Ко дню рождения Е.И. Рерих: «Появление малой планеты „Рерих“ — это международное признание творчества и выдающихся достижений семьи Рерихов!» (астроном Н.С. Черных)

Февраль 11, 2025 в Культура, просмотров: 78

... 15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем Степановичем и Людмилой Ивановной Черных была открыта малая планета (астероид) в Солнечной системе, названная в честь семьи Рерихов. Астероид зарегистрировали под номером 4426.

В октябре 1999 года Николай Черных, открывший более 500 астероидов, отметил в одном из своих выступлений: «Название было утверждено специальной комиссией Международного астрономического союза, состоящей из 11-ти представителей разных стран мира. Только при единогласном мнении название принимается. Появление малой планеты „Рерих“ — это международное признание творчества и выдающихся достижений семьи Рерихов!»

Высокоодарённый художник и писатель, историк и путешественник, один из крупнейших гуманистов и общественных деятелей ХХ века, Николай Константинович Рерих — явление в истории мировой культуры столь исключительное, что его имя давно стало символом, Легендой.

Символ этот повсюду звучит во множественном числе — «Рерихи», поскольку Николай Константинович и его жена Елена Ивановна составляли единое целое и неразделимы в нашем сознании.

Духовный союз этих людей — образец истинной гармонии. На склоне лет Николай Константинович напишет в своём дневнике о совместно прожитых с Еленой Ивановной годах: «Сорок лет — немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои „Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице“. Каждое из этих понятий было испытано в огне жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и во всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

Елену и Николая Рерихов объединили не только взаимная дружба и любовь, но и общая устремлённость к Высокому, желание служить общему человеческому благу. Их жизненный путь пролёг по странам Европы, Америки, Азии. По существу, Елена Ивановна и Николай Константинович были Путниками, странниками, которые в любой стране мира находили взаимопонимание с людьми разных наций, оставляя по всему свету «свои магниты» — многочисленные живописные полотна, книги, созданные ими музеи и культурные сообщества. В полной мере заслужили они свою фамилию «Рерих», которая в переводе означает «богатый славой».

Елена Ивановна — философ, мистик, талантливый литератор, оставивший богатейшее эпистолярное наследие, впоследствии изданное в нескольких томах. Автор книг «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», перевода «Тайной Доктрины» Е. Блаватской, а также избранных писем махатм к Синету («Чаша Востока»).

Она родилась 12-го февраля 1879 года. В девичестве носила фамилию Шапошникова, принадлежа к знатному роду и являясь правнучкой великого полководца М.И. Кутузова и двоюродной племянницей композитора М.П. Мусоргского. По последней линии род Шапошниковых, как и род Рерихов, восходил к Рюрикам. Отец Елены Ивановны, архитектор, умер довольно рано, и девочка жила вдвоём с матерью, Екатериной Васильевной (урождённой Голенищевой- Кутузовой). С юных лет Елену привлекало всё прекрасное: она великолепно рисовала, имела заметные музыкальные способности. Почти каждое лето девушка вместе с матерью проводила в имении князя Путятина, в семье которого всерьёз интересовались искусством. Старый князь, принадлежащий к богатой петербургской знати, был мужем тётки Елены. Так вот именно там, в Бологом, в княжеском имении Елена Шапошникова познакомилась с молодым Николаем Рерихом. Судьбоносная для них обоих встреча произошла летом 1899 года; отличавшаяся необыкновенной красотой, обаянием и тонким душевным складом девушка произвела на Николая Рериха чрезвычайно сильное впечатление. Елена, для которой мир искусства всегда был желанным, с не меньшим интересом отнеслась к молодому живописцу и его занятиям. Её чистая, жаждущая красоты и знаний душа раскрылась перед человеком, живущем в этом заветном мире. Ведь будучи ещё совсем ребёнком, Лена мечтала о том, что выйдет замуж за художника и станет для него источником вдохновения, Музой!

Её свидания с Николаем Рерихом продолжились в Петербурге, куда влюблённые вернулись осенью. «Сегодня была Е.И. в мастерской. Боюсь за себя — в ней очень много хорошего. Опять мне начинает хотеться видеть её как можно чаще, бывать там, где она бывает», — писал в те дни Николай Рерих.

В 1900 году он сделал Елене предложение — и она приняла его. Родственники девушки отнеслись к её помолвке с молодым живописцем без особого энтузиазма, поскольку хотели, чтобы она вышла замуж за единственного наследника волжского пароходовладельца. Однако Елена не поддавалась на уговоры, всем сердцем веря, что не ошиблась в выборе спутника. Молодые люди решили пожениться, как только завершится зарубежная творческая поездка Николая. Из взволнованных строчек, которые писал он своей Елене из Парижа, зримо проступает её образ: «Милая, как приятно сознавать, что есть человек, который несёт мне свою душу (очень чистую), и как приятно и себя нести ей всего. Голубушка, как же люблю я Тебя. От нас зависит, сорвём ли туман с далёкой зари, и неужели наша любовь так несовершенна, что не даст нам для этого могучей силы? Вихрь труда, скачка без оглядки, широкая жизнь в наилучших её проявлениях — всё это обещает нам дружное, общее наше существование. Я верю, что Ты появилась, чтобы дать мне новые силы... и помочь в жизненной битве... Знаю, что Ты для меня будешь родной в наилучшем значении этого слова, милая, хорошая моя Лада!..»

Долгожданный день бракосочетания наступил осенью 1901 года. Лада, как называл Николай Рерих свою любимую, стала женой, другом и соратницей на всю жизнь. В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, а ещё через два года — Святослав. Воспитанию детей родители уделяли много времени и внимания. В дружной, трудолюбивой семье к мальчикам относились как к равноправным её членам. Старшие Рерихи неустанно стремились к тому, чтобы ни в их собственных душах, ни в душах их детей не было места раздражению и злости, нетерпимости и лжи. «Раздражение порождает в организме особый яд... поэтому понятно, что все эти мелочи не имеют такой дорогой цены, как наш дух и здоровье нашего тела. Хватит небольшого усилия воли, незначительного напряжения, одной мысли, что мы должны быть выше и сильнее мелких обстоятельств...» — говорила Елена Ивановна.

«На путях житейских и духовно-творческих» супруги Рерихи никогда не разлучались. Своей Ведущей называл Николай Константинович жену. Никто бы не мог сказать о Елене Ивановне лучше, чем это сделал он сам: «Правда, справедливость, постоянный поиск Истины и любовь к творческому труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, и вся семья — всё строится на тех же благодатных началах. Все трудности и препятствия переносятся с тем же стойким упорством. Приобретённые знания и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач, что ведёт всех окружающих единым светлым путём. Мучительно переживается любое невежество, происходят исцеления, и духовные, и физические. Жизнь её с раннего утра и до вечера истинно трудовая — всё на пользу обществу. Ведётся обширная корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды — и всё это при удивительной неутомимости духа».

В 1903–1904 гг. супруги Рерихи совершили несколько длительных поездок, посетив более сорока российских городов. Они изучали архитектуру, старинные обычаи, ремёсла, принимали плодотворное участие в археологических раскопках. В эти же годы мысли учёных всё больше занимают философские учения Востока. Увлечение восточной культурой, в особенности индийской, издавна было свойственно интеллигенции, и потому не являлось исключительным для Рерихов. К тому же на начало XX века пришёлся наивысший расцвет мировой индологии. Елена Ивановна и Николай Константинович, как и многие их современники, с интересом изучали труды выдающихся индийских мыслителей Вивекананды и Рамакришны, читали «Бхагавадгиту», «Махабхарату» и «Рамаяну», произведения Рабиндраната Тагора. Неудивительно, что интерес Рерихов к Индии и Тибету во многом определил их дальнейшие научные поиски и оказал решающее влияние на пройденный ими жизненный путь.

В 1916–1918 гг. Рерихи жили в Карелии, где заболевший тяжёлым воспалением лёгких Николай Константинович проходил лечение. После Октябрьского переворота территория Карелии перешла к Финляндии, и родина стала для них недосягаемой. Но, сохраняя надежду на возвращение, Елена Ивановна и Николай Константинович и на чужбине продолжали упорно и много работать. В это время семья Рерихов начала готовиться к длительной экспедиции на Восток. Там, в средоточии древнейших духовных традиций, они хотели найти подтверждение своим убеждениям о глубинном родстве, преемственности и взаимопроникновении двух культур — западной и восточной. 24 марта 1920 года в Лондоне состоялось знаменательнейшее для Рерихов событие — встреча с тем, кто навсегда стал для них духовным Учителем, Махатмой, как на восточный лад именовали они великого гималайского мудреца. Именно с этого дня Елена Рерих начала работу над текстами Учения Агни Йоги, или Живой Этики. По утверждению самих Рерихов, это Учение, представляющее собой слияние всех древних и современных философских, религиозных и этических принципов жизни, является «Учением, даруемым Махатмами современному человечеству». Самой большой силой в мире назовёт впоследствии Елена Рерих Учение Живой Этики.

«Ведь это синтез всех учений, — напишет она, — но в новом осознании всех Основ Бытия и на новом понимании космического значения человека и его страстной ответственности в поддержании равновесия в мире. Как прекрасно осознание Полноты Бытия! Эта мысль красной нитью проходит в Учении, столь щедро проливаемом сейчас на помощь страждущему и смятенному человечеству. Истинно, Новое Откровение, явленное светом учения, станет Учением Ведущим, и книги станут книгами любимыми, настольными».

Рерихи были убеждены, что приобщение к основам Живой Этики способствует духовно-нравственному очищению и внутреннему преображению людей. Нужно отметить, что ни Елена Ивановна, ни Николай Константинович никогда не считали себя авторами книг Живой Этики, о чём неоднократно заявляли. Они утверждали, что выступают в роли «связующего звена между Махатмами и человечеством», являются проводниками и передатчиками их Учения.

Работа над формированием Живой Этики продолжалась и во время знаменитого трансгималайского путешествия Рерихов. Экспедиция, за время которой супруги побывали в Индии, Монголии и на Тибете, продолжалась пять лет — с 1923 по 1928 гг. Вместе с мужем и старшим сыном Елена Ивановна преодолела 25 тысяч километров нелёгкого пути. Отважным учёным не могли помешать ни суровые морозы, ни снежные бури, ни нападения кочевников. Их не испугали, казалось бы, непреодолимые водные и горные преграды. Почти шесть месяцев провела экспедиция на высокогорном плато в Тибете, оказавшись в его ледяном плену. Британская разведка, которая считала Рерихов большевистскими агентами, не желала выпускать их оттуда. И всё же именно во время экспедиции Елене Ивановне и её мужу удалось побывать на родине. В 1926 году, вместе со своим старшим сыном, они в качестве «специальных представителей Махатм, выполняющих их поручение» приехали в столицу. Встретившись с Надеждой Крупской, Чичериным, Луначарским, Рерихи передали им послание гималайских Учителей с предложением о политическом и культурном сближении Советского Союза и Востока. Но со стороны руководителей культуры советского государства эта инициатива поддержки не получила...

Завершив своё большое путешествие в 1928 году, семья Рерихов обосновалась в Западных Гималаях, в долине Кулу. Там учёные основали Гималайский институт научных исследований, названный «Урусвати» в честь его почётного президента — Елены Ивановны Рерих. Таким поэтичным именем, означающим «Свет Утренней Зари», Елену Ивановну нарекли на Востоке. Для многих людей эта женщина стала духовным наставником, раскрывая перед ними основные положения Живой Этики. Под руководством своего духовного Учителя Елена Рерих самоотверженно изучала и исследовала неизвестные виды энергии, щедро делясь полученными результатами. Она переписывалась с огромным количеством людей, рассуждая в письмах о психической и духовной энергии, о Космических Законах, о великой роли Женщины в обществе и о многом другом. Сравнительно недавно «Письма Елены Рерих» были опубликованы в трёх томах.

Долгие годы Елена и Николай Рерихи стремились вернуться на родину, но их мечтам так и не суждено было осуществиться. В самый разгар хлопот о возвращении в СССР, 13 декабря 1947 года не стало Николая Константиновича. В этот тяжелейший период жизни духовной поддержкой для Елены Ивановны стало письмо Учителя, по её утверждению, полученное «по беспроволочному (телепатическому) телеграфу»: «Осиротевшая Моя, нужно принять новую ношу. Храните силы. Надо до Родины донести „Чашу“...»

Оставшиеся годы жизни Елена Ивановна Рерих полностью подчинила этому стремлению: «Донести до Родины „Чашу“ — „Чашу огненного синтеза духовных культур Запада и Востока“».

После смерти мужа, теперь уже вместе со старшим сыном Юрием Николаевичем, ставшим выдающимся востоковедом, а также двумя названными дочками Ираидой и Людмилой, которым Рерихи заменили родителей, она неустанно продолжала хлопотать о возвращении на родину. Но только в 1957 году Юрий Николаевич и его названные сёстры смогли вернуться в СССР (младший сын, известный художник Святослав Николаевич, женатый на индийской актрисе Девике Рани, остался в Индии).

К тому моменту, как детям Елены Ивановны Рерих удалось возвратиться, её самой уже не было в живых. Земной путь этой замечательной женщины завершился 5 октября 1955 года в Калимпонге.

Но, как говорил Джавахарлал Неру, творчество и труды таких людей, как Елена Ивановна Рерих, «имеют мало общего с жизнью и смертью личности. Они выше этого, они продолжают жить и в действительности являются более долговечными, нежели человеческая жизнь».

Источники:

https://roerich-urs.com/ukr/planeta.html

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Minor_planet_4426_Roerich.jpg


Добавить комментарий