Историческая мульти-панорама: рождение новой мультипликации

Май 20, 2020 в Маргарита Серебрянская, Культура, Кино, Мысли вслух, просмотров: 1180

Как мы уже говорили, в середине 1950-х годов появились качественно новые мультипликационные фильмы, возникла новая, или, как её стали называть, вторая мультипликация. Это мультипликация, рассчитанная на зрителя разного возраста, мультипликация не только смешная, но и серьёзная, в основе восприятия которой лежали не только смеховые реакции зрителя, но и работа интеллекта. Мультипликация, обращающаяся, как это и положено настоящему искусству, к важнейшим темам жизни современного общества. То есть, на новом витке спирали своего развития мультипликация возвратилась к тому, с чего в 1920-е годы начинали советские мультипликаторы-пионеры.

Одной из первых ласточек новой мультипликации стал фильм советского режиссёра-дебютанта Фёдора Хитрука «История одного преступления» (1962 г.). История, казалось бы, очень проста: скромному служащему, добрейшему Василию Васильевичу Мамину соседи по дому всю ночь не давали уснуть. Однако Фёдор Хитрук нашёл здесь повод для того, чтобы в яркой и необычной форме призвать людей беречь друг друга, быть более человечными и не отравлять друг другу жизнь. В художественном решении фильма много нового, необычного, изобретательно использована вся площадь кадра, создан своеобразный полиэкран, когда одновременно мы видим в кадре несколько изображений.

Фильм «История одного преступления» сразу привлёк внимание и специалистов, и любителей мультипликации. Его выход на экран обозначил рождение нового талантливого режиссёра и стал началом нового этапа в развитии советского искусства мультипликации. В 1962 году фильм получил приз «Золотые ворота» на Седьмом Международном кинофестивале в Сан-Франциско; в том же 1962 году — приз «Серебряный лев» на фестивале в Венеции. 1963 год принёс этой ленте Почётный диплом Девятого Международного фестиваля кино- и мультипликационных фильмов в Оберхаузене (ФРГ), а 1964 год — Первую премию по разделу мультфильмов Первого Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.

Стоит отметить, что эта сатирическая комедия, остроумно высмеивающая виновников «шумовой атаки», характерной для современного большого города, а также эгоистическое невнимание к соседям, актуальна по сей день.

Почти одновременно на «Союзмультфильме» появилось много новых талантов, а признанные мастера начали работать с удвоенной юношеской энергией. Причём заслуги флагмана советской мультипликации были не только в том, что здесь создавались высокохудожественные фильмы, но ещё и в том, что «Союзмультфильм» стал кузницей кадров для национальных мультипликаций советских республик.

Здесь стажировались многие талантливые режиссёры и художники, которые могут назвать себя союзмультфильмовскими учениками также по ВГИКу или по Курсам при студии, а с 1980 года — по Высшим курсам режиссёров и художников-мультипликаторов Госкино СССР, где преподавали ведущие мастера центральной студии страны. Лучшие режиссёры и художники «Союзмультфильма» помогали становлению мультипликационных объединений в республиках, бескорыстно шефствовали над ними в течение продолжительного времени. Всё это — явственные признаки высокой дружбы национальных искусств.

В солнечном Тбилиси, на киностудии, пережившей не во всём лёгкое и простое становление искусства мультипликации, неожиданно для многих появляется в 1950-е годы новый фильм с совершенно необычным для мультипликации, непривычным и никогда не существовавшим раньше героем. Однако этот герой вызван велением времени. В фильме «Приключения Самоделкина» (1957 г.) появился персонаж, ставший впоследствии серийным, перекочевавший на обложку журнала, а потом и в «Клуб весёлых человечков».

Мастер Самоделкин — персонаж весьма своеобразный. Это человечек, сделанный из железок, шестерёнок, винтиков и шпунтиков, железный человечек в буквальном смысле этого слова. Самоделкин — персонаж, рождённый эпохой НТР. Он всё умеет, может починить любую машину, мгновенно решает любой технический вопрос. Своим примером он призывает к деятельной жизни, к поискам выхода из любого критического положения. Это герой, излучающий настоящий оптимизм.

Интересно, что Самоделкин практически одновременно родился и на экране, и на страницах журнала. Но, пожалуй, ещё более характерным является то, что придумала его Нина Бенашвили, которая долгие годы работала корреспондентом журнала «Техника — молодёжи» в Грузии.

С 1957 по 1983 год на студии «Грузия-фильм» было создано семь рисованных мультфильмов про Самоделкина. Бессменным режиссёром этих талантливых работ являлся Вахтанг Бахтадзе, сценаристом оставалась «мама» Самоделкина Нина Бенашвили.

— «Приключения Самоделкина» (1957 г.);

Однажды в мастерской юных техников упал с полки магнит. Взял да и притянул к себе лежащие неподалёку шестерёнку, винтики, гаечки, — и превратился в человечка. «Кто ты такой?» — спросили его тиски. «Я — мастер Самоделкин. Лучший друг тех, кто любит строить и чинить!» — ответил человечек. Самоделкин сел на чудесный вездеход и уехал. Вездеход можно было по желанию превращать в самолёт, катер, вертолёт и обычный автомобиль. По дороге Самоделкин помог мальчику починить мотороллер, девочке — вернуть уплывший кораблик, юному изобретателю — наладить воздушную пушку, а потом научил, как построить дождевальную машину. В финале мультфильма мастер Самоделкин полетел дальше, чтобы помогать другим детям, которые любят делать всё своими руками.

— «После гудка, или Концерт Самоделкина» (1959 г.);

Закончилась работа на заводе. Ушли рабочие домой — и началась сказка. Вдруг ожили винтики и гаечки, молоток и рубанок, зубило и отвёртка. «Мы хорошо потрудились, а теперь можно и повеселиться!» — сказал молоток. Детали подняли такой шум, что его услышал Самоделкин, летевший на своём вездеходе. Он предложил устроить концерт и самим сделать музыкальные инструменты. Закипела работа. Наконец, всё было готово. Весёлый концерт состоялся вопреки злым проискам бракованных деталей.

— «Самоделкин-спортсмен» (1962 г.);

Самоделкин снова прилетел на тот же завод и устроил там производственную гимнастику. Затем он организовал весёлые спортивные соревнования. Бракованные детали снова хулиганили и пакостили, но полностью проиграли.

— «Самоделкин в космосе» (1971 г.);

Юные техники построили космическую ракету и назвали её «Мечта». Вот только кого же послать на ней в космос?.. Вдруг появился добрый мастер Самоделкин, которому ребята очень обрадовались. Ракета успешно стартовала с Земли, и Самоделкин полетел в космические дали. Он сфотографировал Сатурн и его кольца, а по пути домой ещё помог обитателям Хрустальной планеты избавиться от пиратов.

— «Самоделкин под водой» (1977 г.);

На берегу моря мальчик играл со своей собачкой. В воде собачку подкараулила рыба-чёрт и утащила на дно моря к скучающему морскому царю Осьминогу. Конечно же, мастер Самоделкин бросился на помощь. По пути он спас дельфина от акулы. В финале мультфильма Самоделкин подарил морскому царю собственноручно сконструированную собаку-робота, а живую собачку вернул мальчику.

— «Подарок Самоделкина» (1983 г.);

Мастер Самоделкин с борта своего корабля наблюдал за мальчиком-изобретателем, который мастерил автомобиль. Но из этого творения вылетало такое страшное чёрное облако, что звери и птицы стремглав разбегались кто куда. Мастер Самоделкин спустился и помог мальчику переделать машину в электромобиль, чтобы не было вреда окружающей среде.

Цикл фильмов о Самоделкине быстро завоевал популярность у детского зрителя. «Приключения Самоделкина» один за другим получают Почётные призы на Всесоюзном кинофестивале в Москве и на Международном кинофестивале в Сан-Франциско. В этом цикле, как, собственно, и в других работах Вахтанга Бахтадзе, общечеловеческие проблемы гармонично сочетаются с национальными мотивами творчества, с ярким колоритом грузинского типажа, гористого пейзажа, музыки, с характерными особенностями рисованного жеста и мимики.

Появление Самоделкина резко активизировало поиски советских мультипликаторов в области современной темы, современного и мультипликационного по своей природе героя. Он призвал в мультипликацию целую группу грузинских художников и режиссёров, успешно работавших целые десятилетия.

... Когда-то, в 1930-е годы, режиссёр-мультипликатор Владимир Муджири, как Ясон, собрал своих единомышленников и «поплыл» с ними на поиски «золотого руна» мультипликации. И они создали рисованных «Аргонавтов» (1971 г.) по мотивам древнегреческих мифов. С тех пор «аргонавты» грузинской мультипликации — её режиссёры и художники — находили и находят крупицы настоящего искусства высокой пробы в золотом руне многосложного творчества. Стараясь снимать разные фильмы — и по возрастному принципу, и по стилистике, и по жанрам, — все они продолжают развивать народные начала мультипликации.

В 1957 году зажглась новая звёздочка в созвездии межнациональных мультипликаций — начались съёмки кукольного фильма «Сон маленького Пеэтера» в Эстонии. В Объединении эстонской объёмной мультипликации вырос блистательный режиссёр Хейно Парс — впоследствии Заслуженный деятель искусств и Лауреат Государственной премии Эстонской ССР (1975 г.). В своих кукольных фильмах-сказках Парс изобретательно соединял куклы с живой природой (на земле, в воде, в мире растений, птиц и насекомых). Под его руководством на эстонской студии родилась серия оригинальных картин с постоянным кукольным героем — оператором Кыпсом, а также цикл лаконичных, превосходных по мастерству «одушевления» фильмов, в которых действующие лица — гвозди.

Несколько позднее появилось Объединение эстонской графической мультипликации, руководителем которого стал Рейн Раамат, работавший художником-постановщиком ещё в первых мультипликационных лентах, созданных в Таллинне. Раамат не только сам снимал превосходные фильмы, но и привлёк в рисованное кино такого талантливого карикатуриста, как Аво Пайстик.

С течением времени эстонская мультипликация — и графическая, и скульптурная — вышла на очень высокий художественно-профессиональный уровень.

В конце тех же 1950-х годов было создано Творческое объединение художественной мультипликации на Украине, в Киеве. После четвертьвекового перерыва возвратились к своей работе те, кто ещё в 1930-е годы принимал участие в создании украинских мультфильмов. Это — режиссёр Ипполит Лазарчук, первый руководитель Объединения, заслуженный деятель искусств УССР, поставивший ещё в первый период своего творчества четыре мультфильма. Вернулись к созданию мультипликационного кино работавшие до войны на негромких должностях ассистентов режиссёра Нина Василенко и ставшая художественным руководителем Объединения Ирина Гурвич, заслуженный деятель искусств УССР.

За годы существования Объединения (первые фильмы «Приключения Перца» и «Веснянка» вышли на экран в 1961 году) было выпущено свыше двухсот пятидесяти картин. Если в самом начале существования украинской мультипликации ежегодно снималось три-четыре части, то спустя некоторое время производство достигало уже двадцати частей графических и объёмно-мультипликационных фильмов. Разумеется, количество в искусстве — не показатель. Но в таком кропотливом деле, как мультипликация, и количество отражает уровень работы коллектива, его значительные производственно-творческие возможности.

Среди достижений украинских мультипликаторов за двадцать пять лет с момента возникновения так называемой «новой» мультипликации следует назвать такие работы, как «Жизнь пополам» И. Лазарчука, «Как жёны мужей продавали» И. Гурвич, «Сказание про Игорев поход» Н. Василенко, «Медвежонок и Тот, кто в речке живёт» А. Грачёвой, «Человек и Слово» Е. Сивоконя, вторую и третью серии сериала о приключениях трёх казаков В. Дахно, первый украинский полнометражный фильм «Мистерия-буфф» и первый украинский многосерийный телемультфильм «Приключения капитана Врунгеля» Д. Черкасского. Эти, как и многие другие фильмы отечественной мультипликации, получили многочисленные премии на советских и зарубежных кинофестивалях.

В Объединении выросла целая группа молодых режиссёров и художников. Украинским мультипликаторам удалось привлечь к постоянному сотрудничеству видных писателей, сценаристов и композиторов.

1960-е годы стали годами рождения национальных мультипликаций в Средней Азии, в Прибалтике, в Закавказье.

В старинной Риге, осенённой золотым петушком, севшим на шпиль Домского собора, на окраине города, среди дюн и сосен появился волшебник. К слову сказать, на волшебника этот элегантный мужчина, наверное, совсем не похож. Имя его — Арнольд Буровс, и довольно долгое время именно он являлся лучшим в мире режиссёром объемной мультипликации. Это общее мнение практически всех работников мультипликации мира, видевших удивительные картины Буровса — своеобразные, неспешные, окутанные особой буровской атмосферой раздумий и воспоминаний, атмосферой светлой печали и душевной чистоты. Именно поэтому его, всё-таки, можно назвать волшебником...

Из многих фильмов Буровса, как снежные пики в горной гряде, особо выделяются три его работы — «Пигмалион» (1970 г.), «Сказка о медяке» (1969 г.) и «Умур-кумур» (1976 г.). Первая из них — размышление о художнике и его месте в жизни, вторая — печальная притча о парализующей силе денег, а третья — лирический этюд о маленьком человеке.

Творчество Буровса ярко индивидуально, его работы невозможно спутать ни с какими другими. А выразительность кукол в фильмах Буровса вообще стоит на грани возможного. И это при том, что куклы Буровса — не мимирующие: для каждого персонажа делается, по сути, одна голова, одно лицо, и выражение лица изменяется только с помощью освещения и ракурса.

Непременно следует подчеркнуть, что творчество Арнольда Буровса — признанного мастера мультипликационного кино — оказало огромное влияние на мировую объёмную мультипликацию.

Начиная с 1960-х годов, одно за другим возникает производство мультфильмов в республиках Средней Азии. Самая молодая среди них — мультипликация Таджикистана, где в 1980 году режиссёром Мунаваром Мансурходжаевым был поставлен первый таджикский мультфильм «Рыбка Гульдор». (В скобках можно отметить, что за десять лет до этого на базе студии «Таджик-фильм» было сделано несколько мультфильмов приглашёнными режиссёрами и художниками).

Чуть постарше мультипликация Киргизии, где первые мультфильмы создал известный художник игрового кино, заслуженный художник Киргизской ССР Сагынбек Ишенов. Большую помощь становлению киргизской мультипликации оказал талантливейший писатель Чингиз Айтматов, а также работники казахской мультипликации, взявшие на стажировку группу киргизской творческой молодёжи.

В середине 1970-х годов вышел на экраны первый туркменский фильм, поставленный выпускником ВГИКа Меджеком Чарыевым — «Бевенджик» («Пузырь»). И этот фильм, и другие работы Чарыева свидетельствуют о поиске народного, национального начала, об обращении к народным истокам и стремлении сказать своё, пусть ещё негромкое, но всё же своё слово в мультипликации.

По количеству фильмов узбекские мультипликаторы опередили своих соседей. Среди графических картин выделяется притча, поставленная Дамиром Салимовым — «Балкон» (1969 г.). Среди объёмных фильмов — работы К. Камаловой и З. Ройзмана.

Казахская школа мультипликации являлась одной из сильнейших и интереснейших не только в своём регионе, но и среди всех национальных отечественных школ. Основанная Аменом Хайдаровым, впоследствии заслуженным деятелем искусств Казахской ССР, окончившим ВГИК уже в зрелом возрасте, казахская мультипликация развивалась планомерно, шаг за шагом наращивая свой творческий потенциал. О признании её достижений свидетельствует таков немаловажный факт, как проведение в Алма-Ате Международного симпозиума, посвящённого проблемам мультипликационного искусства.

Уже дебют Амена Хайдарова, — а это был дебют всей казахской мультипликации, — философско-лирический фильм «Почему у ласточки хвост рожками», созданный по фольклорным мотивам, имел высокое художественное звучание. «Ласточка» эта, вопреки пословице, и весну сделала, и стала эмблемой—маркой всех последующих мультфильмов студии «Казахфильм».

Напряжёнными ритмами, чистотой графики, приподнятым романтическим звучанием отличаются и другие картины Амена Хайдарова. Большинство их получило премии на международных и отечественных кинофестивалях. Тяготение к интеллектуальному искусству, к философичности проявляется у Хайдарова не только как у режиссёра, но и как у художественного руководителя казахской мультипликации. Он тщательно разыскивал таких художников, таких режиссёров, которые не удовлетворялись достигнутым, которые всё время стремились идти дальше. Хайдаров и его ученики в своём творческом труде шли от богатейших традиций казахского народного искусства ковроткачества и народного эпоса, от своеобразного искусства акынов (поэтов-импровизаторов). Казахские мультипликаторы развивали традиции народного искусства, обогащая их современностью.

По своей стилистике, по изобразительной манере мультипликация Азербайджана была близка к мультипликациям среднеазиатских республик — тому есть исторические причины. И хотя начальный период становления азербайджанской мультипликации оказался трудным и несколько растянутым, следует сказать, что среди созданных в Баку мультфильмов имеются произведения оригинальные, своеобразные. Это миниатюры основателя азербайджанской мультипликации, кудесника Эльчина Хаами Ахундова, созданные по мотивам национальных произведений — «Лев и два быка», изящная экранизация эпизодов из поэмы великого Низами «Семь красавиц» — «Фитнэ», а также фильм молодого выпускника ВГИКа Массуда Панахи «Почему плакало облако».

Что же касается мультипликации Армении, то после трёх фильмов Льва Атаманова-Атаманяна, поставленных в 1930-1940-х гг., она долгие годы не заявляла о себе. Зато, возродившись, вспыхнула одной из ярчайших звёзд. Фильмы В. Подпомогова, Р. Бабаяна, С. Андраникяна и молодого талантливого Р. Саакянца привлекали и привлекают своей яркой формой, современностью изобразительных и музыкальных решений, эмоциональной страстностью. Молодая мультипликация Армении опирается на тысячелетние традиции армянского искусства, на традиции великолепных армянских живописцев во главе с гением великого «варпета» («учителя») Мартироса Сарьяна.

Среди белорусских мультфильмов по сердцу зрителям пришлись «Бумажная сказка» (1976 г.), в которой показан принцип работы над аппликативной (бумажные вырезки) мультипликацией, и поэтичные «Светлячок и Росинка» (1978 г.), и ряд других мультфильмов, сделанных на народном материале и в традициях белорусского народного искусства. Правда, в течение 1960-1970-х гг. профессионалы считали, что крупные успехи белорусских мультипликаторов — в будущем. Но ведь это и хорошо — будущее всегда должно быть лучше настоящего, а такая перспектива в мультипликации Белоруссии была отчётливо ощутима.

Что касается мультипликации Молдавии, при многих издержках молодости отмечался в ней и настоящий поиск, и точное по своей содержательности ощущение времени. Большим успехом у зрителей пользовались фильмы из серии о мальчике Гугуцэ писателя Спиридона Вангели и режиссёра Константина Балана. Весьма настойчиво работал над современной темой художник-карикатурист Леонид Домнин. Перспективным и важным для искусства мультипликации являлся творческий поиск выпускницы ВГИКа Натальи Бодюл в области создания фильмов, рассчитанных на взрослого зрителя и затрагивающих основополагающие вопросы бытия — жизнь и смерть, любовь и ненависть, гармония и хаос. В её лентах «Мелодия«Лестница»«Элегия» использованы различные технические и творческие приёмы, в том числе очень трудоёмкий и почти не применяющийся в других национальных школах метод бескамерной мультипликации (изображение или его часть рисуется на киноплёнке со смытой эмульсией или процарапывается по эмульсии, а потом раскрашивается). Работы Бодюл показали, что метод бескамерной мультипликации таит в себе значительные возможности. С его помощью можно добиться острого выражения эмоций, взрыва чувств. И вот что любопытно отметить. В фильмах Натальи Бодюл, сделанных будто бы преднамеренно экспериментально, даже полуабстрактно, найдено не только художественно-эмоциональное звучание, но и звучание сугубо национальное. Можно сказать, что Наталья Бодюл поёт свою «Мелодию», вплетая её в общую прекрасную симфонию ведущих национальных школ мультипликации.

Кроме Объединения мультфильмов, на студии «Молдова-фильм» в Кишинёве существовала ещё одна ячейка мультипликационного производства. Это первая в мире детская самодеятельная студия мультипликационного фильма «Флоричика» («Цветочек»), которой руководила энергичная энтузиастка рисованного кино, незабвенная Виктория Ивановна Барбэ (1926-2020). Количество фильмов, сделанных воспитанниками «Флоричики», исчисляется многими десятками. А количество премий, дипломов и всевозможных призов, завоёванных их фильмами, давно перевалило за эти скромные цифры. В работах юных мультипликаторов столько открытости, столько человеческого удивления перед волшебством, разлитым в нашем мире, столько детской непосредственности, что им завидовали многие профессионалы. Само собой разумеется, что «Флоричику» взяла под своё крыло студия «Молдова-фильм». Оставаясь самодеятельной детской студией, «Флоричика» тем не менее активно участвовала в разработке фильмов для широкого экрана. (Для справки: С 1997 года упомянутая студия перешла в статус Центра детского анимационного творчества, существующего по сей день).

... Конечно, мы здесь взглянули далеко не на все звёзды мультипликации прошлых лет. Но даже такого взгляда достаточно, чтобы понять колоссальную важность этого вида искусства, его способность воспитывать, формировать юного и взрослого зрителя, его эстетические вкусы и морально-нравственные потребности.

Старая добрая мультипликация включает произведения разных жанров: это и сказки, и басни, и притчи-иносказания, и сатирические памфлеты, и лирические этюды. Практически все они содержательны по своей проблематике и высоки по художественному и идейному уровню. Они дают возможность почувствовать определённое своеобразие национальных мультипликационных школ и в то же время — их единую общую черту: растить Человека Завтрашнего Дня.

Человека Новой Эпохи.

Человека Будущего.

(Вопрос журналиста:

— Какой вам видится мультипликация будущего? Через 10, 50, 100 лет?..

Художник-аниматор, живая легенда азербайджанской мультипликации Эльчин Хаами Ахундов:

 Безусловно, будет продолжаться изменение технологии создания мультфильмов. Что такое мультфильм? Это покадровые рисунки из расчёта 24 кадра в секунду. Помните первые кинофильмы, например, с участием Чарли Чаплина? В этих фильмах расчёт был 16-18 кадров в секунду. И лишь позднее было выяснено, что живой эффект, максимально близкий к реальному, дают 24 кадра, а на телевидении 25 кадров в секунду. Сейчас компьютерные технологии полностью поменяли технологию создания мультфильма. Сегодня, создавая объёмный образ мультипликационного персонажа, используют актёра, одетого в специальный костюм с множеством чувствительных точек. Движения актёра и даже его артикуляция переводятся на мультипликационный образ. Думаю, что в формате 3D через 5-10 лет аниматоры уже не будут нужны. Рисованная традиционная анимация сегодня похожа на древнегреческие амфоры... Технический прогресс многое убил в анимации... Например, сравните письма, которые писали раньше от руки, с безликими обрывистыми сообщениями в Интернете. В первых была душа, в последних — отсутствие душевности... То же самое с анимацией. Классическая двухмерная анимация умирает. Меняются не только технологии, но и так называемые аниматоры, считающие, что знание компьютерных программ делает их аниматорами. Анимация — это одушевление, а не набор движений. Ты прежде всего создаёшь душу героя. Аниматор должен быть актёром, иначе он не сможет оживлять своего героя. Необходим огромный багаж знаний, начиная с законов движения и пантомимы и заканчивая музыкальным образованием...)

Маргарита Серебрянская,

председатель Общественного Союза «Совесть»

Источники:

«Мульти-панорама. Сборник сценариев», составитель Б. Крыжановский, К., 1984 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Самоделкин_(мультфильмы)

http://www.furor.az/ru/people/5.html

https://locals.md/2016/istoricheskaya-spravka-pervaya-v-mire-detskaya-studiya-multfilmov-florichika/


Добавить комментарий