Исторические юбилеи: 980 лет назад князь Ярослав Мудрый основал при Софийском соборе в Киеве первую библиотеку Древней Руси
Январь 31, 2017 в Книги, Культура, Мысли вслух, просмотров: 2402
В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читал их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам»…
Само слово «библиотека» в Древней Руси поначалу почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии» (по имени архиепископа Геннадия Новгородского), которая была окончательно переведена и переписана в Новгороде к самому концу XV века. Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Во второй раз термин встречается в начале XVII века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».
Что же касается первого летописного указания на библиотеки, оно относится к упомянутому 1037-му году, когда князь Ярослав Мудрый «собрал писцов многих» для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском Соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого уникального книжного собрания. Есть данные, что оно насчитывало «великие тысячи книг на разных языках». Историк Русской Церкви и церковной архитектуры Евгений Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки всего в 500 томов. Несомненно одно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и фонд её непрерывно увеличивался. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, в 1969-м году поставлен символический камень. На камне помещён портрет Ярослава Мудрого и летописный текст: «В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».
Что же читали наши давние предки? Что вообще могло быть в фондах княжеской библиотеки? Первыми на Руси начали переводить отдельные части Библии; так появились апракосны (неполные) Евангелия и Апостолы, которые читались во время богослужения. Из книг Старого Завета особое распространение приобрёл «Псалтырь». Необходимую науку для священнических божественных служб можно было почерпнуть из первых «Служебников» и «Требников». Из раздела канонической литературы в то время охотно читали различные «Жития святых», переводившиеся непосредственно с греческих оригиналов, чрезвычайно разнообразные по содержанию и подающие большую галерею типов «христианских героев». Имелись сочинения и энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи», в которых содержались разнообразные сведения по истории, философии, географии, астрономии, зоологии. Относящиеся к светской переводной литературе «Шестидневы» представляли собой сборник популярных произведений, трактовавших происхождение мира по христианскому вероучению. Причём трактовка эта имела очевидный литературно-художественный характер, то есть наряду с бытующими христианскими догмами просматривались и самостоятельные авторские мысли. В основе «Шестидневов» — в определённой мере соответствующий господствующим общественным настроениям рассказ о шести днях сотворения мира Богом, откуда и походит само название книги. Помимо этого «Шестидневы» синтезировали на своих страницах элементы светской науки: философские учения о движении небесных светил, рассказы о животном и растительном мире с поучительными выводами религиозного характера. В целом, «Шестидневы» были проникнуты идеологией и духом христианства, их главной общественной задачей было формирование нового мировоззрения, соответствующего принципам христианского государства.
«Физиолог» — это своеобразный сборник сведений о зверях, птицах, насекомых, рыбах и иных видах жизни в окружающем мире. В аллегорически-символической форме в книге описываются настоящие и придуманные приметы и свойства реальных и фантастических животных, подаются образцы для исследования и поучения. Материалы по большей части черпались из Библии, из известных произведений античных писателей, обрабатывались переводчиками и переписчиками и подавались в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. Каждая статья «Физиолога» посвящалась отдельному представителю животного или растительного мира и делилась на две части: в одной из них описывались реальные свойства изучаемого объекта, а в другой излагались символические толкования его сущности с вводом определённой морали. Среди авторов «Физиолога» называют знаменитых отцов церкви – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия, Иеронима.
А что такое «Изборники»? Это один из самых исконных и преобладающих видов древнерусской письменности и литературы на протяжении XI-XVII веков. «Избор от мног отец и мног книг» представляет собой обширное собрание отдельных небольших произведений (их количество могло доходить до 900-т), связанных единством содержания, иногда являющих род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой нередко был обусловлен личными вкусами «списателя» — составителя. В эту книгу входило изложение «Категорий» Аристотеля, церковные сочинения, статьи по грамматике, логике и поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими моральными правилами должен руководствоваться человек в жизни). «Изборники» призывали читателя к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности и кротости, а также к преодолению таких тяжких грехов, как хула, клевета, зависть, татьба, прелюбодейство, пьянство, объедение.
К слову, книги в то время имели не только духовную, но и большую материальную ценность: их переплёты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом и серебром со вставками из жемчуга и драгоценных камней.
О читателях библиотеки Ярослава Мудрого достоверных сведений мало. По всей вероятности, её богатствами постоянно пользовался один из составителей «Изборников», дьяк по имени Иоанн. Он сам написал в конце своего труда: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…» Дан здесь и один из древнейших советов, как нужно читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чём говорят книги и словеса те».
Сохранить библиотеку было в те далёкие времена делом весьма сложным. Можно даже сказать, что Софийский собор насчитывает целый ряд библиотек: одна гибла, на её месте возникала новая. Например, в 1169-м году Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203-м году Софию грабили половцы — и опять серьёзно пострадал фонд библиотеки. Есть свидетельства, что часть драгоценной библиотеки отца ещё в 1048-м году увезла с собой в качестве приданого младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. В 1240-м году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека Ярослава окончательно исчезла из поля зрения. Семь столетий потомки пытались её разыскать. Поиски велись и на территории Святой Софии Киевской, и в Киево-Печерской Лавре, и в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.
Конечно, вопрос о точном времени появления на Руси библиотек нельзя считать решённым основательно. Предполагается, что они существовали в Киеве ещё в 10-м веке. Свою библиотеку вполне могла иметь основанная в 988-м году школа для обучения детей, поскольку там требовалось наличие определённого числа книг по нескольким темам. Библиотеки могли быть открываемы и при строительстве храмов. Так, на Подоле, ещё до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996-м году было закончено возведение величественной Десятинной церкви, первой каменной церкви Древней Руси, воздвигнутой Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. В некоторых источниках говорится, что князь Владимир украсил эту церковь не только иконами и драгоценными сосудами, но и книгами, привезёнными из Корсуня…
Очевидно и ясно одно: благим усердием просветителей, с течением лет всё больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной»…
Подготовила Яна Андриенко