Краматорский художественный музей: хранение как искусство

Июль 05, 2016 в Краматорск интеллектуальный, Родной город, Культура, просмотров: 2859

В переводе с древнегреческого «музей»(«мусейон») означает «святилище муз». Мусейоны представляли собой не храмы в современном понимании, а портики с жертвенником, и часто располагались у родников в рощах и предгорьях:первоначально прекрасные спутницы Аполлона  почитались как покровительницы источников воды. Одним из первых мусейонов было Феспийское святилище,располагавшееся на склоне горы Геликон, в рощах которого красовалось  множество изваяний олимпийских  богов и  богинь.

Со временем  в местах поклонения музам вместо скромных жертвенников стали строить храмы, где постепенно накапливались дары, выставлялись прекрасные статуи, изящные произведения изобразительного и ювелирного искусства. Позднее музы стали почитаться как покровительницы  искусств и наук, дарующие творческое вдохновение, поэтому  их культ обрёл важную роль в сообществах учёных. В мусейонах проводились диспуты, устраивались состязания философов, поэтов, певцов и музыкантов.

Несмотря на то, что произведения искусства в мусейоне не образовывали ни цельных коллекций, ни экспозиций, а лишь декорировали и содержательно акцентировали пространство, уже в те давние времена люди понимали: многие предметы заслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собранием в научных целях. Или просто любоваться ими, удивляясь человеческому таланту и чувству прекрасного! Первыми коллекциями стали специальные хранилища для живописи и скульптуры, появившиеся в Древней Греции. Произведения живописи помещались в специально отведенные места – пинакотеки, собрания скульптур назывались глиптотеки. Кстати, создание частных коллекций у греков не поощрялось: это воспринималось как вызов государству. Частное коллекционирование стало распространяться  значительно позже, в эпоху Древнего Рима.

Река времени течёт… Каждая эпоха оставляет о себе память произведениями изобразительного искусства, которые впоследствии изучают историки, культурологи, этнографы, искусствоведы, специалисты иных наук. Человечество стремится осмыслить каждый шаг своего культурного развития, оценить достоинства и проблемы каждой ступени процесса становления цивилизации, сформировать у подрастающего поколения нравственно-эстетические  нормы и художественное видение. Решить эти задачи призваны музеи — как центры хранения, изучения  и пропаганды непреходящих ценностей истории и культуры.

Художественный музей Краматорска в 2017-м году празднует свой полувековой юбилей. В его фондах хранится около 2000 произведений искусства: русская графика и живопись XVIII– начала ХХ веков, русское искусство второй половины ХХ века, украинское искусство ХХ-ХХI веков, коллекция работ художников Республики Казахстан. Около трети фондового собрания составляют произведения искусства, подаренные краматорскими художниками и мастерами декоративно-прикладного творчества.  А начиналось всё с картинной галереи, которая была организована в городе в конце 1950-х годов и работала на общественных началах. К сожалению, малоизвестно, как художественное творчество развивалось у нас до этого периода: первые сведения об изостудии, функционирующей в клубе «Штурм», относятся  лишь к началу 1930-х годов. Там учились известные краматорские художники —  П.Ф. Шаповалов, В.Ф. Ноткин.

В начале 1950-х годов изостудия работала и во Дворце культуры им. Ленина. Но вопрос о создании картинной галереи был поднят только тогда, когда в Краматорск приехал художник и педагог Иван Иванович Пархоменко – личность, поистине уникальная по масштабам слова и дела. В те времена в стране, одна за другой, появлялись общественные картинные галереи, организовывались музеи. В городе разворачивал свою работу основанный ранее филиал Сталинского областного товарищества художников. Иван Иванович Пархоменко был единственным кандидатом в члены Союза художников УССР (1954 г.) и негласно координировал всю работу по организации  будущего музея. Вначале он обратился в редакцию городской газеты «Краматорская правда» со статьёй «Поднять художественное образование на должную высоту!» Статья  вызвала широкий резонанс. Осенью 1957-го года правление ДК им. Пушкина Новокраматорского машиностроительного завода им. Ленина учредило Клуб самодеятельных художников в доме №1 по ул.Богдана Хмельницкого. Его руководителем стал Пархоменко. Одновременно была создана изостудия, которую также возглавил Пархоменко. В помещении клуба хранились первые экспонаты, переданные в дар художниками товарищества. Это были картины Г.И. Гротенко, Л.Н. Генерезова, И.Д. Бондаренко, О.К. Черкасской, скульптора С.Д. Анацкого и других. Семь живописных работ подарил и сам Иван Иванович – «главный художник Краматорска», имя которого впоследствии было занесено в книгу «История городов и сёл Украинской ССР» (Днепропетровская обл.), а также в энциклопедический словарь «Художники Украины» Академии Наук УССР.Основной тематикой его полотен послужили исторические, трудовые и ратные традиции, которыми так богат Донбасс.

Путём переписки с художниками из других областей коллекция постепенно обогащалась. В дар краматорскому Клубу самодеятельных художников свои картины передали художники из г. Сталино, студенты-выпускники Киевского художественного института, однокурсники Пархоменко по Днепропетровскому художественному училищу. Несколько десятков отличных эстампов передал в качестве наглядного пособия для изостудии завком профсоюза НКМЗ.

Дождались и решающего события, случившегося неожиданно для всех. Иван Иванович Пархоменко однажды узнал о приказе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, в котором шла речь о разгрузке запасников крупнейших музеев страны, их пополнении и передаче работ создающимся музеям и галереям. В горкоме партии Краматорска приняли информацию и оперативно направили в Москву соответствующее письмо. Буквально через неделю из Министерства культуры СССР пришёл положительный ответ. В адрес Краматорской картинной галереи поступило 110-ть  произведений живописи, графики и скульптуры из запасников Государственного Эрмитажа, Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это были гравюры русских мастеров XIX – начала XX веков: В.А. Серова, В.Д. Поленова, В.М. Максимова, В.В. Матэ; произведения известных современных русских художников и скульпторов второй половины ХХ века: Н.М. Ромадина, М.А. Суздальцева, В.Г. Одинцова и других.

Это большое событие было широко освещено в печати – и в галерею началось массовое шествие краматорцев и гостей города. Вход был свободный, галерея работала и в будни, и в праздники. Книга отзывов постепенно заполнялась восторженными  личными благодарностями. Вот, например, искренний отзыв группы ленинградских инженеров, проходивших практику на НКМЗ: «В Ленинграде есть Эрмитаж, Русский музей, много других известных музеев, но такой народной картинной галереи – с бесплатным посещением, свидетельствующей, что искусство действительно принадлежит народу, нет ни одной. Молодцы, краматорчане!»

Популярность краматорской галереи росла. Там экспонировались передвижные выставки из других музеев, Союза художников и Художественного фонда СССР. Несколько выставок  прислал Донецкий областной музей; с большим успехом проходили персональные выставки крымского художника Мая Чухланцева и вернувшегося в СССР после многолетнего пребывания в США Виктора Арнаутова. Из-за тесноты помещения нередко приходилось проводить выставки в других местах: в ДК им. Пушкина, в кинотеатре «Родина». Небольшое помещение уже не соответствовало уровню галереи: не было места не только для обширных экспозиций, но и для хранения работ. Иван Иванович Пархоменко неоднократно обращался к городским властям с просьбой  предоставить новый выставочный зал. И в 1960-х годах для галереи, в конце концов, передали строящееся здание Дома быта в одном из центральных  районов. Была произведена перепланировка для двух музеев: Художественного и Музея истории города. В 1967-м году Совмин Украины выделил 9 штатных единиц – и Краматорская картинная галерея  официально  стала филиалом Донецкого областного художественного музея. А с февраля 1992-го года музей стал самостоятельным и был передан в коммунальную собственность города.

В годы работы музея в качестве филиала ДОХМа научные сотрудники  вели активную деятельность  по пропаганде изобразительного искусства. Постоянно обновлялись экспозиции, причём жители города знакомились не только с отдельными коллекциями из областного музея, но и с привозными выставками со всего Советского Союза: Украины, Грузии, Казахстана, Москвы, Ленинграда.

Более четверти века музей возглавляла Раиса Пашко, значительно обогатившая коллекцию и поднявшая учреждение на новый уровень. В 1970-е годы было оборудовано фондохранилище, постепенно решались проблемы по созданию благоприятных условий для хранения работ. Через Министерство культуры УССР и Дирекцию художественных выставок Союза художников УССР Раиса Пашко добилась, чтобы музейная коллекция пополнилась лучшими произведениями искусства украинских мастеров (работы выбирались прямо с престижных выставок в Киеве). Это был продолжительный, планомерный процесс. Формировалась коллекция произведений, характеризующая направления творчества отдельных школ и регионов (киевская, закарпатская, харьковская и т.д.) Тогда же музейное собрание пополнилось работами известных художников, среди которых живопись и графика Н.П. Глущенко, Ф.З. Захарова, С.Ф. Шишко, Т.Н. Яблонской и других. Через Министерство культуры КССР в музей поступали работы художников из Казахстана. В 1970-90-е годы в музее постоянно проходили вернисажи, в которых принимали участие не только профессионалы, но и любители. Вернисажи объединяли художников северной части Донбасса: талантливые молодые краматорцы, увлекающиеся изобразительным искусством, обычно начинали свою творческую деятельность с выставок, экспонировавшихся в городском музее.

По традиции, по окончании  персональных выставок художники оставляли одно из своих произведений в фонде музея. В 1992-м году, когда музей стал самостоятельным, отбор работ с выставок стал, по сути, единственным источником пополнения фондов. Наиболее интересные  коллекции  картин в музейном собрании принадлежат кисти членов Национального союза художников Украины Ивана Базилевского, Виталия Кононенко, Петра Шаповалова, Вячеслава Гутыри, Татьяны Шумской и других.

В середине 1990-х годов стал формироваться фонд декоративно-прикладного творчества. Почин положила небольшая коллекция, состоящая преимущественно из рушников, вышивок местных мастериц и декоративной росписи. Со временем таланты горожан воплотились в работах, выполненных в различных техниках традиционного и современного искусства. Это  кружевоплетение на коклюшках Р. Слеповой, декоративная роспись И. Епишиной и Р. Мищенко, аппликация из берёсты К. Бобровой, Л. Шаповаловой, М. Степанюк и Н. Умаровой, батик Е. Сердюк, М. Князевой, Е. Мельниковой, интарсия  С. Давыдова, флористика Э. Кузьминой. Все авторы являются членами ТОХНУ «Натхнення».

К началу 2000-го года основной фонд Художественного музея составляли 980 произведений изобразительного искусства. Музей не обошли стороной  определённые финансовые трудности: средства на приобретение экспонатов практически не выделялись, музейная коллекция пополнялась исключительно работами местных авторов (примерно, 30-ть предметов в год). Своеобразным стимулом к новым поступлениям в собрание музея стало решение методсовета об издании каталога работ краматорских художников. В течение двух лет музейная коллекция пополнилась 150 лучшими произведениями местных художников и мастеров декоративно-прикладного творчества, ярко характеризующими их авторский стиль и художественное видение.

В 2004-м году, накануне празднования 60-й годовщины освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, планировалась выставка графики участников Второй мировой войны. Готовясь к выставке, работники музея написали письма художникам, чьи работы должны были экспонироваться, с просьбой прислать свои каталоги и информацию о себе. Художники откликнулись, предоставив интересные проспекты,  статьи и каталоги, которые использовались для подготовки выставки. Мероприятие прошло успешно, был издан небольшой каталог. В 2004-2005 годах музейную коллекцию пополнили своими работами заслуженные художники Украины, киевляне А.И. Микора и Н.А. Родин. География поступлений в фондовую коллекцию расширялась и достигла Николаева: народный художник Украины Н.Ф. Бережной передал в фонд музея акварели, Т.М. Купцова – акварели, офорты и живопись.

Более 200-т произведений  в жанре графики передал в дар Игорь Филиппович Лаптев (г. Киев) в 2006-м  году. Это работы его дочери Ирины Лаптевой-Витэк и внучки Елены Лаптевой-Витэк. Елена, студентка Московского государственного художественного института (МГХИ) им. Василия Сурикова, прожила короткую, но яркую жизнь. Ещё в раннем детстве получив от своей мамы-художницы навыки изобразительного искусства, девушка успела оставить 140 акварельных пейзажей и натюрмортов, пропитанных теплом и светом её души. Выпускница Киевской художественной школы и колледжа при МГХИ, призёр многих международных выставок, она без экзаменов была зачислена на первый курс московского вуза. Осенью 2000-го года семья Лаптевых-Витэк выехала из Москвы в Киев на празднование 70-летия Игоря Филипповича. Доехать было не суждено: вся семья погибла в автокатастрофе. Лене было всего восемнадцать лет… Коллекция её работ хранилась у Игоря Филипповича. Незадолго до своей смерти он передал её в дар краматорскому художественному музею – вместе с личной коллекцией керамики Ирины Лаптевой-Витэк, дающей прекрасное представление о народном творчестве мастеров из различных регионов Украины, России и Грузии.

В эти годы научные сотрудники музея стали более требовательно относится к собирательской деятельности. Решено было пополнять основной фонд  исключительно работами музейного уровня. Остальные подаренные произведения брали во вспомогательный фонд, чтобы в дальнейшем использовать их на выставках вне музейных залов. Была тщательно проанализирована коллекция работ краматорских художников, после чего коллектив музея обратился к авторам с просьбой передавать в фонды произведения только на определённую тему: наш город, родной край, галерея портретов известных краматорцев. Пополняя фонды, научные сотрудники убеждали художников в том, что в коллекции музея должны храниться исключительно лучшие их работы, показывающие весь спектр  их творчества. Среди тех, кто отнёсся к призыву с пониманием, были Т.А. Шумская, К.В. Князев, М.Э. Князева, А.В. Ноткин, С.В. Зозуля и другие.

Особый вклад в формирование музейной фондовой коллекции и в развитие музея в целом внёс Иван Иванович Базилевский — член Союза художников СССР с 1971-го года, член Национального союза художников Украины, Почётный гражданин города Краматорска. Создание и становление в Краматорске картинной галереи – одна из страниц его общественной деятельности. Когда формировался фонд музея, он передал в дар 13-ть своих живописных работ. Сейчас в музее хранится уже 70-т его произведений: живопись, графика и скульптура. Эти работы – не только этап в творческой деятельности художника, но также одна из весомых авторских коллекций в собрании музея. В ней всесторонне представлены различные жанры и техники исполнения: есть пейзажи Крыма, где родился Базилевский, виды Донбасса, где он живёт более 50-ти лет. Индустриальный край, терриконы, степи нашли своё отображение в работах «Земля донецкая», «Ветер», «Край мой Донецкий», «Снимок на память». Значимое место в творчестве Базилевского занимают сюжетно-тематические картины. В частности, на индустриальную тему: «Первопроходцы – разведчики недр», «Геологи», «Котлован – передний край земли железной», «На стройке канала Днепр-Донбасс». В коллекции краматорского художественного музея находится целый ряд его полотен, посвящённых Великой Отечественной войне, а также портреты Героев труда, ветеранов войны. Одним из творческих направлений, в котором постоянно работает художник, является графика. Музей располагает прекрасной коллекцией рисунков и дружеских шаржей на членов литературного объединения им. Н. Рыбалко и работников городской газеты «Краматорская правда». В 2013-м году, к 55-летию творческой деятельности художника, вышел в свет замечательный альбом-монография «Иван Базилевский. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство», в который вошли репродукции более 450-ти произведений.

Благодаря переписке с художниками из разных регионов Украины музейная коллекция пополнилась работами одесситов: заслуженного художника Украины Н.Н. Прокопенко, О.Ю. Прокопенко-Котляровой, Т.С. Бродецкой, Н.Н. Котляровой, М.И. Пархоменко (сын И.И. Пархоменко). Свои работы музею подарили донецкие художники Ф.Н. Таралевич, В.П. Семисенко. В отдел скульптуры передали свои работы народный художник Украины Н.М. Дерегус-Лоренс и Б.П. Ульянов. Постоянно организуются выставки, на которых экспонируются новые поступления в фондовые коллекции, сообщения  о них делаются в прессе и на телевидении.

Научные сотрудники ведут кропотливую работу по исследованию коллекции. К сожалению, финансовые возможности не позволяют в полном объёме издавать каталоги, готовящиеся к печати,так что приходится пока принимать ситуацию такой, как есть,и ограничиваться небольшими тиражами буклетов и выставочных каталогов. В настоящий момент подготовлены к изданию каталог «Русская гравюра XVIII – начала XX вв.», каталог произведений, посвящённых Лесе Украинке, Тарасу Шевченко. Определённой вехой в научно-исследовательской и издательской работе становится каждый юбилей музея. Так, например, к его 30-летию был издан каталог «Оазис. Краматорские художники». К 35-летию –каталог, в который вошли произведения местных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и фотохудожников. К 40-летию музея, при поддержке Генерального консульства Республики Казахстан, был выпущен каталог «Казахстан. Живопись, графика, скульптура». Своё 45-летие музей отметил изданием памятного художественного календаря на 2012-2013-й годы, в который вошли репродуцированные картины из музейных фондов. В честь 50-летия коллектив музея готовит к изданию юбилейный каталог «50 лет Художественному музею Краматорска», а также каталог «Иван Пархоменко. Город и люди».

В последние годы (2014-2015 гг.) фонды музея пополнились работами местных художников Ивана Базилевского, Александра Ноткина, Виктора Ноткина, Натальи Поповой, Ларисы Кулешовой, Клары Бобровой. Ряд произведений передали в музейные фонды художники Роман Яцив (г. Львов), Ася Колос (г. Киев), Владимир Пивень (г. Дружковка), Сергей Гусак (г. Славянск). Коллекция музея также пополнилась интересными экслибрисами, выполненными художниками Украины, России и Армении, в том числе Борисом Романовым (г. Северодонецк).

Местные газеты предоставляют научным сотрудникам музея полосы для публикации статей, в которых освещаются и музейные проблемы, и проведение выставок, и исследования отдельных коллекций. Интерес у жителей города вызывают публикации о персональном творчестве местных художников, о ходе тематических выставок.Краматорский Художественный музей – обладатель многочисленных дипломов всех уровней, Почётных грамот и Благодарностей, полученных в качестве признания его высокой научно-просветительской деятельности. Так, например, в 2002-м году трудовому коллективу музея была вручена Почётная грамота городского совета «За весомый вклад в развитие культуры г. Краматорска». В 2004-м году Художественный музей стал лауреатом акции «Человек года» в номинации «Место досуга» (по версии регионального еженедельника «Восточный проект»).

В 2007-м году музей был удостоен Благодарности посольства Республики Казахстан в Украине – «За активную деятельность по укреплению культурных связей между Казахстаном и Украиной». В том же году сотрудниками музея была получена Благодарность от краматорской городской Станции Юных Техников – «За весомый вклад в дело воспитания подрастающего поколения» (художественный музей является постоянным партнёром СЮТ в деле популяризации детского декоративно-прикладного творчества и организации выставок детских работ). В богатой коллекции наград музея – Грамота от краматорского городского фотоклуба «Юрис» «За активную работу по пропаганде фотоискусства» (2004 г.), Грамота ДДМА «За весомый вклад в дело воспитания студенческой молодёжи» (2008 г.), Благодарность от руководителя ИЗОстудии «Декор» В. Черненко «За помощь в проведении выставок детского творчества» (2009 г.), дипломы участника областного конкурса на лучший музейный проект 2009-2011-2012-2013-го гг., диплом участника конкурса на лучший музейный проект «Музеи – детям» (2010 г.), Благодарность КГОО «Женское сообщество  «Триумф»за участие и поддержку новогоднего благотворительного мероприятия «Подарим сказку детям!» (2014 г.), Почётная грамота Управления образования Краматорского городского совета «За плодотворное сотрудничество» (2009 г., 2013 г.), Благодарность отдела молодёжи и спорта Краматорского городского совета (2014 г.), Благодарность Краматорской общеобразовательной школы I-IIIступеней №25 «За сотрудничество с профильным обучением в вопросах патриотического и эстетического воспитания» (2014 г.).

С 2005-го года краматорский Художественный музей возглавляет Елена Орлова, за время своей деятельности в сфере культуры отмеченная Грамотой отдела культуры и туризма «За высокий профессионализм, творческие достижения и весомый вклад в развитие музейного дела в г. Краматорске» (2008 г.), Благодарностью администрации краматорского городского приюта для детей (2009 г.), Благодарностью коллектива ЦВР «За многолетнее сотрудничество и в честь 45-летия со дня основания художественного музея» (2012 г.), Благодарностью КГОО «Женское сообщество «Триумф» «За постоянную поддержку и помощь в проведении благотворительных акций для онкобольных детей, детей-сирот и детей-инвалидов» (2011, 2013, 2014, 2015 гг.), Грамотой Донецкого областного учебно-методического Центра культуры «За весомый вклад в развитие народного творчества» (2012 г.), Почётной грамотой Управления культуры и туризма Донецкой областной государственной администрации (2013 г.), Грамотой «За высокий профессионализм, патриотизм, весомый личный вклад в развитие культуры в прифронтовой зоне, преданность своему делу и победу в номинации «Берегиня культурного пространства» в рамках акции «Лидер народного доверия», проводимой журналом «Музеи Украины» (2015 г.) Разумеется, награды и звания для директора музея – не главное. Главное – в ежедневной просветительской работе в сфере культуры, направленной на поддержку и формирование нравственного и эстетического мировоззрения современного общества. «Во взаимодействии культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать именно культуре, что избавит цивилизацию от многих угрожающих ей искажений. Самое важное для людей – дух и творчество, затем идёт здоровье и лишь на третьем месте – богатство», — соглашается Елена Орлова с известным высказыванием Николая Рериха. Художественный музей – это воплощение Красоты, которая лежит в основе понятия культуры и может стать фундаментом нового мышления.

Елена Орлова, директор Художественного музея Краматорского городского совета:

— Невозможно и противоестественно воспринимать художественный музей как склад пыльных экспонатов из категории «сделал и забыл». Музей – это живой собеседник, с которым всегда интересно говорить. Музей – это книга, на каждой странице которой можно открыть для себя  что-то новое. Музей – это сокровищница произведений искусства, предназначенная поколениям потомков. Музей – это огромная страна, которую населяют ушедшие века с их дыханием, красками, чувствами, эмоциями, изменчивым художественным поиском.

Чтобы почувствовать ту особую энергетику, которую излучает картина или скульптура, нужно увидеть произведение собственными глазами. Люди, бывает, часам стоят перед тем или иным полотном, впитывая его излучение, реконструируя или восстанавливая свой внутренний мир, формируя собственную философию, эстетические взгляды. Аура произведения искусства, так или иначе, влияет на ауру человека, очищая её, перестраивая, делая ярче. Именно поэтому в художественных музеях – особая, неповторимая  атмосфера. Творчество в чистом виде – это кладезь положительной энергии, иной раз заставляющей человека взглянуть другими глазами на самого себя. «Что я сейчас чувствую?… Почему я испытываю именно такие чувства, глядя именно на эту картину?..» — подобные вопросы помогают человеку определить, каков же он сам – внутренний, с ещё неразгаданными мыслями и эмоциями. По этой причине  художественный музей не может переместиться в виртуальное пространство, какими бы ни были требования XXI века. Электронные сайты нужны для рекламы, для тех людей, которые, по тем или иным  причинам, не в состоянии прийти в музей, а вовсе не для того, чтобы широким кругам посетителей  страницами сайта и ограничиться. Если сделать экскурсии по залам музеев исключительно виртуальными, от этого утратится весь смысл существования музея как сокровищницы произведений искусства. Виртуальное пространство можно наполнить виртуальными же картинами, созданными не живыми кистями и красками, а при помощи компьютерных технологий. Напрашивается вопрос: а где же тут сам Человек?.. Ведь цель и задача существования музея – сформировать Человека Культурного, высокодуховную личность, способную на тонкие переживания, на художественное восприятие окружающей действительности и, как следствие, на качественные мыслеформы. Это возможно только при непосредственном контакте, при так называемом «живом» общении с произведениями искусства.

Мой путь к работе в музее можно назвать «долгой дорогой к себе». Сейчас я отчётливо понимаю, что художественный музей – это мой мир, моё настоящее дело, которым я хочу заниматься до конца жизни, но попала я сюда не сразу, успев попробовать себя в других профессиях. Родилась я в Краматорске, в семье служащих, далёких от музейной работы – мама заведовала детским садом №35, отец работал на КЗТС. Я окончила ОШ №12, после школы поступила в Харьковский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-технолог по производству строительных изделий и конструкций». Звучит несколько тяжеловесно, правда? Казалось, что это существенная, «серьёзная» специальность, которая даст мне уверенность в завтрашнем дне. Однако жизнь складывалась так, что трудовую деятельность  я начала совсем по другому профилю – в должности пионервожатой в ОШ №21. Потом пошла разметчицей на КЗТС, поближе к отцу, позже перешла в отдел главного механика. После декретного отпуска была музыкальным работником в д/с №35. И только потом обстоятельства сложились так, что в 1995-м году я была зачислена заведующей отделом фондов в штат художественного музея. В то время директором музея была Раиса Ивановна Пашко, о вакансии я узнала почти случайно и неожиданно для себя. Сейчас трудно сказать, как же так произошло, что пионервожатая-разметчица-специалист отдела главного механика-музыкальный работник детского сада вдруг стала работать в художественном музее. Наверное, это судьба. Да, конечно, в техническом плане дело было для меня новым, не хватало специальных знаний, но в душе я ощутила призвание. Само собой, училась, принимала участие в семинарах, проходила стажировку и курсы повышения квалификации в Киеве, на базе национальных заповедников и музеев Украины.

С 2005-го года я стала директором Художественного музея. Мне часто задают вопрос: директор музея – это в большей степени учёный или менеджер? И то, и другое. Параллельно с научной деятельностью директор должен выстроить всю систему работы музея как государственного учреждения – от установления размеров входной платы до издания каталогов и организации экскурсий. Важно привлечь в музей как можно больше посетителей, а этого не добиться, ограничившись исключительно научной работой. Совмещать обе ипостаси, конечно же, сложно, поэтому так важна поддержка коллектива. В штате музея в настоящее время 14-ть сотрудников — смотрители, научные сотрудники, кассир, рабочий по комплексному обслуживанию здания, организатор экскурсий. Коллектив у нас сложившийся, во всех отношениях стабильный, не меняющийся на протяжении многих лет. В основном, сотрудники занимают свои должности продолжительное время, ориентируются  во всех насущных вопросах, хорошо знакомы с широкими творческими кругами Краматорска и региона, постоянно повышают свою квалификацию, стажируясь и принимая участие в семинарах в Донецке, Мариуполе, Харькове, Запорожье, Виннице, Переяславе-Хмельницком. Так, например, в 2014-м году научный сотрудник Елена Фидря принимала участие во Всеукраинском семинаре «Роль музеев в мире, который меняется» (г. Донецк),  в 2015-м году участвовала в научно-практической конференции «Музейная педагогика – проблемы современности и перспективы» (г. Киев). Старший научный сотрудник Вена Котлярова в 2014-м году принимала участие в научном совещании за Круглым столом в Министерстве культуры Украины (г. Киев). Старейший наш сотрудник – Анна Степановна Анпилогова, кассир, работает в художественном музее со дня его открытия, то есть уже почти 50 лет. Наши посетители настолько привыкли видеть Анну Степановну у центрального входа в музейные залы, что многие  всерьёз считают её  «лицом» музея! В определённом смысле так оно и есть: от того, какими глазами смотрит на посетителей кассир, зависит, захочется ли им купить билет и войти, а потом прийти снова. Работа кассира по своему характеру не самая творческая,рутинная, зачастую сотрудники, проработав несколько месяцев, понимают, что музей – не для них. Но Анна Степановна «заболела» музеем навсегда, отдав любимому делу часть души.

С самого начала мне было интересно наблюдать, каким видят Краматорск наши художники, как они изображают его на своих картинах. В советские годы преобладала тема «Краматорск индустриальный» — заводы, городское строительство, зоны отдыха горожан. Ярко выделялся машиностроительный  профиль нашего города, его промышленный образ. Это был город-работник, город трудовых будней, которые составляют основную часть жизни его обитателей. Позже я увидела Краматорск и другим: на  живописных полотнах он предстал светлым, праздничным, зелёным, красивым во все времена года. Зимний Краматорск, Краматорск летний, весенний, осенний – это всё тот же любимый город, который хорош для нас в любом проявлении. На каждом полотне, будь то акварель, графика или масляная живопись, я вижу, что автор любит свой Краматорск и старается показать его именно в таком сердечном ракурсе.После каждой очередной выставки творчества местных художников я думаю: если все они видят город таким замечательным, значит, таков он и есть! Любопытный нюанс: в художественном смысле Краматорск и Одесса – города-побратимы. Да, это действительно так: мы уже не раз обращали внимание, что некоторые краматорские улицы и переулки очень похожи на одесские. Та же архитектура домов, тот же уют и та же «летящая», почти морская  свежесть! Мне всегда хочется поскорее вернуться домой, когда я бываю в отъезде, снова пройти по улицам родного города, посмотреть на дома, парки и аллеи. У всех моих близких людей такое же чувство. Краматорец – это навсегда. Когда, бывает, заходит речь о том, каков же по своим качествам Человек Культурный, я всегда говорю: конечно, основные черты его личности – это ответственность, искренность, доброжелательность,умение владеть собой, видеть и ценить прекрасное. Но есть и ещё кое-что. Не может человек назвать себя культурным в полном смысле этого слова, если ничего не знает о своём городе, о его истории, традициях, отличительных особенностях, о его месте  и роли среди других городов страны.

Я рада, что наши люди находят время, чтобы приходить в художественный музей, что они отдают себе отчёт в том, насколько важна эта форма работы по воспитанию чувств и эмоций, эстетического интеллекта в целом. В наши дни, к сожалению, нередко поднимается вопрос о переводе музейных учреждений на самоокупаемость. Боюсь, при таких условиях музеи работать не смогут. По крайней мере, продолжительное время. Музеи – дотационные учреждения, просто не имеющие морального права устанавливать высокие цены на входные билеты. Цель работы музеев – просвещение, а не заработок. Музей должен быть доступен всем без исключения категориям населения, поскольку это вопрос культуры, а не развлечения. Особая категория посетителей – дети. Для них вход в музей должен быть свободным, поскольку от их культурного развития зависит наше общее будущее. Наша задача состоит в том, чтобы посещение музея стало для них насущной необходимостью, душевной потребностью, чтобы экскурсии и тематические лекции в музее стали частью их жизни. От организации работы с юными посетителями зависит, придут ли они в музей, став  взрослыми. Согласитесь: чем раньше начнётся процесс эстетического воспитания детей, тем он будет эффективнее. Культура – не сиюминутная прихоть и не дань моде, а сложный, многоступенчатый  процесс, не происходящий в одночасье.

А самые большие проблемы с финансированием испытывают сейчас именно работники сферы культуры. Наш музей – не исключение. Актуальная проблема – сохранность музейных ценностей. В музее имеется фондохранилище, лишь частично приспособленное для хранения произведений искусства. Находится оно в подвальном помещении, причём рассчитано на два музея: художественный и исторический, находящиеся на разных этажах в одном здании. Три зала фондохранилища оборудованы специальными стеллажами для хранения произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, но помещение для карантина отсутствует. Приходится кое-как исходить из реальных возможностей: кварцевать и проветривать помещение, делать профилактическую обработку и текущий ремонт. Воздействие внешних факторов крайне отрицательно влияет на хранение музейных предметов. Есть трудности, связанные с консервацией и реставрацией музейных экспонатов, так как в нашем штате нет художника-реставратора. Начиная с 2003-го года, мы сотрудничаем с Харьковским филиалом научно-исследовательского реставрационного центра. Уже отреставрирована коллекция русской графики и живописи XVIII-XX веков, большая часть коллекции работ Н.П. Глущенко (в собрании музея их, в целом, 33). Планируем продолжить наше сотрудничество и в дальнейшем.Также в наших ближайших планах — целенаправленное пополнение и изучение фондовой коллекции, проведение целого ряда ретроспективных выставок и каталогизирование музейного собрания.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что культурное наследие – категория историческая. Памятники разных эпох, художественные ценности, собранные в фондах музеев, приобретают особую значимость с учётом специфики человеческого мышления. Дело в том, что оно не может воспроизвести историю без объёма знаний, накопленных многовековым опытом: люди воспринимают мир во всём его многообразии как процесс, а не как готовый результат, каждое звено ощущается важным и нужным. Одной из форм выражения обобщённого опыта является экспозиция художественного музея. Таким образом, хранение превращается в высокое искусство сбережения  исторической памяти человечества. Вся наша деятельность направлена на достижение гармонии Человека с окружающей средой, со сложившимися национально-культурными традициями.

«Хранение – закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший еще задолго до него. Хранение есть свойство не только органической, но и неорганической природы, а в особенности – природы человеческой», — писал Николай Фёдоров. Художественные, краеведческие, литературные, историко-мемориальные музеи важны своей способностью «оживить время», приблизить исторические события к духовной жизни современного общества. Это социально-культурные центры, по своей коренной сути направленные на развитие человеческой личности, способствующие приобщению новых поколений к общечеловеческим ценностям — как духовным, так и материальным. Их уникальная  особенность в том, что они рассматривают механизм коммуникации между поколениями как феномен культуры. Неизменная сущность музея – быть правдивым посредником между Прошлым, Настоящим и Будущим.

Подготовила Яна Андриенко

(в тексте использована информация, предоставленная старшим научным сотрудником Художественного музея Краматорского городского совета Котляровой В.П.)

2016 г.


Добавить комментарий