Джеральд Даррелл: «Как ни изобретателен человек, он не в силах ни сотворить новый вид животного, ни воссоздать уничтоженный вид»
Июль 28, 2017 в Книги, Краматорск интеллектуальный, Культура, просмотров: 1331
Дорогие друзья! Библиотека им. В. Маяковского предлагает вашему вниманию серию книг Джеральда Даррелла – известного английского учёного, тонкого писателя-натуралиста, основателя знаменитого Джерсийского зоопарка, энтузиаста спасения вымирающих видов животных и просто увлечённого человека, который своё первое слово произнёс в Индии (поскольку там родился), и было оно не «мама», а «зоо» («зоопарк»). Уже с двух лет стало ясно, что ребёнок вырастет натуралистом-зоологом. Семья окончательно убедилась в этом на греческом острове Корфу, где Дарреллы прожили несколько лет: там Джерри постоянно бродил по оливковым рощам и виноградникам, наблюдал за поведением черепах, сов и гекконов, собирал в спичечные коробки скорпионов и жить не мог без разнообразной живности у себя в комнате. С каждой прогулки по острову он приносил в дом каких-нибудь животных! Так, например, Джерри ничего не стоило поселить в домашней ванне безобидных, но огромных ужей, которых все принимали за ядовитых змей и устраивали панику, или выпустить на стол, сервированный к чаю, ужасающих с виду насекомых! Одна только мама, терпеливая и деликатная Луиза Флоренс Даррелл, с пониманием относилась к горячему увлечению сына животным миром. Старшие братья, Лоренс и Лесли, и сестра Маргарет всегда недолюбливали и немного побаивались зверей, птиц и насекомых, которыми была наполнена жизнь Джерри. В Британии, на родине Даррелла, о его детстве, проведённом на Корфу, был снят замечательный многосерийный фильм, основанный на книге «Моя семья и другие звери».
Джеральд Даррелл не получил систематического образования и даже писал с ошибками, но тем не менее учился всю свою жизнь. Человеком он был разносторонне одарённым, целеустремлённым и открытым к познанию мира. На острове Джерси он в 1959 году создал зоопарк, в котором разводил редких животных с целью дальнейшего их расселения в местах естественного обитания; снял о них почти сорок научно-популярных кинофильмов, написал о своих путешествиях по земному шару более тридцати книг, переведённых на десятки языков. Все устремления его души, вся его энергичная деятельность были наполнены истинной любовью к животным, которых мы, люди, должны беречь и защищать. А любая из его книг – это маленькое чудо, от которого невозможно оторваться!
— «Золотые крыланы и розовые голуби»;
Стремясь привлечь внимание общественности к охране исчезающих видов животных и использовать зоопарки как центры по разведению в неволе таких видов, Джеральд Даррелл основал Джерсийский трест охраны диких животных (Фонд охраны дикой природы имени Даррелла), избрав для него символом маврикийского дронта — крупного нелетающего голубя, который был истреблён европейцами и теми домашними животными, которых они завезли с собой.
История дронта, или додо, — классический пример того, как быстро может исчезнуть какой-либо вид под пагубным воздействием человека. Нелишне напомнить, что дронт вошёл и в классику художественной литературы — Льюис Кэрролл, автор прекрасной сказки «Алиса в Стране Чудес», изобразил себя в ней именно в облике дронта.
Помимо дронта, на прекрасном, но злосчастном острове Маврикий вымерло в историческое время более десятка эндемичных птиц, а те девять видов эндемиков, которые еще сохранились, буквально подавлены обилием завезённых сюда птиц — пришельцев из Индии, с Мадагаскара, из Африки. Экземпляры эндемичных попугаев, голубей и особенно пустельги можно пересчитать по пальцам. Не менее критическое положение и с популяциями редких ящериц и змей — как на самом Маврикии, так и на прилегающих к нему крохотных островках. Недаром в Международную Красную книгу занесены три вида гекконов, два вида сцинков, два вида змей, три вида птиц и два вида крыланов с острова Маврикий и соседних островов.
Не удивительно поэтому, что, с трудом выкроив свободное время для поездки, Джеральд Даррелл остановил свой выбор именно на родине дронта в надежде спасти ещё сохранившихся его земляков — птиц, ящериц и змей. Вместе с автором «Золотых крыланов и розовых голубей» читателю предстоит познакомиться с животным миром острова Маврикий, с проблемами его охраны, пережить ряд забавных приключений, порадоваться успешным вылазкам на природу. И всё это ученый делал для того, чтобы по крупицам собрать образцы неповторимого генофонда из угасающих популяций, сохранить их в условиях неволи как необходимый резерв.
Когда, подобно огоньку свечи на ветру, едва теплится жизнь целого вида, как необходима помощь таких энтузиастов, как Джеральд Даррелл! Если бы не его Джерсийский Фонд, многие виды животных сохранились бы только в образе чучел в музеях. Благодаря Фонду от полного исчезновения были спасены розовый голубь, маврикийская пустельга, обезьяны золотистая львиная игрунка и мармозетка Гёльди, лучистая черепаха с Мадагаскара и другие виды.
— «Говорящий свёрток»;
Это увлекательная, светлая повесть Джеральда Даррелла в жанре фэнтези, впервые изданная в 1975 году в Нью-Йорке. По содержанию, её герои освобождают сказочную страну Мифландию от власти злых василисков.
Дело было так. Мальчики Саймон и Питер приезжают из Англии на каникулы в Грецию, в гости к своей двоюродной сестре Пенелопе. Однажды во время купания девочка обнаруживает на морском берегу странный свёрток, разговаривающий человеческими голосами. В свёртке оказываются Попугай — важный чиновник, изгнанный врагами из волшебной страны Мифландии, и его домоправительница, певчая паучиха Дульчибелла.
От Попугая дети узнают, что волшебная страна захвачена злобными василисками, и населяющим её мифическим существам, а также правителю страны, доброму волшебнику Ха-Ха угрожает опасность. Движимые чувством справедливости и жаждой приключений, ребята отправляются в Мифландию. Преодолев многие опасности и встретив многочисленных удивительных существ, Пенелопа, Саймон и Питер принимают участие в решающем сражении жителей Мифландии против василисков, которое увенчивается полной победой ребят и их новых друзей!
Даррелл посвятил «Говорящий свёрток» своей крестнице и в посвящении написал: «При следующей нашей встрече бесполезно спрашивать меня, всё ли в книге правда, — я поклялся соблюдать тайну… Но если ты заглянешь в книгу Эдуарда Топсела «История четвероногих», то прочтёшь там, что горностаи действительно были средством против василисков».
— «Гончие Бафута»;
Повесть посвящена второй экспедиции Даррелла в Западную Африку, в тогдашний Британский Камерун. Книга получилась искренняя и очень живая, описывающая события с присущими Дарреллу юмором и доброй иронией – и к людям, и к животным, и к ситуациям. При помощи охотников местного племени, с их сворой беспородных охотничьих собак, молодому британскому зоологу удалось собрать большую коллекцию животных, в том числе эндемичных: волосатую лягушку (на самом деле не имеющую никаких волос), летающую белку, золотую кошку и других. А в перерывах между работой приходилось много времени посвящать вождю Бафута – по-своему выдающейся личности, которая всегда не прочь выпить и поговорить «за жизнь»!
«… Я не знал, какую часть равнин мне выбрать, на чём остановиться, и пошёл посоветоваться к местному начальнику. Я объяснил ему, что мне надо, он
разложил на столе карту горных районов, и мы вместе склонились над нею.
Вдруг он ткнул пальцем в какую-то точку и глянул на меня.
— Как насчет Бафута? — спросил он.
— А это подходящее место? Что там за люди?
— Вас должен интересовать только один человек в Бафуте — Фон, — сказал чиновник. — Расположите его к себе, и люди сделают для вас всё, что вам нужно.
— Фон? Это что, вождь?
— Он в этом краю нечто вроде римского императора, — сказал чиновник и очертил пальцем на карте большой круг. — Его слово для них закон. Этот тамошний Фон — премилый старый мошенник, и вернейший путь к его сердцу — доказать, что вы можете выпить не меньше его самого. У него там прекрасная большая вилла, он построил её нарочно на тот случай, если к нему явятся гости-европейцы. Напишите ему, и он позволит вам остановиться у него и даже наверняка сам вас пригласит. Да в Бафут вообще стоит съездить, если вы там и не останетесь.
— Что ж, я пошлю ему записку, посмотрим, что он скажет.
— Постарайтесь хорошенько… э-э… подкрепить ваше письмо, — сказал чиновник.
— Сейчас же пойду в лавку за бутылкой подкрепляющего, — заверил я.
В тот же день в горы отправился гонец с моим письмом и бутылкой джина.
Через четыре дня он вернулся с обратным посланием от Фона; этот любопытный документ необыкновенно меня воодушевил:
Резиденция Фона Бафута, Бафут, Беменда, 5 марта 1949 г.
Мой дорогой друг!
Твое письмо от 3 марта получил, кстати с приложением, и оценил.
Да, я принимаю твой приезд в Бафут на время два месяца насчёт твоих животных и тоже буду очень рад отдать тебе в распоряжение один дом в моих
владениях, если ты мне хорошо заплатишь. Сердечно твой
Фон Бафута
Я тотчас приготовился к отъезду в Бафут…»
— «Мясной рулет»;
В этой книге Даррелл делится впечатлениями, полученными в первые годы его путешествий по Западной Африке и Южной Америке. Он рассказывает о среде обитания животных, об особенностях их поведения, о брачных играх, постройках жилищ, об охоте, заботе о потомстве и о многом другом. Все свои наблюдения автор проводил, пользуясь помощью местного населения, с которым у него, человека доброжелательного и открытого, сложились самые дружеские отношения. Читатель сразу чувствует его искреннее уважение к африканцам, среди которых у Даррелла много друзей, — и ощущает тонкую иронию и даже насмешку, с какой автор описывает колониального чиновника, чьё тупое самодовольство становится поводом к возникновению комической ситуации. Однако различия между людьми, грани между симпатиями и антипатиями меркнут, как только речь заходит о важности сохранения того или иного природного ландшафта, того или иного вида животных, находящегося под угрозой исчезновения…
«Фирменным» тонким юмором, любовью к природе, всеми оттенками братских взаимоотношений с людьми наполнены рассказы Даррелла, представленные в этой книге. Она словно целый мир, причём мир не отвлечённый, а реальный, прекрасный, весёлый и яркий. Таким он может остаться, только если мы, люди, приложим к этому сознательные усилия, воспитаем в себе особое, «природоохранительное» мышление. Даррелловская система ценностей, заложенная в нём ещё в детстве, служит образцом при взращивании гуманистического начала у детей. Она учит превыше всего ценить доброту, милосердие, дружескую помощь по отношению ко всему живому на Земле. И наконец, книги Джеральда Даррелла учат всех нас искусству общения и доверия, то есть именно тому, чего порой так не хватает современному человеку.
Кроме тех замечательных книг, о которых мы подробно рассказали, в наших фондах есть и другие произведения Джеральда Даррелла: «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и родственники», «Сад богов», «Поймайте мне колобуса», «Путь кенгурёнка», «Три билета до Эдвенчер».
Читайте с пользой для сердца и разума, дорогие друзья!
С уважением,
коллектив библиотеки-филиала №2 им. В. Маяковского