, все эти техники детям очень интересны. Есть, правда, один нюанс, весьма характерный для нынешнего времени: дети выбирают, в основном, тёмные цвета. Чёрный, коричневый. Даже серый цвет берут редко. Вот, например, рисует ребёнок дом, в доме — дверь. Спрашиваю: «Какого цвета будет твоя дверь?» — «Коричневая», — говорит. — «А почему обязательно коричневая?» — спрашиваю опять. — «А какая ещё?!..» — изумлённый ответ. Понимаете?! В своём воображении дети не видят ярких цветов! Они их просто не представляют! В обычной повседневной жизни двери в домах и квартирах, действительно, чёрные или тёмно-коричневые, и дети привычно думают только о таких!.. Им приходится объяснять, что входная дверь может быть синяя, зелёная, розовая, оранжевая, в фиолетовый кружочек, в малиновую крапинку, в сердечко... Да какая угодно! Даже слон на рисунке не обязательно должен быть серый, как в жизни. Его можно сделать красным, оранжевым, изумрудным, золотым, серебряным, в звёздочку, в квадратик. Каким только будет угодно!

Как способ познания мира и самопознания, творчество — непредсказуемая вещь. Но лишь при условии раскрепощённости, внутренней свободы. Я учу детей задавать вопрос: чего бы хотелось им самим? Они ведь привыкли, что везде и всюду им даётся определённый алгоритм действия, навязываются готовые тезисы. Они практически не умеют прислушиваться к собственным чувствам, высвобождать художественное видение, внимать своему собственному творческому «Я».

... В моём понимании слово «культура» прежде всего означает «взращивание». Культурный человек — тот, в ком воспитано, выращено умение интересоваться окружающим миром, тонко чувствовать, творчески мыслить, задавать себе и другим людям вопросы, находить ответы, формировать свой взгляд, свою творческую идею. Ведь каждый — понимаете, каждый! — человек на этой земле важен и необходим. Каждый несёт заложенное в нём космическое зерно созидания. И свою задачу я вижу в том, чтобы прорастить это зерно в детях, которые приходят ко мне на занятия. Я хочу помочь им найти себя, определить свою неповторимую роль в этом мире, своё предназначение, чтобы потом поделиться этим с другими.

Я хочу научить детей чувствовать и дарить радость!

Может быть, поэтому я и приехала в Краматорск в 1992 году.

... Знаете, зачастую родители на первых порах заставляют детей ходить ко мне в студию. Но потом у мальчиков и девочек буквально на глазах пробуждается личный интерес! Они словно просыпаются: начинают пробовать разные краски, различные материалы, пытаются выражать себя посредством разных изображений, комбинаций оттенков. Ведь что такое рисунок? Это передача своего видения, мироощущения.

Говорят: «Будущее принадлежит детям». И это не пафос, это — правда. Дети — следующее поколение взрослых, которым предстоит жить и работать в Краматорске. Так вот я хочу, чтобы моё будущее принадлежало людям-творцам — мыслящим, чувствующим, умеющим видеть не только глазами, но и сердцем. Тем, кто осознал себя и понял, кто он такой и что хочет сделать для этого мира, какую картину нарисовать. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Логика приведёт вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведёт вас куда угодно».

Да, Краматорск стал для меня родным. Здесь моё время и моё пространство. Иду ноябрьским утром мимо солнечных часов в районе автовокзала, вижу лёгкую изморозь на мраморном циферблате, думаю: «Как красиво!..» Вставая на рассвете, гляжу в окно: «Какое прекрасное небо, какие краски!..» Так думать может, наверное, только тот, кто чувствует себя дома.

Сделать бы этот наш общий дом ещё красивее!

Фото Краматорска:

https://hi.dn.ua/novosti/novosti-kramatorska/kramatorsk-priznali-odnim-iz-khudshikh-gorodov-ukrainy-dlya-biznesa


Добавить комментарий