Ли. «Падение империи» (реж. Алекс Гарленд, 2024 г.)

Февраль 18, 2025 в Кино, просмотров: 39

«Падение империи» (оригинальное название «Civil War» — «Гражданская война») — художественный фильм Алекса Гарленда, представленный широкой публике в 2024 году. Главную роль в картине исполнила Кирстен Данст. Прототипом её образа стала Ли Миллер, одна из самых известных военных фотографов, сделавшая серию исторических репортажей в годы Второй мировой войны.

В одном из интервью Алекс Гарленд заявил, что «... действие фильма происходит в неопределённой точке будущего — достаточно далеко, чтобы я мог воплотить мой замысел — и служит научно-фантастической аллегорией нашего нынешнего полярного положения».

По содержанию картины, авторитарный действующий президент США допускает несколько недемократических шагов, распускает ФБР, приказывает применять военную силу против неповинующихся гражданских, объявляет о третьем президентском сроке и начинает преследование представителей свободной прессы. Всё это приводит к гражданской войне, и территория США оказывается разделённой на враждующие лагеря. Президент утверждает, что его полная победа близка, однако силы Запада, именуемые «сепаратистскими», идут на Вашингтон, чтобы взять столицу в свои руки.

«Пошла гонка, кто первый! Но силы сепаратистов не скоординированы. Вот увидите — падёт Вашингтон, и они станут мочить друг друга!..»

«Боже, храни Америку!..»

Во время крупных массовых беспорядков в Нью-Йорке фоторепортёр Ли Смит (Кирстен Данст) спасает девушку Джесси, для которой Ли — давний кумир. Джесси тоже хочет стать военным фотографом. Для начала Ли советует ей обзавестись шлемом и специальным жилетом с надписью «ПРЕССА», чтобы не погибнуть по-глупому в очередной «мясорубке».

Это — самое малое, что может сделать Джесси, если хочет остаться в профессии. В дальнейшем ей предстоит взрастить в себе стальную, непробиваемую психологическую устойчивость, которая у слишком опытной, слишком взрослой, слишком много повидавшей Ли уже начала давать трещину. Она втайне страдает от посттравматического синдрома, пытается скрыть от окружающих эмоциональное выгорание и отчётливо осознаёт, к чему может привести подобное состояние.

Четверо представителей прессы — Ли Смит, Джоэл (агентство «Reuters»), Сэмми («NY Times») и Джесси — решают добраться объездными дорогами до Вашингтона, рассказать миру об истинных политических мотивах президента и, возможно, взять у него последнее интервью. Сэмми вначале пытается отговорить Ли от смертельно опасного предприятия, однако, в итоге, сам присоединяется к путешествию. Он же предлагает и оптимальный маршрут. Сэмми — инвалид, к тому же пожилой, и, разумеется, не сможет «быстро найти укрытие под огнём». Ли и Джоэл откровенно считают его обузой, но принимают в компанию из уважения к его былым профессиональным заслугам. 23-летняя Джесси — самый юный член журналистской команды, без опыта и без капли авторитета, зато с огромным запасом энтузиазма и веры в свою счастливую звезду.

Группа на автомобиле проезжает через северо-восток страны. Они попадают на автозаправку, на которой хозяин устроил самосуд над мародёрами. Полумёртвые, окровавленные мужчины подвешены за руки и уже два дня ожидают казни; Джесси смотрит на них с перекошенным от ужаса лицом, а Ли... с профессиональным спокойствием просит одного из работников заправки разрешить ей сделать фотографию. «Можете встать туда, к ним?» — «К ним? Где мне лучше встать?» — «Прямо между ними!»

«А я — не снимала! Я не сделала ни одного фото! Я даже не вспомнила, что при мне — камера!..» — причитает шокированная Джесси в машине, когда страшная заправка остаётся позади. Она уже не уверена, что верно выбрала себе профессию: мародёры расстреляны, а она ровно ничего не предприняла, чтобы попытаться их спасти.

«Хочешь быть журналисткой — ну и давай!» — холодно комментирует Ли Смит. — «И поменьше задавай себе вопросы. Начнёшь — не остановишься. Мы не задаём вопросы — мы только фиксируем, что происходит, чтобы вопросы появились у других!..»

Ли объясняет Джесси, что картина, которую они наблюдали — так, практически ничто. В дальнейшем придётся столкнуться кое с чем и похуже. Так что не стоит наматывать на кулак сопли и разыгрывать из себя «детский сад». Коль уж взялся за гуж — не говори, что не дюж. А если говорить совсем честно, присутствие Джесси в их команде — большая ошибка.

«Но это мой выбор!..»

«Ясно. Я запомню это. На случай твоих истерик. Или если тебя взорвут или казнят».

«А ты... снимешь, как меня казнят?»

«Ну, а ты как считаешь?..»

Команда продолжает своё путешествие, не слишком надеясь на конечный успех и почти уже не веря в силу журналистики. Они едут через лагерь беженцев, где проводят ночь. Это крохотный оазис мира в океане военного хаоса, с резвящимися детьми и возможностью спокойно отдохнуть хотя бы несколько часов. «Не забывай есть!» — даёт Ли очередной профессиональный урок свое юной коллеге Джесси. Журналисты двух поколений обсуждают творческую биографию Ли, которая в своё время стала самым молодым членом агентства «Магнум», сделав легендарную фотографию расправы над протестующими студентами. Джесси хочет пойти по пути старшей коллеги, причём её совершенно не привлекает слава: она понимает, что широкой известности просто-напросто не удастся избежать. Ей кажется, что она готова к трудностям.

Что ж, ближайшее время покажет.

Журналисты едут через мирный городок, жители которого стараются не замечать гражданской войны по всей Америке. «Мы что, путешествуем во времени?!» — восклицает Джоэл. В открытых магазинах полно товаров, нет ни единого разрушенного дома, никаких проблем с водоснабжением или с поставками электроэнергии. На самом деле, это называется «сумеречной зоной». Здешние жители, конечно же, в курсе, что кругом война, но это — не их дело. «Судя по новостям, может, оно и к лучшему!» — говорит молоденькая продавщица с овечьим взглядом, скучающая за прилавком магазина мужской и женской одежды. — «Всё, что видите, можно примерить!..»

Для Ли Смит это... как прошлая, давно забытая жизнь. Она не помнит, когда в последний раз надевала платье, туфли на высоких каблуках, когда она вообще ходила «по магазинам» как обычная, нормальная женщина. Старые, потёртые джинсы, растоптанные кроссовки, мужские футболки и жилеты — её привычный гардероб. Это насущная профессиональная необходимость: в условиях военных действий женщине лучше не привлекать к себе лишнего внимания, не пользоваться косметикой, выбирать просторную, бесформенную одежду и вообще — скрывать признаки пола.

... Частью пути становится местность, на которой происходит снайперская дуэль. Это территория старого парка зимних развлечений под названием «WINTER WONDERLAND» («Зимняя Страна Чудес»). Сейчас здесь творятся совсем другие «чудеса», от которых, тем не менее, по коже идёт зимний мороз. Одни снайперы засели в Домике Санта Клауса, другие палят в ответ со двора. Никто из них не знает, кто — за кого, и кто на какой политической стороне. «Они застряли — и мы застряли!.. Кто-то там хочет нас убить — и мы пытаемся убить их!» Джесси лихорадочно делает кадр за кадром, зато Ли на этот раз даже не вынимает камеру. Она до странности спокойна, почти безмятежна и, лёжа на траве, рассматривает не снайперов в камуфляже, а мелкие лилово-розовые цветы, которыми усыпан луг. Ей всё меньше и меньше хочется фокусировать свой взгляд на грязи, крови и смерти...

К четвёрке присоединяются двое журналистов из Гонконга, старые приятели Джоэла и Ли. Они продолжают путь все вместе. Компания попадает на территорию агрессивных ультранационалистов, сбрасывающих в братскую могилу гору трупов после массовой казни гражданских. Боевик допрашивает журналистов, определяя, «правильные или неправильные» они американцы. Он тотчас пристреливает несчастных гонконгцев, выяснив, что они «не американцы». Похоже, что та же участь ожидает и Джоэла с Ли и Джесси, несмотря на то, что все трое родом из американских штатов. Сэмми, оставшийся в машине и чудом не «засветивший» себя, успевает на помощь друзьям, насмерть сбивая автомобилем двоих боевиков. Ли, Джесси и Джоэл запрыгивают в машину, но третий боевик стреляет им вслед. Сэмми смертельно ранен. По дороге он умирает, друзья очень горюют по нему, однако понимают, что в действительности Сэмми хотел именно такого конца: в пути, в профессии, в борьбе против войны — за общечеловеческие гуманистические ценности...

Ли, Джоэл и Джесси добираются до военного лагеря сил Запада в Шарлоттсвилле. Они узнают, что правительственные войска на грани падения, осталась лишь «кучка упёртых солдат и остатки спецслужб».

Военные при поддержке танков и авиации идут на штурм центра Вашингтона и врываются на территорию Белого Дома. Защитники успели обнести периметр стеной и отчаянно обороняются. Ли в ужасе от происходящего, она едва не впадает в сомнамбулический транс и почти не делает снимков — в отличие от Джесси, которая к концу путешествия совершенно утрачивает чувствительность, гоняясь за каждой новой перестрелкой.

«Мне никогда не было так страшно, но я очень остро чувствую себя живой!..»

Ли понимает, что исчерпала себя досуха — и в прямом, и в переносном смыслах. У неё больше нет сил, нет необходимого энтузиазма. Её профессиональный путь окончен.

... Наружу вырывается кортеж автомобилей, но у ворот его останавливают военные, расстреливая машины в упор. Ли догадывается, что это отвлекающий манёвр: на самом деле, президент не покинул офис. Что ж, кто добежит первым, того и приз.

Трое журналистов спешат в Белый Дом, за ними увязываются военные. Они зачищают комнату за комнатой. В ходе перестрелки сил Запада с агентами правительственной Секретной службы Ли Смит прикрывает собой Джесси и получает пулю в спину. Погибая на рабочем месте, она достойно встречает смерть. По сути, она и не планировала доживать до немощной старости. Её юная преемница Джесси фотографирует последний взгляд и последний вздох Ли Смит. Коллега Джоэл зовёт её двигаться дальше...

Солдаты Запада врываются в Овальный кабинет (рабочий кабинет президента США в Белом Доме) и вытаскивают из-под стола самого президента. Он выглядит испуганным, утратившим последние капли достоинства. В последний момент Джоэл останавливает солдат, готовых к немедленному расстрелу, и задаёт президенту вопрос (ради этого они и отправились в своё путешествие):

— Ваш комментарий?..

— Пожалуйста, не дайте им убить меня...

— Ага. Сойдёт...

Джесси, с бесстрастным лицом профессионала, фиксирует на фотоплёнку последующее убийство президента. Этому историческому кадру суждено навсегда прославить её имя.

Повествование заканчивается фотографией улыбающихся солдат, представляющих силы Запада: подобно удачливым охотникам, они позируют с трупом президента. Сафари завершено.

«Боже, храни Америку!..»

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОСМОТРУ К/Ф «ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ» (2024 г.):

https://filmix.my/film/boevik/171077-v-padenie-imperii-zak-5-2024.html


Добавить комментарий