К 80-летию первой публикации повести-сказки «Маленький принц»

Апрель 27, 2023 в Книги, просмотров: 315

«Маленький принц» явился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери переехал после того, как нацистская Германия оккупировала Францию. Книга была выпущена издательством «Рэйнал-энд-Хичкок» 6 апреля в двух языковых версиях: на французском — то есть на языке оригинала — и в английском переводе Кэтрин Вудс.

Необычная сказка, с равным воодушевлением воспринимаемая детьми и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня, в XXI веке, ею по-прежнему зачитываются люди, ищущие ответы на вечные вопросы — о смысле жизни, неизбежности смерти, возможности познания дружбы и любви.

По форме — состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету — сказка, рассказывающая о волшебных приключениях принца, покинувшего родное королевство во имя странствий, по художественной организации — притча — проста в речевом исполнении и затейливо многообразна в плане философского содержания.

Главной идеей сказки-притчи было и остаётся утверждение истинных ценностей бытия, главной антитезой — чувственное и разумное восприятие мира. Первое характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе — прерогатива большинства взрослых людей, прочно обосновавшихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

«... Деловой человек поднял голову.

— Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов...

— Миллионов чего?

Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.

— Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

— Это что же, мухи?

— Да нет же, такие маленькие, блестящие.

— Пчёлы?

— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьёзный. Мне мечтать некогда.

— А, звёзды?

— Вот-вот. Звёзды.

— Пятьсот миллионов звёзд? Что же ты с ними делаешь?

— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьёзный, я люблю точность.

— Так что же ты делаешь со всеми этими звёздами?

— Что делаю?

— Да.

— Ничего не делаю. Я ими владею.

— Владеешь звёздами?

— Да.

— Но я уже видел короля, который...

— Короли ничем не владеют. Они только правят. Это совсем другое дело.

— А для чего тебе владеть звёздами?

— Чтоб быть богатым.

— А для чего быть богатым?

— Чтобы покупать ещё новые звёзды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает почти как пьяница», — подумал Маленький принц.

И стал спрашивать дальше:

— А как можно владеть звёздами?

— Звёзды чьи? — ворчливо спросил делец.

— Не знаю. Ничьи.

— Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

— И этого довольно?

— Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, — значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придёт в голову какая-нибудь идея, ты берёшь на неё патент: она твоя. Я владею звёздами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть...«

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и открытым сердцем. Он удивлённо спрашивает у Короля, чем тот правит, у Честолюбца — для чего ему нужно восторженное восхищение окружающих, у Пьяницы — отчего ему совестно, у Фонарщика — что такое уговор. Возвращение сказочного героя домой происходит путём его фактической смерти от яда пустынной змеи. По сути, это не что иное, как воплощение идеи о вечной жизни души, которая может отправиться на Небеса, только оставив на земле свою телесную оболочку. Пребывание Маленького принца на планете Земля соотносится с идеей духовного роста, в ходе которого познаётся дружба и любовь, приходит осознанное чувство ответственности «за тех, кого приручил».

«... Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх... Они должны были меня растрогать, а я разозлился... Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить...»

По свидетельствам биографов Антуана де Сент-Экзюпери, персонаж Маленького принца основан не только на классических сказочных образах, но содержит также и узнаваемые черты личности самого автора — представителя обедневшего дворянского рода, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами — это беспокойная детская душа Тонио де Сент-Экзюпери. В 1940 году, в перерывах между боями с немцами, он часто рисовал в блокноте мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменил длинный шарф (какой носил и сам Сент-Экзюпери), а облако стало астероидом Б-612...

По содержанию произведения, встреча взрослого лётчика со своим предполагаемым «Я» происходит в один из самых трагичных моментов его жизни — при вынужденной посадке в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти пилот узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта: «Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он её покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову». Автор сопереживает Маленькому принцу, проникается его острыми впечатлениями и страданиями, идёт вместе с ним искать наугад колодец и даже баюкает своё подсознание на руках, как «хрупкое сокровище».

Взаимоотношения Маленького принца и Розы, по сути, аллегорическое изображение любви и разности её восприятия со стороны мужчины и со стороны женщины. Капризная, гордая, прекрасная Роза (прообраз — жена автора Консуэло, импульсивная латиноамериканка по прозванию «маленький сальвадорский вулкан») манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, безропотно верящий в то, что ему говорят, принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела: за тот чудесный аромат, который она дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, маленький космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, оставшемся на далёком астероиде, но встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно позабытые людьми истины: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...

Художественный образ Лиса — аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из желания быть кому-то нужным. В понимании Лиса друг — тот, кто наполняет жизнь смыслом: разрушает обыденность, позволяет видеть красоту окружающего мира (поэтичное сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями), и даже заставляет плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему мудрый урок. Прощаясь с жизнью на Земле, он думает не о смерти, а о друге.

По одной из версий, образ Лиса в повести-сказке соотносится с библейским образом Змея-искусителя: впервые герой встречает его под яблоней (Древом познания Добра и Зла); животное делится с мальчиком знаниями о самых важных жизненных основах — о любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает секрет, он тут же обретает смертность. На Земле он появился, легко путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может лишь путём отказа от физической оболочки.

В роли «сказочных чудовищ» в повествовании Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор помещает каждого на свою планету, замыкая человека в узком пространстве и словно под увеличительным стеклом показывая его истинную сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, неутолимая страсть к богатству, невежество — наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком выставляется жизнь/деятельность, лишённая смысла: Король правит выдуманными подданными и отдаёт только те приказы, которые эти подданные могут выполнить; Честолюбец требует безудержного восхищения от всех и вся; Пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; Деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их сиянии, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; Географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, выглядит Фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле тем временем уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она проникнута солнечными лучами, которые струятся не только в золотистых волосах и жёлтом шарфе Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, в пшеничных колосьях, в ярко-оранжевом Лисе.

Грустный финал не отменяет и не позволяет забыть жизнеутверждающего начала сказки: автор начинает слышать смех звёзд и по-новому видеть мир от того, что «где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам розу».

«Взгляните на небо. И спросите себя: „Жива ли та роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел?“ И вы увидите: всё станет по-другому...»

Источники:

https://goldlit.ru/saint-exupery/594-malenkii-prints-analiz

https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86

http://loveread.ec/read_book.php?id=1833&p=1


Добавить комментарий