Когда я смотрю на эту картину…

Август 07, 2017 в Краматорск интеллектуальный, Культура, Мысли вслух, Юлия Приймакова, просмотров: 1980

Дорогие друзья! Приглашаю вас прикоснуться к творчеству Андрея Шишкина, одного из самых известных современных художников-славянистов. Родился он в 1960-м году в Москве, где сейчас живёт и работает (частная студия). Искусство стало для него истинным призванием. Ведущее  направление его творчества – портрет, а также историческая  живопись в академических традициях. Характер этого жанра интересен и сложен: мифология и национальная история   отражаются мастером в соответствии с философскими, этическими и эстетическими принципами современности. Таким образом, историческая картина Шишкина всегда обращена к настоящему.

Обладая высокой творческой энергией, Андрей Шишкин создал тысячи оригинальных образов. Многие из них изображены под сводами Лесного Храма — и словно излучают его предвечную мудрость и покой. Красота и уникальность представленных характеров завораживают, заставляют задуматься о великой реке Времени, о взаимосвязи эпох и поколений, о глубине человеческого духа, его колоссальных созидательных возможностях…

 «В глуши лесной» (Андрей Шишкин). Когда я смотрю на эту картину, я вижу перед  собой мудрого Хранителя леса. Кажется, по его седым летам давно бы ходить с клюкой, но старческой немощи в нём не чувствуется. Напротив, Хранитель всей фигурой источает физическую мощь, его резной посох нужен ему явно не для опоры, а для потребностей иного порядка. Посмотрите: на посохе висит колокольчик. Это необходимо, чтобы ненароком не загубить ничью малую жизнь, чтобы букашки и прочая лесная мелкота, заслышав звон, уходила с дороги подальше в траву. Таков он, Хранитель, словно выходящий из чащи навстречу гостю, пронзительно и вместе с тем проницательно глядя ему в глаза. Слегка склонив голову,  он будто приготовился слушать. Мне даже кажется, что в беседе готов участвовать и филин, также источающий особую внутреннюю силу и не уступающий Хранителю в мудрости. Они, наверное, давно живут рядом. И жизнь их не скучна однообразием, ведь мысли глубокие улетают под самое небо!..

«… Коль нужен он кому – он сам найдёт того, и взглядом выспросит, не проронив ни слова: нет тайн немыслимых на свете для него, отцов наследие – души его основа».

 «Чуть не заблудилась» (Андрей Шишкин). Когда я смотрю на эту картину, я убеждаюсь в том, что у хорошего человека даже в лесной чащобе есть невидимые друзья, готовые помочь. На этой вот замечательной картине показана помощь лесного духа, принявшего образ старичка-лесовичка. Он явился маленькой девочке, которая в рассветный час собирала грибы и немного заплутала. Судя по внушительным размерам корзины, девочка старается для большой семьи – для братьев и сестёр, для тяти и мамы, для дедушек и бабушек! Может быть, она там младшенькая, но без дела не сидит, трудится посильно, как умеет. Конечно же, её трогательную детскую доброту и трудолюбие оценил дух-лесовик, и, сидя на старом пне, растрёпанный и улыбающийся, указывает правицей дорогу из леса к людям. Никто не знает, какой у него облик на самом деле, но ребёнку он представился старичком, да ещё в разорванных на коленке портках – чтобы не испугать, не оттолкнуть неведомым. Добрый дух леса не дал девочке отчаяться, когда она не сумела сразу отыскать дорогу домой. Смотрите, как ему приятна искренняя детская благодарность в виде яблока!

Хорошо бы, это сказочное событие не стёрлось из детской памяти, и девочка выросла бы в сердечную женщину, способную дарить помощников той же чистой, искренней благодарностью!..

 «Древопоклонник» (Андрей Шишкин). Когда я смотрю на эту картину, я явственно ощущаю запах разогретой солнцем хвои и сосновой смолы… Это лучший запах на свете, от него всё тело наполняется здоровьем, разум просветляется, окрыляется дух!

Чистый сосновый лес. Хочется даже сказать: очищающий. Лето. Солнце пробивается через кроны деревьев, освещает отдельные участки. Возле старой сосны с мощными корнями, покрытыми мхом и лишайником, опустился на колени старик, тихо приклонил голову к стволу. Седа и его борода, и мягкие волосы, перетянутые красным обручем.  Одежда его чистейшего белого цвета, без традиционных вышитых узоров, и состоит она из длинной препоясанной рубахи и плаща с капюшоном. Создаётся впечатление, что старик этот из тех, кого называют «странствующими белыми магами». Рядом с ним лежит деревянный посох, без затей сделанный из ветки дерева, к посоху прикручена полупустая холщовая сума, а рядом виден берёстовый туесок, с мёдом или с ягодами. Ясно, что старик этот давно уразумел, что истинные ценности в карманах да за плечами не носят. На левой его руке браслет. Оберег?.. Дар старшего?.. Слева на поясе, такого же красного цвета, как и головной обруч, два оберега. Или это знаки его особого статуса?.. Особым, тайным значением, кажется, наполнена любая деталь его внешнего облика.

Обе руки старца лежат на стволе дерева, глаза его полузакрыты. Кажется, что он одновременно живёт и в мире бодрствования, и в мире сновидений. Наверное, сосна расположена в месте силы, где завеса привычной реальности истончается, и появляется возможность увидеть то, чего обычно не видишь…

Другие люди тоже приходят сюда. На стволе дерева укреплена миниатюрная часовенка,  расположенная на уровне лица коленопреклоненного человека и обращённая в сторону солнца. Ветви повязаны разноцветными ленточками: это дары тех, кто приходил к древней сосне за наитием, прозрением, исцелением, за советом и помощью в земных делах. Считалось, что иногда достаточно просто обнять дерево – и оно обязательно заберёт у человека болезнь или иную беду. А в некоторых обрядах дереву отдавали что-нибудь из своей одежды: вместе с вещью оно должно было взять и недуг. Сосна издревле была центром многих обрядовых действ – от весеннего празднества плодородия до рождественских ритуалов. В Древней Руси сосны сажали на перекрёстках дорог, как «указующие путь деревья», стойкие к гниению и разложению. Как деревья-охранители, их высаживали вокруг погостов. Бытовала даже такая поговорка: «В сосновом лесу – молиться, в берёзовом – веселиться, в еловом – удавиться».

… Погода тихая, спокойная, безветренная. Лицо старика спокойно, умиротворено. Его общение с деревом полно тайного смысла, звенит особой энергетикой. Сюжет заставляет задуматься о тесной связи между человеком и деревом, о соотнесённости их судеб и жизненных этапов. Слышен отголосок древнего ведического знания, которым обладали наши предки, и которое отчасти сохранилось в сказках, былинах и песнях. В целом, картина «Древопоклонник» дышит светлой красотой и гармонией.

 «Святой» (Андрей Шишкин). Такое же впечатление производит и это полотно. С него будто льётся свет. «Кто светел, тот и свят…»

В чём святость старика в простой монашеской рясе?.. Может быть, в том, что на его раскрытую ладонь без опаски садится малая птичка? Или в том, что он кажется сотканным из рассветных солнечных лучей? Или в том, что деревья окружают его, как близкое, родное существо, и даже будто хотят обнять?.. Почему сразу и безоговорочно веришь: да, этот старик святой?..

Здесь особая магия. Великое умиротворение и великий покой написаны на лике доброго старика! В первую секунду можно подумать, что он отрёкся от рода людского и удалился от него подальше в лесную чащу, предпочитая общение со зверями и птицами. Но это не так. Старик нашёл другой путь к людям: он обрёл высшую мудрость, позволяющую служить им в уединении. Он безмолвно  молится в лесном храме,  не нарушая великой тишины. Он творит гармонию, лепит красоту. Всеми мыслями он  обращается к людям, даже на большом расстоянии передавая им знания, мудрость, любовь. Он изгоняет невежество, тьму и смерть, умножая Свет, Жизнь, Истину…

 «Наречение именем» (Андрей Шишкин). Когда я смотрю на эту картину, я вижу ещё один образ великой мудрости и света, передающихся из поколения в поколение, переливающихся из сосуда в сосуд…

Старик. Кажется, он стар, как сама земля, как Природа, как тысячелетний дуб, растущий в этом особом, священном месте. Голову старика венчает ритуальный убор из дубовых листьев, лик его прекрасен, глаза вознесены к небу с просьбой о благословении. Одежды его нарядны, белы, расшиты красным обереговым орнаментом. На рукаве отчётливо видны символические изображения коловрата и семарглов – вестников между небесным и земным мирами. Старославянской обереговой символикой украшена и серебряная застёжка плаща на левом плече. Наверное, это старейшина рода: на шее виден медальон-амулет, говорящий о высоком статусе носителя, знакомого не только с физическим, но и с большим духовным трудом.

Мальчик. Старик держит его, завёрнутого в плащ, на своих натруженных руках. Может быть, это его внук или правнук, новая поросль славного рода?.. Мальчик осознанно обращает не по-детски серьёзный взгляд в небо. Для него этот день – особый: ему нарекут имя, с которым он займёт положенное место среди родичей. Его русые вьющиеся волосы перепутались с бородой старика. Голубые глаза прозрачны. Прекрасен и чист весь облик маленького русича, пока ещё одетого в детскую рубаху. Совсем скоро он сменит её на облачение мужчины.

В небе над стариком и мальчиком парит сокол, вестник небес, в ранний рассветный час благословляющий священное действо. На дальнем плане, окружённые дубовой рощей, стоят древние идолы, Хранители рода. Это место особой силы. Она пронизывает старика, окружает и окутывает мальчика… Шумят тысячелетние крепкие дубы, густы их кроны, непоколебимы стволы. Но уже пробился малый росток, обещающий вырасти в столь же могучее древо и продолжить славный род!

 «Святибор» (Андрей Шишкин). Такой же росток дуба бережно и заботливо взращивает сам Святибор, по своему сану увенчанный литой серебряной диадемой. Он вливает в росток силу, помогает поскорее вытянуться к солнцу и превратиться в могучий дуб, защиту и опору целого леса.

Святибор – бог лесов, господин леших. Он служит Велесу, ведь Велес покровительствует не только домашнему скоту, но и всякому зверю лесному. Святибору подчинено всё воинство лесных духов: с их  помощью охраняет Святибор глухие чащи, болотные топи, ягодные поляны и всех лесных жителей. Посвящённые ему угодья, где ставили кумиры и славили пращуров, издревле получали название «святого бора»: там ни в коем случае нельзя было производить вырубку, калечить деревья для своих мелких надобностей.

Святибор предопределяет участь, жизнь и судьбу всех без исключения обитателей леса, обеспечивает согласие и гармонию в природе. Это он внушает людям убеждение, что природе нельзя наносить невосполнимый урон – по глупости ли, по жадности… Владыка чащоб сурово карает охотника, посягнувшего на самку с детёнышем, а также и рыбака, вышедшего на лов во время нереста рыбы. Честной народ знал, что всех охотников, прельщающихся лёгкой, неправедной добычей, во всякий час ждёт расплата.

Святибор – олицетворение вечно живой природы, её светлый лик.  Недаром на древнем поэтическом языке деревья, цветы, травы и кустарники называли волосами Матери-Земли, широкие просторы суши сравнивали с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели её кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы. Следуя этим образам, понимаешь, что всё вокруг – единая живая сущность, щедрая к своим детям, каким бы обликом они ни были наделены. Она сильна, но в то же время трогательна в своей беззащитности. Обидеть её легко, поэтому помощниками Святибора, кроме леших, были также Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Эти божества не так добры, как Святибор, и могли быть сущностями довольно опасными. Встречи с ними в лесу следовало, по возможности, избегать! Туросик, например,  умел принимать вид оленя или тура с золотыми рогами – и заводил разгоревшегося охотника, погнавшегося за ним, в топкое болото. Это его, Туросика,  изображения вышиты на рукавах белой рубахи Святибора, склонившегося над ростком дуба. Заманивал людей в болото и Стукач, изображая дальний стук топора дровосека, на который бежали заблудившиеся. Знать, с нечистыми мыслями отправились они в лес, хотели «дров наломать».

Природа же всегда была и есть извечный Храм для самой чистой молитвы человека. Ухаживать за ней, беречь её призван Святибор. Он защищает её от неправых посягательств и нерадивого использования. Обижая природу, мы, люди, обижаем саму Жизнь. А ведь нужно, подобно мудрому Святибору, бережно относиться даже к малому ростку, из которого вырастает Древо Будущего!

Юлия Приймакова,

член Центра Гражданских Инициатив «Звезда Крама».


Добавить комментарий