Светочи человечества

Май 01, 2023 в Культура, просмотров: 197

«Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешённых социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утончённых душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением. Так, изучая биографии, мы делаемся действительными сотрудниками эволюции, и от блистающих лучей Высшего Света нисходят истинные познания». (Н.К. Рерих. «Семь святых». Предисловие к книге «Фламбо»)

«Великие огненные сподвижники — краса и радость планеты. Должно человечество оказать благодарность этим помощникам». («Мир Огненный», III, 428).

Один из важнейших космических законов гласит: в эволюции Высшее ведёт низшее. Мы должны воспитывать в себе чувство любви и благодарности к Великим Учителям, великим просветителям, великим наставникам и героям человечества, внесшим свой вклад в духовное развитие мира и озарившим его светом Знания. Каждый народ свято хранит в памяти образ своего духовного защитника и спасителя.

​Без мудрости основателей философско-религиозных учений: Зороастра, Гермеса Трисмегиста, Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Моисея, Иисуса Христа, Магомета, Сергия Радонежского не было бы эволюционного движения к более совершенному человеку. Среди Великих Учителей — Соломон, Иоанн Богослов, Жанна д’Арк, Леонардо да Винчи, Елена и Николай Рерихи и многие другие.

​Знание о тех, кто идёт впереди, поможет каждому человеку, устремлённому в будущее, создать образ своего духовного «я». Сократ учил своих последователей: «Постарайтесь увидеть лучшего себя и к нему стремитесь». Когда же у нас будут прекрасные примеры «Светочей человечества», тогда это поможет ускорить и наш собственный путь эволюционного совершенствования.

​В этом нам сопутствует философия космической реальности — Живая Этика, несущая в себе смысл действия космической эволюции на нашей планете, раскрывающая значение единства Человека, Земли и Вселенной, помогающая выстроить правильный путь.

АДАМАНТ

К Ассоциации Оригена при Обществе Имени Рериха

29 марта 1935 г.

Адамант! Замечательно это наименование, оно лучше всего выражает сущность Великого Имени, вокруг которого вы собрались. Часто наименования даются только после смерти, но иногда определённое качество так ярко выражено, что уже в жизни лицо осеняется определённым знаком. Адамант, твердейший алмаз, несломимый, режущий даже твёрдое. Ориген-Адамант!

Не выражено ли в этом одном слове всё почитание великим Учителем Истины, которое не могло быть потрясено ни лишениями, ни обещаниями, ни обычаями. Ориген назван Учителем Церкви. Но, конечно, он мог быть признан и святым, мог быть признан Отцом Церкви. И мог в течение жизни иметь высшее церковное назначение и отличие.

Вместо того чтобы стать Архиепископом, Ориген оказался узником. Может быть, в одной темнице с преступниками. Церковный Собор вменяет ему следующее: «Ориген, чудо своего века, по необычайности своего ума и глубине своего образования, был обвинён на двух Александрийских Соборах при жизни и после смерти на Константинопольском Соборе. Ориген неправильно мыслил о многих Истинах Христианской Церкви, распространяя языческие учения о предсуществовании души; он неправильно отражал Учение Христа, полагая, что определённое число духовных существ, равнодостойных, были созданы, из которых одно устремлялось с такою пылающей любовью, что объединилось с Высшим Словом и стало носителем Его на Земле. Придерживая верования в воплощение Бога Слова и в творение Мира, Ориген неправильно понимал крестную смерть Христа. Представляя её, как имеющую духовное соответствие в духовном мире, он слишком много уделял воздействиям Сил Природы, которыми одарено наше естество...»

С точки зрения современности невозможно понять, как могли эти обвинения довести до темницы! Ведь во всём облике Оригена так ярко выражено стремление к Истине, которое не только не умаляет, но, наоборот, открывает безграничный кругозор для священного единения с Вышним.

Множество трудов Оригена, из которых не все дошли до нас и не все переведены и опубликованы, показывают поражающую образованность и светоносный, устремлённый ум. Но враги Оригена, чтобы ещё более утвердить его значение, прибегли к обычному своему средству — преследованию.

Позабыв ещё недавнюю великую Голгофу, они решили именно во имя великого Мученика Голгофы сделать мученика и из Оригена. Они забыли, что терновый венец есть высший знак Славы. Обратимся к истории многих мученичеств. В своём разнообразии эта печальная история являет нам тождественные законы, последствия самоотверженности. Если возможно в чём-либо выразить высшее понятие истинной славы, то, конечно, оно будет соединено с самопожертвованием Адамантовым. Говоря о мученичествах, вспомним изображения их замечательными художниками. Обернёмся на картины Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Дюрера, Орканьи и других одинаково великих созидателей. И посмотрим, какие они избирали типы для палачей и преследователей. Не покажется ли вам, что в этих тупых, озверелых ликах вы узнаете какие-то образины, встреченные вами и в наше время. Поистине, живут ещё тёмные и отрицательные типы, но именно они так же действительно обращают нас к тем символам, от которых излучается Свет великий. От преследователей вы неизбежно обернётесь к великому Преследуемому, к мощному понятию Адаманта. Пусть же это качество сделается и вашим отличием. Около этого качества вы найдёте неустанный творческий путь. Вы найдёте всевмещение, неумаление и неугомонное стремление к Свету.

Изучая творения Оригена, вы найдёте в себе стремление к тем же основам — «де принципии». Светоносная высокая логичность автора передаст вам через все века те же упорство, откровенность, мужество, прозорливость. Короче говоря, вы воспламенитесь для ваших лучших работ и творений.

Без этих качеств вам будет трудно осознать, что подражать Вышнему вы можете прежде всего в творчестве.

Воспоминаем, как десять лет тому назад мы начинали Институт Соединённых Искусств в доме Греческого Собора. Почтенный отец Лазарис первый приветствовал наше просветительное начинание, в котором мы выражали нашу веру в том, что только красота и знание могут объединить и вести человечество к истинному счастью и благосостоянию. Отец Лазарис так понимал, что Прекрасное и Мудрое являются столпами Религии. Если мы начнём искренно писать историю Прекрасного, тем самым мы должны писать и историю Религий. И обратно, начиная с Религии, мы неизбежно придём к Прекрасному.

Прекрасные мысли! Они, светлокрылые создатели будущего, донесли и ценный нам Облик Оригена. Он провидел творчество Всемогущего. Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София-Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего.

Ориген заповедал: «Глазами сердца мы видим». Во имя этого вседостигающего языка сердца, во имя всепроникающего духовного Ока, я приветствую вас, которые собрались вокруг вечно живущего Имени Оригена.

Н.К. Рерих

Источники:

https://e-knigi.com/proza/istoricheskaja-proza/page-71-166802-nikolai-rerih-o-vechnom%E2%80%A6.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD


Добавить комментарий